Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модернизация и инновации, вытекающие из экономики знаний






Овчинников В.В.

д.э.н., д.т.н., директор центра глобальной экспертизы Глобального индустриального центра производственных сетей в странах Европы, Латинской Америки и КНР

МОДЕРНИЗАЦИЯ: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Введение

Мир нуждается в модернизации, направленной на переход к новой технологической структуре экономики, основанной на глобальной конкуренции в сфере тиражируемых информационных услуг. Созревание подобной технологической структуры экономики, называемой часто экономикой знаний является целью модернизации любой стремящейся к экономическому лидерству страны и основано на более эффективном управлении производством и потреблением знаний. Лидирует в этой сфере плоская экономика, состоящая из сетей инновационных и финансовых супермаркетов и производственных сетей предприятий и банков (ПСП), не раз доказавших свою живучесть в самых экстремальных условиях жизни человеческого общества. Плоская экономика использует новую природу целей, функций, задач и структуры управления хозяйственной деятельностью ПСП. Она применяет новые подходы к глобализации систем управления знаниями, финансового менеджмента, а также к независимой от чиновников экспертизе инновационных проектов, основанной на международном и глобальном разделении труда, использовании лучших стандартов и постоянном обмене лучшим мировым опытом.

Модернизация и инновации, вытекающие из экономики знаний

Модернизация (М) – это общественно-политический процесс. Он представляет собой коренное изменение общественных отношений, изменение логики, в которой живет общество, институциональную перестройку. Инновация – процесс технологический, внедрение любой новой технологии. Она может быть реализована как в области производства, так и в области общественного управления. Известно, что М экономики в любой стране осуществляется с конкретной целью приобрести новые конкурентные преимущества государства и бизнеса на местном, национальном или глобальном рынках. Причем не только в товарах, но и в умах и компетенциях предпринимателей, рабочих, инженеров и чиновников. Такая М не может быть успешно проведена без учета мотивации власти и общества к модернизации, мотивации, подкрепленной грамотным управлением и честным судом.

Иногда М проводится насильственно при мотивации власти к войне. Так поступали СССР и Германия в тридцатые годы и даже демократические США и Великобритания в период Второй мировой войны. Насильственная М в России всегда сопровождалась жестокими репрессиями (вспомните борьбу Столыпина с общиной, опричнину Ивана Грозного или индустриализацию «по-сталински»). В этом случае общество подчиняется власти, которую мотивация общества не интересует. Решающим фактором М. выступает преодоление, а также замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на производство и потребление знаний, создание систем управления знаниями, обеспечивающих разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений.

Экономика знаний – это, прежде всего, система производства знаний, пользующихся спросом, и управления знаниями. С истема управления знаниями создается на основе фундаментальных наук, а также усилий менеджеров и инженерного корпуса, способных измерять спрос на знания и осуществляющих коммерческое применение знаний. Вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается открытым. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более того.

В экономике знаний производство знаний должно служить одним из основных источников роста экономики и уровня жизни населения. Цена знаний служит истинной оценкой полезности знаний. Весьма интересным фактом является то, что 90% востребованных экономикой знаний создано за последние 30 лет, а 90% ученых являются нашими современниками. В США вклад в ВВП отраслей экономики, потребляющих знания, составляет 42%, в Китае – приближается к 30%. В российской экономике этот показатель пока несущественен и не превышает 2, 26 %. Такой показатель объясняется низкой эффективностью управления знаниями в России и падением (примерно в 9 раз за 15 лет) производства знаний при росте затрат на НИОКР, уже превышающих в ряде случаев аналогичные затраты Китая и США.

Что такое – управление знаниями? Например, компания British Petroleum (ВР) озаботилась тем, что уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается. Компания установила, что дело в различном уровне знаний специалистов, работающих на этих скважинах. Причем эти знания не были задокументированы, т.е. находились главным образом в головах сотрудников. Обнаружив это, менеджмент ВР принял решение распространить ценные знания среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР была разработана программа управления знаниями (Knowledge Management - KM). В общем КМ можно определить как создание и управление интеллектуальными активами компании. В сфере изучения КМ находятся следующие основные вопросы: производство интеллектуальных активов компании; распространение ценных знаний (ЦЗ) среди сотрудников компании и передача ЦЗ новым сотрудникам; концентрация ЦЗ для решения нестандартных, в т.ч. и инновационных задач; повышение уровня знаний компании и генерирование, новых знаний


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал