Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прошлого

Александр Никонов

ПРЕДСКАЗАНИЕ

ПРОШЛОГО

 

 

Расцвет и гибель

допотопной цивилизации

 

Москва 2009 Санкт-Петербург

 

 


 

УДК 930.85

ББК 71.1

Н63

 

Никонов А. П.

 

Н63 Предсказание прошлого. Расцвет и гибель допотопной

цивилизации / Александр Никонов. — М.: ЭНАС;

СПб.: Питер, 2009. — 368 с. — (Точка зрения).

 

ISBN 978-5-93196-962-6

 

(ЗАО «Издательство Н Ц ЭНАС»)

 

ISBN 978-5-49807-458-0

 

(ИД «Питер»)

 

Александр Никонов обладает редкой и удивительной способностью

показывать разнообразные явления (физические,

биологические, социальные любые, так или иначе имеющие

отношение к Цивилизации) с неожиданной стороны, заставляя

читателя вздрогнуть от масштаба открывающихся пред ним

миров и задуматься...

Анализируя и сопоставляя как широко известные, так и совершенно

новые для читателей факты из разных областей знания

(мифология, древние карты, пирамиды, геология, природные

катаклизмы), автор, как всегда логично и убедительно, рисует

потрясающую картину: 12 тысяч лет назад на Земле существовала

развитая цивилизация с технологиями уровня XVIII века.

И исчезла — по причине глобальной катастрофы. Знания были

утрачены, остались только случайные «угольки от факела разума».

А человечество всему училось заново.

И, конечно, Никонов не может попутно не разрушить ряд

устоявшихся исторических мифов.

Итак, читатель, пожалуйте в допотопье...

 

УДК 930.85

ББК 71.1

 

ISBN 978-5-93196-962-6 © А. П. Никонов, 2009

(ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС») © ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС»,

ISBN 978-5-49807-458-0 2009

(ИД «Питер»)

 

 


 

Оглавление

 

 

Направляя сифоны... (вместо введения) 4

 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

Глава I. История с математикой

 

 

Глава 2. История с астрономией

 

Глава 3. История с географией

 

 

Часть II. Вниз по лестнице, ведущей вверх

 

Глава 1. Вода, вода, кругом вода

 

 

Глава 2. Да, были люди в наше время!

Не то, что нынешнее племя

 

Глава 3. Хронические болезни хронологии

 

Глава 4. Контакт? Есть контакт!

 

Глава 5. Уходит бригантина от причала

 

Глава 6. Курочка по зернышку клюет

 

Глава 7. Азоры здесь тихие

 

Глава 8. Плавильный котел

 

 

Часть III. Открыватели известного

 

Глава I. Загадка Петра I

 

 

Глава 2. Ваша карта бита!

 

Глава 3. Счастливый адмирал

 

Глава 4. Игра в карты

 

Глава 5. По берегам замерзающих рек

 

Глава 6. Все, что нажито непосильным трудом!

 

 

Часть IV. Здесь, под небом чужим, я как гость

нежеланный

 

Глава 1. Неизвестная пирамида Хеопса

 

Глава 2. Ну что, Данила-мастер, не выходит

каменный цветок? - Выхо-о-одит!

 

Глава 3. Бетонные лбы

 

 

Часть V. Течет с небес вода обыкновенная

 

Глава I. Слив засчитан!

 

 

Глава 2. На дне

 

 

За тех, кто в море... (вместо эпилога)

 

 

 


 

Заправляя сифоны...

(вместо введения)

 

 

Мы же все очень грамотные, не правда ли? Мы прекрасно

знаем, как все было...

 

Сначала человек произошел от обезьяны. Это случилось

очень давно, даже старики не помнят, когда... Причем человек

тот, новообразованный, был не один: на планете существовало

несколько разумных видов. В результате жесткой межвидовой

конкуренции один разумный вид уничтожил другой —

кроманьонцы полностью вырезали неандертальцев. Война

на уничтожение длилась несколько тысяч лет и закончилась

победой наших предков. Вся дальнейшая история планеты —

это история кроманьонцев, нас. И она не менее кровава.

 

После того как была поставлена точка в межвидовой конкуренции,

война «отечественная» сменилась войной «гражданской

»: топор войны начал свою селекционную работу уже

внутри одного вида. Теперь конкурировали между собой

расы и народы, языки и племена.

 

За десятки тысяч лет разные племена людей, спасаясь

от геноцида конкурентов и перенаселения, уходя все дальше

и дальше, постепенно заполнили собой все пространство

планеты, все ее континенты. Кроме, естественно, негостеприимной

Антарктиды.

 

Впервые появились люди в Африке, потом они заселили

Малую Азию и юг Европы. Затем продвинулись на полуостров

Индостан, в Восточную и Юго-Восточную Азию, откуда

через Индонезию попали в Австралию, а по сухопутному

мосту — в Америку. Сухопутный мост между континентами

существовал, потому что уровень океана тогда был ниже: изза

ледникового периода часть воды была депонирована в гигантских

ледовых шапках на полюсах.

 


 

Заправляя сифоны... (вместо введения)

 

Расселение происходило, как вы понимаете, «вслепую»,

без всяких карт — люди видели землю и шли по ней, все дальше

и дальше. Планета была заполнена, а люди продолжали

размножаться, и нагрузка на окружающую природу в конце

концов возросла настолько, что случился экологический

кризис: 90 % населения вымерло, потому что кушать стало

нечего — охота и собирательство не могли больше прокормить

расплодившееся человечество, которое попросту сожрало

биосферу.

 

Нужно было переходить на другие технологии, с повышенным

КПД. Поэтому на смену охоте и собирательству

пришло сельское хозяйство. Теперь с одного квадратного

километра земли можно было прокормить на порядки больше

народу. Что вызвало новый демографический всплеск.

 

Там, где была необходимость в ирригации для повышения

урожайности — в долинах больших рек, — начали образовываться

особые структуры, решающие эту циклопическую задачу.

Они назывались государствами. Государство в этом

смысле — просто механизм, повышающий КПД землепользования

и позволяющий втиснуть на ту же площадь большее

число едоков.

 

Затем началась эпоха конкуренции социальных механизмов,

то есть государств. Конкуренцию подстегивал прогресс —

изобретение железа, колесниц, манипулярного строя... Все это

повышало хищность социальных организмов и напоминало

биологическую эволюцию — с появлением клыков, клешней,

клювов...

 

Иногда прогресс тормозился: социальные структуры болели

и даже умирали, атакованные вирусом варварства. Но общий

путь наверх продолжался. Рухнул Рим, и Европа погрузилась

в Средневековье, но цивилизационный факел подхватили

арабы. Огонь разума порой сиял слабее, но никогда

не гас совсем.

 

В конце концов размножившийся человеческий материал

из самых передовых государств начал активно экструдировать

 

 


 

Заправляя сифоны... (вместо введения)

 

ся (выдавливаться) вовне — с помощью каравелл заселяя иные

земли и вытесняя либо цивилизуя коренное, менее эффективное

население. Это была эпоха Великих географических

открытий.

 

Однако доплыть до других континентов — непростая задача!

Для дальнего мореплавания были нужны развитая математика

и астрономия. Прежде каботажные плавания, которые

совершали древние египтяне, финикийцы, римляне и греки,

осуществлялись «на глазок»: моряки просто шли вдоль берега,

чтобы не затеряться в море. (Впрочем, в Средиземном

и Черном морях не страшно было и затеряться: теряться там

просто негде — в какую сторону ни поплыви, упрешься в берег).

Но выход в открытый океан потребовал сферической

тригонометрии и точных астрономических вычислений, секстантов

и прочих астролябий, с помощью которых определялись

координаты судна, в основном широта. А вот с долготой

(удаленностью от берега по параллели) были большие

проблемы. Их удалось решить только в XVIII веке. Тогда английский

парламент обратился к нации с просьбой подсказать,

как морякам в море определять долготу. Светлая мысль

пришла некоему Джону Харрисону из Йоркшира, часовщику.

Морякам помогло его изобретение — хронометр, окончательно

закрывшее вопросы определения координат судна.

А что такое хронометр? Это очень точная механика, прецизионная

металлообработка, оптика для сборки мелких деталей

механизма...

 

Иными словами, путешествия и картографирование планеты

шли рука об руку с развитием астрономии, математики,

техники... Именно развитие науки и высоких технологий

привело к эпохе Великих географических открытий и накату

цивилизации на отсталые народы.

 

Собственно говоря, планета заселялась трижды. Первый

раз это сделала возникшая в океанах жизнь, постепенно распространившаяся

по всей поверхности ранее стерильной

суши. Второй раз вслепую оккупировал планету разумный вид.

 


 

Заправляя сифоны... (вместо введения)

 

Третье покорение планеты совершила уже цивилизация с ее

инструментами познания и протоколирования. Цивилизованное

человечество начало заново открывать планету, которую

заселило десятки тысяч лет назад.

 

В XV веке была открыта Америка.

В XVI веке был открыт Тихий океан и совершена первая

кругосветка.

В XVII веке были открыты Австралия и тьма тьмушая

 

островов, проливов и проч.

В XIX веке была открыта Антарктида...

Собственно говоря, открытие Антарктиды и нанесение

 

на карту мира разных мелочей уже не относится к эпохе Великих

географических открытий. Но географические открытия

продолжали совершаться еще и в XX веке. Да и по сию

пору на лице планеты остаются немногочисленные белые

пятна, где не ступала нога белого человека и которые мы видели

только со спутников. Это, например, Амазонская сельва.

Да что там Амазония! И в Азии по сию пору бродят экспедиции,

уточняющие местонахождение истоков рек... Но, в общем

и целом, планета наша на карты нанесена. А уж что касается

береговых линий, то и подавно.

 

Вместе с распространением по планете цивилизованного

человека начала постепенно складываться глобальная экономика.

Историки датируют ее появление сороковыми годами

XIX века. Что такое глобальная экономика? Это масштабные

планетарные перевозки товаров с континента на континент,

мировое разделение труда и прочие знакомые нам

штуки.

 

Вскоре родилось понятие «свободная торговля» — Англия

решила отказаться от протекционистских пошлин. В 60-х годах

XIX века она заключила торговые договоры с Бельгией,

Францией, Италией, Австрией, Швецией и Таможенным союзом

германских государств. Это был некий аналог нынешней

ВТО.

 


 

Заправляя сифоны... (вместо введения)

 

Для глобальной торговли были созданы соответствующие

инфраструктуры: финансовая (система международных банков

и платежей) и транспортная. Финансовая система обеспечивалась

проводной и беспроводной связью, а транспортная

инфраструктура — системой морских карт и регулярных

сообщений, а также каналами.

 

Уже с 1838 года начались регулярные пароходные рейсы

между Европой и Америкой, через двадцать лет началось

строительство огромных океанских пароходов, которые эволюционировали

в росте до «Титаника». В 1869 году был прорыт

Суэцкий канал. А с 1866 года уже можно было отправить

с континента на континент телеграмму.

 

В развитых странах строились заводы, которые перерабатывали

сырье, привозимое с других континентов. Потребители

развитых стран так привыкли к чужеземным товарам —

сахару, специям, чаю и кофе, что уже не представляли себе

жизни без глобализации. Именно в эту эпоху была придумана

и широко вошла в жизнь метка на товарах «Сделано в...».

 

Вот так незаметно, постепенно накапливая достижения,

мир вкатился в современность с ее атомными бомбами, транзисторами,

спутниками и мыльными сериалами. И теперь

мы живем в освоенном, картографированном, исчисленном

мире GPS и можем через экран компьютера посмотреть на любую

точку мира под любым увеличением сверху...

 

Я ничего не упустил?

 

 

«Географическое познание океанов и создание обшей карты

земного шара начинаются с путешествий Колумба, Васко

да Гама и Магеллана».

 

 

Камилл Валло. «Общая география морей», 1933 г.

 

 


 

Заправляя сифоны... (вместо введения)

 

«Это побережье названо берегом Antilia. Оно было открыто

в 896 году арабского календаря. Но считается, что генуэзский

неверный по имени Коломбо открыл эти берега, пусть

так. В руки этого Коломбо попала книга, где было написано,

что у западного края Западного Моря есть острова и берега

со всевозможными металлами и драгоценными камнями.

Он хорошо изучил книгу, объяснил ее богатейшим из Генуи

и сказал: " Дайте мне два корабля и позвольте найти эти места".

И ему ответили: " Какая выгода в том? Может ли быть найден

конец Западному Морю? Там только пар и кромешная тьма".

 

Коломбо понял, что не будет ему помощи от генуэзцев,

и обратился к бею Испании и рассказал ему точно то же. И ему

ответили так же, как генуэзцы. Но долго упрашивал Коломбо

этих людей, и в конце концов испанский бей дал ему два корабля,

хорошо оснащенных, и сказал: " Коломбо, если ты прав,

мы сделаем тебя капуданом этой страны". И послал Коломбо

в Западное Море.

 

У покойного Гази Кемаля был испанский раб. И он говорил

Кемалю, что был три раза на той земле с Коломбо.

Он рассказал: " Сначала мы достигли пролива Гибралтара, затем

прямо на юг и запад между двумя [неразборчиво]. После

продвижения вперед на 4000 миль мы увидели остров, и Северная

Звезда постепенно стала невидима, звезды там расположены

не так, как тут..." Они причалили к острову и оставались

там 17 дней. Люди того острова увидели, что им нет

угрозы от большой лодки, они поймали рыбу и доставили ее

им на маленькой лодке. Испанцы были довольны и дали им

стеклянные бусы. Коломбо знал из той книги, что в этом месте

стеклянные бусы ценились...

 

Еще Коломбо был великим астрономом. Берега и острова

на моей карте взяты с карты Коломбо... в основе ее лежат

около 20 карт, которые были сделаны в дни Александра Македонского

».

 

Хаджи Мухеддин Пири ибн Мехмед,

 

заметки на полях карты, 1513 г.

 


 

Заправляя сифоны... (вместо введения)

 

 

Однажды Григорий Остер, который любит давать детям

«вредные советы», рассказал забавную историю. Мы говорили

о психологии и мировосприятии современных детей.

Вот Остеру и вспомнилось:

 

 

— Все последние поколения думают, что они — особенные,

необыкновенные, каких раньше не было! Однако это

не так. Помню, когда я был маленьким, у нас дома появился

сифон для газирования воды, и я сказал бабушке: «Видишь,

как хорошо стало жить, какую чудесную вещь изобрели —

теперь дома можно иметь газированную воду!» На что бабушка

улыбнулась и ответила: «Когда я была маленькой, я тоже

заправляла сифон».


 

Эволюция с вопросами

 

 


 

Отличаясь по части знания небесных явлений,

жрецы держали его в тайне, неохотно вступали

в общение с людьми, так что требовалось время

и угодливость со стороны лиц, желавших чемулибо

от них научиться; причем большую часть

сведений они скрывали. Между прочим, они

научили пополнять год остающимися частями

дня и ночи сверх 365 дней... и до настоящего

времени эллины многое заимствуют у египетских

жрецов и у халдеев.

 

Страбон

 


 

Суть прогресса, как мы его себе представляем, — в постепенном

накоплении знаний и умений. Камешек к камешку,

песчинка к песчинке — так растет вавилонская башня цивилизации.

Одно не может появиться прежде другого. Интегральное

исчисление не может появиться раньше тригонометрии,

тригонометрия — раньше арифметики, химия — раньше алхимии,

Рафаэль — раньше наскальных рисунков. Это понятно.

 

Все появляется в свое время, базируясь на прошлых достижениях,

а если какое-то изобретение или открытие опережает

время на столетия, оно просто забывается, не находя

применения. Так, например, принцип парового двигателя

был изобретен в Древней Греции, но там паровая машина

использовалась в качестве примитивной игрушки. Должны

были пройти тысячи лет, накопиться нужные технологии

металлообработки и физико-математические знания, чтобы

англичанин Уатт создал первый паровой двигатель. И началась

эпоха пара.

 

Ненужные знания не выживают. Эволюция не любит излишеств:

если хвост теряет функциональную нагрузку, он исчезает.

Если в условиях невесомости космонавту не нужен

кальций в костях, он начинает активно вымываться из организма.

Если качок бросит тренироваться, его мышцы постепенно

атрофируются. А зачем организму содержать лишнее?

Система сбрасывает ненужное, как бизнес социалку. Это логично

и правильно.

 

— А как же перья у павлина? — быть может, спросите вы. —

А как же прочие нефункциональные украшательства в животном

и человеческом мире?

 

Их нефункциональность кажущаяся...

Эти хохолки, гребни, зобы, яркие перья, сложно организованные

песни избыточны лишь на первый взгляд. Они —

сигнальная система, которая обеспечивает привлечение противоположного

пола и, соответственно, размножение вида.

То же самое и в социальной жизни: кажущаяся ненужной

с точки зрения прагматики надстройка в виде литературы,

искусства, мифов и прочей лирики является общим клеем,

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

связывающим разрозненные особи и племена в единую структуру

с общими ценностями и представлениями. Мифология

и искусство создают единое смысловое пространство.

 

Но вот зачем первобытным дикарям, например, тригонометрия?

И откуда бы ей взяться? Точно так же неоткуда, как

транзисторному приемнику. Ведь в этом небольшом приборе

сконцентрирована вся тысячелетняя история цивилизации

с ее математикой, химией, физикой, материаловедением... Десятки

наук и сотни технологий слились в транзисторе. За каждым

сложным продуктом цивилизации — сотни лет постепенного

накопления знаний.

 

Транзистору и тригонометрии в каменном веке взяться

просто неоткуда. И в Древнем Вавилоне им делать нечего.

И в Египте времен фараонов.

 

Но тригонометрия в Египте почему-то была. И астрономия

была. С какой целью жрецы из поколения в поколение передавали

бессмысленные с практической точки зрения астрономические

знания о движении небесных светил?.. Ну, понятно,

что знания математики и геометрии использовались

египтянами при межевании земель, в строительстве, прокладывании

каналов — тут вопросов нет. Но зачем им астрономия?

 

Нам говорят: астрономия нужна была для правильного

ведения сельского хозяйства. Мол, наблюдая за небом, жрецы

давали крестьянам команду, когда начинать сев. Чушь какая!

Неужто крестьянин на тучных нильских черноземах нуждался

в руководящих указаниях из центра? В одной северной стране

нечто подобное уже было — секретари райкомов спускали

сверху приказы колхозникам, когда сеять. Добром это

не кончилось.

 

Любой крестьянин лучше любого жреца и секретаря райкома

знает, как ему управляться с полем. И расположение

звезд мужику по барабану, ибо небесные светила движутся

с математической точностью, как часы, а вот погода и условия

сева меняются от сезона к сезону. Момент восхода Сириуса

можно определить с точностью до минут — египетские

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

жрецы умели это делать. Но для сева такая точность не нужна.

Минутой позже, минутой раньше — никакой разницы.

Равно как и часом позже, часом раньше... Да в условиях вечного

лета и неделя просрочки никакой роли не играет! В теплых

странах по два-три урожая в год можно собирать — когда

посеял, тогда и начало расти.

 

Зачем же египетские жрецы строили храмы-обсерватории

из гигантских блоков, зачем они каким-то хитрым образом

проделывали в миллионнотонных каменных массивах узкие

«подзорные трубы» длиной в десятки метров, через которые

раз в год из специальной камеры можно было наблюдать восход

Сириуса?..

 

В древние времена люди прекрасно знали, что Земля —

шар, знали поразительно много о «расписании» движения

планет. А к Средневековью это все было забыто, земля в представлении

европейцев вновь стала плоской. И это ничуть

не помешало сельскому хозяйству, его продолжали вести точно

так же успешно, как делали это в каменном веке, неолите,

когда никакой египетской астрономии еще не было. Европейские

крестьяне прекрасно сеяли и пахали без тригонометрии

и астрономии. Даже в зоне рискованного земледелия,

где действительно день год кормит, — в той же России,

например, — крестьяне запросто управлялись с севом без всякой

астролябии. И никакие попы не давали им команды

«Кидай зерно!», глядя на звезды через особое окошко в храме...

А вот в плодородном Египте, говорят нам ученые, непременно

нужна была астрономия, чтобы дать крестьянам руководящие

указания о начале посевных работ с точностью до минуты!

 

Может быть, астрономия нужна была древним для чегото

другого? Кстати, а насколько глубоки были знания древних

в астрономии, математике и проч.?

 


 

История с математикой

 

 

Во II тысячелетии до н. э. египтяне имели довольно развитый

математический аппарат: они вычисляли площади

разных фигур (треугольника, неправильного четырехугольника,

круга); работали с так называемыми аликвотными дробями

(вида 1/n); умели вычислять квадратные корни; возводили

числа в разные степени; находили среднее арифметическое

и даже решали уравнения второй степени с одним

неизвестным, то есть придумали тот самый «икс», заменяющий

в современной математике неизвестную величину.

Число «икс» египтяне писали иероглифом «куча»... Кроме того,

египтяне были знакомы с арифметическими и геометрическими

прогрессиями. Ну и поскольку они умели вычислять площадь

круга, мы можем сделать вывод, что египтяне открыли

число «пи», которое считали равным 3, 1605 (как видите,

погрешность в определении «пи» египтянами составила менее

1%!).

 

До нас дошло несколько египетских математических

папирусов времен Среднего царства (4000 лет тому назад).

Эти папирусы - копии с каких-то более древних источников.

При взгляде на них становится ясно, что в решениях задач

нет никаких доказательств. Просто приводится готовая

формула. И лишь иногда вкратце излагается ход вычислений.

Из этого историки делают следующий вывод: видимо,

«египетская математика развивалась путем обобщений и гениальных

догадок». Раз — и догадался без вычислений, какой

должен быть ответ!.. Кстати говоря, наличие неизвестно

откуда взявшегося решения или готовой формулы вообще

характерно для цивилизаций Древнего мира. Запомним

этот факт...

 


 

Глава I. История с математикой

 

 

Математический папирус Ринда; 1550 г. до н.э.. Британский музей.

Содержит решения 84 задач, вычисления площадей и объемов

 

Писали египтяне, как известно, на папирусах, а их современники

вавилоняне - на глиняных табличках. Папирус —

вещь хрупкая, нежная. Папирусов сохранилось немного,

время их не пощадило. Поэтому об уровне развития математики

в Древнем Египте мы знаем гораздо меньше, чем о том же

в Вавилоне...

 

Известно более полумиллиона глиняных клинописных документов

Вавилонского царства. Из них несколько сотен —

математические. По всей видимости, это были учебники.

Чему же учили древневавилонских студентов и аспирантов

в эпоху Хаммурапи?

 

Список поражает воображение: прогрессии, проценты,

среднее арифметическое, квадратные уравнения, кубические

уравнения, системы линейных уравнений, степени, двоичные

логарифмы... И все это имело свой практический смысл. Например,

двоичные логарифмы использовались для подсчета

сложных процентов по кредиту.

 


 

Древневавилонский математический текст

 

 

Древневавилонский клинописный текст. На изображенном участке

содержится 16 задач с решениями, относящихся к расчету плотин,

валов, колодцев. Задача, снабженная чертежом, относится к расчету

кругового вала. Британский музей

 


 

Глава 1. История с математикой

 

Пифагор

Разумеется, и египтяне, и вавилоняне

знали теорему Пифагора

за тысячи лет до рождения самого

Пифагора. Кроме того, они придумали

процесс итерации по формуле

Ньютона за многие тысячи

лет до Ньютона. Открыли число

«пи» задолго до Архимеда...

 

Число «пи» вавилоняне вычислили

с той же однопроцентной

погрешностью, что и египтяне.

При этом, как и у египтян, в вавилонских

«решебниках» мы видим

уже готовые ответы и алгоритмыбез выводов. При этом анализ алгоритмов

показывает, что вавилоняне обладали общей математической

теорией. Откуда они ее взяли? Ответ на этот

вопрос известен.

 

Вавилоняне (2000 лет до н. э.) унаследовали клинописное

письмо от шумеров (4000 лет до н. э.). Шумерский язык к тому

времени уже исчез, но в вавилонских математических формулах

шумерские значки вовсю употреблялись. Их использовали

для того же, для чего мы используем в математике

греческие и латинские буквы. Кстати, использование мертвого

языка в науке — обычная практика: разговорный латинский

язык умер, но его слова до сих пор живы в химии,

биологии и проч.

 

Считается, что в Вавилоне математика была развита лучше,

чем в Египте. Но это лишь предположение, которое проистекает

из наших весьма куцых знаний о египетской математике.

Еще неизвестно, за кем бы осталась пальма первенства,

если бы египтяне писали на таком же долговечном материале,

что и вавилоняне. Зато доподлинно известно, что Египет

был «математической Меккой» Древнего мира: признанные

знатоки математики — греки — учились ей у египтян.

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

Греков ныне называют «создателями математики». Говорят,

именно им мы обязаны рождением математики как целостной

науки. Достижения греков в этой области действительно

впечатляют. Не нужно только забывать, у кого они

ума набирались...

 

Весьма любопытно проследить эволюцию математических

знаний греков. Это действительно самая настоящая эволюция,

то есть тот естественный процесс аккумуляции знаний,

который лежит в основе наших представлений о том, как все

в этом мире развивалось. Развивалось как по писаному!

 

Еще в VI веке до н. э. греческая математика ничего особенного

из себя не представляла, если не считать того, что

греки придумали счеты и ноль. Счеты представляли собой

особую доску с желобками, в которых лежали камешки. А камешек

с дыркой обозначал ноль.

 

Потом в Грецию начало проникать египетско-вавилонское

влияние, возникли научные школы — ионийцев и пифагорейцев.

В дальнейшем век от века мы наблюдаем неуклонный

рост знаний, и уже в IV веке до н. э. греки в математической

теории далеко опередили своих египетских

и вавилонских учителей.

 

После того как Александр Македонский объединил Запад

и Восток, научная столица мира из Афин постепенно перемешается

в Александрию, где сосредотачивается лучшее, что

было накоплено мировой наукой. Первая в мире Академия

наук (Мусейон) и знаменитая Александрийская библиотека,

которая к I веку до н. э. насчитывала уже более 700 тысяч

единиц хранения, стали центром мировой научной мысли

и самым грандиозным складом знаний.

 

Это было время Евклидовой геометрии, которая триумфальным

маршем прошла через все страны и эпохи и которой

учат школьников по сию пору. Это было время Архимеда

и десятков других ученых, имена которых абсолютному

большинству читателей ничего не скажут. Знаете ли вы,

 


 

Глава 1. История с математикой

 

 

например, Аполлония Пергского,

разработавшего теорию конических

сечений?..

 

А потом вдруг случился упадок.

Хваленое накопление знаний

сменилось их растратой. И было

это не во времена Средневековья.

Упадок начался гораздо раньше —

со II века до н. э. Нет, какие-то отдельные

достижения были и в этот

период (формула Герона, окончательное

завершение геоцентрической

модели Птолемея, появление

Диофантовой алгебры), но общий спад был слишком заметен.

И в дальнейшем он только усилился.

 

Такое ощущение, что греки наворотили и напридумывали

слишком много такого, что не могло найти применения

в практике, потому и начало забываться. Была, впрочем, и еще

одна причина для забывчивости, о которой чуть ниже...

 

На фоне этого перманентного спада александрийская

научная школа, вобравшая в себя все лучшее из Древнего

мира, просуществовала до IV века н. э. Воцарение новой,

маргинальной религии (христианства)

окончательно поставило точку

на развитии александрийской

науки. Оставшиеся ученые начали

разъезжаться. У них был выбор

между Западом и Востоком. Часть

александрийских ученых переехала

на Запад, в старую научную

столицу — Афины. И они прогадали!

Потому что в 529 году н. э. император

Юстиниан закрыл афинскую

академию как языческий институт.

Птолемей

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

А вот на Востоке тогда христианства не было. И ученые,

уехавшие из Александрии в Персию и Сирию, продолжили

научные работы. Эпоха Арабского халифата, которую называют

Золотым веком ислама, обязана своим научным взлетом

именно античным знаниям; они стали базой для развития

науки в арабском мире. Одного только Евклида переводили

и обсуждали в своих работах сотни арабских авторов... Мировая

научная столица перемещается в Багдад, а главным

языком науки в мире становится арабский. Халифы создают

в Багдаде аналог александрийского Мусейона.

 

И раз уж мы туда попали, вкратце пробежимся по научным

достижениям халифата. Арабская империя сегодня

считается светочем культуры и носителем цивилизации в ту

эпоху, когда в Европе был «выключен свет». Во многом это

справедливо, но есть интересные нюансы...

 

Математика Востока носила более приземленный характер.

Она практически вся целиком сосредоточилась на решении

практических задач, связанных с торговлей, землемерием,

механикой, строительством... Таких чудесных абстрактнотеоретических

высот, каких достигли греки перед падением,

у арабов не было.

 

Мусульмане блистательно овладели пилотированием

«Боингов»... простите, оговорился... достижениями западной

цивилизации в области математики и астрономии, однако

творческого развития усвоенное почти не получило. Например,

попытались арабы ввести десятичные дроби в X веке,

но не преуспели: никому эти дроби на фиг были не нужны аж

до XV века. Отрицательные числа арабы тоже знали, но широкое

распространение они получили лишь спустя длительное

время. Омар Хайям, известный всем как поэт, оставил

математический труд, в котором рассказывал о путях решения

кубических уравнений. Впрочем, их умел решать еще

Архимед методом конических сечений, так что Хайям всего

лишь развивал чужие идеи.

 

Нет, какой-то след в науке арабы оставили, конечно, иначе

не было бы в нашем языке таких арабских слов, как «ал

 

 


 

Глава 1. История с математикой

 

гебра» и «алгоритм». Но в целом они были эпигонами. Хотя

вклад в распространение наук своими завоеваниями и торговлей

внесли. Вообще, торговля и путешествия весьма способствуют

распространению цивилизации. В XI веке альБируни,

например, несколько лет прожил в Индии. Там он

познакомил индусов с великими достижениями античной

науки и даже перевел некоторые труды греков на санскрит.

Впрочем, арабы не только учили индусов, но и учились у них.

Те самые цифры, которые мы теперь называем арабскими,

арабы позаимствовали у индусов и до сих пор, между прочим,

называют их индийскими...

 

Во времена аль-Бируни уже давно были известны тригонометрия

и те таблицы, которые мы в школе называли таблицами

Брадиса. Только тогда они назывались таблицами

Птолемея, и по ним можно было с хорошей точностью определять

синусы (шаг таблицы составлял 15 угловых минут).

Кроме синуса и косинуса арабы использовали тангенс, котангенс

и секанс. А также имели представления об иррациональных

числах.

 

Арабским математикам удалось высчитать число «пи»

с точностью до 17-го знака после запятой! А синусы всех

углов с шагом в одну секунду ими к XIII веку были вычислены

с точностью до 9-го знака... Однако и это было пусть и блистательным,

но всего лишь уточнением греческих и египетских

знаний.

 

В том же XIII веке в арабском мире выходит математический

трактат, который рассказывает о разложении бинома

и оформляет тригонометрию как самостоятельный раздел

математики. Этот трактат попадает в Европу и кладет там

начало тригонометрическому буму. Из которого впоследствии

родится координатное картографирование, к коему

я вас постепенно и подвожу...

 


 

История с астрономией

 

 

Теперь самое время посмотреть на небо. Математический

экскурс мы закончили тригонометрией. С нее и начнем экскурс

к звездам.

 

В своих астрономических вычислениях тригонометрию

использовали еще древние шумеры за много тысяч лет до арабов

и европейцев. А самые первые признаки астрономических

знаний у человечества прослеживаются с 6 тысячелетия до н. э.

Иными словами, 8 тысяч лет назад люди зачем-то вели наблюдения

за небесными светилами, строили обсерватории.

Для чего дикарям неолита астрономические знания?

 

Одной из самых известных и, я бы сказал, набивших

оскомину обсерваторий каменного века является британский

Стоунхендж. Сооружению этому тысячи лет, и оно представляет

собой огромные концентрические круги диаметром

до 30 метров, сложенные из 38 пар огромных обтесанных блоков,

— недаром подобные сооружения называются мегалитами,

то есть гигантскими камнями. Мегалиты найдены на всех

континентах, кроме Австралии и, естественно, Антарктиды.

 

Некоторые камни Стоунхенджа образуют как бы гигантские

буквы «П»: два поставленных на попа' тесаных камня,

а сверху — каменная перекладинка. С помощью этих каменных

«рамок» определяли день летнего солнцестояния: именно

внутри «буквы П» в этот день восходило Солнце. Любопытно,

что высота вертикальных камней достигает 8, 5 метра,

а вес 28 тонн. Неплохое достижение для строительной техники

каменного века!..

 

Когда через тысячи лет после строительства Стоунхенджа

в Британию пришли римские завоеватели, они увидели

 


 

Глава 2. История с астрономией

 

перед собой местных жителей — диких и полуголых, с разрисованными

краской лицами. Которые, как вы понимаете,

совсем не были похожи на людей, увлекающихся астрономией.

Но их далекие предки тем не менее зачем-то вели астрономические

наблюдения. А, может быть, это были и не предки?

Может, кто-то другой строил обсерваторию и вел наблюдения,

пока вокруг бегали закутанные в звериные шкуры

местные туземцы с каменными топорами?

 

Идем дальше... Как я уже говорил, довольно развитые

знания в области астрономии имели еще жители Шумера

(6 тысяч лет назад). Эстафетную палочку у них перехватил

Вавилон (4 тысячи лет назад). От вавилонских астрономов

до нас дошло множество таблиц. Именно вавилоняне выделили

основные созвездия, разделили небесную сферу на 360°

и разработали ту самую многократно упомянутую тригонометрию,

без которой сложные наблюдения за светилами

были бы невозможны. Вавилоняне разбили год на 12 месяцев,

открыли законы движения планет, научились предсказывать

затмения, обнаружили так называемый «метонов цикл».

 

Не отставали от них и египтяне. У последних тоже был

немалый астрономический багаж, похожий на вавилонский.

У египтян год также состоял из 12 месяцев, неделя из 7 дней,

а сутки из 24 часов. И они тоже имели представление о метоновом

цикле.

 

Опять-таки по причинам недолговечности папируса мы

не очень много знаем о глубинах познания Вселенной египтянами.

Но знаем, что греки учились у египтян не только математике,

но и астрономии.

 

Насколько нам известно, до гелиоцентрической модели

Коперника египтяне не доросли, но они имели вполне разработанную

птолемеевскую модель с неподвижной Землей

в центре мира, причем задолго до рождения Птолемея. И что

удивительно, египетская модель даже обогнала ту модель

Солнечной системы, которой пользовались в Средние века

европейцы! Египетская модель была «промежуточной», она

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

сделала шаг от геоцентризма в сторону гелиоцентризма: в египетской

модели Меркурий и Венера уже вращались вокруг

Солнца. А Солнце — пока еще вокруг Земли...

 

Теперь глянем, что творилось в этом смысле в Древнем

Китае. Присмотревшись, мы увидим, что китайские астрономические

знания весьма похожи на египетские и вавилонские

того же периода (рубеж III—II тысячелетий до н. э.). Китайцы

с большим удовольствием смотрели в небо. Они открыли

комету Галлея за тысячи лет до Галлея, научились предсказывать

солнечные затмения, обнаружили неравномерности

в движении Луны, измерили сидерические и синодические

периоды для всех планет, открыли метонов цикл. Правда,

сутки они делили не на 24, а на 12 часов.

 

От цивилизации майя, успешно разрушенной христианами,

до нас дошло совсем немного письменных астрономических

текстов. Но из них ясно, что майянская астрономия

была на весьма высоком уровне: индейцы знали синодические

периоды обращения пяти планет Солнечной системы,

имели очень точный календарь и на момент знакомства с гуманными

христианами вели свое летоисчисление уже более

4 тысяч лет. Календарь индейцев майя, не знавших колеса

и практиковавших человеческие жертвоприношения,

поражает своей точностью. Майянский календарь точнее

григорианского: в первом год длится 365, 242129 дня, а в гри

 

 

горианском — 365, 2425 дня. Для

 

сравнения: в римском календаре

 

365, 25 дня.

 

То, что более поздний, григори

 

 

анский календарь точнее древне

 

 

римского, — понятно и нормально:

 

прогресс. Но почему более древ

 

 

ний календарь дикой народности,

 

не знавшей железа, плуга, колеса

 

и гончарного круга, на тысячи лет

 

Календарь майя опередил прогресс?.. А ведь поми

 

 


 

Глава 2. История с астрономией

 

мо этого у майя были и лунный календарь, и венерианский.

Зачем?

 

А вот еще интересный факт: не знавшие колеса майя,

оказывается, знали резьбу! Не резьбу по дереву, как вы, быть

может, подумали, а резьбу как способ скрепления деталей.

В 70-х годах прошлого века во время раскопок майянского

города в джунглях Гватемалы был найден глиняный горшок

с привинчивающейся крышкой...

 

Порой возникает ощущение, что знания древних не имеют

предыстории и появляются как бы внезапно, практически

ниоткуда. Вот, например, что пишет по этому поводу

британский египтолог Уолтер Эмери: «Около 3400 года до н. э.

в Египте случились радикальные перемены, и страна быстро

перешла от племенной культуры позднего каменного века к хорошо

организованной монархии... Одновременно достигают

удивительного уровня письменность, скульптура, искусства

и ремесла. И все это было достигнуто в течение относительно

короткого промежутка времени, причем ни в письменности,

ни в архитектуре не существовало или почти не существовало

базы для такого рывка».

 

С подобным «выныриванием» огромной цивилизации

буквально из ниоткуда сталкиваются исследователи не только

в Египте, но и во многих других местах, где не удается отследить

медленного развития, — цивилизация вспыхивает,

словно газовая конфорка. Еще секунду назад по историческим

часам ничего тут не было, бегали люди с каменными

топорами — и вдруг появляется цивилизация, имеющая

представление о периоде обращения Венеры и ворочающая

каменными блоками весом в десятки тонн.

 

Исключение — греки и римляне. Их астрономическая эволюция

прослеживается неплохо. Поначалу, например, эллины

считали, что Земля — это диск, а утренняя и вечерняя Венера

— два разных небесных тела, и даже называли их поразному:

Фосфор и Геспер. Потом, под воздействием египтян,

греки внесли поправку в свои представления. Они поняли,

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

что Земля — шар, а про ошибку с Венерой впервые написали

Парменид и Пифагор... Но мы-то помним, что шумеры еще

за 2 тысячи лет до Парменида знали об этом.

 

Наша цивилизация — прямой потомок греко-римской

традиции. Поэтому науки у нас говорят на латыни, используют

греческие слова и буквы, а теоремы и системы носят соответствующие

«евроназвания» — теорема Пифагора (которую

Пифагор не открывал), система Птолемея (которую он

не изобретал)... Евроцентризм застит нам глаза. Та же комета

Галлея (которую открыли за тыщи лет до Галлея), поправка

Парменида (подсказанная Пармениду более умудренными

египтянами)...

 

Даже знаменитую гелиоцентрическую модель первым

изобрел не Коперник, а за тысячи лет до него грек Аристарх

Самосский. Но сам ли он ее придумал? Если вы откроете,

например, какую-нибудь статью об истории астрономии,

то сможете прочесть там нечто вроде такого: «ряд исследователей

находят следы гелиоцентризма в некоторых индийских

планетных теориях».

 

У греков были гениальные космогонические догадки

об устройстве мироздания. Скажем, Платон утверждал, что

Вселенная не вечна, а время родилось вместе с материей...

Греки определили диаметр Земли, угол наклона земной оси

к плоскости эклиптики, расстояние от Земли до Солнца и догадались,

что Солнце много больше Земли. Аполлоний Пергский

придумал движение планет по эпициклам, Гиппарх ввел

в рассмотрение эксцентриситет орбиты. По его таблицам

можно было предсказать затмение с точностью до двух часов!

Наконец, Гиппарх изобрел географические координаты —

широту и долготу.

 

Я уже упоминал про Аристарха Самосского, который еще

в III веке до н. э. разработал гелиоцентрическую модель (за которую

потом христианская церковь гнобила европейских

ученых). И это не было случайной вспышкой озарения,

мгновенным метеором мелькнувшей на научном небосклоне

 


 

Глава 2. История с астрономией

 

и тут же пропавшей. Нет, гелиоцентриками были Филолай

и Евдокс Книдский.

 

Анаксагор (V век до н. э.), описывая механизм затмений,

мимоходом отмечает, что Луна светит отраженным светом.

Европейская наука подтвердила это только через две с лишним

тысячи лет... Только в наше время было доказано, что на Луне

воды нет, а так называемые «лунные моря» (обширные темные

пятна на Луне) — базальтовые низменности. Сам великий

Кеплер считал лунные моря водными бассейнами. А вот

тот же Анаксагор за 2, 5 тысячи лет уверенно писал, что лунные

моря — сухие впадины, которые по своему составу сходны

с земными породами.

 

Откуда он мог знать?..

А вот вам еще один парадокс. В середине XX века академик

Марков из Физического института им. Н. П. Лебедева,

опираясь на идеи Эйнштейна и Фридмана, провел теоретическое

исследование некоторых свойств пространства и материи.

И пришел к удивительным выводам.

Эйнштейн показал, что геометрические свойства пространства

зависят от распределения масс. Скажем, отношение

длины окружности к ее радиусу может меняться в зависимости

от плотности материи. А физик Фридман показал,

что и геометрическая «длина», то есть само пространство,

может меняться во времени. Попросту говоря, расширяться.

Причем чем дальше, тем больше.

Если средняя плотность вселенной превышает некий критический

предел, вселенная становится замкнутой, то есть

конечной, но безграничной. Сейчас поясню... Границы у такой

вселенной нет — куда ни полетишь, никакого предела

не встретишь. Просто вернешься в ту же самую точку, откуда

вылетел. То есть объем вселенной конечен.

Это проще всего понять по аналогии с шаром или планетой.

На поверхности сферы нет никаких разрывов, но по ней

можно гулять в разные стороны беспрепятственно, просто

все время будешь возвращаться в точку исхода.

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

Из конечности замкнутой вселенной следует интересный

вывод. Если мы начнем отчерчивать пространство сферами

все увеличивающегося радиуса, то заметим странную вещь.

Мы увидим, что поначалу с ростом размера сфер (радиусов)

будет расти площадь их поверхности и объем. Что естественно,

не правда ли? Но потом, после достижения некоего предела,

площадь сфер с ростом их радиусов самым странным

образом начнет падать! А объем продолжит расти! И, в конце

концов, при максимально возможном радиусе площадь поверхности

сферы станет нулевой. То есть вы будете включать

в сферы все больше и больше вещества, но при этом площади

поверхности сфер начнут становиться все меньше и меньше.

А их радиус и объем будут расти! Не поняли?..

 

Представить это себе легче опять-таки не в трехмерном

пространстве, а на двумерной поверхности шара. Допустим,

вы встали на Северном полюсе с большим циркулем и начали

вокруг себя вычерчивать окружности с растущим радиусом.

Метр. Два метра. Десять километров. Тысяча километров.

Десять тысяч километров... Длина этих окружностей

растет вместе с ростом радиуса, не так ли? Растет и их площадь.

Но после того как вы перевалите экватор, с ростом радиуса

длина окружностей начнет сокращаться. А площадь

круга (охватываемая территория) будет продолжать расти.

И когда вы доберетесь до Южного полюса, вы поставите на нем

точку, тем самым изобразив предельную окружность с нулевой

длиной и максимальным радиусом — от Северного

полюса до Южного. Ее радиус будет равен 20 тысячам километров,

а площадь равна площади всего земного шара.

 

Что мы видим? Точку, в которой заключен целый мир.

Ряд непростых физических вычислений показывает, что

замкнутая вселенная внешним наблюдателем может восприниматься

как объект очень малого размера и крохотной

массы (какая бы огромная масса ни была заключена внутри

вселенной). При этом любопытно, что если такая система

оказывается изначально электрически заряженной, то она

 


 

Глава 2. История с астрономией

 

не сможет стать полностью закрытой. Иными словами, в ней

можно «нарезать» все большие и большие сферы только

до определенного радиуса, за которым наступит предел, который

Марков называет «горловиной».

 

Куда ведет эта горловина? И что будет дальше, если мы

и за пределами горловины упрямо продолжим проводить

сферы все большего радиуса? А тогда с ростом радиуса площадь

сферы перестанет падать и вновь начнет расти. Из одной

вселенной мы переберемся в другую. При этом из новой вселенной

старая будет восприниматься как микроскопический

заряженный объект — например, электрон.

 

Представьте себе два соприкасающихся шара. Точка их

соприкосновения и есть горловина. Она же — элементарная

частица «в глазах» другого шара. То есть каждый шар «ощущает

» другой только точкой.

 

Эти частицы-горловины назвали фридмонами в память

о российско-советском физике Александре Фридмане, развившем

эйнштейновские идеи на базе предположения о нестационарной

Вселенной. (Поначалу, кстати, Эйнштейн с выводами

Фридмана не согласился, но потом признал свою

ошибку и правоту Фридмана.)

 

Марков пишет о фридмонах:

 

«Их метрика становится метрикой закрытого мира Фридмана

при заряде, стремящемся к нулю. Фридмон может включать

в себя целую вселенную, со всеми своеобразиями этих

ультрамакроскопических образований, но минимальное количество

материи, которая может образовать фридмон, — это

 

-5-6

 

около 10—10 грамма.

 

Не исключено, что подобные объекты могут возникать

не только из рассматриваемых фридмановских систем, возмущенных

присутствием электрического заряда. Любой другой

специфический заряд — источник любого векторного поля

(.-,.-,.-мезонные поля, и т. д.) — может быть виновником

возникновения такой почти закрытой системы с микроскопической

полной массой, микроскопическим конечным

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

специфическим зарядом и микроскопическими внешними

размерами.

 

Таким образом, в рамках обшей теории относительности

могут реализовываться системы с внешними микроскопическими

параметрами (массой, зарядом, размерами) и внутренней

структурой, которая представляется ультрамакроскопическим

миром. Поражает возможность существования...

автоматизма в образовании фридмонных ансамблей

тождественных частиц.

 

Если бы Господь Бог по своему произволу начал творить

вселенные с критической плотностью, вселенные, различные

по числу галактик, по уровню существующих цивилизаций,

по полному электрическому заряду, то через некоторое

время Творец увидел бы вместо различных вселенных

ансамбль тождественных микроскопических частиц — электростатических

фридмонов...

 

Таким образом, перед нами объекты микромира типа

элементарных частиц с удивительной внутренней макроскопической

структурой. Возникает вопрос: не являются ли все

так называемые элементарные частицы различными видами

фридмонов?..

 

Но, отождествляя элементарные частицы с фридмонными

системами, мы вступаем на путь гипотетических утверждений,

с которыми пока не можем сопоставить соответствующую

теорию элементарных частиц, хотя априори нельзя

утверждать, что подобная теория принципиально не может

быть построена. В случае успеха мы обладали бы в высшей

степени последовательной концепцией всего сущего».

 

И далее автор заключает:

«Хотелось бы подчеркнуть, что, анализируя возможность

существования таких объектов, мы не строили каких-то

специфических гипотез, а исследовали различные ситуации

в строгих рамках современной теории. Исследовали такие

ситуации, для которых характерна не нарочитая надуманность

 


 

Глава 2. История с астрономией

 

и исключительность, а, наоборот, автоматизм возникновения

и в данных условиях своего рода неизбежность...

 

С точки зрения изложенного выше не исключено, что

окружающий нас мир представляет собой некий фридмон

(вернее, фридмон в состоянии антиколлапса, в состоянии

так называемой " белой дыры"). Это значило бы возможность

существования " внешнего" по отношению к нашему фридмону

пространства, с которым наш мир связан через горловинную

сферу микроскопических размеров. Это значило

бы, что для наблюдателя в " том пространстве" в его экспериментах

наша Вселенная представляется объектом микроскопически

малой массы с микроскопически малыми размерами

».

 

...Оригинальная теория, спору нет. Но к чему был этот

 

экскурс в физику середины XX века н. э.? А к тому, что тот же

Анаксагор из V века до н. э. говорил: в каждой самой маленькой

частице материи «существуют города, населенные людь

 

 

ми, обработанные поля, и светят солнце, луна и другие звезды,

как у нас». Это он откуда узнал?

 

Ответ прост, и дал его Демокрит, который писал, что научные

воззрения Анаксагора не придуманы лично им, а заимствованы

у древних. Демокрит знал, что говорит! Его самого

считают родоначальником атомистической теории (то есть

теории о том, что все вещество состоит из атомов). При этом

известно, что Демокрит учился у египтян. А кроме Египта

он побывал в Индии и Вавилоне. И везде ума набирался...

Возможно, именно в Индии ему рассказали, что все сущее

состоит из мельчайших круглых частичек, которые, собираясь

в различных сочетаниях друг с другом, образуют разные

вещества. Люди смертны, но частицы эти вечны, после

смерти человека они могут собраться в новое существо...

А от египтян Демокрит узнал про истинное соотношение размеров

Солнца и Земли (что Солнце больше Земли, несмотря

 


 

Часть I. Эволюция с вопросами

 

на то что кажется маленьким) и про то, что Млечный Путь —

не просто блеклая размазанная полоса на небе, а скопление

гигантского количества звезд.

 

А вот Плутарху в Египте рассказали, что Луна составляет

1/72 долю от массы Земли. (Между прочим, европейцы

вычислили соотношение масс Земли и ее спутника только

в XVIII веке. Лаплас тогда показал, что Луна в 75 раз легче.)

 

В начале нашей эры, уже перед самым наступлением

христианства (на науку!), греки выдвинули идею о множественности

обитаемых миров. Задолго до Джордано Бруно.

Они даже придумали теорию «кипящих вселенных»: «Следует

полагать, что не только существуют одновременно многие

миры, но и до начала нашей Вселенной существовали

многие вселенные, а по окончании ее будут другие миры».

 

Греки действительно были очень умные. Но они стояли

на плечах гигантов. Это во-первых. А во-вторых, все высокие

достижения античности были забыты во времена средневекового

одичания. Но быстро возникли вновь после нескольких

столетий упадка и деградации — едва в них появилась

практическая нужда. Средневековье забыло, Средневековье

обрело...

 

И дальше мы видим уже сплошной неукротимый прогресс...

Который быстро повторяет то, что уже было раньше.

В XIII веке в Толедо открывается первая в Европе обсерватория.

Любопытно, что в обсерватории этой плечом к плечу

работали иудеи, мусульмане и христиане, и плодом их совместных

усилий пользовались потом две сотни лет... Появляется

целая плеяда гениев - Николай Кузанский, Джордано Бруно,

Коперник, Кеплер, Тихон Браге, Ньютон, Эйнштейн...

 

Ой, Галилея забыл!.. Галилей изобрел телескоп, если кто

запамятовал. Хотя за две тысячи лет до Галилея полированными

стеклянными линзами баловались в Древнем Вавилоне.

 

К XV веку для повышения точности астрономических

вычислений были рассчитаны новые тригонометрические

 


 

Глава 2. История с астрономией

 

таблицы - синусов и тангенсов. И если раньше затмения

(чита

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммерческое предложение на детские новогодние подарки. «Фабрика подарков «Конкорд-М» | Про миллион союзники молчат!
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.296 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал