Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности эмоционального реагирования в пожилом возрастеСтр 1 из 6Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Проблема старости и старения всегда была одной из труднейших, с которыми сталкивается большинство людей на своем жизненном пути. Научное осмысление этой проблемы привело к возникновению особой междисциплинарной области знания – геронтологии. Взаимодействие геронтологов и психологов сделало возможным становление геронтопсихологии, в рамках которой изучаются психологические аспекты геронтогенеза. Среди огромного ряда вопросов и задач, которые ставит перед собой геронтопсихология, особо следует выделить вопросы, связанные с внутренними переживаниями человека, обусловленными достижением им возрастного периода старости. Еще С. Де Бовуар отмечала: «Понять, что переживает человек в старости, особенно трудно, ведь ни одна из существующих концепций не способна охватить все многообразие личных ощущений, объяснить неповторимый индивидуальный опыт старения». В связи с попыткой разобраться в области переживаний пожилых людей крайне насущной становится также проблема тревожных переживаний. Отрицательные эмоции, страхи, тревожность и напряженность весьма часто становятся эмоциональным сопровождением повседневной жизнедеятельности многих пожилых людей. О том, к каким негативным последствиям это приводит, можно указать, сославшись на Э. Дюркгейма, показавшего, что процент самоубийств возрастает в период от 40 до 80 лет. Целью реферата является выявление возрастной специфики тревожности и напряженности у пожилых людей. Задачами реферата являются: 1) описание особенностей эмоциональной сферы в пожилом возрасте; 2) определение тех факторов, которые становятся причиной проявления тревожности у пожилых людей; 3) выявление основных тенденций негативных эмоциональных переживаний у пожилых людей; 4) рассмотрение стратегий психокоррекционной работы с тревожными клиентами пожилого возраста. ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Особенности эмоционального реагирования в пожилом возрасте Среди многообразия описаний и дефиниций понятия «эмоция» можно выделить некоторые общие характеристики, представляющие собой ту основу, на которой строится понимание данного психического феномена (конструкта). Такой основой нам представляется определение эмоции как переживания человеком в данный момент своего отношения к чему- или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.). Е.П. Ильин понимает эмоцию как «рефлекторную психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуациии, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации». Эмоциональная сфера человека является совокупностью всех возможных видов эмоционального реагирования, проявляющихся в тех или иных эмоциональных состояниях. Очень важным для психологической науки представляется изучение связей и зависимостей эмоциональной сферы человека с его возрастным развитием, т.е. определение того, каким образом психологические характеристики возраста накладывают свой отпечаток на переживаемые человеком эмоциональные состояния. Сюда входит рассмотрение таких моментов, как преобладание тех или иных эмоций в спектре переживаемых человеком состояний, большая или меньшая ригидность или лабильность, т.е. динамика эмоциональных состояний, количество эмоциогенных объектов, особенно имеющих социальный характер, способность понимать эмоции других людей, тенденции к формированию высших параметров эмоциональной сферы – чувств, особенно тесно связанных с ценностно-смысловой сферой личности и т.д. и т.п. Все это находится в определенной зависимости от общих закономерностей психического онтогенеза человека, но также и от особенностей его индивидуального жизненного пути. Для нашей темы важным является первое. В рамках геронтопсихологии несомненным представляется интерес к тому, каким образом изменяются и преобразуются определенные проявления эмоциональной сферы личности по достижении периода старости. Правильное понимание этих преобразований неотделимо от тщательного изучения психологических характеристик пожилого возраста в целом. Как справедливо указывает Т. А. Немчин, «на основных уровнях нервно-психической организации человека – в психических процессах, на уровне индивида, темперамента, характера, личности и в том числе на уровне ее эмоциональной подструктуры – у пожилых людей также происходят существенные изменения. К развитию изменений в эмоциональной сфере имеют отношение практически все перечисленные уровни психики». В то же время он отмечает, что именно эмоциональные изменения в пожилом возрасте изучены недостаточно, в противоположность когнитивным и даже характерологическим преобразованиям. Нельзя не отметить так же и то, что изучение эмоциональной сферы лиц пожилого возраста должно производиться с учетом всех тех возможных стрессогенных факторов, которые сопряжены с процессом геронтогенеза, совокупностью возникающих возрастных особенностей и связанных с новой социальной ситуацией развития и сменой ведущей деятельности. Данные стрессогенные факторы можно разделить на две группы: 1) биологические, непосредственно связанные с внутренним самочувствием человека, постепенным снижением его физической и психической активности, силы и подвижности; 2) социальные, обусловленные обретением нового социального и возрастного статуса, изменением привычных ролей, ломкой устоявшихся социальных связей, сменой ведущей деятельности и т.д. Стрессогенными мы называем их потому, что они, как и положено стрессорам, предъявляют определенные требования организму человека и его личности, к которым необходимо адаптироваться, что предполагает сложную приспособительную деятельность, производящуюся на всех уровнях организма. Сами эти требования обусловлены именно новыми условиями возрастного развития и осознаются человеком через призму восприятия им своего возраста. В этом заключается специфика достижения пожилого возраста и старости – все (или, по крайне мере, значительная часть) личностные, социальные, семейные и прочие проблемы и задачи на данной стадии онтогенеза оказываются для самого человека крепко увязанными с возрастными изменениями, возникающими как на физическом, так и на психическом (шире – социально-психологическом) уровне. Немецкий ученый Ота Грегор также пишет, что одним из важных моментов в процессе старения является постепенное снижение адаптации, т. е. способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям. Т. А. Немчин общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека характеризует следующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций, в том числе эмоций, связанных с индивидуальным творчеством. В пожилом возрасте значительно уменьшается контроль за проявлением эмоций (смех, радость, печаль). Нередко наблюдается и противоположное явление - эмоциональная черствость, снижение эмпатийности. К частным признакам эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа. Многие особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста обусловлены изменением их социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни. У одних это вызывает появление негативных эмоциональных переживаний, у других - позитивных, когда человек радуется тому, что наконец-то он может свободно распоряжаться своим временем и посвятить себя делам, которые его интересуют. Люди, не желавшие выходить на пенсию, первое время чувствуют неудовлетворение, испытывают горечь и раздражение. Однако через некоторое время они приходят в себя и их отношение к своему новому положению становится таким же, как и у людей, стремившихся выйти на пенсию. Знак эмоциональных переживаний в значительной мере определяется выбираемой пенсионером стратегии своего приспособления к новой жизни - сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося в рамках своей семьи и самого себя. Многое зависит и от оценки человеком своего жизненного пути. Как отмечает Э. Эриксон, если человек убежден, что жизнь его состоялась, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, но если жизнь оценивается как прожитая зря, то человека настигает чувство бессилия что-либо исправить, увеличивается отчаяние и страх смерти.
|