Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меры по борьбе с кризисом в России ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Российские власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства. Но все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов. Единственной эффективной мерой является антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того чтобы выражать недовольство ограничениями, МВФ следует активно помогать развивающимся странам (в том числе и России) их внедрять. Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики. В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса: 1. Курсовая политика; 2. Поддержка банковской системы; 3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений; 4. Налоговая и бюджетная политика; 5. Тарифная политика; 6. Содействие занятости населения; 7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья; 8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики; 9. Нефтяная промышленность; 10. Автомобилестроение; 11. Сельхозмашиностроение; 12. Оборонно-промышленный комплекс; 13. Малый и средний бизнес; 14. Авиационные перевозки; 15. Розничная торговля; 16. Аграрно-промышленный комплекс; 17. Инфраструктурные проекты; 18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер. На мой взгляд, особое внимание необходимо обратить на последний пункт, т.к. с него и начинается реализация упомянутых выше мер. Во-первых, была образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики во главе с И.И.Шуваловым. Во-вторых, в данный период проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики (в рамках рабочей группы во главе с А.Д.Жуковым). В-третьих, утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И, наконец, в-четвертых, предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры: · совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации; · совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций; · совершенствование залоговых правоотношений; · расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля; · обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ; · снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования; · разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства; · введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов; · введение общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций; · уточнение условий выпуска биржевых облигаций.[7] Средства для покрытия бюджетного дефицита государство будет искать не только в резервном фонде. Вырастет и внутренний долг. В случае более резкого, чем можно сейчас предположить, спада бюджетных доходов возможно финансирование дефицита бюджета через рост внутреннего долга – объема выпущенных Минфином облигаций, которые может рефинансировать ЦБ, считает первый зампредседателя банка Алексей Улюкаев. Как говорит член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев, чтобы рефинансировать гособлигации, поправки в законодательство не потребуются. Рефинансирование, по словам Медведева, - это более рыночный способ, чем покупка гособлигаций, но в любом случае это денежная эмиссия. Кроме того, давать деньги Минфину напрямую ЦБ запрещает законодательство, поэтому сейчас для покупки гособлигаций приходится искать посредников, отмечает Юлия Цепляева из Merrill Lynch.[8] Если курсовая политика не изменится, то даже запланированный объем выпуска гособлигаций будет сложно реализовать. В 2009 г. правительство планирует привлечь по внутренним займам 429 млрд. руб., сейчас внутренний государственный долг, по данным Минфина, - 1, 42 трлн. руб. Ранее объем заимствований не превышал и половины от запланированного лимита, отмечает Цепляева. Но в этом году, считает она, инструмент может стать очень популярным, если доходность достигнет 11%. Мировой экономический кризис не завершится в 2009 году. Согласно оценке Института глобализации и социальных движений (ИГСО), изложенной в докладе «Кризис глобальной экономики и Россия» он может продлиться до 2013 года. Ставка на его завершение к концу 2009 года безосновательна. Она влечет за собой лишь бесперспективное расходование валютных резервов страны, уже сократившихся c 1 августа почти на $120 млрд. России для смягчения воздействия кризиса и дальнейшего выхода из него требуется не только поддержка производства, но и стимулирование потребительского спроса. Это означает отказ от всей прежней политики удешевления рабочей силы и переход к техническому перевооружению индустрии. Выжидательная антикризисная политика лишь истощит ресурсы страны, усилив поражение кризисом национального хозяйства. Заключение
В ходе создания курсовой работы я выяснила, что цикличность – это всеобщая форма движения, отражающая его неравномерность, смену эволюционных и революционных форм прогресса. Циклический характер развития присущ всем отношениям: экономическим, социальным, политическим и многим другим. Сущность теории циклического развития экономики связана с тем, что экономика, как открытая система, находится в состоянии перманентного отклонения от состояния равновесия. Все отклонения приводят к тому, что цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику. Эпицентр циклического движения – это экономический кризис, в котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс роста экономики. Также я выяснила, какой характер носит сегодняшний мировой кризис, как за границей, так и в России. Деловая газета «Ведомости» помогла мне в отыскании ответов на многие вопросы, связанные с кризисом. Я постаралась отразить реальную ситуацию в России с помощью предоставленных в газете данных, рассмотреть положение дел на рынке труда, проанализировать финансовую и экономическую сторону вопроса. По итогам 2008 г. можно сделать неутешительные для российской экономики выводы. Например, металлургическая отрасль пострадала сильнее всех: спад производства достиг 50%. Считают, что на восстановление может уйти около двух лет. Авиационную отрасль в 2009 г. ждет консолидация на фоне падения перевозок. Это связано с высокими ценами на топливо, в связи с чем начались массовые задержки рейсов альянса по всей стране. Но самый печальный итог – это демонетизация экономики. Виной всему не только само по себе падение курса, сколько девальвационные ожидания, продиктованные решением денежных властей опускать рубль постепенно. Однако сторонники резкой девальвации предупреждают: чем дольше в ожидании ослабления рубля будут бездействовать денежные рынки, тем глубже будет экономический спад.[9] Какие же меры предпринимает руководство России? Недавно на сайте Правительства было опубликовано постановление, повышающее на девять месяцев пошлины на отдельные виды проката из железа (с 5% до 15%) и нелегированной стали (с 5% до 20%), а также на трубы из черных металлов (с 5% до 15% и 20%). Как объясняет чиновник Минпромторговли – это антикризисная мера: объемы импорта снизятся, и отечественные производители смогут загружать свободные мощности. На этом дело не заканчивается – Правительство нашей страны активно предпринимает меры по борьбе с кризисом, при этом параллельно ведет переговоры с Украиной на тему поставок газа. Хочется надеяться, что Россия в целом не особо пострадает из-за мирового кризиса – нам его хватило в 1998 Список использованной литературы
1. Иваницкая Н., Кудинов В., Чечель А. Занять в России. // Ведомости от 11 января 2009 2. Кашин Василий. Послевоенный рекорд. // Ведомости от 11 января 2009 3. Кашин Василий. Глобальная дыра. // Ведомости от 16 января 2009 4. Кувшинова Ольга. Экономика ниже нуля. // Ведомости от 11 января 2009 5. Мау Владимир. Антикризисная политика: Старые новые риски. // Ведомости от 4 декабря 2008 6. Менеджмент организации. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / Под общ. ред. В.Е.Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2006 7. От редакции. Зеленая волна. // Ведомости от 16 января 2009 8. Родрик Дэни. Выиграть в кризис. // Ведомости от 26 декабря 2008 9. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006 10. www.government.ru
|