Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МакроэкономИка






Часть 3

 

макроэкономИка

 

ОМСК 2007

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

_________________________

 

 

И. В. Морозов

 

Методические указания

к семинарским и практическим занятиям

при изучении курса «экономика»

 

Часть 3

 

макроэкономИка

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

 

Омск 2007

 

УДК 330.1(075)

ББК 65.01.Я73

М80

 

 

Методические указания к семинарским и практическим занятиям при изучении курса «Экономика». Часть 3. Макроэкономика / И. В. Мо-розов; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007. 46 с.

 

Издание является продолжением методических указаний, опубликован-ных в первой и второй частях, и включает в себя практические задания, контрольные вопросы по темам, темы рефератов и список литературы для выполнения заданий и изучения раздела «Макроэкономика» по курсу «Экономика». Во введении к работе содержатся указания для студентов заочного отделения по выбору темы и практического задания контрольной работы.

Предназначены для студентов неэкономических специальностей очной и заочной форм обучения.

 

Библиогр.: 32 назв. Табл. 10.

 

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Т. А. Еременко;

канд. техн. наук, доцент Ю. А. Усманов.

 

__________________________

© Омский гос. университет

путей сообщения, 2007

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...  
Тема 9. Национальная экономика и измерение ее результатов …..………  
Тема 10. Совокупный спрос и совокупное предложение …..……………..  
Тема 11. Потребление, сбережения и инвестиции ………………………...  
Тема 12. Равновесный объем производства и мультипликатор ………….  
Тема 13. Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция и безработица ………………………………………………………………..  
Тема 14. Финансы и фискальная политика.……………………………….  
Тема 15. Рынок денег и денежно-кредитная политика..………………….  
Тема 16. Экономический рост и мировое экономическое развитие.…….  
Тема 17. Переходная экономика России…..……………………………….  
Библиографический список………………………………………………….  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный курс экономической теории состоит из двух равноправных частей – микроэкономики и макроэкономики. Несмотря на их тесную взаимосвязанность обе части являются относительно самостоятельными блоками экономических взаимосвязей и потому важными для познания закономерностей их функционирования.

Раздел макроэкономики не просто дополняет микроэкономический анализ рынка. Со времен Дж. Кейнса макроэкономический анализ прочно связан с выведенными на его основе «рецептами» по участию государства в регулировании экономики страны. Через теорию развития национального хозяйства как единого целостного организма формируется экономическая политика государства, строятся прогнозы темпов развития экономики страны и изменений ее структуры.

Раздел макроэкономики охватывает и теорию переходности состояния российского хозяйства. Знания макроэкономической статики и динамики особенно актуальны в момент рыночной трансформации экономики России в процессе ее реформирования. Они дают студентам возможность осмыслить происходящие в стране и мировом хозяйстве перемены. Благодаря этому у будущих специалистов способен сформироваться творческий, креативный тип мышления и собственное отношение к проводимым в хозяйстве страны преобра-зованиям.

Представляемые к рассмотрению студентов методические указания разработаны в помощь им при подготовке к занятиям и охватывают вопросы для самоконтроля, темы рефератов, а также тесты и задачи, основное содержание которых посвящено макроэкономическому разделу курса. Раздел макроэкономики включает в себя с девятой по семнадцатую темы курса «Экономика». Он является продолжением курса, поэтому его цели и задачи совпадают с общими целями и задачами курса. Нумерация тем с девятой по семнадцатую сохраняется в данном пособии в соответствии с порядком тем в учебно-тематическом плане курса «Экономика». В макроэкономике анализируются рыночное функционирование национальных хозяйств, их взаимодействие в мировой экономике и особенности переходных состояний национальной экономики.

Вместо планов семинарских занятий и заданий для самостоятельной ра боты (как для студентов дневного отделения) студентам заочного отделениия предлагается выполнение контрольной работы. В процессе выполнения работы студенты могут опираться не только на предложенную им по теме литературу, но и использовать источники информации, размещенные на следующих официальных сайтах Интернета:

а) Центрального банка России – http: //www.cbr. ru;

б) Министерства финансов России – http: //www. minfin. ru;

в) Госкомстата России – http: //www. gks. ru;

г) Института экономики переходного периода – http: //www. iet. ru;

д) Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования – http: //www. forecast. ru.

Контрольная работа студентов заочного отделения выполняется по выбранному варианту и включает в себя теоретическую часть и практическое задание. Поскольку осваиваемый студентами дневного и заочного отделений вуза объем курса совпадает, порядковый номер и план семинарского занятия студентов дневного отделения соответствует порядковому номеру варианта и плану темы теоретической части контрольной работы студентов заочного отделения.

Номер варианта контрольной работы выбирается по сумме двух последних цифр шифра зачетной книжки студента. В соответствии с номером варианта студент выбирает тему в разделе «Планы семинарских занятий» работы «Методические указания к семинарским занятиям при изучении курса «Экономика». Часть 1» (И. В. Морозов, Т. Б. Суржикова). Таким способом определяется соответствующий номерам с первого по семнадцатый планов семинарских занятий вариант темы контрольной работы. Если итогом сложения двух последних цифр шифра получилась цифра 18, то выбирается первый вариант контрольной работы, а если итогом сложения стала цифра 0, то выбирается второй вариант контрольной работы.

Практическое задание контрольной работы студентов заочного отделения выбирается в соответствии с вариантом темы контрольной работы. Практические задания для вариантов контрольной работы с первого по восьмой студент выбирает по соответствующей теме в разделе «Задания для самостоятельной работы» работы «Методические указания к семинарским и практическим занятиям при изучении курса «Экономика». Часть 2. Микроэкономика» (И. В. Морозов, Т. Б. Суржикова). Практические задания для вариантов контрольной ра-боты с девятого по семнадцатый студент выбирает по соответствующей теме в разделе «Задания для самостоятельной работы» настоящего издания.

Номер практического заданиявыбирается по последней цифре шифра зачетной книжки студента и номеру варианта контрольной работы в соответствии с таблицей, приведенный во введении (знак «+» означает, что вместо одного сложного задания предусмотрено два более простых; буквы а, б, в, г, д, е, ж означают необходимые для решения пункты того номера задания, который указан перед буквами).

Например, если две последние цифры шифра зачетной книжки студента 55, то по их сумме студент выбирает десятый вариант контрольной работы. Соответствующая варианту тема расположена в первой части методических указаний, а последняя цифра 5 шифра зачетной книжки студента означает, что из заданий для самостоятельной работы к теме 10, расположенных в третьей частиметодических указаний, студент выбирает практическое задание 5.

Выбрав вариант теоретической части задания, студент должен изучить рекомендуемую и другую самостоятельно подобранную литературу. На основе изученной литературы раскрываются теоретические вопросы темы и решается выбранное по таблице практическое задание к теме.

Объем контрольной работы должен составлять 15 – 20 стандартных листов формата А4, заполненных текстом с одной стороны (шрифт – Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – полуторный). Первой страницей является титульный лист, на котором последовательно сверху вниз отражаются следующие данные: название университета; тема работы; фамилия исполнителя, а также специальность и шифр зачетной книжки студента; фамилия рецензента; город и год. На второй странице приводится план работы, а в тексте выделяются разделы, соответствующие плану работы. В конце работы необходимо в алфавитном порядке указать использованную литературу, библиографическое описание которой приводится по ГОСТ 7.1-84 (протокол № 15 от 28.05.99).

 

 

Выбор номера практического задания для контрольной работы

по последней цифре шифра зачетной книжки студента и

номеру варианта контрольной работы

 

Номер варианта контрольной работы Вариант последней цифры шифра
                                       
  2 + 5в, г 1 + 5а, б 2 + 5в, г 3 + 5д, е 4 + 5е, ж 1 + 5а, б 2 + 5в, г 3 + 5д, е 4 + 5е, ж 1 + 5а, б
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
          10+12          
                     
                     
      12+14              
                     

 

Тема 9. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ИЗМЕРЕНИЕ

ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Кругооборот расходов и доходов в закрытой экономической системе характеризуется следующими потоками: 900 млрд р. – заработная плата; 40 млрд р. – сбережения и чистые частные внутренние инвестиции; 60 млрд р.– нераспределенная прибыль корпораций; 100 млрд р. – дивиденды; 700 млрд р. – потребительские расходы домохозяйств; 200 млрд р. – пенсии, стипендии, пособия; 300 млрд р. – подоходные налоги; 150 млрд р. – налоги на прибыль корпораций; 200 млрд р. – государственные закупки товаров и услуг.

Рассчитав потоки перемещения денежных средств между различными секторами экономики, заполните табл.1.

 

Т а б л и ц а 1

Связи в кругообороте национальной экономики

От / к Домохозяйствам Предпринимателям Государству Сектору имущества Всего
Домохозяйств Предпринимателей Государства Сектора имущества Всего          

 

2. Предположим, что Петров, купив семена на 500 р., вырастит урожай овощей и продаст его Иванову за 3000 р. Иванов продаст одну часть урожая на консервную фабрику за 1500 р., а другую часть продаст в розницу всем желающим для личного потребления на сумму 2000 р. На фабрике из купленных у Иванова овощей изготовят консервы, которые будут проданы оптом за 3500 р. Оптовый торговец продаст их розничным торговцам за 4500 р., а розничные торговцы выручат от продажи консервов валовой доход в размере 7000 р. В результате этих действий валовой национальный продукт страны увеличится на:

а) 22000 р.; б) 21500 р.; в) 9000 р.; г) 6500 р.

3. Об экономике имеются следующие данные (в млрд р.): валовой национальный продукт – 7888, амортизационные отчисления – 538, нераспределенная прибыль корпораций – 350, взносы на социальное страхование – 385, трансферты государства частным лицам – 540, налоги на прибыль корпораций – 145, подоходные налоги с граждан – 685, косвенные налоги на бизнес – 440. Рассчитайте:

а) чистый национальный продукт; б) национальный доход; в) личный доход; г) располагаемый доход.

4. Пусть страна А характеризуется следующими данными (в млрд р.): потребительские расходы – 245, арендная плата – 14, валовые частные внутренние инвестиции – 60, доходы от собственности – 31, чистый экспорт – 27, дивиденды – 16, заработная плата наемных работников – 221, косвенные налоги на бизнес – 18, нераспределенная прибыль корпораций – 21, прибыль корпораций – 56, государственные закупки товаров и услуг – 72, чистые частные внутренние инвестиции – 33. Рассчитайте:

а) ВНП по доходам; б) ВНП по расходам; в) ЧНП; г) национальный доход.

5. Допустим, что по стадиям производство хлеба составило следующую величину выручки от продаж (в р.): выращивание пшеницы – 4, производство муки – 6, выпечка хлеба – 12, доставка хлеба в магазин – 20. Рассчитайте добавленную стоимость на каждой стадии производства хлеба.

6. Исходя из данных табл. 2 рассчитайте реальный ВНП и укажите в каждом конкретном случае, инфлируете вы или дефлируете показатель номинального ВНП.

 

Т а б л и ц а 2

Динамика номинального ВНП и индекс цен

Показатель Год
           
Номинальный ВНП (в млрд р.) Индекс цен в процентах (1982 г. – 100 %)   235, 2   22, 1   428, 2   28, 1   816, 4   35, 9   1359, 3   49, 5   2249, 7   72, 2   3405, 7   103, 9

 

7. На основе представленных в табл. 3 данных рассчитайте отсутствующие показатели номинального ВНП, реального ВНП и дефлятора ВНП. В качестве базисного года используйте 1982 г.

 

Т а б л и ц а 3

Динамика ВНП и индекс цен

Год Показатель
номинальный ВНП (млрд р.) реальный ВНП (млрд р.) дефлятор ВНП
  2508, 2 – 5233, 2 3192, 4 3166, 0 – – 1, 000 1, 263

 

8. Выберите верный ответ.

Предположим, что ВНП увеличился с 500 млрд р. до 600 млрд р., а дефлятор ВНП – со 125 до 150. При таких условиях величина реального ВНП:

а) не изменится; б) увеличится; в) уменьшится; г) неизвестна из-за нехватки данных; д) все предыдущие ответы неверны.

9. Выберите верный ответ.

Что из перечисленного включается в состав ВНП:

а) ежемесячные денежные переводы, получаемые студентами от родителей;

б) продажи акций компании «Лукойл»;

в) стипендии студентам;

г) покупка студентом нового учебника по экономике?

10. Выберите два верных ответа.

Российский программист написал программу для немецкой частной фирмы у себя дома на компьютере фирмы. Его доход будет включен в:

а) ВВП России; б) ВНП России; в) ВВП Германии; г) ВНП Германии.

11. Выберите верный ответ.

Какой из перечисленных элементов расходов домохозяйств включается в состав ВНП:

а) покупка подержанного автомобиля у знакомого;

б) покупка новых акций у брокера;

в) покупка облигации сберегательного займа в коммерческом банке;

г) покупка новой авторучки взамен утерянной?

12. Выберите верный ответ.

Какой из перечисленных элементов не включается в состав валового внутреннего продукта, рассчитанного по доходам:

а) косвенные налоги;

б) прибыль зарубежных фирм, расположенных на территории данной страны;

в) заработная плата иностранцев, проживающих на территории страны;

г) дивиденды, полученные жителями страны, имеющими акции зарубежных фирм?

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные потоки в простейшей и финансовой моделях народнохозяйственного кругооборота, направленные от одного субъекта к другому. Почему поток экспорта направлен от заграницы к предпринимателям, а поток импорта – от предпринимателей к загранице?

2. Дайте определение валового национального продукта (ВНП), назовите его составные части (при подсчете по доходам и по расходам). Что и почему включается в термин «расходы и платежи, не связанные с выплатой дохода»?

3. Какие элементы валового общественного продукта не входят в состав ВНП? Охарактеризуйте экономический смысл этих элементов.

4. Назовите способы подсчета ВНП и расшифруйте термин «добавленная стоимость».

5. Назовите элементы различия ВНП и валового внутреннего продукта (ВВП) и способы подсчета одного из другого.

6. Дайте определение амортизации. Какова связь амортизации с инвестициями?

7. Каково экономическое значение чистого национального (внутреннего) продукта и национального дохода и как они вычисляются из ВНП (ВВП)?

8. Как посчитать располагаемый доход из национального и на какие две части он делится?

9. Дайте определение номинального ВНП, реального ВНП и дефлятора ВНП. Как они связаны между собой?

 

Темы рефератов

 

1. Влияние статистических расчетов ВВП на оценку динамики развития российской экономики.

2. Способы статистического учета теневой экономической деятельности в структуре создаваемого и реализуемого ВВП.

Литература

 

[1; 2; 8; 26; 29].

 

 

Тема 10. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Взаимосвязь между уровнем цен и размерами совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) задана так:

Уровень цен (коэффициент) 1; 1, 1; 1, 2; 1, 3; 1, 4;
Размеры AD (млрд р.) 200; 180; 160; 140; 120;
Размеры AS (млрд р.) 100; 110; 125; 140; 160.

Если первоначально уровень цен в экономике был равен единице, то:

1.1. на рынке благ имело место:

а) равновесие; б) избыточное предложение; в) избыточный спрос; г) нельзя дать однозначный ответ;

1.2. равновесный объем производства будет достигнут при изменении уровня цен на:

а) 0 %; б) +30 %; в) +130 %; г) –30 %;

1.3. номинальный объем производства при достижении равновесия:

а) возрос на 82 %; б) возрос на 70 %; в) возрос на 40 %; г) остался неизменным;

1.4. реальный объем при достижении равновесия:

а) упал на 40 %; б) остался неизменным; в) возрос на 20 %; г) возрос на 40 %.

Найдите верный вариант ответа по каждому из пунктов.

2. Выберите вариант, соответствующий установлению равновесия, если кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на 1) кейнсианском; 2) классическом; 3) промежуточном отрезке:

а) изменение величин совокупных спроса и предложения при неизменном уровне цен;

б) изменение величины совокупного предложения при неизменных значениях уровня цен и величины совокупного спроса;

в) изменение величины совокупного спроса при неизменных значениях уровня цен и величины совокупного предложения;

г) изменение уровня цен при неизменных величинах совокупных спроса и предложения;

д) изменение уровня цен и величины совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения;

е) изменение уровня цен и величин совокупных спроса и предложения;

ж) изменение уровня цен и величины совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса.

3. Предположим, что параметры совокупных спроса и предложения имеют следующие значения:

Совокупный спрос (млрд р.) 100; 200; 300; 400; 500;
Уровень (индекс) цен (процентов) 300; 250; 200; 150; 150;
Совокупное предложение (млрд р.) 400; 400; 300; 200; 100.

а) Постройте графики совокупных спроса и предложения и определите равновесные уровень цен и реальный объем производства. Будет ли достигнут в состоянии равновесия уровень полной занятости? Обоснуйте свой ответ.

б) Предположим, что покупатели дополнительно готовы приобрести реальный объем производства на 200 млрд р. при любом данном уровне цен. Определите: новые равновесные уровень цен и реальный объем производства; участок кривой совокупного предложения, на котором возникло равновесие.

4. Даны следующие параметры совокупного предложения (AS):

Уровень цен (коэффициент) 1, 6; 1, 8; 2, 2; 1, 6; 2, 4; Р1; Р2; 1, 7;
Размеры AS (млрд р.) 30; 40; 50; 20; 50; 10; 42; Q.

Что вы можете сказать о:

а) величине потенциального ВВП; б) уровне цен Р1; в) уровне цен Р2; г) объеме национального производства Q?

5. В прошлом году потенциальный ВНП составил 5000. Кривая совокупного спроса имеет вид: AD = 5200 – 2Р. В текущем году потенциальный ВНП вырос на 0, 5 %. В итоге уравнение совокупного спроса приняло вид: AD = 5245 – 2Р. Как изменился уровень цен за прошедший период?

6. Долгосрочная кривая совокупного предложения AS представлена как У = 2000. Краткосрочная кривая AS горизонтальна на уровне цен Р = 1. Кривая совокупного спроса AD задана уравнением: У = 2М / Р. Предложение денег М равно 1000. В результате ценового шока краткосрочная кривая AS поднялась до уровня Р = 1, 25. Каковы координаты точки краткосрочного равновесия в экономике, установившегося после шока? Насколько центральный банк страны должен увеличить предложение денег, чтобы восстановить исходный уровень выпуска продукции?

7. Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS) характеризуются следующей динамикой:

Уровень цен (процентов)   250; 225; 200; 175; 150; 125; 125; 125; 100;
Размеры AS (млрд р.)   2000; 2000; 1900; 1700; 1400; 1000; 500; 0; --;
Размеры AD (млрд р.) по трем вариантам: I     1400; 1500; 1600; 1700; 1800; 1900; --; --; 2000;
  II   1900; 2000; 2100; 2200; 2300; 2400; --; --; 2500;
  III   400; 500; 600; 700; 800; 900; --; --; 1000.

а) Постройте график совокупного предложения и соответствующие трем вариантам графики совокупного спроса.

б) Определите равновесные уровни цен и объемы производства для каждого из трех вариантов, дайте их характеристику (по участку кривой и сравнению с полученными ответами по другим вариантам).

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение совокупного спроса и назовите элементы его структуры.

2. Назовите эффекты, объясняющие кривую совокупного спроса, и неценовые факторы сдвига кривой. Какие факторы влияют на динамику каждого из элементов структуры совокупного спроса?

3. Почему горизонтальный участок кривой совокупного предложения называется кейнсианским, а вертикальный – классическим? Объясните причину одновременности роста параметров совокупного предложения на промежуточном участке.

4. Объясните, как устанавливается равновесие на кейнсианском участке кривой совокупного предложения.

5. В чем заключается эффект храповика? Чем он объясняется и каковы его последствия? Всегда ли действует эффект храповика?

6. Как, по мнению неоклассиков, гибкость цен и заработных плат влияет на характер кривой совокупного предложения? Как неоклассики это объясняют?

7. Назовите факторы, приводящие к нестабильности величины инвестиций. Как они отражаются на динамике совокупного спроса, и к каким последствиям, по мнению кейнсианцев, это приводит?

 

Темы рефератов

 

1. Динамика совокупного спроса в постсоветской экономике России.

2. Различие взглядов экономических школ по поводу характеристики совокупного спроса и его роли в современной рыночной экономике.

 

Литература

[3; 5; 6; 9; 14; 18; 29].

 

 

Тема 11. ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Выберите верный вариант ответа.

Предельная склонность к потреблению - это:

а) прирост потребления по отношению к приросту сбережений;

б) соотношение между объемами потребления и дохода;

в) прирост объема потребления на единицу прироста дохода;

г) все ответы неверны.

2. Выберите верный вариант ответа.

Известно, что располагаемый доход равен 2000 млрд р., а объем расходов на потребление составляет 1600 млрд р. В этом случае величина 0, 8 будет характеризовать:

а) среднюю склонность к сбережениям;

б) предельную склонность к сбережениям;

в) среднюю склонность к потреблению;

г) предельную склонность к потреблению.

3. Предположим, что предприниматели имеют возможность осуществить три инвестиционных проекта. Для осуществления проекта. А необходимо инвестировать 100 млн р. при предельной эффективности капиталовложений 10 % годовых. Для проекта Б эти показатели составляют соответственно 70 млн р. и 12 % годовых, а для проекта В – 50 млн р. и 6 % годовых. Номинальная ставка процента равна 11 % годовых. Определите объем инвестиционного спроса предпринимателей, если ожидаемый темп инфляции составляет 4 % годовых.

4. Заполните табл. 4. Постройте графики потребления, сбережения и дохода.

 

 

Т а б л и ц а 4

Данные по доходу и потреблению для расчета сбережений и склонности агентов к сбережению и потреблению

Показатель Динамика показателя
                     
Уровень производства и дохода (млрд р.) Потребление (млрд р.) Сбережения (млрд р.) Средняя склонность к потреблению Средняя склонность к сбережениям Предельная склонность к потреблению                                                            

 

О к о н ч а н и е т а б л. 4
                     
Предельная склонность к сбережениям                    

 

5. Функция потребления имеет вид: С = 100 + 0, 9DI. Динамика располагаемого дохода DI (млрд р.) такова: 600; 800; 1000; 1200; 1400.

а) Рассчитайте потребительские расходы и сбережения при данных значениях располагаемого дохода, составив таблицу их сопоставления с соответствующими значениями дохода.

б) Рассчитайте предельную склонность к потреблению и сбережению.

в) Найдите величину мультипликатора расходов.

6. В экономике имеются три инвестиционных проекта, рассчитанных на год. Объемы инвестиций составляют a, 3b и 50 млн р., а процентный прирост вложенных средств – b, 2b и13 % соответственно. Параметры a и b по вариантам указаны в табл. 5. Найдите объем инвестиций в экономике при ставке процента 11 %.

 

Т а б л и ц а 5

Параметры инвестиционных процессов по вариантам

Параметр Вариант
               
а   b                

 

7. Предположим, что в экономике нет инвестиционных объектов, которые имели бы ожидаемую норму чистой прибыли 25 % и более, но есть инвестиционные объекты на одну и ту же сумму в 10 млрд р. каждый. Ожидаемая норма чистой прибыли таких объектов имеет для первого из объектов пределы от 20 до 25 %, а для каждого последующего объекта вилка пределов нормы чистой прибыли на 5 % ниже предыдущего. Постройте график ранжирования инвестиционных проектов. Определите величину осуществляемых инвестиций, если реальная ставка процента составляет: а) 15 %; б) 10 %; в) 5 %.

8. Предположим, что фирма рассматривает семь инвестиционных проектов, размеры ожидаемой нормы прибыли которых таковы:

Проекты А; Б; В; Г; Д; Е; Ж;
Ожидаемая норма прибыли (процентов) 12; 8; 7; 15; 25; 11; 9.

Ответьте на следующие вопросы:

а) если фирма собирается брать кредит под 10 % годовых, то какие из проектов будут вне всякого сомнения прибыльными?

б) если процентная ставка на момент взятия кредита составит 13 %, то какие проекты можно назвать неприбыльными?

9. Предположим, что обучение по некоторой специальности увеличивает годовой доход выпускников (по сравнению с альтернативным доходом без обучения этой специальности) на а тыс. р. Предположим далее, что единственной целью поступления на платное обучение является увеличение собственных доходов, а ставка процента составляет b процентов годовых. Параметры а и b даны в табл. 6.

 

Т а б л и ц а 6

Параметры прироста годовой доходности выпускников и ставки процента по вкладам по вариантам

Параметр Вариант
               
а   b 2, 4   2, 1     1, 2   4, 8     4, 9    

 

Определите по каждому из вариантов, до какой максимальной величины стоимости обучения поступление на данную специальность выгодно.

 

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте основной психологический закон, выведенный
Дж. Кейнсом.

2. В чем разница между понятиями средней и предельной склонности агентов к делению дохода на две части? Почему количественно эти понятия выражаются в долях, а сумма как средних, так и предельных склонностей неизменно равна единице?

3. Что показывают графики потребления и сбережения углом своего наклона к горизонтальной координатной оси?

4. Охарактеризуйте взаимосвязь дохода с потреблением и сбережениями в точке, называемой уровнем порогового дохода.

5. Какой основной фактор, кроме ставки процента, влияет на инвестиции? Охарактеризуйте тип зависимости (прямая или обратная) от ставки процента, характерный для финансовых инвестиций, а также для спроса на автономные инвестиции.

6. Назовите вид инвестиций, прямо зависящий от динамики национального дохода. Какой термин применяют для характеристики модели его влияния на развитие экономики?

7. Расшифруйте название термина «предельная эффективность капитала» и раскройте его макроэкономический смысл.

8. Почему график ранжирования инвестиционных проектов по их предельной эффективности трактуют как кривую спроса на инвестиции?

9. Что означает фиксация функции инвестиций от ожидаемой нормы чистой прибыли?

10. Расшифруйте название термина «предельная склонность к инвестированию» и охарактеризуйте динамику величины данной склонности (ее график).

11. Чем для модели совокупного спроса служат факторы, сдвигающие графики потребления и инвестиционного спроса? Назовите эти факторы.

Темы рефератов

 

1. Динамика потребления и сбережения в реформируемой современной российской экономике.

2. Динамика процентных ставок и инвестиционной активности в постсоветском хозяйстве России.

 

 

Литература

 

[4; 6; 7; 8; 11; 18; 29].

 

 

Тема 12. Равновесный объем производства и
мультипликатор

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал