Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оборудование скалолазных маршрутов. Часть 8 - Долговечность⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
В основном все сходятся во мнении, что клеевые анкеры имеют почти неограниченный срок годности. Лаборатория D.A.V. испытала старые болты (установленные более 15 лет назад) и не зафиксировала уменьшения прочности.
Нержавеющая сталь A2 признана эффективной при использовании даже во влажном климате, и увеличивать надежность уже по сути некуда. Главная проблема с долговечностью – склонность скалолазов к организации верхней страховки прямо через проушину болта, и в зависимости от интенсивности использования такие болты истираются до критических показателей уже через 10-15 лет. Единственный выход – использование более толстых, либо съемных болтов. По этой причине я использую станционные болты толщиной от 12 мм. Интересное предложение было сделано недавно на форуме UKClimbing – вести записи о времени установки анкеров с целью отслеживания их состояния во времени. Скальный комитет в скалолазном районе Эльба [Elbe sandstone region] в Германии тщательно ведет записи о каждом установленном анкере в течение ста (!) лет в одном из самых больших скалолазных районов мира, содержащем около 20 000 маршрутов, при этом без применения компьютеров. Ну а с использованием компьютерных баз данных это может освоить каждый. Имели место споры по поводу долговечности анкеров, установленных в прибрежных регионах. В результате UIAA поставил вопрос о принятии новых стандартов для таких мест. Статья, опубликованная UIAA в 2000 году, описывает проблему, однако не рассматривает детально вопрос прочности клеевых анкеров, уделяя основное внимание процессам коррозии и образования трещин в болтах из нержавеющей стали, которые и так уже известны в промышленности. И поскольку радиусы изгиба скалолазных клеевых анкеров достаточно велики, и они не находятся под постоянной нагрузкой, то это не должно составлять серьезную проблему. Последняя версия стандарта EN959 (от июня 2007 года) касается вопроса долговечности как в обычном, так и во влажном климате. Но, к сожалению, стандарт этот не имеет реальной пользы, поскольку не определяет ни долговечность, ни условия. В результате производителям остается лишь писать разного рода отговорки в инструкциях, включающих многочисленные «…возможно…», «…в определенных условиях…» и т.д. Ситуация касательно установки анкеров в районах с влажным и морским климатом становится еще более курьезной без описания самого определения «морской, прибрежный». Инженеры, работающие с нержавеющей сталью, опираются на содержание хлоридов (солей) в воздухе или воде, и могут разработать болты, устойчивые к морской воде. Однако по современным стандартам вы можете использовать любой материал, лишь оговорив его срок жизни. Показатели нагрузки Тех, кто уверен, что регулярные срывы лидера уменьшают прочность болта, заинтересовали бы тесты на повторяющиеся сильные нагрузки. Однако ни у одного из производителей мы не встретили результатов испытаний на циклические нагрузки. По этой причине мы сами провели испытания, подвергнув анкер циклу из 1000 рывков (вдоль оси) от 0 до 25 кН. Затем в течение 100 циклов увеличивали пиковую нагрузку на 5 кН каждый раз, пока в районе 44, 6 кН тестовый блок не разрушался.
|