Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культовые сооружения буддизма
Буддизм не нуждается в храмовых службах в привычном христианам понимании. Строго говоря, все буддистские сакральные сооружения не совсем верно называть храмами. В русской дореволюционной литературе, например, использовался термин кумирня (место, где язычники поклоняются идолам-кумирам), однако сейчас принято описывать архитектурные сооружения и обряды буддистов в традиционных церковно-религиозных терминах.
Основное культовое сооружение буддистов – ступа - возникло в Древней Индии. Ступа первоначально представляла собой холм земли, курган над захоронением. Чтобы сохранить холм в период дождей, его стали обкладывать камнем, возводили на постаменте, на вершине сферического сооружения помещали реликварий кубической формы - хармика и шпиль - яшти, увенчанный дисками-зонтиками - чхатра, тхи.
Ступа - модель Вселенной: классическая полусферическая форма символизирует небосвод или же гору Меру (по представлениям древних индийцев, центр мироздания); шпиль представляет собой мировую ось; квадратная платформа или ступенчатая терраса вокруг ступы символически приглашают верующего начать восхождение к божественной вершине. Зонтичное навершие - древний символ верховной власти.
Кроме того, ступа призвана выражать идею незавершенности мироздания, связанную с космологическими представлениями народов Востока, которые считают, что окончательное завершение возможно только тогда, когда наступит конец света. Поэтому строительство ступы постоянно продолжается.
Ступа ориентирована по сторонам света, взойти на нее или на террасу, ее окружающую, как правило, можно с четырех сторон, однако самая священная лестница находится на востоке. Форма многоярусного культового сооружения, закрытого для входа, под которым или внутри которого замурованы реликвии – священные тексты, части одежды, волосы или частицы останков Будды, – была заимствована из Индии многими народами, принявшими буддизм, но воплощалось такое сооружение у разных народов по-разному. В странах Юго-Восточной Азии Учение Будды распространилось через миссионеров из Шри-Ланки, и именно шри-ланкийский (а не индийский) тип ступы – да-гоба стал образцом для зодчих Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Лаоса, Явы.
Бирманские колоколообразные ступы – зеди, пожалуй, наиболее роскошные из буддистских культовых сооружений. Они покрыты золотом с богатой инкрустацией, венчающие их характерные зонтики (тхи) украшены бесчисленными серебряными колокольчиками. В бирманском зодчестве реликварий-хармика (в индийской и шри-ланкийской архитектуре это отчетливая часть навер-шия в форме параллелепипеда) фактически исчез, слившись с конусообразным шпилем.
По форме к бирманскому типу ступ близок тайский тип - теди в англоязычной литературе чеди. Это объясняется влиянием шри-ланкийской и бирманской архитектуры, которое особенно возросло в ХIII-ХIV вв. Распространенные в Таиланде ступы-чеди, как и бирманские, обладают ярко выраженной колоколообразной формой, однако, судя по многим памятникам периода Сукхотхай (ХIII-ХV) и Аюттхая (XIV-XVIII), в сиамской архитектуре квадратный в плане реликварий, помещающийся под конусообразным шпилем, сохраняет свою независимость и четко обозначает границу между основной частью ступы и шпилем. На шпиле чеди ясно различимы нанизанные на него диски - это видоизмененный зонтик.
Лаосская ступа тхат (в тайском языке словом «тхат» называют ступу, в которой заключены мощи Будды) по композиции схожа как с бирманскими, так и с тайскими ступами, однако есть ряд деталей, характерных для Лаоса: квадратное в плане завершение ступы, по форме напоминающее четырехгранную усеченную пирамиду с вогнутыми гранями, на меньшее основание которой поставлена такая же пирамида, но только маленькая. Венчает ступу невысокий шпиль с заостренной пирамидкой вместо зонта.
Представление о горе Меру – центре мироздания, через которую проходит мировая ось, легло в основу большинства культовых построек Юго-Восточной Азии, будь-то буддистская ступа, буддистский или индуистский храм. В Мьянме, Камбодже, Индонезии и Таиланде храмы строились наряду со ступами, и подчас по внешнему облику непросто отличить один тип построек от другого. Формально храм отличается от ступы наличием внутреннего помещения, где находится одно или несколько скульптурных изображений Будды или, в индуистских храмах, божеств Вишну (Кришны), Шивы и других. В случае с храмами идея горы усиливается ассоциацией внутреннего помещения, где находится священный образ, с потайной горной пещерой.
В Таиланде примерно 27 тыс. буддистских монастырей – ватов. В маленьких ватах иногда живут всего несколько монахов, в больших – сотни и даже тысячи. Когда в 1997 г. до Таиланда докатился кризис, потрясший экономику всех стран Юго-Восточной Азии, тайцы немедленно поняли его причину – карма загрязнилась. Чтобы ее очистить, они стали еще активнее, чем прежде, жертвовать деньги на строительство храмов.
Для таиландской культовой архитектуры характерны храмовые ансамбли. Таиландские храмы с их белыми стенами из камня и кирпича, многоярусными крышами, покрытыми разноцветной черепицей или позолотой, с богато украшенными наличниками окон и дверей очень нарядны. Имеющие строго геометрическую или свободную планировку храмовые ансамбли помимо основной группы построек – зданий для размещения храмовых святынь и проведения религиозных церемоний – включают большую группу вспомогательных сооружений. Одни из них используются для хранения изображений Будды и священных текстов, другие же служат убежищем от дождя и солнца. Храмовые ансамбли включают также многочисленные ступы. Некоторые ступы лишены внутреннего пространства, их называют чети, другие – пранги. Помимо обязательных фигур Будды во многих храмах в изобилии имеются скульптуры: статуи стражников (демонов или животных) у входа в храм, ряды пляшущих обезьян, птиц и демонов, опоясывающие основания построек.
Степы храмов расписаны на темы из поэмы «Рамакиен» и «Джатак» живописцами используются также сюжеты из мифологии, астрономии, медицины, географии; встречаются даже сцены из «экзотической» западной жизни, европейские пейзажи и т. д. Буддийские архитекторы королевства Сукхотхай – периода, ознаменовавшегося первыми реальными попытками объединить тайские народы, – ориентировались на традиции кхмерского и монского зодчества. Привнесение ими новых строительных элементов, как, например, возносящихся ввысь золотых шпилей ступ, многоярусных двускатных крыш храмов, определило самобытность тайского архитектурного стиля. Позднее, в период Аюттхаи, влияние китайской архитектуры проявилось в склонности к пышному декору и утонченной орнаментации.
В первой половине XIX в стремление к насыщенному декорированию зданий достигло своей вершины. Фронтоны и колонны покрывались стеклянными мозаиками, а стены, двери и оконные ставни украшались резьбой, золотыми лаковыми росписями, инкрустациями из перламутра. Ваты – которых в стране насчитывается около 30 000 – представляют собой нечто большее, чем просто культовые комплексы. Особенно это ощущается в небольших городах и деревнях, где ваты – составная часть общинной жизни, и их комплексы могут включать больницы, похоронные бюро, школы, общинные центры, развлекательные заведения, рынки и монастыри.
В названиях ватов отражена их историческая или религиозная значимость. Так, названия одних храмов начинаются с «Рат» или «Рача» – в знак почтения к тайскому королевскому дому, В наименованиях ряда комплексов напрямую прослеживается связь с главным благотворителем.
Самое важное строение вата – бот. Это «святая святых» храмово-монастырского комплекса, а зачастую и самое красивое здание на территории вата. Бот представляет собой место собраний, где происходят религиозные церемонии и посвящения монахов в сан и где послушники ежедневно медитируют. Старшие монахи также используют бот как место для чтения вслух священных буддийских текстов и произнесения проповедей перед верующими. Прямоугольные здания ботов обычно окружают восемь камней – байсемы. Эти камни ограждают священные участки от проникновения в храм злых духов В присущем ботам дизайне оформлены и чофа – концы крыш, увенчанные изображениями мифических змей нагов или полуптиц-полулюдей гаруд. Внутренние стены ботов, как правило, расписываются по одной схеме. Например, в главной сцене над статуей Будды воплощаются буддийские представления о космологическом порядке. Росписи над главным входом часто являют картину просветления Будды или сцену искушения медитирующего Будды злым божеством Марой. Росписи боковых стен воспроизводят другие истории из жизни Будды.
Дополнительным помещением для молитв и медитаций служит вихан. Виханов в вате может быть несколько. В отличие от ботов, виханы не отделяются от остального пространства пограничными камнями. Виханы, расположенные на территории крупных монастырских комплексов обрамляются крытыми галереями с колоннами, в которых устанавливаются статуи будд, а стены украшаются красочными росписями, воспроизводящими классические предания о Будде или сцены из «Рамакиена». Алтарные ниши в вихане иногда служат хранилищами останков ревностных служителей буддизма.
Различают северную (раннюю) форму вихана и южную (позднюю). Крыша храма северного типа спускается почти до высоты человеческого роста, стены таких построек совсем невысоки. Так выглядят старейшие храмы Лаоса и Таиланда. Классический образец храма северного типа - Сиенгт-хонг в Луангпрабанге. Необычный архитектурный стиль отличает ваты на севере Таиланда. Входы в их высокие виханы (ват Чеди-Лу-анг. Чиангмай) охраняют драконо-подобные змеи наги. Они ярко раскрашены и поражают посетителей размерами. В позднем Средневековье в Центральном и Южном Таиланде были распространены храмы с высокой боковой стеной (храм южного типа) появились. Этот тип архитектуры стал популярным во всей стране.
Виханов в монастыре может быть несколько, бот же - только один. Иногда его окружают крытые галереи с множеством скульптурных изображений Будды, установленных в нишах. Культ почитания изображений и многочисленных отпечатков ступней Будды - дань великому человеку, которому верующие и неверующие приносят пожертвования, состоящие обычно из цветка лотоса, листочка сусального золота, благовонной палочки, свечи и гирлянды цветов.
Свеча зажигается от масляного фонаря или горелки, которые помещены рядом с местом принесения даров. Если такого огня нет, можно воспользоваться уже горящими свечами. Зажженные свечи ставятся на край каменного постамента или на специальную металлическую полоску перед изображением Будды. От своей свечи зажигают и благовонные палочки, которые втыкают в чашу с песком и пеплом. Цветы лотоса и гирлянды возлагают перед священным изображением.
Тонкие пластинки сусального золота приклеивают к любым местам на теле изваяния Будды. Существует поверие, что золото лепят туда, где у дарящего что-то болит. Подойдя к статуе Будды и обратив внимание на толщину и различие в толщине золотого слоя, можно сделать вывод о картине заболеваемости местного населения.
Боты и виханы располагаются рядом с природными или искусственными водоемами – в память о том моменте, когда Будда достиг просветления (по легенде, он сидел лицом к реке). На территории вата часто высаживают баньян. Считается, что начало всем храмовым деревьям бодхи положило то самое дерево, под которым Будда обрел просветление.
Еще одним элементом культовой архитектуры являются – прасаты, сооружения восходящие к святилищам кхмерской эпохи. Его главная башня-пранг и меньшие по величине обрамляющие ее пранги служили символами вершин горы Меру, центра буддийской Вселенной и места обитания богов. В ватах прасаты используются как для отправления религиозных церемоний, так и в мирских целях. Прасаты чаще похожи на боты или виханы.
Прасаты, предназначенные для королевских и светских церемониалов, подобно храмам, имеют многоярусные крыши с плавными изогнутыми контурами.
Сала – изящная, открытая постройка, где монахи и пилигримы укрываются от дневной жары. Салы также используются как школьные классы и залы общинных собраний. Во время празднеств в них располагаются на ночлег приезжие гости. Простое по конструкции здание хораюсанг, предназначено для хранения барабана или размещения колокольни, созывающих монахов на церемонии посвящения в сан, к трапезе или медитации. Во многих храмовых комплексах также есть хотрай – библиотека. Кути – монашеские жилые помещения, – как правило, возводятся в отдалении от храмовых строений вата.
Некоторые более крупные ваты могут иметь несколько небольших чеди или прангов, а также крытые галереи, уставленные рядами статуй будд. Во многих городках и деревнях в ватах есть крематории – их легко узнать по иглообразным трубам. Монументальные памятники культового зодчества воздвигались из высокопрочных материалов, рассчитанных на века. Порой только гигантские прахеди (ступы – хранилища буддийских реликвий) свидетельствуют о размерах и планировке обращенных ныне в развалины и исчезнувших городов. Некоторые храмы и ансамбли их действуют до сих пор, намного пережив своих зодчих.
Храмовое зодчество уходит корнями в искусство монов и кхмеров, на первых порах подражая ему в формах, материале и технике. Ранние памятники тайского зодчества близки к кхмерским (камбоджийским) по массивности, обилию декора (особенно резных украшений по песчанику и другим породам камня), изощренности и богатству орнаментации. В качестве строительного материала использовали латерит и глыбы красного или серого песчаника. Бруски или обточенные глыбы, укладывали без известковой или цементной связки. Памятники этого типа, относящиеся к добуддийскому (обычно называемому брахманистическим) периоду, разбросаны по всему востоку страны и проникают далеко в глубь ее.
Индийское влияние, проникавшее в основном через Индонезию, в храмовом зодчестве начинает сказываться со второй половины I тыс. н. э. Оно проявилось в унификации типов культовых сооружений, в сочетании старых, местных форм с новыми, заимствованными, а также во введении новых строительных материалов. Стали употреблять жженый кирпич сначала в комбинации с латеритовыми блоками, а с XIII в. – только кирпич.
Ранние образцы западно-таиландского храмового зодчества близки к буддийскому строительному искусству южно-бирманских монов. Типичные памятники его – расположенные на вершинах холмов многоступенчатые прахеди с тонким вытянутым куполом, заканчивающимся оперенной у основания иглой. Возникновение их можно связать еще с каменными кучами типа тибетско-монгольских обо, а может быть, и с памятниками фаллического культа, несомненно, распространенного в старом Таиланде и дошедшего до наших дней.
В качестве строительного материала для храмовых зданий и здесь употребляли комбинации латеритовых блоков и жженого кирпича. Уже с XI в. стены кирпичных построек стали покрывать известью и штуком (слоем алебастра). Это позволило заменить ваяние по камню, которое было непременной частью украшения храмов древних монов и кхмеров, значительно менее трудоемкой и более продуктивной резьбой по штуку. В результате к XV–XVI вв. сложились основные черты собственно кхонтайского стиля, Хотя и сохранились некоторые различия в облике сооружений западной и восточной частей страны.
|