Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неолит Зауралья и Западной Сибири
В Зауралье уникальным является комплекс памятников у Андреевского озера около г. Тюмень. Здесь население осёдло проживало сотни лет на одном месте. Памятники относятся к различным археологическим культурам. Одной из ранних была кошкинская культура (V-IV тыс. до н.э.). Её отличительная черта – керамика. По технике нанесения орнамент прочерченный, либо отступающие оттиски палочки. Сосуды остро- или круглодонной формы, покрытые волнистыми горизонтальными или вертикальными линиями. Орнамент сильно разрежен. В развитом неолите существовала сосновоостровская культура. Она отличается керамикой полуяйцевидной формы, на внутренней стороне венчика – округлые наплывы и ямки внутри и снаружи. Техника орнаментации остального сосуда – гребенчатая. Орнамент наносился на всю поверхность сосуда. Элементами орнамента являются наклонные линии, горизонтальные и вертикальные линии. Более поздней является боборыкинская культура (сер. IV – нач. III тыс. до н.э.). Боборыкинская культура выделена К.В. Сальниковым в начале 1960-х гг. Носители культуры пришли с юга, из Прикаспия и расселились в бассейне р. Тобол, где уже проживали кошкинцы и сосновоостровцы. На это указывает то, что жилища с боборыкинской керамикой перерезают котлованы жилищ двух предыдущих культур. Орнамент по технике нанесения прочерченный или оттиски отступающей палочки. Первоначально местное и пришлое население не смешивалось, но затем они стали перенимать друг у друга бытовые традиции, что хорошо видно по изменениям орнаментов на керамике. Основной ареал боборыкинской культуры - Нижнее Притоболье и горно-лесное Зауралье. Известно более 50 памятников боборыкинской культуры. Поселения состоят из нескольких жилищ-полуземлянок (от 2 и более); частично исследовано поселение с уличной планировкой, включающее 22 жилища, часть из которых соединена переходами. Глубина котлованов жилищ от 0, 4 до 1, 5 м, площадь - от 25 до 130 м2. К сожалению, полностью не раскопано ни одного поселения. Культура была выделена по своеобразной керамике, аналоги которой отсутствовали не только в Зауралье, но и ближайшем окружении. Посуда в основном, плоскодонная, сложнопрофилированная. У некоторых сосудов днища с массивными наплывами. Орнамент наносился инструментом типа палочки с округлым или заостренным концом различными способами: прочерчиванием, нарезкой, ямочными вдавлениями. Сосуды без орнамента или с одним пояском из глубоких ямочных вдавлений по шейке присутствуют во всех в комплексах, а в отдельных из них составляют до 1/3 комплекса. Орнамент покрывает только треть сосуда, редко опускаясь до дна. Наряду с простыми мотивами из прямых линий и зигзагов встречаются треугольники, заполненные штриховкой или ямками, ромбы и ромбическая сетка, мотивы в виде горизонтальной и вертикальной «елочки», треугольники и прямоугольники с «бахромой», овалы и полуовалы зигзаги с отростками и т.д. Для орнаментации керамики боборыкинского типа характерен развитой геометризм, сложившийся, вероятно, в среде раннеземледельческих культур. Особенно интересны древовидные и змеевидные символы, реалистичные изображения змей, в том числе - на внутренней стороне сосуда. Уникальным является антропоморфное изображение в круге на внешней стороне днища сосуда, вероятно, с оленьими рогами вместо головы, широко расставленными ногами, в левой руке - змея, в правой - плеть или дубина. Можно предположить, что на дне сосуда изображено божество - змееборец. Подобные изображения, как и изображения змеи, могли появиться в среде земледельческих культур, но не у охотников и рыболовов Зауралья. Орнаментация на керамике - мотивы и композиции, в целом знаковая система, являются важнейшим аргументом, свидетельствующим не только о миграции, но и указывают регион, откуда вышли мигранты. Можно предположить, что генезис боборыкинской культуры связан с миграцией населения из районов Ближнего Востока и Кавказского Причерноморья (поселения Нижне-Шиловское, Одиши, Кистрик и др.). Сопоставление проводится по комплексу признаков (морфологические характеристики керамики, техника орнаментации, знаковая система, «утюжки», диски). Керамика этих поселений различной формы, плоскодонная с наплывами по краю дна, с резным и прочерченным орнаментом или неорнаментированная, с налепными валиками и сложными геометрическими композициями. Ямочная и отступающе-накольчатая орнаментация также распространена в комплексах Ближнего Востока. «Утюжки» как глиняные, так и каменные также присутствуют на боборыкиских поселениях, в том числе в культовых комплексах и жилищах (Шайдурихинское V, Палатки I, ЮАО-V). Наиболее ранние «утюжки» известны в Передней Азии, джейтунской, днепро-донецкой культурах. Существуют точки зрения о функциональном и неутилитарном назначении этих предметов. Последняя из них аргументируется наличием сложной знаковой системы и материалом, из которого изготовлены «утюжки» - глина, мягкие породы камня. Возможно, эти изделия, являлись символами земли и использовались в культовой практике. «Утюжок», найденный в Центральном Казахстане на р. Моинты, по форме и орнаментации аналогичен изделию из боборыкинского жилища поселения ЮАО-V, и может маркировать одно из направлений миграции населения с территории Ближнего Востока. Существует несколько точек зрения на датировку культуры. Одни исследователи предполагают для нее ранненеолитический возраст - VI тыс. до н.э., другие относят ее к концу V - IV тыс. до н. э., третьи - считают ее раннеэнеолитической и датируют I половиной IV тыс. до н.э. или серединой V - серединой IV тыс. до н.э. При определении возраста древностей боборыкинского типа важно учитывать стратиграфическую ситуацию региона. На ряде многослойных памятников комплексы боборыкинского типа залегают выше сосновоостровских (ЮАО-XVIII («8 пункт»), Ташково I), т.е. являются более молодыми. На поселении ЮАО-XVIII («8 пункт») яма с керамикой боборыкинского типа прорезает дно сосновоостровского жилища. На поселении Ташково I яма с древностями сосновоостровского типа находилась ниже дна боборыкинского жилища. На стоянке Карьер II слой с древностями боборыкинского типа перекрывал жилище с керамикой и каменным инвентарем полуденского культуры. Зафиксировано также залегание на поселении Ук-VI в одних стратиграфических условиях (в одном жилище) сосновоостровских и боборыкинских сосудов. Сосновоостровские комплексы на основании типологии, стратиграфии, данных радиоуглеродного анализа большинство исследователей датируют поздним неолитом-началом энеолита. С данными относительной хронологии согласуются даты, полученные для боборыкинского слоя с поселений Ташково I - 5490±60 л.н. Геологическое XVI - 5440±60 л.н., то есть середина IV тыс. до н.э. В последнее время исследован боборыкинский комплекс с поселения Шайдурихинское V, залегавший в слое, перекрывающем жилище с ранненеолитической керамикой (типа Евстюниха I), для которого получена дата 6050±100 от наших дней., т.е. рубеж V—IV тыс. до н.э. Следовательно, боборыкинские древности должны датироваться более поздним временем. С боборыкинской культурой связано древнейшее в Западной Сибири городище – Амня-I. Фортификация представлена частоколом и рвами. Датировка IV- нач. III тыс. до н.э. Радиоуглерод даёт более ранние даты. Появление укрепленных городищ – явление социально-экономическое. Их цель в защите населения, территории и продукции от враждебного окружения. самые ранние укрепленные поселения появляются на Ближнем Востоке вместе с появлением производящего хозяйства – земледелия и скотоводства, которые обеспечивали стабильное получение избыточного продукта. В Сибири же ещё производящего хозяйства не было, и поэтому выдвинута концепция «неолитической революции» в присваивающем хозяйстве. Цель такого городища – защита промысловой территории, где охотились, занимались рыболовством, собирательством, а так же продукции, полученной в ходе такой деятельности. Нельзя не учитывать и прямое перенесение носителями боборыкинской культуры культурных инноваций с Ближнего Востока.
|