![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руководство к действию
Я не стану рекомендовать вам штудировать эту книгу от корки до корки, как учебник, и изучать одну головоломку за другой. Гораздо полезнее играть в эти «игрушки» в режиме, который лично для вас приятнее, с тем чтобы стимулировать воображение. Изобретите собственный, уникальный метод применения предлагаемых игр для ума. У вас может возникнуть соблазн использовать одну или две игры, понравившиеся вам больше всего, однако помните, что заниматься разными играми гораздо продуктивнее. Если вы остановите выбор на какой-либо одной игре, она может оказаться отличной техникой выработки идей, но это не значит, что вы нашли оптимальный путь. В школе вы складывали числа в столбик. Получив правильный ответ, вы переходили к следующему примеру. Люди часто переносят этот образ действий на область творческого мышления. Выяснив ответ, они прекращают размышлять. Они вполне Довольны первым найденным решением. Но жизнь заметно отличается от школьной арифметики. Вторые ответы могут оказаться лучше первых: они позволят снизить затраты, приобрести новый статус, сделать вещи качественнее, красивее, более простыми в использовании и многое другое. Нет причин полагать, что пер-вый полученный вами ответ окажется наилучшим. Как-то я пошел в свой любимый ресторан. Направились туда и мои знакомые — в то же время и из того же места, — но добрались они намного раньше меня. Я спросил, какой дорогой они шли. Знакомые ответили, 3 Зпк. 1045 бб □ Часть 1. С чего начать что выбрали самый простой путь: свернули на аллею, которая и привела их прямо к ресторану. Моя дорога всегда казалась мне наилучшей, и потому я никогда не пытался искать другую. Я даже не задумывался, существует ли она вообще. Я не раз проезжал мимо той аллеи, но никогда ее не исследовал. Поскольку я ни разу не пытался пройтись по ней, то и не знал, насколько она хороша. Удобный путь, как правило, ничем не обозначен, ничто не наводит на мысль, что его стоит обследовать. А ведь этот путь может привести вас к чему-то весьма полезному. И если вы не исследуете его, то так и не узнаете, насколько он для вас выгоден. Вторая причина, почему следует пользоваться различными техниками, заключается в том, что это помогает развивать творческий подход. Хороший актер играет самые разные роли и часто настолько входит в роль, что полностью перевоплощается в того или иного персонажа. Хороший актер гордится своим талантом перевоплощения, своей способностью создавать образы — от комических до трагических. Чем больше ролей он исполняет, тем более совершенствуется его мастерство. Богатый опыт добавляет глубины его мастерству исполнения. Вы тоже должны испытывать гордость за свои способности к активному, творческому мышлению. Возможность использования любой из техник добавит глубины вашему мышлению. Если вы практически поработаете со всеми играми для ума, то всегда сможете прибегнуть к какой-либо из них для решения возникшей проблемы. Некоторые из этих «игрушек» подобны передаче заднего хода машины. Она есть, но ею редко пользуются — мало кто ездит по дороге задом наперед. Но, с другой стороны, она необходима, и ею обязательно надо уметь пользоваться — хотя бы для того, чтобы иметь возможность маневрировать, когда нельзя двигаться вперед. Суть дела заключается в том, чтобы научиться применять на практике игры для ума. Если вы просто с ними ознакомитесь и не будете использовать, то уподобитесь человеку, который, бросив лепесток розы в глубину Большого Каньона, ждет, когда отзовется эхо. Вот некоторые советы по применению игр для ума. Работайте с каждой игрой в отдельности. Применяйте ее снова и снова, пока не почувствуете, что полностью освоили даЯ' Глава 4. Игры для ума □ 67 дую технику. На это потребуется от нескольких часов до нескольких дней. Выбирайте и линейные и интуитивные игры, чтобы воспользоваться преимуществами обоих полушарий мозга. Левое полушарие управляет логикой и речью, в то время как правое превосходно справляется с невербальными (несловесными) задачами. Исследование процесса мышления творчески одаренных людей показало, что они используют возможности обоих полушарий мозга. Выбирайте игры наугад. Напишите их названия на листках бумаги и положите в свой «контейнер». Как только перед вами возникнет проблема, встряхните контейнер и вытащите оттуда наудачу название одной из «игрушек». Игры для ума помогают выдавать множество идей, а количество — ключ к творчеству. Алекс Осборн, один из пионеров в области исследования творчества, говорил: «Количество, количество и еще раз количество! Вот девиз дня». И добавлял: «Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель». Писатель же Стендаль однажды заметил: «Как пароходу необходим уголь, так мне необходимы три-четыре кубических фута идей вдень». После развлечений с играми для ума на вас посыплется такое количество хороших идей, что вы будете чувствовать себя как сладкоежка в кондитерской лавке, желающий съесть буквально все. Естественно, если так и поступить, не избежать расстройства желудка. Точно так же вы не можете «перепробовать» все свои идеи, и потому нужно ознакомиться с четким руководством, которое поможет вам сделать правильный выбор. 1. Записывайте все идеи в порядке поступления. 2. Просматривайте список. Благодаря этому вы подсознательно расставляете приоритеты. 3. Выработайте критерии отбора идей. Кажется, задача невыполнимая, и все же сделать это необходимо. Критерии, естественно, будут зависеть от конкретной задачи и меняться в соответствии с изменением целей. Критерии при составлении плана рекламной кампании должны, разумеется, отличаться от критериев при выборе нового фасона ботинок. Программа
68 □ Часть 1. С чего начать 70 □ Часть 2. Линейные игры для ума
се линейные игры разделяются на три группы — А, В, С. Игры группы А позволяют трансформировать имеющуюся информацию различными путями: записыванием, разделением, комбинированием и манипулированием — это открывает новые возможности для решения проблемы. Меняя точку зрения, вы переходите от одной идеи к другой, пока не обнаруживаете ту, которая вам нужна. Так же как человек перескакивает с камня на камень, стремясь оказаться на другом берегу реки, вы перепрыгиваете от идеи к идее, приближаясь к своей цели — выбору.
|