Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскол в русской Церкви

I

Переходное состояние российского общества проявилось в усилении противостояния различных социальных групп, в открытом проявлении недовольства населения властью. Преодоление Смуты не ликвидировало этих противоречий, вылившихся в серию городских восстаний середины века. Восстание 1648 г. в Москве было вызвано финансовыми мероприятиями царского любимца Б. И. Морозова, в том числе соляной пошлиной. Кроме этого противоречия стрельцов и посадских людей с администрацией, восстание было вызвано внутри посадскими противоречиями, между черными и белыми посадами. Наконец, горючего в огонь народного недовольства подливали дворянские челобитчики из провинции. Дворяне требовали отмены урочных лет для сыска беглых, ограничения произвола московских бояр — чиновников. Так разнородные потоки социального недовольства слились 1 июня 1648 г. в один мощный взрыв. Силу восстанию придавало участие в нем стрельцов. Вот почему правительство пошло на немедленные уступки, казнив начальника Земского приказа Плещеева и окольничего П. Траханиотова. В конечном итоге принятием Уложения 1649 г. царь удовлетворил все требования восставших. Представляется, что эти требования в определенной мере отвечали укреплению централизованной власти.

Бунташный дух, сознание своей народной силы, проявившейся в годы Смуты, толкали посадских людей на открытые выступления в социальном противостоянии.

Волна восстаний прокатилась по всей России, но наиболее мощно они отозвались в 1550 г. в Пскове и Новгороде, городах с сильным демократическими традициями. Здесь конфликт разгорелся из-за недовольства посадских и стрельцов московской властью. Поводом стал рост цен на хлеб из-за правительственных поставок зерна в Швецию по условиям Столбовского договора. Восставшие арестовали царских воевод и устранили свое Земское управление. Новгород через месяц сдался царским карательным войскам И. Н. Хованского, а Псков сопротивлялся более 3-х месяцев, пока правительство не обеспечило амнистию всем восставшим. Глава восставших, хлебник Г. Демидов был отправлен в ссылку. Завершил серию городских восстаний медный бунт 1662 г. в г. Москве. Он был вызван денежной реформой, повлекшей падение курса медного рубля и взвинчивание цен на хлеб.
25 июля 1662 г. толпы посадских, солдат, стрельцов, разгромив дворян, именитых бояр и «лучших людей» из купцов, двинулись к царю в Коломенское. Итогом стала жесточайшая расправа верных Алексею Михайловичу стрелецких полков с бунтовщиками.
Массовые городские восстания XVII в. стали последним актом среднеисковой социальной драмы посадских людей России.
XVII в. в России открылся широким движением под предводительством И. Болотникова, а завершился войной С. Разина. При внешнем сходстве эти два социальных движения были различными не только по составу, но и по сути. Война И. Болотникова носила характер гражданской войны, отражавшей широкий спектр социальных противоречий. Ненависть к угнетателям, антикрепостнические настроения были лишь одной на многих составляющих этого движения.

Наибольшее сосредоточение беглых совпадает с центрами движения С. Разина в Поволжье. Характерно также и то, что Степан Тимофеевич Разин как бы открыл традицию, когда зачинщиками и предводителями народных движений в России были донские казаки. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, казачьи окраины оттягивали из центра наиболее активных, смелых и решительных людей. Во-вторых, основным занятием казаков было военное дело, их жизнь в XVII в. протекала в походах и набегах.
В мае 1667 г. С. Т. Разин, выходец из домовитого казачества станицы Зимовейской во главе отряда «голутвенных» (бедных) казаков в 1 тыс. человек отправился в «поход за зипунами» в низовья Волги, где вначале нападали на волжские суда, а затем, миновав Царицын и Астрахань, совершили набег на Персидское побережье. Не менее успешным, хотя и с большими потерями, оказался поход в 1668 году на Яик и во владения иранского шаха. Вот таким удачливым, богатым атаманом предстал Разин перед жителями Астрахани в 1669 г.

Триумфатором явился Разин на Дон, где занялся организацией нового похода. Однако и направление, и цель этого похода изменились. Власти были недовольны разбойными походами Степана Тимофеевича в Персию. Не случайно поэтому, что атаман поднял брожение среди беглых крестьян, холопов, гулящих людей, народов Поволжья: мордвы, татар, чувашей, недовольных политикой закрепощения, жесткой налоговой политикой правительства, ростом повинностей у волжских народов, сокращением крестьянского землевладения. Так, весной 1670 г. казачий поход перерос в народную войну. Движение разинского 7 тысячного войска проходит теперь вверх по Волге против «изменников бояр». В апреле 1670 г. С. Разин без труда овладел Царицыным и одержал победу над Московскими и Астраханскими стрельцами. В июне 1670 г. войска Разина захватили казавшуюся, неприступной Астрахань. В захваченных городах Разин вводил казачье устройство, во главе которого стоял войсковой округ, а население делилось на десятки и сотни во главе с атаманами.

В армию Разина вливались новые и новые силы: крестьяне, казачьи отряды, в частности, мощное войско Василия Уса, наводившее ужас на Воронежские и Тульские поместья. Добровольно перешли на сторону Разина Самара и Саратов. Среди населения распространялись «прелестные письма» с призывами громить бояр и двигаться на Москву. С. Разин, опираясь на средневековое царистское сознание, или, как пишет современный автор, народный инстинкт государственности, объявил себя царевичем Алексеем (которого в действительности не существовало), бежавшим от бояр. Кроме самозванничества Разин в агитационных целях использовал в «прелестных» письмах имя опального патриарха Никона и даже пытался с последним вести переговоры.
В сентябре 1670 г. Степан Разин начал месячную осаду Симбирска, захват которого открыл бы путь восставшим в центральные районы. Это прекрасно понимало и правительство. Войско численностью 60 тыс. служилых людей под руководством Ю. Барятинского было послано царем Алексеем Михайловичем под Симбирск. Кроме того, в Симбирском кремле засели ратные люди во главе с воеводой И. Мстиславским. Разину нанесли страшное поражение, а сам атаман отступил на Дон. Там он был схвачен домовитыми казаками, желавшими спокойствия, и передан властям. 6 июня С.Т.Разин был четвертован на Красной площади. Имя его было предано церковью анафеме и одновременно стало вечной народной легендой.

После казни предводителя восстание продолжалось до поздней осени 1671 г., пока 27 ноября не пал последний оплот крестьянской войны — Астрахань. Движение было жестоким в своих проявлениях (казни бояр, разгром поместий), но не менее жестоким было его подавление. Десятки тысяч человек были казнены, разрушены крестьянские дворы, многие тысячи крестьян бежали от репрессий. В отличие от войны Болотникова движению Разина противостояла сильная центральная власть, поддержанная основной массой служилого сословия.

Война под предводительством Степана Разина не была организованным социальным движением с четко определенными целями. Это был стихийный народный протест, бунт против своего бедственного положения без определенной программы и идеологии. Поэтому поражение движения было неизбежным и закономерным.

 

II

XVII век (особенно царствование Алексея Михайловича) вошел в историю России как " бунташное время ". Действительно, середина - вторая половина века - это эпоха больших и малых восстаний крестьянства, городских низов, служилых людей, реагирующих таким образом на политику абсолютизации власти и закрепощения.

Историю городских восстаний открывает " соляной бунт " 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б.И. Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников, которые, по их мнению, были повинны во введении налога на соль. Начались погромы влиятельных сановников. Был убит думный дьяк Назарий Чистой, на растерзание толпе отдан начальник Земского приказа Леонтий Плещеев, казнен на глазах народа окольничий П.Т. Траханиотов. Царю удалось спасти лишь своего " дядьку" Морозова, срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Восстание было подавлено стрельцами, которым правительство вынуждено было выдать повышенное жалование.

Восстание в Москве получило широкий резонанс - волна движений летом 1648 г. охватила многие города: Козлов, Соль Вычегодскую, Курск, Устюг Великий и др. Всего в 1648-1650 гг. произошло 21 восстание. Самые значительные из них были в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Новгородское восстание было подавлено войском под предводительством князя Хованского. Псков же оказал успешное вооруженное сопротивление правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города (июнь-август 1650 г.). Полновластным хозяином города стала земская изба во главе с Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев. На экстренном Земском соборе был утвержден состав делегации для уговора псковичей. Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были прощены.

В 1662 г. в Москве произошел так называемый медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалование солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля по городу были разбросаны " воровские письма" с воззванием к выступлению. Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В самой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Пока царь уговаривал толпу, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие полки. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 публично повешены. " Медный бунт" вынудил правительство отказаться от выпуска медной монеты. Но еще осенью 1662 г. стрелецкий налог хлебом был удвоен. Это ставило посадское население в особенно тяжелое положение, поскольку оно практически не занималось земледелием. Начались массовые бега на Дон - бежали люди с посадов, бежали крестьяне.

 

III

Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т.Разина. Движение это зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона " с Дона выдачи нет". Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением. Причинами войны стало усиление крепостного гнета и общее ухудшение жизни народа. Основными участниками движения были крестьяне, беднейшее казачество, городская беднота. На втором этапе движения к нему примкнули народы Поволжья. Восстание Разина можно разделить на два периода. 1-й период начался с разбойного похода казаков на Каспий в 1667 г. Разинцы захватили Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнявших их ряды. Зимой 1668 г. казаки разгромили посланный против них персидский флот. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и изменило отношение правительства к казакам. Затем Разин подошел к Астрахани. Местный воевода предпочел мирно впустить его в Астрахань при условии уступки части добычи и оружия. В сентябре 1669 г. отряды Разина поплыли вверх по Волге и заняли Царицын, после чего отбыли на Дон. Окрыленный удачей, Разин занялся подготовкой нового похода, на этот раз " за доброго царя" против " изменников бояр". 2-й период. Второй поход Разина с Дона на Волгу начался в апреле 1670 г. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья - мордвы, татар, чувашей, социальная направленность движения резко изменилась. В мае 1670 г. 7-тысячный отряд Разина вновь овладел Царицыном. В это же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Астрахани казачье управление, повстанцы направились вверх по Волге. Без боя сдались Самара и Саратов. На протяжении всего второго периода Разин рассылал " прелестные письма", в которых звал народ на борьбу. Крестьянская война достигла наивысшего предела и охватила огромную территорию, на которой действовали многочисленные отряды во главе с атаманами М.Осиповым, М.Харитоновым, В.Федоровым, монахиней Аленой и др. Восставшие громили монастыри и имения. В сентябре войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию дворянства - в августе 1670 г. 60-тысячное войско направилось в Среднее Поволжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю.Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к симбирскому гарнизону под началом воеводы И.Милославского. Разин, раненный, с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 6 июня 1671 г. Разина казнили на Красной площади в Москве. В ноябре 1671 г. пала Астрахань - последний оплот восставших. Участники восстания подверглись жестоким репрессиям.

Причины поражения восстания: стихийный характер; отсутствие четкого плана действий; слабая дисциплина и плохое вооружение повстанцев; отсутствие четкой политической программы; противоречия между различными социальными группами в лагере восставших. Как и все крестьянские волнения, восстание Разина потерпело поражение. Но это было одно из крупнейших антифеодальных выступлений в истории России.

Раскол в русской Церкви

Еще в середине XVI века на Стоглавом соборе русскими иерархами был поднят вопрос об исправлении ошибок в богослужебных книгах. Тогда он так и не был решен, сначала из-за грозной опричнины, а затем из-за смутного времени. Однако затруднения в деле книжных исправлений с течением времени все более и более возрастали. С развитием типографий ошибки из рукописей попадали в печатные книги, где каждое слово считалось уже неприкосновенным.

Первое время на Московском печатном дворе работа по исправлению ошибок велась без определенного плана. Правили и печатали книги, в которых была нужда, на которые был спрос. Некоторые просвещенные правщики предлагали брать за основу «книжной справы» книги греческие. Однако это вызывало бесконечные споры и разногласия в русской церковной среде. Греки подорвали свой прежний авторитет в глазах православной Руси еще в XV веке, когда на Ферраро-Флорентийском соборе они заключили церковную унию с Римом. Вот как отвечает грекам один из русских книжных людей того времени: «Книги вам печатают в Венеции и в Англии, и еллинскому писанию ходите учиться в Рим, а наставники ваши от туда приходят, — в больном стаде и здравая скотина окоростевеет, — так и ваши учителя приходят к вам из Рима все шелудивые, а вы их во всем слушаете. Еще скажу вам: что у вас было доброго, все к нам в Москву перешло!»

С воцарением Алексея Михайловича книжная справа приобрела характер церковной реформы. Вокруг царя образовался влиятельный кружок ревнителей церковного благочестия во главе с царским духовником. В этом кругу и был продуман и предложен план церковных преобразований, который стал воплощаться в жизнь при царской поддержке. В 1652 году на патриарший престол был избран один из активных членов этой группы — митрополит Новгородский Никон. Несмотря на то, что новый патриарх был привлечен к уже начатому делу, и посвящен в уже разработанные планы, именно с его именем связывают церковную реформу.

Став патриархом, Никон осуществлял преобразования уже без совета и участия своих друзей. «Егда поставили патриархом, так друзей не стал и на порог пускать!» — вспоминает один из бывших «ревнителей». Члены кружка встали в оппозицию к действиям патриарха, вызвав на себя его гнев. Многие из них были лишены сана и сосланы, а кто-то даже поплатился жизнью.

Для поддержки дальнейших реформ Никон решил обратиться к авторитету греков. Отыскав в соборном документе Восточных патриархов слова о том, что Русская Церковь должна быть во всем согласной с Церковью Византийской, Никон объявил: «Я русский, сын русского, но моя вера — греческая. И если Восточная Церковь учит иначе, нам нужно отказаться от своих мнений и принять общее мнение Восточной Церкви». В деле достижения обрядового единства с другими Православными Церквами Никон просил совета у Восточных иерархов. Первым отозвался Константинопольский патриарх Паисий: «Дорогой брат! Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах несущественных и не в членах веры. Различия же во внешних порядках не только терпимы, но исторически неизбежны». Однако не все мыслили так же мудро, как Цареградский святитель. Патриархи Макарий Антиохийский и Гавриил Сербский, лично приехавшие в Москву на очередной церковный собор, не только торопили Никона с исправлениями всех обрядовых отличий в Русской Церкви, но и объявляли все старорусские чины ложными и еретическими.

Большинство русских иерархов молча поддержали Никоновскую справу. С необходимостью исправлений книг и обрядов не согласился только один из архиереев - епископ Коломенский Павел. В порыве гнева он был лишен Никоном сана и сослан в дальний монастырь, где вскоре скончался при неизвестных обстоятельствах. Никон приступил к реформам. Со всей своей жесткой решимостью и прямолинейностью он начал искоренять ошибки и вводить новые правила, совсем не учитывая тех настроений, которые царили в русском обществе.

В результате, преобразования патриарха Никона имели трагические последствия. Наиболее консервативная часть паствы отказалась принять новшества, противясь тому осмеянию, которому подвергались старорусские обряды. Ревнители древнего благочестия заявляли: «Как положили отцы наши и деды, так пусть все и лежит. Они жили и спасались по этим книгам, и мы не желаем изменить в них ни одной буквы».

В мае 1666 года под председательством трех патриархов открылся Большой московский собор. Половину из присутствовавшего на нем епископата составляли восточные иерархи. Собор официально подтвердил все сделанные Никоном исправления, и объявил противников реформы противниками Церкви. С тех пор приверженцев старых книг и обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Ревнители же старых обрядов прозвали своих противников никонианами.

Главные причины, вызвавшие раскол, поражают своей мелочностью. Ошибки совсем не затрагивали основ веры. Под «старой верой» подразумевались привычные формы обрядов и неизменные тексты богослужебных книг. Со временем и сам Никон, попав в немилость к царю и пребывая в ссылке, признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было уже поздно. Анафемы на «непокоряющихся святому Собору» уже прозвучали. Отказавшись выполнить требования Собора, раскольники фактически решились на открытый бунт против власти. Протесты против навязывания обрядовых реформ вспыхивали сначала на окраинах русского государства, а потом и в самой Москве, где сторону раскольников приняли царские стрельцы. После усмирения столичного бунта правительство усилило свою строгость к мятежникам. От преследований и наказаний староверы стали убегать в непроходимые заволжские леса или покидать пределы России, сохраняя в своих общинах чувство тоски, погребальную грусть об утраченной Древней Руси.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Умови конкурсу | Установка лесов
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал