Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды сметной документации
Публичная форма сметного расчета - сметная документация на проект строительства, установлена практикой делового оборота в стране и сохраняет роль и значение единой экономической информации, необходимый всем потребителям на период строительства. Сметная документация разрабатывается в соответствии с техническим заданием заказчика, который является правообладателем всех сметных расчетов по объекту строительства. Сметная документация как публичная форма результатов составления смет в строительстве, должна иметь строго установленные параметры, необходимые и достаточные для однозначного понимания и интерпретации результатов сметного расчета всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности. Сметная документация в строительстве обозначается как «Смета...» с указанием вида строительства и идентификационных характеристик объекта строительства. Сметная документация в строительстве включает комплект расчетных материалов - стандартных форм сметных калькуляций и расчетных ведомостей с дискрептивными пояснениями, в объеме и перечне, установленным техническим заданием заказчика. Отдельные формы расчетов в сметной документации обозначаются как «смета» с указанием значащего признака принадлежности к общепринятому виду регистрации и публикации результатов сметного расчета. Основные виды смет в сметной документации, используемой в практике ценообразования строительства, представляют законченные расчеты сметной стоимости по этапам строительства - концептуальная смета, тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, а также отдельные законченные и обособленные компоненты самого сметного расчета - локальная смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта. Состав и содержание сметной документации меняется в соответствии с уровнями управления и этапами определения сметных показателей строительства. На начальном этапе реализации инвестиционно-строительного проекта выполняются расчеты обоснования инвестиций, и формируется концептуальная смета - ориентировочная сметная стоимость строительства. Концептуальная смета инвестора разрабатывается в произвольной форме экономического расчета на основе укрупненных сметных показателей стоимости строительства и цены строительства по объектам-аналогам. На этапе проектирования и планирования базовой стоимости строительства разрабатывается тендерная документация заказчика (тендерная смета) в форме стандартной сметной документации. Заказчик может разработать тендерную документацию в любой произвольной форме, удобной для планирования и контроля строительства инвестором и заказчиком-застройщиком, например, в форме пообъектного и поэтапного графика строительства и финансирования. Базовая сметная стоимость объектов строительства устанавливается в процессе разработки тендерной документации и является основой предложения заказчика цены строительства на конкурсных торгах (тендерах) на подрядные строительные работы. В преддоговорной период строительные организации - участники конкурса на подрядное строительство, выполняют собственные расчеты стоимости предстоящего строительства в произвольной форме на основе проектных данных строительства, общих и фирменных сметных норм, рыночных цен на ресурсы, технических и финансовых возможностей организации. Исполнительная сметная документация (исполнительная смета ) составляется подрядчиком после заключения подрядного договора и установления договорной цены строительства или порядка её определения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации только такая сметная документация имеет значение нормативного документа, легитимно регулирующего финансовые и прочие взаимоотношения сторон - «В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком» ( пункт 3 статья 709 ГК РФ). После утверждения исполнительной сметы заказчиком все изменения и добавления в смете, а также исправления ошибок и корректировка результатов расчета относится к компетенции заказчика и выполняется за его счет. При разработке исполнительных смет строительные подрядчики могут использовать сметные расчеты базовой стоимости - формы тендерной документации заказчика, или выполнять собственные расчеты по правилам и нормативам фирменной сметно-информационной базы и текущей конъюнктуры регионального рынка строительных ресурсов. В состав исполнительной сметной документации могут включаться, кроме форм стандартной сметной документации, календарные и сетевые графики строительства, планы материально-технического снабжения, объемы и сроки расчетов за выполненные строительные работы. Итогом разработки исполнительной сметной документации строительства является график строительства и финансирования объекта, сформированный по выделенным этапам (секциям, участкам, законченным комплексам работ, отдельным зданиям и сооружениям) строительства, с расчетом объемов финансирования по календарным срокам и исполнителям. Фактическая сметная документация (фактическая смета) является вариантом исполнительной сметы подрядчика с использованием отчетных показателей по составу работ, расходу используемых ресурсов и фактических цен на ресурсы и услуги по данным бухгалтерского и налогового учета подрядчика. Расчетные показатели фактической сметы должны корреспондироваться с данными в формах учета работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Госкомстата России 30.10.97 № 71а: акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2); справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3); общий журнал работ (форма № КС-6); журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а). Фактическая смета составляется по общей стоимости строительства в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика, принятой в его производственном учете. Стандартный состав публичной сметной документации на строительство (тендерная и исполнительская сметы) включает следующие формы: - Техническое задание заказчика на разработку сметной документации; - Пояснительная записка с перечнем физических параметров и технических характеристик объекта и его структурных составляющих, а также описание метода составления сметы и сметная формула расчета стоимости строительства; - Локальные сметы; - Объектные сметы; - Сводная смета; - График строительства и финансирования. Локальная смета разрабатывается по видам работ или основным конструктивным элементам и инженерному оборудованию зданий и сооружений для каждого отдельного объекта строительного проекта. Локальные сметы являются основным элементом сметного калькулирования и могут разрабатываться в технологической и (или) ресурсной форме сметного расчета. В локальных сметах, при необходимости, работы или ресурсы группируются в разделы, необходимые по технологическим и организационным особенностям проекта строительства. В локальных сметах определяются только стоимость прямых затрат в строительстве. Если локальная смета является единственным сметным документом для подрядчика, то к ней добавляется косвенные затраты и прибыль подрядчика, и такая смета приобретает функции объектной сметы. Объектная смета разрабатывается на законченный элемент проекта (объект) строительства - здание, сооружение, пусковой комплекс, и включает все формы локальных смет, относящиеся к данному объекту. В объектных сметах определяются общие сметные затраты подрядчиков на выполнение всех строительных работ по объекту. К прямым затратам в локальных сметах добавляются косвенные затраты и сметная прибыль строительных подрядчиков в уровне, определяемым индивидуальным (фирменным) расчетом, соглашением сторон или по нормативам общественно-необходимых затрат на эти цели для строительного комплекса региона, где осуществляется строительство. Сводная смета (сводный сметный расчет) разрабатывается как сводка сметных затрат по всем объектным сметам строительного проекта с добавлением собственных затрат заказчика планируемых на весь период до завершения строительства. Сводный сметный расчет состоит из глав, объединяющих данные о сметной стоимости объектов основного и вспомогательного состава, другие расходы заказчика на выполнение строительного проекта, в соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.08 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
17. Прейскуранты на строительную продукцию. · Прейскурант на потребительскую единицу строительной продукции предназначен для определения сметной (расчетной) стоимости строительно-монтажных работ нового строительства (реконструкции), на основе которой устанавливается договорная цена. · Прейскурант является осязательным для применения всеми организациями независимо от их ведомственного подчинения. · 1.1. Прейскуранты являются укрупненными сметными нормативами, на основе которых наиболее достоверно и просто определяется сметная стоимость строительства зданий и сооружений как при одностадийном, так и при двухстадийном проектировании. · 1.2. Прейскуранты разрабатываются на основе смет к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам. · На линейные сооружения (линии электропередач, нефтегазопроводы, наружные инженерные сети и т. п.) прейскуранты разрабатываются по типовым проектным решениям, с учетом рациональной организации работ по их возведению. · 1.3. Прейскуранты подразделяются на общесоюзные, ведомственные и республиканские. · 1.3.1. Прейскуранты, разрабатываемые на основе смет к типовым проектам, индивидуальным экономичным проектам повторного применения и типовых проектных решений, имеющих применение в различных отраслях народного хозяйства (резервуары, градирни, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, насосные и компрессорные станции и др.), являются общесоюзными, т. е. обязательными для всех организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности заказчиков и подрядчиков · 1.3.2. Прейскуранты (ведомственные и республиканские) на строительство отдельных производственных, подсобно-вспомогательных зданий и сооружений, объектов транспортного, энергетического, сельскохозяйственного, водохозяйственного и других видов строительства · 1.3.3. Прейскуранты (республиканские) на строительство жилых домов массовой застройки, школьных зданий, детских дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, кинотеатров, клубов и других объектов культурно-бытового назначения · Прейскуранты на объекты жилищно-гражданского назначения являются обязательными для всех организаций, осуществляющих проектирование и строительство в районе (зоне) действия этого норматива. · 1.4. Прейскуранты разрабатываются на основе правил настоящей главы и в соответствии с методическими указаниями, в которых отражаются особенности различных видов строительства. ·. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ПРЕЙСКУРАНТОВ
· 2.1. В прейскурантах учитываются следующие виды затрат: · а) прямые затраты, определяемые по сборникам единых районных (зональных) единичных расценок на строительные конструкции и работы и по сборникам расценок на монтаж оборудования в порядке, установленном соответствующими указаниями по применению этих расценок; · б) накладные расходы и плановые накопления - по правилам главы СНиП IV-8-84 " Правила разработки и применения норм накладных расходов и плановых накоплений в строительстве"; · в) затраты на приобретение оборудования и инвентаря общественных и административных зданий - по правилам главы СНиП IV-13-84 " Правила разработки и применения сметных норм затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий". · Стоимость приобретения технологического оборудования и инвентаря производственных зданий приводится в прейскурантах справочно и определяется по правилам, соответственно, главы СНиП IV-11-84 " Правила определения сметной стоимости оборудования" и главы СНиП IV-12-84 " Правила разработки и применения сметных норм затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий". · 2.2. Прейскуранты разрабатываются, как правило, на основные варианты тех проектных решений зданий и сооружений, которые применяются в соответствующих районах (зонах) страны. · Для определения сметной стоимости строительства объектов при другом вариантном решении той или иной части здания или сооружения в прейскуранте должны быть приведены соответствующие поправки. · 2.3. Измерители, на которые разрабатывается прейскурант, должны приниматься наиболее характерными для соответствующих зданий и сооружений. В качестве таких измерителей могут быть приняты: здание или сооружение в целом; пролет или секция; один километр (для линейных сооружений), один гектар осушаемых или орошаемых земель и т. п. · 2.4. При разработке прейскурантов учитываются условия получения и доставки местных строительных материалов, характерные для министерств и ведомств, осуществляющих строительство в соответствующем районе, в порядке, предусмотренном Указаниями по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы. · 2.5. Стоимость материалов, полуфабрикатов, изделий и конструкций, на которые установлены предельные сметные цены, должна учитываться по этим ценам в порядке, установленном Госстроем СССР для определения сметной стоимости капитального строительства. · 2.6. Цена на измеритель, установленный в прейскуранте, должна быть распределена по конструктивным частям здания (сооружения) и видам работ. Это распределение требуется для использования при расчетах генеральной подрядной организации с субподрядными организациями и для накопления в проектных институтах данных о сметной стоимости отдельных видов работ. · 2.7. Стоимость возведения подземной части зданий и сооружений (нулевого цикла) должна учитываться прейскурантом исходя из характерных условий строительства в районе (зоне) действия норматива: группы грунтов, нормативного давления на грунт основания, отметки заложения фундаментов и др. · 2.8. Прейскурант должен содержать: · техническую часть, в которой указываются конструктивные характеристики частей зданий или сооружений, грунтовые и другие условия, принятые в основной цене, и поправки к ней. Если в прейскуранте имеется несколько разделов (и соответственно - технических частей), то следует помещать общую часть, где приводятся указания, относящиеся к прейскуранту в целом;
· данные о сметных нормативах, по которым составлен прейскурант; · указания по применению прейскуранта при определении сметной стоимости строительства объекта в конкретных условиях. · 2.9. В составе прейскуранта и поправках должна быть приведена величина нормативной условно-чистой продукции. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕЙСКУРАНТОВ · 3.1. При составлении локальных смет с применением прейскурантов принимается основная цена, а затем - поправки к основной цене. · 3.2. Если при реконструкции предприятия сметная стоимость строительства отдельных новых зданий и сооружений определяется по прейскурантам, то в необходимых случаях к нормам затрат на заработную плату и эксплуатацию строительных машин, приведенным в этих прейскурантах, надлежит применять коэффициенты, приведенные в Указаниях по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы и Указаниях по применению расценок на монтаж оборудования. · 3.3. Сметная стоимость зданий и сооружений, строящихся в особо сложных гидрогеологических условиях, не нашедших отражения в прейскурантах, определяется в следующем порядке: · при строительстве в особо сложных условиях, не вызывающих необходимости пересмотра основных проектных решений по устройству фундаментов, учтенных прейскурантом, - по прейскуранту с добавлением стоимости дополнительных работ, определенной по смете, составленной по данным привязки проекта к местным условиям; · при выполнении работ в особых условиях, вызывающих необходимость пересмотра основных проектных решений по устройству фундаментов, учтенных прейскурантом, - по прейскуранту - на работы, выполняемые выше нулевой отметки, и по отдельной смете - на работы, выполняемые ниже нулевой отметки.
21. Сущность и значение проектирования.
Принципы и нормы проектирования объектов Проектирование является необходимой подготовительной стадией строительства. Для того чтобы построить какой-либо объект (предприятие, здание, сооружение), необходимо сначала его спроектировать. Действующее законодательство запрещает начинать строительство без проектной документации, утвержденной в установленном порядке. От качества проектов во многом зависит эффективность капитальных вложений и застройки городов и поселков. Что такое проект? Есть ряд определений проекта в зависимости от их назначения. Проект — замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект экономический — программа действий, мер по осуществлению конкретного соцршльно-экономического замысла, например, по освоению добычи полезных ископаемых, обновлению производства, выпуску новых товаров. Проект строительный, технический — образ намеченного к созданию объекта, представленный в виде комплекса чертежей, схем расчетов, обоснований, архитектурно-планировочной и сметной документации. Как видно, проектом на объект капитального строительства называют комплекс чертежей, схем, расчетов, обосновании, архитектурно-планировочной и сметной документации, а также пояснительной записки. Чертежи проекта — представляют собой графическое изображение зданий, сооружений и отдельных их частей, а также планировки с указанием расположения основного оборудования, схем электроснабжения и др. С помощью чертежей проекта изображаются основные параметры объекта (размер и геометрическая форма зданий, их этажность, внутренняя планировка и др.). Смета — документ, на основе которого определяются стоимость строительства и размер его финансирования, а также осуществляются расчеты между заказчиком и подрядчиком, т. е. смета выражает цену за готовую строительную продукцию. Расчеты — сопровождаются пояснительными записками, которые позволяют получить ясное представление об объекте, его отдельных частях и принятых решениях. Проектная документация указывает стоимость строительства объекта, затраты трудовых и материальных ресурсов для осуществления намеченного строительства. С этой целью в проектах определяются потребность в металле, железобетоне, строительных материалах и оборудовании, а также затраты труда и продолжительность строительства. Таким образом, в проектах и сметах определяются общегосударственные технические требования к качеству объектов (включая прочность и долговечность конструкций, архитектурно- художественный облик), стоимость и другие технико- экономические показатели. На основе проектов организуется работа по сооружению объектов. Поэтому строительство без проектов и смет не допускается. По признаку использования проекты подразделяются на два вида: индивидуальные и типовые. Индивидуальные проекты разрабатываются обычно для разового применения. По индивидуальным проектам возводят объекты уникальных зданий и сооружений. Повторно используются индивидуальные проекты эко- номР1чески целесообразных проектных решений объектов строительства немассового назначения. Типовые проекты — разрабатываются для многократного использования в строительстве объектов массового назначения. При этом создается фонд проектной документации для капитального строительства. Типовое проектирование предусматривает технические решения, обеспечивающие возможность эффективного использования капитальных вложений, широкого внедрения индустриальных методов строительства и достижения высоких эксплуатационных качеств зданий, сооружений, предприятий. Типовое проектирование сокращает сроки разработки проектов и удешевляет их. Одновременно улучшается качество проектирования. Ошибки первоначального проекта обнаруживаются уже при первом его применении, что дает возможность избежать в дальнейшем этих ошибок. Типовое проектирование является важнейшим средством обеспечения единой технР1ческой политики в капитальном строительстве. Благодаря типовому проектированию можно широко использовать типовые детали, изготавливаемые при массовом производстве. Это ускоряет строительство и снижает затраты на сооружение зданий и предприятий. Значение проектов заключается в следующем: 1. Проект является основным документом, по которому осуществляется организация строительства зданий, предприятий, сооружений и других объектов. Проекты (типовые и индивидуальные) всегда составляются до начала строительных работ. Поэтому они являются основой организации и планирования строительства. 2. Проектирование оказывает существенное влияние на развитие технического прогресса отрасли. При разработке проектов предприятий максимально используются достижения науки и техники. Проектирование является, по существу, тем звеном технического прогресса, которое связывает науку с производством, так как через проекты реализуются научные исследования и достижения в области технического и социального прогресса, что позволяет получить высокий экономический эффект. 3. В проекте можно получить ответ на вопросы: какое нужно оборудование, сколько требуется металла, железобетона, лесоматериалов, труб и других строительных материалов, деталей, конструкций, знание о которых необходимо для обеспечения строительного производства. 4. Проект и смета являются документами, на основе которых осуществляются финансирование и кредитование строительства объектов на весь период их сооружения. 5. Проект предназначается для производства по нему строительных и монтажных работ.
|