Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 1. Оборудование скалолазных маршрутов.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Оборудование скалолазных маршрутов. Часть 1 - Страховка Продолжая тему об освоении новых скалолазных районов, хочу затронуть вопрос о технике пробивки маршрутов. Эта на первый взгляд простая тематика содержит в себе много тонкостей, соблюдение которых влияет на качество, удобство и безопасность анкеровки. В российском интернете статьи на эту тему отсутствуют почти полностью. Единственное исключение – замечательная статья Сергея Ковалева. Немногим более богаты и зарубежные web-ресурсы. Однако немного покопавшись, мне удалось найти объемный материал, затрагивающий процесс анкеровки маршрутов во всех его тонкостях. Перевод этого ресурса я и хочу предложить читателю. Не являясь профессиональным переводчиком, я не могу пообещать 100% точность перевода, и возможны некоторые неточности и непонятности. Особо любопытствующие могут ознакомиться с оригиналом статьи. Часть 1 Количество дополнительного снаряжения, которое понадобится вам при пробивке маршрутов, зависит от масштабов и стиля работы. Пробивка короткого проекта с легким доступом на вершину скалы разительно отличается от пробивки «снизу вверх» длинных, нависающих или многоверевочных маршрутов. Итак, надеваем на себя самые старые шмотки и – поехали! Страховка Если возможности для натуральной страховки отсутствуют, я просверливаю глубокие (400 мм) отверстия 12 мм в диаметре (Прим. перев.: по видимому, речь идет о так называемой «проушине Абалакова»). Часто можно найти естественные углубления в рельефе, которые надо лишь немного досверлить и получить требуемую точку страховки, аналогичную «песочным часам». В противном случае можно просверлить сквозное отверстие через угол на достаточном расстоянии от края (достаточно 15 сантиметров). Проверьте рельеф на наличие трещин, раковин и капилляров, которые могут снизить прочность породы в этом месте. Скруглите острые кромки отверстий. Продеть через получившееся отверстие можно как стропу dyneema, так и кусок веревки, что предпочтительней, поскольку веревка медленней изнашивается и ее не так жалко. Однако способ, рассмотренный выше, может быть очень ресурсоемким, значительно быстрее и эффективней поставить пару шлямбуров. Я использую дешевые стальные болты (диаметр 8 мм достаточен), сверлю под них более глубокие отверстия, а после использования снимаю уши и забиваю болт в скалу. Если вы хотите пробить на этой скале несколько маршрутов, не поленитесь и сразу забейте несколько анкеров примерно в пяти метрах друг от друга. В дальнейшем это сохранит вам много времени и нервов. Конечно, на вершине не всех скал можно найти деревья или даже отдельно лежащие камни для страховки. Здесь вам могут понадобиться колышки, которые непосвященным могут показаться ненадежными. Ниже будут представлены тесты таких колышков, которые покажут, что именно и как лучше использовать для организации такой страховки. Страховочная станция
Поскольку веревка (рабочая или станционная) быстро истирается, контактируя с острым краем скалы, ее следует защитить. В зависимости от ситуации, я пользуюсь двумя способами: 1. Протектор для веревки (rope protector) – продается в готовом виде в магазинах, однако недешев, и мы вместо него пользуемся обрезком пластиковой трубы. Так значительно прочнее и дешевле (если совсем не бесплатно). Возьмите 1-1, 5 метра трубы и расплющите один из концов молотком, чтобы труба зажимала веревку и не скользила по ней свободно. 2. На веревке до и после места соприкосновения с режущей кромкой скалы можно завязать «восьмерки» и вщелкнуть в них оттяжку, которая и возьмет на себя основную нагрузку. В Греции, где я пробил немало маршрутов, большинство скал имели острые верхние кромки, и вместо такой оттяжки я использовал отрезки стального кабеля с петлями на концах. Единственная сложность такого способа – это вытягивание веревки под нагрузкой и смещение навязанной защиты ниже кромки. В этом отношении обычный протектор для веревки удобней, поскольку его можно свободно передвигать. Рабочая веревка Страховочная обвязка Спуск и подъем Промежуточные точки Пробивка снизу вверх Если возможно, пролезьте маршрут как обычный тред, а затем организуйте верхнюю страховку и сделайте перила для работы. Лазание с перфоратором и кучей дополнительного железа – не очень приятное занятие, особенно если маршрут не из легких. Я вылез он-сайтом множество маршрутов длиной свыше 100 метров, при этом я лидировал и пробивал одновременно, и, скажу вам, это чертовски сложно – лезть с отягощением в 10-15 лишних килограмм, притягиваясь к скале во время сверления. Другая проблема – вы ставите анкер не там, где нужно, а там где удобно в вашей ситуации, поэтому часто приходится дорабатывать такие маршруты. Есть еще один способ облегчить себе жизнь при пробивке снизу-вверх. Подвесьте перфоратор, шлямбура и прочее на «фифу» с длинной петлей. Оставляйте все это на предыдущем установленном шлямбуре и при необходимости вытягивайте к себе за петлю. Перфоратор будет биться о скалу, поэтому придумайте ему защитный кожух из пластиковой канистры. Если на маршруте вас страхует партнер, то через несколько утомительных часов неплохо бы его сменить. Я забиваю шлямбур у основания скалы, либо высверливаю проушину в скале, привязываю нижний конец веревки (не статики) и страхую сам себя через Gri-Gri, как это делают на соло-восхождениях. Не используемая веревка при этом упакована в рюкзак. При движении по скале возможно применение любых средств страховки. В том числе приходится использовать дырочные скай-хуки, спиты, съемные шлямбура и другие приспособления.
|