![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В сфере информационной безопасности. Проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными
Проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют постоянного, неослабевающего внимания со стороны государства и общества. Правовая защита — это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе (межгосударственная защита, защита на уровне государства). В данной главе рассматриваются некоторые статьи КоАП, касающиеся проблем защиты информации, персональных данных, авторских прав. В современном информационном обществе мы каждый день сталкиваемся с правонарушениями в этих областях. Не проходящий и не снижающийся интерес к этой проблематике объясняется тем, что происходящие в стране процессы существенно затронули проблему организации системы защиты информации во всех ее сферах — разработки, производства, реализации, эксплуатации средств защиты, подготовки соответствующих кадров. Прежние традиционные подходы в современных условиях уже не в состоянии обеспечить требуемый уровень безопасности государственно значимой и частной конфиденциальной информации, циркулирующей в информационно-телекоммуникационных системах страны. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам. Действующий ныне Кодекс был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. Он содержит в себе нормы ответственности за нарушение требований информационной безопасности. Примером могут служить следующие статьи КоАП: - статья 5.39 «Отказ в предоставлении гражданину информации»; - статья 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» (в случае, если их хищение и незаконное использование осуществлено путем нарушения требований по защите информации); - статья 13.6 «Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи» (если данные действия осуществлены в сфере передачи конфиденциальной информации); - статья 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»; - статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации» (т. е. использование несертифицированных информационных систем, баз, банков данных, средств защиты информации, включая область информации, составляющую государственную тайну), - статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»; - статья 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом»; - статья 14.11 «Незаконное получение кредита» (в том числе путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии, осуществленное с нарушением информационной безопасности кредитной организации); - статья 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг» (в том числе лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам); - статья 15.25 «Нарушение валютного законодательства» (включая осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии) с целью перевода за границу похищенных банковских денежных средств, а также с использованием заведомо открытых - статья 15.26 «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности» (с нарушением правил информационной безопасности кредитной организации как внешними информационными правонарушителями, так и штатными сотрудниками); - статья 17.13 «Разглашение сведений о мерах безопасности» (в диспозицию данной статьи входит разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких, в том числе полученных путем нарушения информационной безопасности); - статья 19.7 «Непредставление сведений (информации)» (государственному органу либо его должностному лицу о нарушении правил информационной безопасности); - статья 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»; - статья 20.24 «Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности»; - статья 23.44 «Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информацией»; - статья 23.45 «Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны»; - статья 23.46 «Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации» и т. д. Административное право также предусматривает меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в информационной сфере. Это меры административного принуждения, применяемые органами исполнительной власти, их должностными лицами или судами в целях пресечения административного правонарушения; установления личности нарушителя, а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в информационной сфере могут быть классифицированы следующим образом: 1) по характеру связи с правонарушением: самостоятельные, не связанные с совершением правонарушения, и самостоятельные, но обусловленные совершением правонарушения; 2) по методам воздействия такие меры могут применяться в виде: психического воздействия (официальное требование о прекращении правонарушения); физического воздействия (доставление, административное задержание, привод); материального характера (изъятие вещей, запрещение эксплуатации конкретных средств, арест товаров, транспортных средств и иных вещей); 3) по объектам воздействия меры административного пресечения могут быть: применяемыми к физическому лицу (доставление, административное задержание, ограничение передвижения по территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия); применяемыми к юридическим лицам (приостановление работы и т. д.); 4) по характеру сферы воздействия (меры административного пресечения) могут быть объединены в две группы: меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях общего назначения (доставление, административное задержание 5) по степени кодификации меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административного пресечения) можно подразделить на две группы: меры, закрепленные в КоАП; меры, закрепленные в законодательных и иных нормативных правовых актах; 6) по объему полномочий должностных лиц органов исполнительной власти, применяющих меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, можно сказать, что
Статья 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав,
|