Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь имён и названий. Авсень (о-весень, Таусень, Усень) — мифологический ритуальный персонаж, связанный с новым годом.






 

Авсень (О-весень, Таусень, Усень) — мифологический ритуальный персонаж, связанный с Новым годом.

Алатырь — в былинах, духовных стихах, заговорах — камень «всем камням отец». Он находится на «синем море Окиане», на «острове Буяне» и т. д.

Александр Невский (1221–1263) — великий князь.

Александр I (1777–1825) — русский император с 1801 г.

Алексей Михайлович (1629–1676) — русский царь с 1645 г.

Ангелы — посланники Бога, охраняющие людей; посредники между ними и небом.

Архангелы — старшие ангелы.

Баба-Яга — сказочная старуха-волшебница.

Банник (баенник) — злой дух, обитающий в бане.

Бесы (черти) — злые духи, демоны.

Болотник (болотняник) — мифологический хозяин болота.

Борис Годунов (ок. 1552–1605) — русский царь с 1598 г.

Бортник — старинное название пчеловода.

Брюс Я. В. (1670–1735) — сподвижник Петра I, астрологи математик.

Буйвище — древнее название кладбища.

Варяги — выходцы из Скандинавии.

Василий IV Шуйский (1552–1612) — русский царь в 1606–1610 гг.

Ведьма — женщина, обладающая демоническими свойствами.

Веды — древние священные книги индусов.

Вербное воскресенье — последнее воскресенье перед Пасхой.

Весь — селение, село.

Владимир (ум. в1015 г.) — киевский князь, ввел христианство на Руси.

Власий — христианский святой; в народной традиции — покровитель скота.

Водяной (водяник, водовик) — мифологический хозяин рек и озер, обитающий в воде.

Вознесение — церковный праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг.

Волос (Велес) — языческий бог, покровитель домашних животных.

Волхвы — языческие жрецы, чародеи и предсказатели.

Ворожеи — см. Знахарь, знахарка.

Ворон — в народном представлении, нечистая и зловещая птица.

Гривна — украшение (из серебра илиизолота) и денежная единица в Древней Руси.

Гришка Отрепьев (Димитрий Самозванец) (? -1606) — расстриженый монах, выдавал себя за царевича Дмитрия, русский царь с 1605 г.,

Гумно — площадка для молотьбы, помещение для хранения снопов.

Дворовый — домовой, живущий во дворе.

Дмитрий Донской (1350–1389) — великий князь московский.

Доманя (домовиха) — жена домового.

Домовой — домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома.

Дуб — в культуре древних славян самое почитаемое дерево.

Екатерина II (1729–1796) — русская императрица с 1762 г.

Ермак Тимофеевич (? -1585) — казачий атаман, завоеватель Сибири.

Жаворонок — одна из «чистых птиц», символ весны.

«Заложные покойники» — люди, умершие «неправильной» смертью.

Заутреня — утреннеее богослужение.

Зеленые святки — см. Троица.

Змей (летун) — демон-искуситель, чёрт, прилетающий к одиноким женщинам, любовь которого губительна для них.

Змея — нечистая тварь, источник зла.

Знахарь, знахарка — человек, обладающий особым знанием и использующий его для лечения людей, занимающийся ворожбой.

Иван IV Васильевич (1530–1584) — русский царь с 1545 г.

Иван Купала (Иванов день) (24 VI / 7 VII) — языческий праздник, совпадает с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя.

Идолы — кумиры, статуи и другие изображения языческих богов.

Иерей — священник.

Илья-пророк — в народной традиции громовержец, повелитель грома, небесного огня и дождя.

Капище — место поклонения языческим богам.

Кикимора — злой дух женского пола, приносящий вред и различные неприятности людям.

Кисель — обрядовое блюдо, преимущественно поминального и жертвенного характера.

Клад — спрятанное в земле или еще где-нибудь богатство, заклятое и охраняемое нечистой силой.

Кликуша — женщина, в которой кличет «нечистая сила».

Колдун, колдунья — лицо, способное творить зло с помощью магических средств, насылать болезни, влиять на погоду, портить скот и проч.

Коляда — персонификация праздника Рождества.

Коровья смерть — падёж скота.

Кострома — персонаж календарного обряда и игры, приуроченных к весенне-летним языческим праздникам.

Крещение Господне (6/19.01.) — один из главных христианских праздников.

Лада (Ладо) — в народной традиции богиня плодородия, судьбы, красоты и любви.

Ласточка — чистая, «святая» птица.

Лель — юный бог весны и любви.

Леший (лешак, лесовик) — мифологический хозяин леса.

Литургия — обедня, вид богослужения в христианской церкви.

Ловчий — тот, кто ведал охотой.

Лука — изгиб, поворот реки.

Лысая гора — мифическое место сборища нечистой силы и ведьм.

Малки (укр.) — см. Русалки.

Маргоски — вторая неделя после Пасхи, неделя жен-мироносиц.

Марфа-посадница (XV в.) — вдова новгородского посадника Борецкого, противостояла присоединению Новгорода к Москве.

Масленица — народный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны, предшествующий Великому посту.

Мать сыра земля — мифологический образ земли.

Медведь — один из главных персонажей в народном представлении о животных.

Михаил Федорович (1596–1645) — русский царь с 1613 г.

Небо — часть мироздания, «верхний мир», созданный Богом.

Нечистая сила — общее название всех демонических существ и духов.

Нечуй-ветер — чудодейственная трава, растущая зимой по берегам водоемов.

Николай Чудотворец — один из самых почитаемых на Руси святых.

Никон — патриарх московский в 1652–1666 гг.

Обменыш, подменыш — ребенок, подброшенный людям нечистой силой вместо похищенного младенца.

Оборотни — души, осужденные после смерти вечно блуждать и не ведать покоя.

Овинник (гуменник) — мифологический хозяин овина, места для сушки снопов.

Олег (ум. в 912 г.) — древнерусский князь.

Опахивание — старинный магический обряд, совершаемый, чтобы оградить некое пространство (например, село) от мора, эпидемий или стихийных бедствий.

Орёл — царь птиц, старший и главный среди них.

Папоротник — растение, по поверьям, цветущее раз в году, в купальскую ночь.

Перун — верховный бог из древнерусского языческого пантеона, бог грома и молнии.

Параскева-Пятница — в народном культе святых покровительница женских работ.

Петр I Великий (1672–1725) — русский царь с 1689 г., первый русский император.

Плакун-трава — «всем травам мати», трава, наделенная особыми магическими свойствами.

Плихан (Палехан) — древнее суздальское божество.

Покров (1/14.10) — церковный праздник, в народном представлении начало зимы.

Полевой (полевик) — мифологический хозяин поля.

Полкан — мифологическое существо, полуконь-получеловек.

Порча (сглаз) — вредоносное магическое воздействие на человека.

Проклятие — словесный ритуал, имеющий целью нанести человеку урон, зло.

Пугачёв Емельян (ок. 1740–1775) — казачий атаман, поднявший под именем Петра III восстание казаков.

Пустынь — уединенная обитель, одинокое жилье.

Пчела — насекомое, пользующееся особым почитанием.

Радуница — день, в который люди могут разделить с усопшими радость Воскресения Христова после праздника Пасхи.

Разин Степан (Стенька) (ок.1630–1671) — казачий атаман, разбойник.

Рай — «блаженная» страна, в которой пребывает Бог, святые и праведники.

Разрыв-трава — трава, способная разрушать запоры, узы, которая помогает овладевать кладами.

Русалии — языческий праздник древних славян.

Русалки — мифологический женский персонаж, обитает в озерах и реках. По народным поверьям, русалками становятся девушки, умершие до свадьбы, утопленницы.

Сажень — мера длины, равна 152 см.

Салтычиха (Салтыкова) (ум. в 1800 г.) — помещица, душегубица.

Сатана, дьявол — глава злых духов, противник Бога.

Святки — двухнедельный период зимних праздников, начиная с Рождества-Сочельника (24.12) и кончая Крещением (6.01).

Святовид (Световид) — высший языческий бог балтийских славян.

Сева (Сива) — богиня плодородия.

Семик — четверг перед Троицей, день поминовения «заложных» покойников, а также неизвестных и ничейных.

Сергий Радонежский, преп. (1314–1391) — основатель Троицкого монастыря.

Смерть — олицетворение смерти.

Сова — зловещая, нечистая птица.

Сорока — старинный женский головной убор.

Софья Алексеевна (1657–1704) — правительница России в 1682–1689 гг.

Страстная неделя — последняя неделя Великого поста.

Стрибог — бог ветра у славян-язычников.

Супостат — враг, недруг.

Торжище — место, где происходил торг, торговля.

«Тот свет» — место пребывания усопших, а также различных духов.

Трапеза — угощение.

Тризна — обряд поминовения умерших у славян-язычников.

Троица (Пятидесятница) — один из главных церковных праздников.

«Тушинский вор» (Лжедмитрий II) (? —1610) — выдавал себя за спасенного царевича Дмитрия. В 1608–1610 гг. создал тушинский лагерь.

Фараоны — мифологические существа, обитающие в воде, полурыбы-полулюди.

Федор Алексеевич (1661–1682) — русский царь с 1676 г.

Федор Иоаннович (1557–1598) — русский царь с 1584 г.

Хвалынское море — древнее название Каспийского моря.

Чародей — см. Колдун.

Чернокнижники — обладатели тайных знаний, заключившие завет с дьяволом (сатаной).

Черноризец — монах.

Черти — см. Бесы.

Чудь — финские племена.

Шептун — см. Знахарь.

Щегла — длинное бревно с глубокими зарубками.

Юрий св. (Георгий) — в народном культе святых покровитель скота и плодородия.

Ярило — языческий бог плодородия, производительных сил природы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. М., 2006. Тексты даны по изданию: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1–3. М., 1869.

Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 1–11. Спб., 1910–1911.

Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1996.

Древнерусская литература. М., 2003.

Древняя и новая Россия. 1876, т.1, № 2; 1879, т.1. № 2, № 9.

Живая старина. 1871, вып. 4; 1890, вып. 2; 1905, вып. 1–2; 1913, вып. 1–2.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880.

Заволоцкая чудь, составил П. С. Ефименко. Архангельск, 1869.

Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995. Тексты даны по изданию: Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901.

Любецкий С. М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских. М., 1872.

Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние, за всеми заставами, в историческом отношении и в современном их виде для выбора дач и гулянья. М., 1877.

Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1–3. М., 1838–1840.

Максимов С. В. Легенды и мифы России. Ростов-на-Дону, 2006. Тексты даны по изданию: Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. 1–2. М., 1989.

Мельников П. И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений в 12 т. СПб., 1898.

Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985.

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903.

Пыляев М. И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. СПб., 1891.

Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1889.

Русская старина. 1876, т. 15.

Русские легенды и обычаи. М., 2005.

Садовников Д. Н. Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. М., 1902.

Садовников Д. Н. Жигули и Усолье на Волге. // Беседа, 1872.

Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края. Вып. 1–2. Самара. 1993. Тексты даны по изданию: Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым. СПб., 1884.

Сахаров И. П. Сказания русского народа. Тула. 2000. Тексты даны по изданиям: Сахаров И. П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. В 3-х т. Сказания русского народа. В 2-х т. СПб., 1841–1849.

Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края. Вып. 1–2. Самара. 1993. Тексты даны по изданию: Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым. СПб., 1884.

Сказания о чудесах. Т. 1. Русская фантастика XI–XVI вв. (Б-ка русской фантастики в 20 т.). М., 1990.

Терещенко А. B. Быт русского народа. Вып. 1–5. М., 1997–1999. Тексты даны по изданию: Терещенко А. B. Быт русского народа. СПб., 1848.

Якушкин П. И. Сочинения. М., 1986. Тексты даны по изданию: Путевые письма. Сочинения. СПб., 1884.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал