Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отдых и сон






После того как малыш проявил поисковую активность, взял материнскую грудь и получил первые капли молозива, он засыпает. Это происходит примерно через 1 час после родов. Как правило, к этому моменту женщина тоже испытывает непреодолимое желание расслабиться и заснуть.

Перинатальная психология

Роды — это физиологический процесс, требующий напряжения и усилий не только от матери, но и от плода. Рождающийся ребенок является активным участником родов и не равнодушен к происходящим с ним событиям. Вопреки существующему мнению, что плод во время родов полностью безучастен, он переживает свое рождение с эмоциями необыкновенной силы. Состояние стресса, переживаемое ребенком во время рождения, принято называть травмой рождения или родовым стрессом. Стресс, переживаемый плодом в ходе благополучных физиологических родов, является физиологической нормой. Благодаря процессу родов и родовому стрессу происходит перестройка всех систем жизнеобеспечения плода, что позволяет младенцу успешно приспособиться к внеутробному существованию. Помимо физиологической перестройки роды являются механизмом, определяющим характер психоэмоциональных реакций и поведения человека.

Перинатальным называют период развития ребенка с 28 недели внутриутробной жизни до исполнения ему 1 недели после рождения, включающий роды. Перинатальная психология занимается изучением переживаний плода перед родами, во время них и в первые часы и дни жизни ребенка. Главным предметом изучения перинатальной психологии является опыт биологического рождения и его значение в последующей жизни человека.

Опыт биологического рождения

Современные исследования в области психологии, психотерапии и психиатрии таких видных ученых, как Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Отто Ранк, Нандор Фодор, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и других, доказали, что у человека (впрочем, как и у всех млекопитающих) сохраняется бессознательная память о биологическом рождении, которая в дальнейшем определяет его физическое и психическое здоровье, стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и отношение к окружающему миру.

Доказательством того, что в памяти человека сохраняются события биологического рождения, является целый ряд исследований, во время которых было обследовано несколько тысяч пациентов в возрасте от 20 до 60 лет (более 25 000). Эти исследования показали, что события рождения и первых дней и недель жизни запечатляются в памяти человека с фотографической точностью [С. Гроф, 1993]. Во время лечебных психотерапевтических сеансов, целью которых было воспроизведение ситуации родов, пациенты вспоминали и переживали действительные события биологического рождения во всей их сложности. Впоследствии это подтверждалось объективными свидетельствами. Часто люди до сеанса не знали обстоятельств своего рождения. Во время сеанса им удавалось вспомнить особенности и аномалии утробного положения, детальную механику родов, характер родовспомогательного вмешательства и послеродового ухода. Удивительно то, что описания пациентов в точности соответствовали рассказам их матерей о ходе родов. Обычно явственно вспоминаются переживания, связанные с ягодичным предлежанием и поперечным положением в матке, обвитием пуповиной, применением стимуляции, анестезии и использованием других препаратов, вскрытием плодного пузыря, разными акушерскими приемами, перерезанием пуповины, реанимационными процедурами и т. д. Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что переживание рождения на психотерапевтических сеансах сопряжено с биологическими изменениями в теле, копирующими ситуацию действительных родов. Примером тому служит низкое кислородное насыщение крови, биохимические признаки стресса и специфические характеристики углеводного обмена, характерные для плода в период родов. Такое комплексное восстановление ситуации рождения, распространяющееся на внутриклеточные процессы и на цепочки биохимических реакций, говорит о ее значимости для всей последующей жизни человека [С. Гроф. «За пределами мозга», 1993].

Содержание воспоминаний о рождении

Современная психология и психиатрия рассматривают процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Бессознательная память о событиях рождения составляет перинатальный уровень и существует в виде отдельных блоков информации, которые формируются на разных этапах родов. Эти динамические информационные структуры называют перинатальными матрицами.

Перинатальные матрицы — это устойчивые структуры, являющиеся базовыми для всех психофизиологических реакций в течение всей последующей жизни индивида. Они предопределяют стереотипы и стиль поведения, способы действий и избирательность к внешним объектам и событиям, а также уровень физического здоровья человека.

Чаще всего в трансперсональной психологии выделяют четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ), которые формируются во время беременности и на каждом этапе родов. Первая матрица формируется в конце беременности, вторая — в первом периоде родов во время раскрытия шейки матки, третья — во втором периоде родов при прохождении плода по родовым путям, четвертая — в момент рождения ребенка. Опишем их содержание.

Первая базовая перинатальная матрица (БПМ I) возникает во время благополучного внутриматочного существования плода при обычном положении (продольном, головном) и отражает симбиотическое единство матери и плода. Согласно С. Грофу, БПМ I характеризуется отсутствием границ и препятствий, например океаническое сознание или пребывание в межзвездном пространстве, связью с матерью-Природой в ее лучших проявлениях, например мирные и изобильные картины природы, дающей индивиду пищу, полную безопасность и блаженство (рис. 23).

Рис. 23. Райский цветок. Этот рисунок символизирует безмятежное внутриутробное состояние, полную реализацию всех потребностей и устремлений, единство с миром

 

Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ II) формируется в первом периоде родов во время родовых схваток. Она содержит ощущение тревоги и надвигающейся опасности, память о ситуациях, угрожающих выживанию или целостности тела человека, а также о нахождении в замкнутом пространстве (тюрьме, лабиринте), отсутствии выхода. Кроме этого, может воспроизводиться апокалиптическое видение мира, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, зловещие цвета, душевные и телесные мучения, тревога, чувство вины и надвигающейся опасности. Телесные страдания бывают связаны с ощущением голода, жажды, тошноты, болей в прямой кишке, мочевом пузыре или в области половых органов (рис. 24).

Рис. 24. Ночной кошмар. Этот рисунок символизирует давящее сжимающее пространство, надвигающуюся угрозу и удушье

 

Третья базовая перинатальная матрица (БПМ III) содержит память о втором периоде родов и характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механистическим сдавливанием и удушьем, контактом с биологическими продуктами (кровь, кал, слизь и т. п.). Индивид переживает элементы титанической битвы, садомазохистские ситуации и сильное сексуальное возбуждение. Это смесь агрессии и яростной биологической реакции на удушье, боль и тревогу. Здесь ситуация не кажется безнадежной, а сам индивид беспомощным. «Он принимает активное участие в происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель» [С. Гроф, 1993] (рис. 25).

Рис. 25. Разлука с родителями. Этот рисунок выражает динамичное страдание, связанное с неумолимым удалением родителей и началом какой-то грандиозной катастрофы, когда индивидуум остается один на один с опасностью и полным отсутствием помощи от кого бы то ни было

 

Четвертая базовая перинатальная матрица (БПМ IV) связана с моментом непосредственного появления ребенка на свет, предшествующего периоду релаксации. «В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После пересечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид» [С. Гроф, 1993]. Эта матрица содержит опыт смерти-возрождения. Непосредственно перед появлением на свет индивид переживает полное уничтожение на всех мыслимых уровнях — от физической гибели до морального разложения и грехопадения. Немедленно за этим крахом следует видение света ослепительной красоты, чувство духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Эти переживания сопровождаются потоком положительных эмоций в отношении себя и существования вообще (рис. 26).

Рис. 26. Свет возрождения. Этот рисунок символизирует погружение в ослепительный свет и чувство триумфальной радости, избавление от опасностей и невзгод

 

Нейроэндокринные механизмы формирования перинатальных матриц

Перинатальные матрицы, определяющие поведение и психоэмоциональное состояние человека, отражают реальные события родов и формируются как нейроэндокринные структуры и информационные клише, отражающие взаимосвязь нервных и эндокринных процессов. Именно во время естественных родов в мозгу ребенка устанавливается так называемый «гормоностат», который впоследствии будет регулировать соотношение гормонов в его организме Специфика действия этого гормоностата определяется индивидуальным гормональным балансом, который устанавливается на каждом этапе родов и является оптимальным для данного ребенка. Именно эти соотношения гормонов и нейрогормонов определяют состояние психического и физического здоровья, а также законы психоэмоциональной жизни индивидуума.

Во время физиологических родов в организме рождающегося младенца присутствует сложный гормональный баланс, который отличается высоким содержанием окситоцина, пролактина, адреналина и норадреналина, эндорфинов, кортизона и кортизола. Каждый из этих гормонов стимулирует определенные физиологические функции организма плода, в совокупности обеспечивая его благополучное рождение. Например, адреналин и норадреналин повышают энергоотдачу, активизируют работу кровеносной системы и дают необычайно сильное мышечное напряжение, обеспечивающее стремление к преодолению препятствий. Норадреналин способствует также совершению ребенком первого вдоха и осуществлению самого процесса дыхания в первые минуты после рождения. От матери плод получает окситоцин и питуитрин, стимулирующие его мышечную активность, а также эндорфины, оказывающие болеутоляющее действие.

Каждый из нижеперечисленных гормонов регулирует физиологические процессы и психоэмоциональные реакции человека. Выделим основные гормоны, регулирующие родовую деятельность, и охарактеризуем связанные с ними психоэмоциональные процессы. Окситоцин — гормон связи, супружеской любви и привязанности. Кроме этого, он влияет на процессы памяти, способствуя забыванию событий.

Пролактин — гормон материнства, материнской любви и привязанности, которая устанавливается между матерью и ребенком. Эндорфины — нейрогормоны, вырабатывающиеся во время переживания счастья и блаженства, ничем не омраченной радости, дающие чувство удовлетворения и имеющие болеутоляющий эффект Катехоламины (адреналин и норадреналин) — гормоны стресса, вызывающие агрессию и возбужденность, напряжение и страх. Кортизон и кортизол — гормоны подавленного действия, вызывающие депрессивные состояния, покорность и подчинение ситуации, отсутствие стремления к сопротивлению. При их высоком уровне содержания в крови снижаются все функции организма и подавляется репродуктивная функция.

Каждый этап родов характеризуется разным соотношением гормонов и нейрогормонов и соответствующим психоэмоциональным состоянием, которое и отражается в содержании определенной перинатальной матрицы. Например, в периоде раскрытия поднимается уровень катехоламинов, кортизона и кортизола. Наличие этих гормонов определяет подчинение стихии родовых сил, возникновение чувства тревоги, активизацию действий в поисках расслабления и облегчения своего состояния. В потужном периоде поднимается уровень катехоламинов, а уровень кортизона и кортизола падает. Это порождает активное стремление освободиться, необыкновенную волю к победе и преодолению всех препятствий. Таким образом, нейроэндокринной основой для формирования перинатальных матриц является физиологическое соотношение перечисленных гормонов и нейрогормонов на разных этапах родов. Очень важно, чтобы в общей гормональной картине протекания родов не было нарушено содержание окситоцина, пролактина, эндорфинов, которые обеспечивают формирование материнской любви и привязанности (по отношению ребенка к матери и матери к ребенку), дают ощущение радости и счастья, чувство полной защищенности и удовлетворенности.

Опыт рождения и формирование моделей поведения

Переживания, возникающие у ребенка в ходе рождения, складываются в следующую картину: внутриутробное существование перестает устраивать младенца, и он решает покинуть матку; начинаются схватки и, постепенно ухудшаясь, внутриматочные условия становятся невыносимыми; реакцией на ухудшение условий является невероятное напряжение, борьба в родовом канале и стремление вырваться из него; в результате момент рождения переживается как освобождение, как фундаментальное улучшение по отношению к прежнему состоянию. Этот сценарный план характерен для всех житейских событий: возникновение проекта и принятие решения его осуществить, трудности в реализации задуманного, которые сменяются невыносимым положением, затем следуют активные действия, направленные на избавление от препятствий любыми средствами, борьба и полное разрешение проблемы. Таким образом, перинатальные матрицы активизируются под воздействием внешних событий в очередности, заданной ходом родов, и определяют характер поведения и психоэмоциональных реакций человека. Механизмом реализации перинатальной бессознательной информации является «гормоностат», устанавливающийся в мозгу ребенка во время родов и в дальнейшем предопределяющий сценарий его поведения и психоэмоциональных переживаний, содержащих вызов и стимул, столкновение с препятствиями и триумфальный выход из неблагоприятной ситуации. Эти переживания выполняют положительную роль в дальнейшем развитии ребенка, а впоследствии взрослого человека, и формировании его отношения к внешнему миру. За счет опыта биологического рождения индивидуум приобретает готовность к будущим превратностям жизни, выносливость в борьбе и преодолении препятствий, способность понимать жизнь как последовательность проектов. Итак, естественные роды формируют следующую модель поведения:

- выбор времени и условий рождения — принятие жизненно важного решения, разработка проекта и твердое намерение его осуществлять;

- начало родов — начало реализации проекта, когда царит приподнятость духа, некоторая эйфория, и пока не ясно, насколько будет трудным достижение цели;

- период раскрытия — переживание трудностей, встретившихся на пути к реализации задуманного, когда индивид ощущает свою зависимость от обстоятельств, но уже не может отступить назад (мосты сожжены), и в то же время он не может оценить степень сложности достижения намеченной цели, у него появляется неуверенность в правильности выбора, чувство уныния, тревоги, вины, приближающейся опасности или опасной борьбы;

- разрыв плодного пузыря — рывок к достижению цели, обусловленный желанием прекратить сомнения, осознание правильности выбора;

- потужной период — активные действия, вступление в опасную борьбу, титаническую решающую схватку для преодоления всех препятствий на пути к достижению цели (девиз «все или ничего!»), перед решающим моментом в ее достижении наступает кратковременный арах перед исходом, колебания и желание вернуться к исходному состоянию;

- появление на свет — ощущение полной, справедливой и честной победы, удовлетворенности от преодоленных трудностей и достигнутого результата, радости за себя, ощущение самодостаточности и полноценности, полнота ощущений, любовь и чувство достигнутого счастья.

В результате благополучных физиологических родов у индивидуума формируется модель поведения, соответствующая психофизиологической норме и позволяющая ему адекватно реагировать на внешние события. Причем очередность поведенческих реакций задается динамикой смены перинатальных матриц в ходе родов.

Родовой стресс и психическое здоровье личности ребенка

Современные исследования в области психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и др., доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину «титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья» целый ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости.

В основе нарушений психоэмоциональной сферы и поведения человека, возникающих в результате родового стресса, лежит искажение их нейроэндокринной картины. Всякое отклонение от естественного развития родовой деятельности приводит к нарушению физиологического гормонального баланса и формированию аномального «гормоностата» в мозгу новорожденного. Возможными последствиями этого являются: искажение моделей поведения, неадекватная реакция на объекты и события окружающего мира, заболевания, имеющие психогенную природу.

В ходе физиологических родов в организме женщины идет интенсивная продукция таких гормонов, как окситоцин, пролактин, эндорфины, катехоламины, кортизон и кортизол. Определенное соотношение этих гормонов обеспечивает адекватные модели поведения индивидуума. Вследствие некорректного ведения родов или развития патологии родовой деятельности этот баланс нарушается в сторону тех или иных гормонов, что, видимо, приводит к избирательности поведения и появлению симптомов психосоматических заболеваний.

Например, в периоде раскрытия, пока шейка матки еще закрыта, ребенок находится в ситуации подавленного действия. Продолжительное пребывание в такой ситуации без положительных изменений опасно, поскольку приводит к сдвигу гормонального баланса в сторону гормонов подавления действия. Продуцирование и накопление в тканях большого количества кортизона является причиной множества отдаленных во времени последствий, таких как угнетение иммунной системы, разрушение функции тимуса. В свое время это может привести к развитию таких психосоматических заболеваний, как гипертония (высокое кровяное давление), язва желудка, аллергия, различные сексуальные расстройства, болезни иммунной системы, колиты, гастриты, онкологические и многие другие заболевания. В формировании того или иного типа психосоматического заболевания играет роль состояние функциональных систем организма во время рождения на момент максимального содержания кортизона, действие которого не скомпенсировано эндорфинами. Приведем в качестве примера соответствие между психоэмоциональными расстройствами и аномальными концентрациями некоторых гормонов:

окситоцин — повышенные концентрации во время родов приводят к чрезмерно сильному сексуальному возбуждению, что в дальнейшем может привести к нарушениям сексуального поведения и отсутствию выраженной материнской привязанности или любви к матери; катехоламины — аномальные уровни гормонов стресса впоследствии могут привести к преобладанию агрессивных установок, садизму и членовредительству;

кортизон — повышение уровня гормонов подавления действия приводит к депрессивным состояниям, клаустрофобии, комплексу тревоги и вины, мазохизму.

Таким образом, нарушение естественного гормонального баланса, возникающего в ходе физиологических родов, может впоследствии привести к нарушениям в психоэмоциональной сфере, возникновению и развитию психосоматических заболеваний.

Отклонения в ходе родов и формирование психических расстройств и психосоматических заболеваний

Последствия неблагополучных или неграмотно проведенных родов мало предсказуемы, и, что самое печальное, они могут обнаружиться не только в детском возрасте, но и в подростковом периоде и в зрелом возрасте, спустя 30–40 лет. Современные исследования, проведенные С. Грофом, Д. Грэхэмом и др., позволяют выявить некоторые закономерности формирования различных психических и психосоматических заболеваний, являющихся результатом родового стресса, и соотнести их с различными фазами родов. Это позволяет, зная картину родов и характер вмешательств в их ход, определить группу риска новорожденного.

Перед родами

Норма. Самопроизвольные роды, предполагающие самостоятельный выбор ребенком места и времени своего рождения; принятие им жизненно важного решения, разработка проекта и твердое намерение его осуществить.

Вмешательства: плановые роды (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности), когда решение о времени и месте рождения остается за врачами или родителями без учета состояния и пожеланий ребенка.

Последствия. Все привнесенные воздействия играют роль дополнительных травмирующих факторов, которые вызывают у внутриутробного ребенка тревогу, беспокойство и чувство страха за свою целостность и благополучие. Это воспроизводит ситуацию подавленного действия и приводит к аномальному выбросу кортизона, кортизола, адреналина и норадреналина. Все эти воздействия фиксируются памятью плода как акт грубого насилия и вселенской несправедливости.

Заболевания и психические расстройства

Психосоматические заболевания: дыхательной и сердечно-сосудистой систем, гипертония.

Психические расстройства: депрессия, комплекс тревоги, обиды и вины.

Расстройства поведения: затруднения в принятии решения, разработке проекта; невозможность довести до конца любой проект или решение; колебания или, напротив, раздражение и недовольство, когда кто-либо, хотя бы косвенно, касается дел индивидуума; подозрительность по отношению к родственникам и знакомым из-за боязни, что те хотят принять за него какое-либо важное решение, но в то же время индивидуум может постоянно нуждаться в ком-то, кто способен принять решение за него. Такие люди редко бывают способны взять на себя ответственность за происходящее.

Период раскрытия

Норма. В начале родов царит приподнятость духа, начало реализации проекта сопровождают эйфория и радостные чувства. С развитием родовой деятельности и усилением маточных сокращений у плода возникает ощущение удушья. Плод переживает ощущение тревоги, чувство надвигающейся опасности.

Вмешательства: стимуляция родовой деятельности, прокол пузыря, обезболивание, неудобное положение женщины в родах (лежа на спине и пр.), дискомфортная ситуация, которая не обеспечивает максимального расслабления, свободного поведения и спокойствия.

Последствия. Все привнесенные нефизиологичные и несвоевременные воздействия на этом этапе родов являются дополнительными травмирующими факторами, которые усугубляют все характеристики второй перинатальной матрицы. Переживаемые плодом ощущения тревоги и надвигающейся опасности (по сравнению с ситуацией нормальных родов) многократно усиливаются. Согласно описаниям С. Грофа, к этим переживаниям прибавляются чувство вины и неполноценности, депрессивные состояния, необычайно острые душевные и телесные страдания, страх за свою жизнь и целостность. Эти переживания могут сопровождаться образами ада, кошмарного сна, заключения в темницу, переживанием страшных пыток и душевных мучений [С. Гроф, «За пределами мозга», 1993].

Все эти переживания сопровождаются неприятными телесными ощущениями: повышением давления, удушьем, сбоем сердечного ритма, спазмами пищевода и желудка, затруднениями в работе мочевого пузыря и почек, жаром и ознобом, потливостью.

Заболевания и психические расстройства

Последствия в младенческом возрасте: ослабление эмоциональных связей между матерью и ребенком, ослабление рефлекса сосания.

Психосоматические заболевания: заболевания сердечно-сосудистой системы, сердечная недостаточность, аритмия, язва желудка, гастриты, расстройства мочеиспускания и функции почек, псориаз.

Психические расстройства: психозы, связанные с ощущением бессмысленности бытия или безвыходности ситуации; тяжелая заторможенная депрессия, общая заторможенность; комплексы неполноценности, неуверенности, вины, тревоги; боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия).

Медикаментозные вмешательства. К медикаментозным вмешательствам в ход родов можно отнести любые инъекции, а также введение препаратов другими путями (прием внутрь, применение свечей, вдыхание): введение глюкозы, аскорбиновой кислоты, стимуляция родовой деятельности (окситоцин, питуитрин), обезболивание, анестезия и др. Все медикаментозные вмешательства имеют вполне конкретные последствия для ребенка, поскольку все они нарушают естественный гормональный баланс. Согласно исследованиям, проведенным в европейских странах, самыми страшными последствиями медикализированных родов сегодня считаются суицид и распространение наркомании среди молодежи и подростков. Эти данные сегодня подтверждены отечественными исследованиями, проведенными Российской наркологической ассоциацией.

Глюкоза и аскорбиновая кислота воздействуют на печень и среди прочего приводят к появлению более выраженной, чем в норме, желтушки у новорожденного.

Стимуляция родовой деятельности, например, с помощью окситоцина, нарушает естественный гормональный баланс. В результате медикаментозного регулирования схваток у женщины возникают более сильные маточные сокращения, чем в норме. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению самочувствия плода, возникновению у него ощущения удушья и давления. Такие распространенные нарушения, как ПЭП, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, повышенное внутричерепное давление, неонатологи считают результатом стимулированных родов. В более зрелом возрасте результатом стимуляции родов могут стать депрессии, клаустрофобия, сексуальные расстройства.

Обезболивание и анестезия часто являются причиной наркотической депрессии у новорожденного. Впоследствии применение анестезии в родах может привести к алкоголизму, депрессиям. Кроме этого, обезболивание ослабляет или разрушает психоэмоциональные связи между матерью и младенцем, значительно снижает потенциал женщины как кормящей матери, сокращает возможности грудного вскармливания. В этом отношении особенно опасна эпидуральная и перидуральная анестезия, поскольку в результате ее применения у женщин значительно ослабляется материнский инстинкт и нарушается психоэмоциональный контакт с ребенком. Самки животных, которым делали во время родов анестезию, покидали своих детенышей, не проявляя к ним никакого интереса.

Вскрытие плодного пузыря. Наличие плодного пузыря смягчает состояние ребенка во время схваток, поэтому его вскрытие (амниотомия), а также самопроизвольное преждевременное излитие вод всегда вызывает отягчение состояния младенца. Вскрытие плодного пузыря ухудшает внутриматочные условия, что является причиной ухудшения самочувствия рождающегося плода, вызывает у него испуг и приводит к резкому повышению уровня адреналина и норадреналина. Это сразу же отражается на сердечном ритме рождающегося младенца (возникают сбои, учащается или замедляется ритм). При самопроизвольном преждевременном излитии вод плод также переносит схватки тяжелее, чем в случае если целостность пузыря сохранена, но не испытывает испуга при его вскрытии. Впоследствии это служит причиной возникновения головных болей, мигреней, сердечных расстройств, гипертонии. Изменяет модель поведения: человек теряет способность к решительному рывку для преодоления трудностей, а также возможность вырваться за счет «второго дыхания».

Кроме этого, в раннем возрасте искусственное вскрытие плодного пузыря приводит к страху перед струей воды (невозможность купаться под душем или обмываться под струей воды из крана), водопадом и страху бряцающих звуков, которые напоминают бряцание акушерского крючка для вскрытия плодного пузыря о металлический лоток (это реальные звуки, присутствующие во время амниотомии).

Потужной период

Норма. Этот период родов знаменует активные действия, вступление в борьбу для преодоления всех препятствий на пути к достижению цели.

Вмешательства или осложнения: введение медикаментов, неправильное поведение женщины и ее отрицательные эмоции, некомфортная поза во время потуг, затяжной или тяжелый потужной период, акушерские операции (эпизиотомия, наложение щипцов, применение вакуума и т. д.).

Последствия. Все привнесенные вмешательства, а также нарушения родовой деятельности приводят к усугублению характеристик третьей перинатальной матрицы, к более глубокой фиксации памятью младенца невероятного давления и болевых ощущений, активной борьбы за свою жизнь со смертельной опасностью и невероятного мышечного напряжения, страха за свою целостность, агрессии и сильного полового возбуждения. Кроме этого, память ребенка фиксирует физический контакт с кровью, слизью и другими биологическими продуктами, который наиболее отчетливо запечатляется в случае несвоевременного вскрытия плодного пузыря (т. е. до полного раскрытия шейки матки), который изолирует голову ребенка от контакта с родовыми выделениями и кровью.

Заболевания и психические расстройства

Психосоматические заболевания: заболевания прямой кишки и мочевого пузыря, энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), сердечная недостаточность, психогенная астма, логопедические проблемы, тики, заикание, судороги, припадки, мигрени, гипертония.

Психические расстройства: агрессивность, возбужденная депрессия, нарушения сексуального поведения, сексопатологии и извращения (фригидность и импотенция), навязчивые состояния, тревожная истерия, травматические неврозы (боязнь получить травму или, напротив, стремление ее нанести), членовредительство, маниакальные проявления, боязнь утратить контроль над работой сфинктеров, садомазохизм.

Последствия в младенческом возрасте, агрессивность, неконтактное поведение, раскусывание сосков матери, стремление к членовредительству, неадекватное отношение к биологическим отходам, боли в кишечнике, затрудненный отход газов, колики.

Расстройства поведения, неблагополучный потужной период впоследствии может послужить причиной необъяснимой агрессии, стремления к насилию или, напротив, стремления к самоубийству и членовредительству. Сбои на этом этапе родов могут ассоциироваться с ощущением крушения, полного краха и чувства близкой гибели. Одним из самых невинных нарушений является невозможность завершить начатое дело. Как только индивид будет подходить к финальной стадии реализации любой цели, он будет переживать чувство полной безнадежности, неудовлетворенности, ощущение ложного пути и оскорбленного достоинства, какой-то страшной ошибки. Эти переживания не дадут ему почувствовать удовлетворенность от любых своих действий и ощутить самодостаточность и полноценность. Он находится в плену стремления снова и снова повторять действие или преодолевать путь, так и не получая удовлетворения от совершенного.

Кесарево сечение. Результатом появления на свет путем кесарева сечения является отсутствие прохождения третьей и четвертой перинатальных матриц, которые не смогут проявляться в последующей жизни индивида. Станислав Гроф приводит свои наблюдения за такими пациентами: Достигнув уровня рождения, те, кто был рожден кесаревым сечением, сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пришли в этот мир, с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей, каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения — содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствиями, триумфального выхода из сжимающего пространства [С. Гроф, «За пределами мозга», 1993].

Первый час после рождения

Норма. Момент рождения, видимо, запечатляется в памяти новорожденного, согласно описаниям С. Грофа, как видение «ослепительного белого или золотого света сверхъестественной яркости и красоты», ощущением полной победы, успешного преодоления препятствий, освобождения от тревоги, вины, депрессии. Малыш ощущает себя триумфатором и свободным высокодуховным существом, мир кажется ему прекрасным и безопасным местом.

Вмешательства, быстрое и некорректное перерезание пуповины, отсутствие укладывания в безопасную позу, яркий свет, незнакомые запахи и голоса незнакомых людей, разлучение с матерью, очищение носоглотки ребенка от слизи с помощью груши или катетера, отсутствие телесного и зрительного контакта с матерью и прикладывания к груди в физиологические сроки.

Последствия. Вмешательства на этом этапе родов приводят к искажению содержания четвертой перинатальной матрицы, фиксации памятью младенца не позитивных, а негативных переживаний, связанных со своим рождением. Вместо запечатления чувства справедливой победы и триумфа после преодоления трудностей ребенок запоминает ощущение отсутствия опоры (подвешенности и неопределенности), ослепление ярким светом, оглушение тишиной и незнакомыми запахами, пупочные спазмы (острая боль в пупке, сбои дыхания, страх смерти и кастрации), общее изменение телесных ощущений. Таким образом, в памяти новорожденного не фиксируется чувство удовлетворения от достигнутого и не формируется положительная установка, связанная с достижением цели. Кроме этого, разлучение с матерью, отсутствие первого контакта «кожа к коже» и «глаза в глаза», проведение первого прикладывания к груди в физиологические сроки приводит к отрицательному импринтингу. У новорожденного ребенка вместо положительных переживаний по отношению к внешнему миру закрепляется негативное отношение к окружающей реальности: вместо прекрасного и безопасного мира он попадает в очень опасное и ненадежное место, к которому вынужден относиться отрицательно.

Заболевания и психические расстройства

Психические расстройства, психозы, мании, в частности, навязчивые идеи миссионерского характера, психосексуальные расстройства (женский гомосексуализм, у мужчин боязнь полового акта из-за страха утратить или травмировать половые органы или, напротив, стремление к такой травме и др.), травматические неврозы. Менее тяжелым и наиболее распространенным является нарушение психики, которое выражается в чувстве неудовлетворенности, т. е. человек не может испытывать удовлетворения от завершенного дела. Его постоянно мучает смутное чувство упущенного или недосягаемого счастья, неустанные и бессмысленные поиски потерянного рая, беспокойство и нервозность.

Последствия в младенческом возрасте, острые блуждающие боли в области пупка, колики и беспричинный плач, снижение активности сосания, отказ от груди, неадекватное отношение к гениталиям, неконтактное поведение, комплекс недоверия по отношению к родителям, затрудненная социальная адаптация, отрицательная установка по отношению к внешнему миру, убежденность в полном непонимании со стороны окружающих.

Контакт с матерью. Физический контакт матери и ребенка после рождения, прикладывание новорожденного к груди, обеспечивает младенцу чувство защищенности и уверенность в материнской поддержке, а матери — устойчивую лактацию. Отсутствие телесного контакта приводит к снижению активности сосания, отказу от груди, неконтактному или антисоциальному поведению, появлению комплекса недоверия в адрес окружающих и, в частности, родителей, затрудненной социальной адаптации, отрицательной установки по отношению к внешнему миру, потере сенсорных ориентиров, нарушению в восприятии своего тела и своего собственного Я.

Согласно наблюдениям известного психотерапевта Джеофа Грэхэма, отсутствие первого зрительного контакта с матерью «глаза в глаза» приводит к отсутствию у индивидуума способности смотреть в глаза другому, не отводя взгляда, ощущению дискомфорта и неловкости при обмене взглядами.

Перерезание и перевязывание пуповины. Наиболее благоприятным для пересечения пуповины является время после окончания ее пульсации или после отделения последа. Несвоевременное и некорректное пересечение пуповины в младенческом возрасте может привести к неудовлетворенности сосанием, отказу от груди, беспричинному плачу, болям в животе. Впоследствии это может стать причиной интеллектуальной и духовной ограниченности, трудностей в обучении.

Помимо этого, у индивидуума могут возникнуть различные психосексуальные расстройства (женский гомосексуализм, у мужчин импотенция и страх перед половым сношением, неадекватное отношение к мужским гениталиям, например стремление их отрезать), а также острые блуждающие боли в области пупка, не имеющие четкой локализации.

Очищение носа и рта ребенка. Результатом некорректного и грубого очищения носоглотки ребенка (даже в случае захлебывания околоплодными водами) является возникновение неврозов, комплекса недоверия, агрессивной установки по отношению к внешнему миру, нарушений в познавательном поведении, расстройств в восприятии запахов и вкусов.

Рекомендации по ведению родов и организации начала грудного вскармливания

В российских родильных домах и по всему миру широко распространена методика медикаментозного ведения родов, не учитывающая естественного поведения роженицы и новорожденного. Этот подход удивляет полным отказом женщине в праве на выбор, а также в возможности проявлять эмоции и иметь мнение — она всего лишь родильный аппарат. Немногим отличается и отношение к появившемуся на свет ребенку, который не имеет права на реализацию своих естественных физиологических и психоэмоциональных потребностей.

Однако сегодня эти позиции пересматриваются. Наиболее мощным стимулом для пересмотра сложившихся взглядов на процесс деторождения и прецедентом для переподготовки медицинских работников, работающих в учреждениях родовспоможения, явилась программа Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) по поддержке и поощрению грудного вскармливания, которая была разработана и начала внедряться более 10 лет назад. Необходимость в разработке этой программы возникла в связи с чрезвычайно низкими показателями по грудному вскармливанию в Европе и Америке (менее 14 % до 3 месяцев). Одной из причин такого уровня снижения грудного вскармливания считается медикализация родов и всего процесса деторождения. Такая ситуация неблагоприятно сказалась на здоровье не одного поколения детей. Поэтому перед странами Европы стала серьезная проблема восстановить естественный процесс родов и грудное вскармливание детей, чтобы не потерять здоровье нации.

Одной из значимых частей этой программы является внедрение методик свободного поведения женщины в родах и немедикаментозного ведения родов, которые обеспечивают возможность полноценного и продолжительного грудного вскармливания. Для реализации этой части программы была предусмотрена обширная работа с родильными домами. Это был серьезный прецедент для пересмотра подходов к акту родов.

Прежде чем рассматривать рекомендации ВОЗ по организации и ведению родов в медицинских учреждениях, необходимо отметить некоторые моменты традиционного ведения родов в российских роддомах, на преодоление которых и направлены эти рекомендации.

Традиционное родовспоможение

Традиционный медицинский подход начинает проявлять себя с момента поступления роженицы в родильный дом. Проведя предварительный опрос и обмеры, женщину переодевают в казенную одежду, а свою одежду она отдает родственникам, с которыми не сможет видеться в течение всего пребывания в роддоме. Затем следуют осмотр, бритье лобка, клизма, душ и перевод в предродовую палату. Все эти процедуры не могут быть опротестованы со стороны женщины — медперсонал считает, что она не имеет права возражать. Дальнейшая помощь в родах сводится к укладыванию женщины на кровать и требовании, чтобы она на схватках лежала. Это требование подкрепляется всевозможными нелепыми аргументами: «будешь ходить — выпадет ручка ребенка» или «будешь стоять на четвереньках — ребенок запутается в пуповине» и т. д. Затем роженице вводят глюкозу и аскорбинку «для ребенка», а также другие препараты «для облегчения ее состояния» или для того, чтобы она «поспала и отдохнула». При очередном осмотре роженице могут вскрыть плодный пузырь, не оповещая ее об этом. Если же акушеру покажется, что роды идут слишком медленно, женщине могут назначить препараты для стимуляции родовой деятельности.

Основную часть потужного периода женщина проводит лежа на кровати и не имеет возможности изменить позу. С момента прорезывания головки роженицу переводят в родзал на родильный стол. Здесь под команды акушерки она и производит на свет ребенка. Новорожденному младенцу очищают носоглотку от слизи с помощью груши и пересекают пуповину, не дожидаясь окончания ее пульсации. Затем малыша показывают матери и сообщают пол ребенка. После этого новорожденного уносят на обработку. Роженица остается в родзале до рождения плаценты. Затем ее осматривают, проводят необходимые восстановительные медицинские процедуры (осмотр, наложение швов и т. д.) и оставляют на 2 часа в помещении рядом с родзалом. Теперь мать и дитя встретятся в отделении послеродового ухода через несколько часов или на следующий день, а возможно, и на 3—5-й день, если педиатр посчитает, что ребенок пока еще не готов к свиданию с матерью.

Палаты послеродового содержания обычно бывают двух типов: палаты совместного пребывания «мать-дитя» и палаты раздельного содержания матери и ребенка. Независимо от этого матери рекомендуют кормить детей строго по режиму через 3 часа, дают малышам докормы и не принимают никаких мер для налаживания грудного вскармливания.

В течение всего пребывания в родильном доме свидания родильницы и новорожденного с родными исключаются. Увидеть своих близких родильница может лишь через окно, а передать им информацию только по телефону или в записке.

Рекомендации ВОЗ по технологии родовспоможения

Сегодня общепринятым считается мнение, что минимум вмешательств в роды — это благо для матери и для ребенка. Современные исследования в области деторождения неопровержимо доказали, что инстинктивное поведение женщины во время родов и ее психологический комфорт являются мощным средством терапии и снижают процент неблагополучных родов, осложнений в послеродовом периоде и процент перинатальной детской смертности. Поэтому в задачи акушера должна входить помощь женщине в самопроизвольных родах, а не навязывание ей различных моделей медицинских вмешательств. Учитывая это, в апреле 1985 года в Форталазе (Бразилия) Европейское и Американское региональное бюро ВОЗ провели совместную конференцию с участием специалистов из Северной и Южной Америки и Европы. В конференции приняли участие акушеры, педиатры, руководители здравоохранения, социологи, психологи и экономисты. Итогом конференции была разработка «Рекомендаций по технологии родовспоможения», которые основывались на принципе: «Каждая женщина имеет право на должное обслуживание во время беременности. Именно женщины — будущие матери — играют центральную роль во всех аспектах этого обслуживания, включая участие в планировании, осуществлении и оценке обслуживания». Приведем наиболее значимые пункты этих рекомендаций.

• Каждая женщина может выбрать любой тип обслуживания при родах, который она предпочитает (возможна любая поза: стоя, на коленях, сидя на корточках, в клинике или дома, в воде или «всухую»).

• Неофициальные системы обслуживания в предродовом, родовом и послеродовом периодах (там, где они уже существуют) должны функционировать наряду с официальной системой. Сотрудничество с ними следует всячески поддерживать в интересах матери и ребенка. Такие отношения, устанавливаемые при отсутствии превосходства одной системы над другой, могут быть в высшей степени эффективными.

• Психологическое благополучие молодой матери должно обеспечиваться не только посредством свободного доступа родственников по ее выбору во время родов, но также и при помощи свободного посещения после родов.

• Здоровый новорожденный должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья. Ни один процесс наблюдения за здоровьем новорожденного не оправдывает разлучения его с матерью! Не следует препятствовать совместному общению матери и ребенка, продолжительность которого должна определяться желанием матери. Следует поощрять нахождение матери и ребенка в одном помещении.

• Кормление грудью новорожденного должно начаться не позже, чем через 30 минут после родов (то есть еще в родильной палате).

• Кесарево сечение применяется в среднем не более чем в 10 % случаев.

• Электронный контроль за плодом во время родов не всегда адекватно сказывается на процессе родов. Контрольное наблюдение за плодом с помощью компьютера должно проводиться в тщательно отобранных случаях и при провоцированных (стимулированных) родах.

• Нет показаний к тому, чтобы сбривались волосы на лобке или ставилась клизма перед родами.

• Необходимо, чтобы во время схваток женщины могли ходить. Каждая женщина должна свободно решать, какое положение ей принять во время родов.

• Провоцирование схваток должно практиковаться не более чем в 10 % случаев.

• Во время родов следует избегать применения болеутоляющих и анестезирующих препаратов без соответствующих медицинских показаний.

• Необходимо уделять внимание эмоциональным, психологическим и социальным аспектам обслуживания при родах:

- важен выбор места рождения и конкретная кандидатура принимающего роды акушера;

- необходимо рассматривать рождение ребенка как сугубо личное, семейное событие полового характера. Плацента и пуповина — собственность матери и ребенка;

- все родители и новорожденные имеют право на прямое общение с момента рождения. Не следует препятствовать совместному общению матери и ребенка, продолжительность которого должна определяться желанием матери.

• Время выписки из роддома должно определяться в зависимости от состояния матери и ребенка, желания родителей и поддержки на дому. В частности, политика выписки из стационара не должна определяться лишь критериями массы тела ребенка, а должна быть ориентирована на возможно более раннюю выписку.

«Больница улыбается ребенку»

ВОЗ не ограничилась одними рекомендациями по родовспоможению. Было решено полностью пересмотреть отношение к матери и ребенку и приблизить его к лучшим гуманистическим идеалам. Для внедрения в широкую практику рекомендаций по родовспоможению и программы поддержки и поощрения грудного вскармливания в 1992 г. ВОЗ совместно с международным Детским фондом ООН ЮНИСЕФ начали проводить в жизнь проект «Больница улыбается ребенку». Согласно этому проекту любое медицинское учреждение, которое проводит политику поддержки и распространения грудного вскармливания, использует щадящие методы родовспоможения, стремясь приблизить роды к их естественному ходу, может получить почетное звание «Больница улыбается ребенку».

Получить это звание — непростая задача, поскольку специальная экспертная комиссия проверяет всю работу медицинского учреждения, начиная с палат для беременных и палат послеродового ухода (где не должно быть палат с раздельным содержанием матери и ребенка, кормления детей строго по часам, использование докормов и допаивания новорожденных), работы родблока (соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций, а также выкладывание ребенка на живот матери, своевременное пересечение пуповины, ограничение использования медикаментов, разлучение матери и ребенка не более чем на 20 минут для обработки и т. д.), и заканчивая коммунальными службами (осведомленность о политике родильного дома со стороны всего обслуживающего персонала вплоть до санитарки). Эксперты проверяют уровень знаний всех врачей, средних медицинских работников и администрации. Только в том случае, если эксперты увидят практическую работу роддома и убедятся в должном уровне знаний всех его сотрудников, этому учреждению присваивают звание «Больницы, доброжелательной к ребенку». В нашей стране на начало 2001 года этого звания удостоен 41 родильный дом: в Петербурге — 7, в подмосковном городе Электросталь, в Мурманске — 2, в Волгограде и области — 11, в Астрахани и области — 4, во Владивостоке и Приморском крае — 4, в Калмыкии — 2, а также в других городах России. В столице России, Москве, в 1999 году появился первый родильный дом, доброжелательный к ребенку, соответствующий требованиям ВОЗ/ЮНИСЕФ.

Родовспоможение в Швеции

Швеция является одной из передовых стран, внедряющих программу ВОЗ поддержки и поощрения грудного вскармливания. За 10 лет внедрения этой программы были достигнуты значительные результаты: процент грудного вскармливания детей в возрасте до 4 месяцев возрос с 14 до 96 %. Немалую роль в этих достижениях сыграла коренная государственная перестройка учреждений родовспоможения. Сегодня роды в Швеции считаются семейным делом и в приемном отделении родильного дома принимают не роженицу, а рожающую пару. На время родов жены мужу предоставляют 10-дневный отпуск. Главным лицом, принимающим роды, является акушерка высочайшей квалификации. Врач принимает участие в родах только в случае отклонений от физиологической нормы. Роды происходят в отдельном боксе, где находится рожающая пара и помогающая им акушерка. При оказании помощи роженице считается обязательным:

- свободное перемещение роженицы на схватках и потугах. Для большего удобства женщины предродовые палаты оснащены различными устройствами: канатом, на котором можно зависать, большим шаром, на который можно ложиться, ища удобную позу, ходунками, на которые можно опираться на схватках, большой ванной, в которой можно расслабиться, своеобразным родильным стульчиком без дна, на который можно садиться на потугах;

- самостоятельный выбор роженицей удобной позы для родов. Роды происходят на родильном кресле с набором различных модификаций, что позволяет женщине принять ту позу, которая для нее наиболее удобна. Акушерка помогает ей получше устроиться и принимает роды из той позы, которую выбрала роженица;

- выкладывание младенца на живот матери сразу после рождения, пересечение пуповины только после окончания пульсации (исключение составляют лишь некоторые случаи);

- первое прикладывание младенца к груди в физиологические сроки (первые 30 минут). Новорожденный лежит на груди матери до тех пор, пока не проявит поисковый рефлекс и самостоятельно не возьмет грудь. При этом считается очень важным контакт «кожа к коже», т. е. ребенка не спеленывают;

- осмотр и обработка матери и ребенка производятся примерно через час после родов, и больше они не разлучаются;

- при физиологических родах очень скорая выписка. — через 6 часов после родов. Дома роженицу и младенца навещает акушерка (2 визита). Если женщина считает необходимым побыть в роддоме дольше, она может остаться вместе с мужем на 2–3 дня в гостиничном номере рядом с родблоком. В любой момент она может вызвать к себе в номер врача или акушерку, если ей понадобилась помощь. При этом весь уход за малышом осуществляет отец новорожденного или кто-нибудь из родственников.

Следует отметить, что женщины находятся в родильном доме в своей домашней одежде, а при поступлении в родильный дом им не бреют волосы на лобке и не ставят клизму. Когда они переходят в послеродовый номер, там их могут навещать родственники и знакомые. Очень важным является чрезвычайно небольшое число противопоказаний для совместного пребывания матери и младенца. К ним относятся: аппаратное дыхание и глубокая недоношенность младенца, тяжелые роды матери, не позволяющие ей ухаживать за малышом и кормить его грудью. Кесарево сечение не является противопоказанием для совместного пребывания матери и младенца: новорожденного прикладывают к груди, как только мать придет в себя (через 1–3 часа), и больше они не разлучаются. В совместном содержании не отказывают даже недоношенным и, более того, контакт с матерью («кожа к коже») в этом случае считают важной терапевтической мерой: младенца, родившегося на 23-й неделе жизни, мать выкладывает к себе на обнаженную грудь, что улучшает его состояние. Даже к малышам, находящимся на аппаратном дыхании, несколько раз в день приходит мать. К ней на грудь выкладывают младенца, что позволяет ему сделать несколько вдохов самостоятельно. [На основе материалов по командировке профессора Е.М. Фатеевой в Швецию в 1997 г.]

Рекомендации по ведению психологически комфортных родов

Эти рекомендации были предложены известным французским акушером Мишелем Оденом, который является руководителем лондонского Центра «Первичное здоровье», и одобрены ВОЗ. Многие из них легли в основу рекомендаций ВОЗ по технологии родовспоможения. Оказывая роженице помощь, акушерка и врач, помимо выполнения медицинских обязанностей, должны заботиться о ее психологическом комфорте, предоставить ей возможность свободно двигаться, выбирать любую позу и окружать ее атмосферой добросердечности. Медицинские работники должны помнить, что все медикаментозные вмешательства в ход родов и психоэмоциональный дискомфорт женщины заглушают ее материнские чувства, что приводит к снижению ее потенциала как кормящей матери.

Психологический комфорт роженицы

Очень важным фактором для благополучного течения родов является психологический комфорт роженицы. Для создания атмосферы душевного комфорта женщина нуждается в особой чуткости со стороны акушерки, а также в присутствии человека, способного оказать ей психологическую поддержку.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал