Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логическое доказательство и подражание
Потребности, испытываемые человеком в его жизни, и осуществляемая им деятельность для их удовлетворения настолько велики, что простому человеку не под силу их перечислить, не говоря уже о получении специальности и информации по каждой из них. С другой стороны, в связи с тем, что человек осуществляет свою деятельность на основе размышления и выбора, при принятии решений он должен обладать достаточной информацией. Если у него не будет достаточной информации, он не сможет принимать решение. Он должен быть экспертом по делам, которыми он занимается, или обращаться к экспертам и приступить к деятельности на основе их рекомендаций. Например, в случае болезни инстинктивно обращаемся к врачу, проектирование дома доверяем инженеру-проектировщику, выполнение строительных работ поручаем строителю, а изготовление окон и дверей плотнику. Таким образом, наша жизнь за исключением некоторых случаев проходит в подражании. Человек, заявляющий, что я в жизни никогда не буду подражать, или не понимает смысла своих слов, или он подвержен какому-нибудь умственному недугу. Ислам, основавший свой шариат на врожденные качества человека, следует по этому пути. Ислам предписывает своим последователям изучать религиозные знания и предписания, а источником этих знаний является не что иное, как Божье слово, традиции Пророка и имамов. Разумеется, не каждому дано и не каждому мусульманину под силу изучать все религиозные знания по Писанию и сунне. Такое под силу лишь ограниченному кругу людей. Поэтому, естественно, это религиозное предписание гласит, что мусульмане, которым не под силу овладение религиозных знаний путем логического доказательства, должны обращаться к лицам, овладевшим этими знаниями путем доказательства, и выполнять свои религиозные обязанности под их наставлением. Ученый, овладевший религиозными предписаниями путем доказательства, называется муджтехид (усердствующий), а знания, полученные таким образом иджтихадом (усердствование). Человек, который обращается к муджтехиду, называется подражателем, а обращение к муджтехиду подражанием. Разумеется, необходимо знать, что подражание касается богослужения, правил обхождения и других практических предписаний религии. Что касается основ религии, которые относятся к сфере убеждений, нельзя полагаться на чужое мнение и ограничиться подражанием, потому что по вопросам основ религии приемлемым является вера и убеждение, а не практика. Никогда невозможно чужие убеждения считать своими. Нельзя сказать, что Бог един, потому что наши отцы или ученые так говорят или загробная жизнь - это правда, потому что все мусульмане убеждены в этом. В связи с этим для каждого мусульманина является обязательным познавать основы своей религии путем логического доказательства, даже в примитивной форме.
|