Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Между теорией и практикой.
В научной работе и в практической деятельности действуют разные правила. Нам важно это хорошо понимать, когда, приступая к конкретной деятельности в сфере «резильенсности», мы пытаемся обобщить всевозможные факты и наблюдения. Представляем вашему вниманию эти правила в несколько утрированном виде. В действительности же, научная работа и практическая деятельность расположены где-то посередине.
2.2. Первый аспект: социальное окружение и безоговорочное признание ребенка Некоторые ученые и практические работники считают, что безоговорочное признание ребенка как личности является основным условием воспитания его " резильентности". Однако не следует думать, что, если ребенка безоговорочно принимают как личность, то все будет хорошо. У ребенка есть много других потребностей. Но это - основа основ. При этом нас по-прежнему волнует вопрос, на который пока нет ответа: что делать в исключительных случаях, когда ребенок потерял всякую способность ощущать привязанность к другому человеку?
Если ребенка безоговорочно принимают как личность, это совершенно не означает, что его поведение также одобряется. Напротив, если поведение ребенка безоговорочно одобряется, это часто свидетельствует о полном к нему равнодушии.
Что означает безоговорочно принимать ребенка таким, какой он есть? Проявлять к нему подлинный интерес, испытывать привязанность, быть человеком, к которому ребенок всегда может обратиться в случае необходимости... В конечном итоге, речь идет о настоящей любви к ребенку, в самом глубоком смысле этого слова. К сожалению, слово " любовь" часто употребляется только значении " чувства" или " сексуальные отношения". Однако, настоящая любовь - это тяжелая и в то же время увлекательная работа, которая состоит в овладении искусством безоговорочно принимать другого человека таким, какой он есть, делить с ним свою жизнь, постоянно открывать в нем что-то новое... Эти отношения не имеют ничего общего с теми условными и прагматичными связями, которые навязывает нам современное общество. Очень важно понимать, что отношения такого рода могут испортиться, но об этом мы поговорим в следующих главах. Один бывший беспризорник писал, ссылаясь на собственный опыт: " Если мне удалось выкарабкаться, то это только благодаря тому, что однажды я встретил человека, который в меня поверил. Это был педагог".
Бывают исключительные ситуации, когда роль " референтного" взрослого играет другой ребенок. Например, Анна Франк, о которой мы говорили выше, жила со своими родителями и любила их, особенно отца; впоследствии ее связывало очень глубокое чувство с одним молодым человеком. Но ее дневник был адресован вымышленной подруге, Кити, что является, по меньшей мере, непривычным способом чувствовать, что тебя принимают такой, какая ты есть! В начале дневника Анна Франк пишет вымышленной подруге о своей потребности чувствовать, что тебя принимают безоговорочно:
" Надеюсь, что я все смогу доверять тебе, как никому до сих пор не доверяла, надеюсь, что ты будешь для меня огромной поддержкой".
Обычно человеку легче почувствовать безоговорочное признание не в профессиональной среде, а в семье и среди друзей. Именно поэтому, в частности, неформальное социальное окружение имеет такое большое значение. Помимо этого, близкие и не очень близкие люди из неформального окружения ребенка часто первыми приходят ему на помощь, когда он сталкивается с различными проблемами. Это говорит о том, что в ходе профессионального вмешательства следует уделять большое внимание неформальным отношениям. Прежде чем задуматься над формами своего непосредственного воздействия на ситуацию, социальный работник должен попытаться выяснить, чем естественное окружение ребенка, его семья, его друзья, его община могут ему помочь.
Друзья, дальние и близкие родственники, а иногда преподаватели или представители местной общины могут быть теми взрослыми, которые безоговорочно принимают ребенка таким, какой он есть. В силу многих причин, общество прямо заинтересовано в том, чтобы неформальные социальные институты функционировали нормально. Если в семье все в порядке, она будет безоговорочно принимать своих членов такими, какие они есть. Отсюда огромное значение семьи, но также и резкие нападки в ее адрес со стороны многих лиц, имеющих негативный опыт семейной жизни.
По разным причинам многие семьи отказываются принимать своих членов такими, какие они есть. Вполне вероятно, что многие взрослые никогда не чувствовали, что их близкие принимали их такими, какие они есть, но это не помешало им построить нормальную жизнь. Исследования по " резильентности" свидетельствуют лишь о том, что дети, которые чувствуют, что их принимают такими, какие они есть, оказываются гораздо более стойкими, когда с ними случается беда. Это позволяет нам все-таки утверждать, что очень многие люди легче бы справлялись со своими проблемами, если бы они могли почувствовать, что, по меньшей мере, близкий друг принимает их такими, какие они есть (если этого нельзя сказать о членах его семьи).
Именно поэтому программы, направленные на укрепление института семьи и дружеских неформальных отношений, могут иметь очень большое значение. 2.3. Второй аспект: способность находить внутреннюю закономерность, цель и смысл жизни " Не хлебом единым жив человек". Очень мудрое изречение! Нам необходимо найти внутреннюю закономерность и смысл своей жизни, и эту потребность испытывают не только взрослые или интеллектуалы. Трудно определить, в чем состоит " смысл жизни". Возможно, мы можем сказать, что найти смысл своей жизни означает понять в глубине души, что любая жизнь содержит в себе положительное начало, несмотря на печальный личный опыт. Эта мысль может служить нам определенной точкой опоры. Искать и находить смысл жизни можно по-разному. Например, можно ставить перед собой скромные, достижимые цели и добиваться их осуществления, открывать для себя окружающий мир с его красотой и гармонией, посвятить себя служению людям или Богу...
Поиски смысла своего существования - очень важный аспект нашей жизни, но он не поддается чисто научному анализу. Поиски смысла жизни могут завести нас очень далеко, если мы дадим волю своему воображению, или, если мы станем жертвами искусного манипулирования. Чтобы этого не случилось, все поиски смысла должны основываться на реальности. Если они -лишь результат нашего воображения, столкновение с реальной действительностью окажется для них губительным.
Уверенность, что любая жизнь имеет смысл, может сыграть свою роль и в экстремальных ситуациях. Например, мы не можем объяснить с чисто утилитарной точки зрения интерес, который Мать Тереза проявляла к умирающим аборигенам. Однако если верить в то, что в каждой жизни есть нечто ценное, и значит эту жизнь нужно беречь и защищать, такой интерес становится понятным. Австрийский психотерапевт Виктор Франкл, переживший ужасы концентрационных лагерей, понял, насколько важно обрести смысл жизни. Впоследствии он построил свою психотерапию, называемую " логотерапия", именно на поисках смысла жизни.
Ученые открыли позитивную связь " резильентности" с верой в Бога, которая является своеобразной формой обретения смысла жизни. Этот пункт требует уточнения. К примеру, фундаменталистские религиозные течения могут построить некое подобие " резильентности", которое может рухнуть в тот момент, когда в жизни произойдут серьезные события. К тому же, если фундаменталистские религии могут защитить человека, сам фундаменталист может оказаться деструктивным элементом для тех, кто не разделяет его идеи. Например, многие секты прибегают к остракизму и насилию и смешивают нашу потребность в ориентирах с отсутствием сознательного выбора. По-моему, это противоречит настоящей религии.
Позвольте мне высказать здесь сугубо личное мнение: настоящая религия, в любой своей форме, должна быть глубоко реалистична. Настоящая религия не подразумевает ни отказ от своего " я", ни бегство от действительности. Напротив, религия должна помочь нам, в данной культурной среде, глубже проникнуть в суть явлений и даже, в какой-то степени, в суть явлений, недоступных для нашего понимания и не вписывающихся в наш сиюминутный житейский опыт. Мы можем найти источник " резильентности" в иудейско-христианской традиции. Например, в начальных главах Библии выражается основополагающая мысль о том, что созидание - это благо, даже, если впоследствии люди основательно исказили это понятие. В общем, если в созидании изначально содержится доброта и если религия помогает нам обнаруживать эту доброту на все более глубоких уровнях, то религия даст нам, возможно, больше сил и доверия, она сделает нас более деятельными и " резильентными".
Может быть, дневник Анны Франк отражает именно такую открытую и живую форму религии, не имеющую ничего общего с фундаментализмом, религии, которая помогла ей лучше понять реальность, и которая была ей, похоже, большой поддержкой.
Иногда, религия может оказывать непосредственное положительное воздействие на " резильентность" детей. Один мой знакомый из Азии, у которого было очень тяжелое детство, рассказывал мне, как сильно его личная связь с Богом помогла ему в то время. Сейчас он производит впечатление счастливого и состоявшегося человека. Его судьба достаточно типична. Тем не менее, она не может убедить настоящего скептика, который возразит, что мы не знаем, как бы развивался этот человек, если бы он не верил в Бога. Мы можем способствовать обретению смысла жизни различными способами, учитывая местную специфику и уровень развития ребенка. Во время игры ребенок может узнать, что в окружающем его мире царит не хаос, а определенный порядок. Очень полезным может оказаться приобщение к природе и к искусству. Можно попытаться стимулировать творческие способности ребенка в любой форме, не требуя от него создания шедевров. Иногда, занятия командными видами спорта, например, футболом позволяют ребенку ощутить себя членом единого коллектива, и это может дать очень хорошие результаты. Ребенок может найти смысл жизни в заботе о растениях, о животных или о других людях. Философия для детей (см. текст в рамке на стр.20) - это увлекательный метод, в основе которого лежит стремление повысить познавательные способности детей и привить им различные ценности. Очень интересный сам по себе, данный метод также может помочь найти смысл жизни и различными способами способствовать развитию " резильентности" детей. Наконец, некоторые дети откроют для себя всю ценность веры в Бога, основанную одновременно на своем собственном опыте и на Слове и примере взрослых верующих. 2.4. Третий аспект: приобретение различных навыков и умений Этот аспект включает в себя овладение всевозможными социальными навыками и умениями, в том числе и умением решать проблемы, а также некоторыми полезными практическими навыками. Перечень этих навыков бесконечен. Например, как налаживать контакты с другими людьми? Как управлять своими эмоциями? Как следует обращаться за помощью или просить объяснений? Как подступиться к решению проблемы и реализовать на практике старый постулат: " подумай прежде, чем действовать"? Как не терять самообладание, когда чувствуешь себя оскорбленным?... и так далее вплоть до приобретения профессиональных навыков... Философия для детей
Философия для детей имеет солидную теоретическую и практическую базу, но при этом она совершенно не носит элитарный характер. Наоборот, приверженцы этого метода много занимаются с обездоленными детьми. Философия для детей вызвала большой интерес в Соединенных Штатах и в других странах, таких как Австралия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Мексика, Филиппины, Испания, Тайвань и Зимбабве.
На занятиях в рамках Философии для детей формируется " исследовательское сообщество". Дети вместе читают, или слушают какую-нибудь историю, затем задают вопросы, которые у них вызвала эта история, обсуждают некоторые из них под руководством взрослого, прошедшего обучение в духе Философии для детей. Для занятий используются специально написанные истории, а весь процесс тщательно контролируется, что позволяет развивать мышление ребенка в таких областях, как логика, этика и филология. Занятия в рамках Философии для детей воспитывают в детях уважительное отношение и толерантность по отношению к другим людям. Таким образом, речь идет не об изучении философских систем, а о непосредственном воплощении в жизнь основ философии.
Положительное влияние этого метода на детей, в том числе и на обездоленных детей, не вызывает сомнений: дети, посещавшие занятия по " философии для детей", реже пропускают школьные занятия, отстающие ученики быстрее догоняют своих одноклассников, детям становится легче отвечать отказом на предложение попробовать наркотики. Одним словом, Философия для детей повышает познавательные способности ребенка, помогая ему тем самым строить свою жизнь даже в трудных условиях. Адрес: В США: Institute for the Advancement of Philosophy for Children (IAPC)Montclair State College, Upper Montclair, New Jersey 07043, USA, Telephone: (201) 655 4277 В России: Институт психологии Академии образовании РФ, Центр " Философия для детей " Российская Федерация, Москва, Шелепихинская наб., д. 2а Тел.: (+7-095)253-91-94 Овладение различными навыками имеет очень большое значение с практической точки 21 зрения. Но предлагая молодому человеку какое-либо обучение, нужно учитывать местные условия и культурные особенности. Например, если молодой человек осваивает определенную профессию, есть ли у него шансы найти работу? Этот вопрос следует рассматривать исходя из местных географических условий. Чем больше способность человека к передвижению, тем выше его шансы найти работу. Возможно, в городе, в котором он живет, столяры в ближайшее время не потребуются, но, может быть, в другом городе ситуация иная? Или возьмем другой пример. Принято ли в стране и в той культурной среде, в которой он живет, откровенно выражать свои мысли? Или, наоборот, в этой стране и в этой культурной среде такой способ выражения своих мыслей считается оскорблением? Должен ли молодой человек уметь по-разному выражать свои мысли? Каково понятие времени в той культурной среде, в которую он должен интегрироваться? Считаются ли здесь организованность и пунктуальность знаком уважения к другим? Или же знаком уважения к другим считается готовность принять неожиданного посетителя без предварительной договоренности?
Но одних умений и навыков недостаточно. Нужно еще, чтобы ребенок мог и хотел ими воспользоваться. Ребенок или подросток должен знать, что от его поведения зависит многое. Он должен понимать, что " контролирующий центр" находится в нем самом. Возьмем такой пример: беспризорный ребенок впервые был принят на работу. По ошибке администрации он не получил заработную плату одновременно с другими. Его первая спонтанная реакция была очень резкой, но, к счастью, молодой человек сумел справиться с собой: этому он научился в рамках проекта, в котором участвовал. Юноша смог решить проблему с администрацией и получить зарплату. Если бы он поддался своим эмоциям, он мог бы быть уволен. На занятиях по Философии для детей (см. текст в рамке на стр. 20) ребенок учится формулировать свои мысли, браться за решение различных проблем, думать прежде, чем говорить, рассматривать проблему в целом. Иными словами, он приобретает массу новых навыков.
Следует отметить, что некоторые навыки можно получить в повседневной жизни или во время обучения. Очень важно, чтобы дети имели возможность приобретать эти навыки дома, в школе или с друзьями. Это подразумевает, в частности, что:
мы должны предъявлять детям такие требования, которые они в состоянии выполнять; для этого им необходимо создавать соответствующие условия и оказывать всяческую поддержку;
дети должны иметь возможность участвовать во многих мероприятиях и брать на себя ту долю ответственности, которую они могут нести.
Очень заманчивой представляется мысль о том, что приобретение различных умений и навыков - это ключ к решению многих проблем. Если следовать этой логике, получается, что достаточно человека соответствующим образом обучить, и многие проблемы будут решены. Но человек не компьютер, который можно запрограммировать и перепрограммировать. Один уличный социальный работник очень хорошо написал об этом: обучение может оказаться совершенно бесполезным, если ребенок не принимается таким, какой он есть, и если он не видит никакого смысла в жизни: это те два аспекта, о которых мы говорили выше. Именно эти аспекты должны стать солидным фундаментом, на котором можно строить все остальное, в том числе и обучение каким-либо навыкам. Не следует рассматривать этот процесс только под аналитическим углом зрения. Иногда, особенно в сфере образования, мы можем переходить от одного этапа к другому постепенно, шаг за шагом, но в жизни, где все взаимосвязано, многое можно делать одновременно. Например, заботливый и внимательный преподаватель может в процессе обучения построить отношения с ребенком таким образом, чтобы тот почувствовал, что есть человек, которому он нужен, и что, следовательно, его жизнь имеет определенный смысл.
Возможно, именно в области образования мы найдем наибольшее количество необходимого педагогического и учебного материала. Но поскольку чудодейственного обучения вероятно не существует, мы должны всякий раз искать то, что будет эффективно в данной ситуации в отношении конкретного ребенка. 2.5. Четвертый аспект: чувство собственного достоинства Говоря о " резильентности", ученые и практики часто упоминают чувство собственного достоинства, тесно связанное с уже рассмотренными аспектами. Если безоговорочно принимать человека таким, какой он есть (что не означает одобрять его поведение), ему легче будет обрести чувство собственного достоинства. То же самое относится и к обретению смысла жизни: " если моя жизнь имеет смысл, значит не так уж она и плоха". Приобретение умений и навыков также способствует повышению самооценки, но при условии, что планка устанавливается не слишком высоко и не слишком низко. Тем не менее, следует выделить этот аспект для отдельного рассмотрения, так как чувство собственного достоинства (самоуважение) само по себе может быть исключительно важным элементом, и повседневная жизнь может очень легко его повысить или уничтожить. Например: суровая дисциплина, постоянные критические высказывания, постановка недостижимых целей, едкая ирония могут нанести сильный удар по чувству собственного достоинства. Напротив, заслуженная похвала, конструктивная критика, четко поставленные и достижимые цели могут, в конечном итоге, его повысить. Приведем три примера.
Первый пример: специалист, работающий с детьми, подвергшимися сексуальной эксплуатации, попытался выяснить, почему некоторые дети, испытывающие риск такой эксплуатации, не становятся его жертвами. Оказалось, что эти дети просто испытывают глубокое отвращение к сексуальной эксплуатации и к тому, что за ней кроется; это свидетельствует о том, что они, в какой-то степени, обладают чувством собственного достоинства. Основываясь на этом, мы можем в ходе профилактической работы попытаться найти способы повышения самооценки. Но повторим еще раз: то, что подходит в данном случае, может быть неприемлемым в другой ситуации.
Второй пример: Профессор Мэтью Липман из Мон-теклера (штат Нью-Джерси), основатель " Философии для детей" - многообещающего педагогического метода (см. текст в рамке на стр. 20), объясняет в фильме, снятом для ВВС, что обучение очень бедных детей умению мыслить, может повысить их самооценку. Часто, очень бедный ребенок не имеет ничего. У него могут отнять даже его кроватку или игрушку. Но когда у этого ребенка появляются свои мысли, он приобретает нечто, чем он может гордиться и что никто не может у него отнять.
Третий пример: уличный социальный работник объяснил нам, что он делает, когда ребята воруют. Он не ограничивается тем, что отчитывает их. Сначала он просит ребенка объяснить, как он это сделал. Ребенок проявляет, подчас, чудеса изобретательности! Только после этого педагог пытается постепенно направить изобретательность ребенка на достижение более конструктивных целей. Таким образом, он старается одновременно сохранить и чувство собственного достоинства ребенка и его изобретательность, делая их социально приемлемыми. Из этого можно сделать вывод о том, что: мы не обязаны одобрять поведение ребенка, но мы должны уважать его как личность; мы должны разглядеть в ребенке те качества, которые скрываются за его " ужасным" поведением; мы должны уважать и повышать чувство собственного достоинства ребенка в течение всего процесса работы.
Последний пример подтверждает также, что самоуважение тесно связано с другими аспектами, затронутыми выше. 2.6. Пятый аспект: чувство юмора В исследованиях, посвященных " резильентности", редко говорится о юморе. Тем не менее, практические работники, представляющие разные культуры, отмечают его большое значение.
Юмор - нечто гораздо более важное, чем просто умение шутить. Один мой друг, всегда веселый и счастливый, но много повидавший на своем веку, заметил мне как-то, что юмор может скрывать страдание. Относиться к жизни с юмором означает осознавать все несовершенство мира и неизбежность страданий, но с улыбкой принимать это, как данность. Если нельзя избежать страданий, то, по крайней мере, можно не дать им себя сломить. Юмор - это не просто способ убежать от суровой действительности: юмор помогает нам находить положительные моменты в этой действительности, что дает возможность легче переносить все невзгоды. Это свойство юмора может быть источником огромной силы и, следовательно, иметь прямую связь с " резильентностью". Чувство юмора может проявляться по-разному: от громкого смеха до улыбки, которую мы сохраняем в несчастье. Человек, умеющий посмеяться над самим собой, обретает свободу и большую внутреннюю силу.
Юмор тесно связан с той культурой, в которой он существует. Французский юмор очень отличается от английского, но и тот и другой могут вызвать улыбку и смех, если хорошо знать культурную среду, в которой этот юмор существует. Я никогда не слышал о культуре, лишенной юмора в той или иной форме, и дети, похоже, обладают чувством юмора с самого раннего возраста, что выражается просто улыбкой и смехом. Затем, с возрастом и с опытом, чувство юмора может иногда приобретать очень изощренные формы.
Мы можем выделить несколько составляющих юмора: это и сознательное согласие с несовершенством мира и с неизбежностью неудач, и понимание того, что все в этой жизни относительно, и парадоксальное мышление, и уверенность, что все будет хорошо, даже когда все плохо, и игра, и дух творчества, и воображение... - вот далеко не полный перечень слагаемых юмора. История лысого бородача, который утверждал, что ему просто удалось заставить волосы расти в обратном направлении, лучшее тому подтверждение.
Мы не можем " обучить" людей юмору, но, возможно, мы можем создать, в рамках какого-либо проекта, в какой-нибудь семье или даже школе, атмосферу, в которой юмор мог бы возникнуть и развиться. Мы должны искать такие игры и занятия, которые стимулируют развитие чувства юмора.
Чувство юмора тесно связано и с другими рассмотренными выше аспектами. Например, Фрод Собстад, специалист по развитию чувства юмора у детей (Колледж им. Королевы Мод Трондхейм, Норвегия), объяснил мне, какое большое значение для естественного развития чувства юмора имеет доверительная атмосфера (см. первый аспект, рассмотренный выше). Может быть, чувство юмора разовьется и при отсутствии такой атмосферы, но оно может стать очень агрессивным. В своем отчете о детских садах, представленном в Министерство ФАКТОРЫ " РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ": СИНТЕЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Изучив результаты многочисленных научных исследований (см. раздел " Советуем прочитать"), профессор Лозель из Университета Нюрнберга-Эрлангена, Германия, выявил десять личных и социальных факторов, стимулирующих " резильентность". Перечень этих факторов немного отличается от списка, приведенного выше, потому что он основывается на других критериях. Но оба списка ни в коей мере не противоречат друг другу. 1. Тесная и прочная эмоциональная близость, по меньшей мере, с одним из родителей или родственников. 2. Социальная поддержка в семье и вне семьи. 3. Открытая воспитательная среда, позитивная в эмоциональном плане, которая направляет ребенка на соблюдение определенных норм. 4. Социальные модели, способствующие выработке способности преодолевать трудности. 5. Разумный баланс между социальной ответственностью и требованиями нашего общества с его культом успеха. 6. Познавательные способности. 7. Черты характера, позволяющие эффективно преодолевать трудности. 8. Имеющийся личный опыт эффективного решения проблем, вселяющий уверенность в собственных силах и повышающий самооценку. 9. Попытка активно противостоять факторам стресса. 10. Поиски логики, порядка и смысла в собственном развитии. семьи и детства, господин Собстад привлек внимание норвежских властей к необходимости воспитания чувства юмора у детей, начиная с детского сада.
Следующий пример показывает нам, как можно использовать юмор. Одна монахиня, которая занимается детьми, работающими слугами в Индии, объяснила мне, каким образом чувство юмора помогало этим детям сохранить минимум самоуважения. На слуг оказывалось огромное давление для того, чтобы они забытли о своем происхождении и отказались от своих ценностей в пользу мелкобуржуазных ценностей: дети защищались от этого, высмеивая те самые ценности, которые им навязывались. Это уже крайняя форма юмора, граничащая с его опасным извращением: ирония, насмешка, цинизм могут " убить"! Сарказм и насмешка могут быть очень опасными не только для объекта часмешек, но, в конечном итоге, и для человека, который к ним прибегает: пытаясь защититься от реальности с помощью насмешек, он оказывается в изоляции, потому что люди начинают его сторониться. Чувство юмора также связано с другими рассмотренными нами аспектами.
Недаром угнетенные народы развивают в себе необыкновенное чувство юмора, ведь оно позволяет им смеяться над угнетателями. Так было при различных диктаторских режимах, как левого, так и правого толка, например, в Латинской Америке или в Восточной Европе. Это не оправдывает угнетателя, но показывает, каким образом юмор может помочь примириться с суровой реальностью, не позволяя себе при этом падать духом.
Христиане вспомнят, наверное, слова Христа, сказанные им в Нагорной проповеди в Евангелии от Луки: " Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь! " (Лука 6, 21), что прекрасно выражает суть настоящего юмора. К сожалению, создается впечатление, что многие христиане помнят только версию, которую дает Евангелие от Матфея: " Ибо они утешатся". Христиане могут увидеть в юморе прямую связь с распятием и воскресением Христа. Помимо своей исторической реальности это событие свидетельствует о том, что жизнь каждого человека находится в руках Господа: зло (раны распятого Христа) оборачивается добром и знаменует собой начало новой и неожиданной жизни. Мы до сих пор не знаем, почему смех и юмор вызывали такое недоверие в христианской традиции, особенно в уставе Святого Бенедикта. К счастью, сам юмор отличается, если можно так сказать, " резильентностью", и многие монахи - это веселые люди, умеющие смеяться от души и не думающие неукоснительно следовать указаниям своего " шефа" на этот счет.
Мы можем понять, что кто-то боится, что поверхностное понимание юмора может привести к пустому веселью, не позволяющему проникнуть в суть вешей. Это вызывает в памяти знаменитую фразу Нейла Постмана: " Мы умираем от смеха". Но это не должно нас заставить не замечать добродетелей юмора, подобных Богу, улыбающемуся нам сквозь слезы. В конечном итоге, юмор - это слишком серьезная тема, чтобы можно было им пренебрегать в жизни детей! " РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ" В ВОПРОСАХ
NB: Во многих вопросах слово " ребенок" может быть заменено словами " семья" или " местное сообщество, община". • Имеет ли ребенок особенно тесные взаимоотношения с друзьями, с членами своей семьи или с другими людьми? Если да, то чем каждый из них может ему помочь? Если нет, то кто из окружения ребенка, мог бы дать ему ощущение стабильности и тепла и принимать его таким, какой он есть? • В чем ребенок видит смысл своей жизни? Чем он любит заниматься в свободное время? Есть ли у него планы на ближайшее или отдаленное будущее? Воспринимает ли ребенок музыку или другой вид искусства как развлечение или как занятие? Если да, то, что это ему дает? Верит ли ребенок в бога? Если да, является ли для него вера поддержкой или нет? Почему? Любит ли ребенок помогать другим? • К чему ребенок проявляет особые способности? Можно ли их развивать? Что нужно делать для этого? Должен ли ребенок приобрести определенные навыки и умения? • Какие положительные качества мы можем обнаружить у этого ребенка? Осознает ли ребенок, что он обладает этими качествами? Как их развивать? Как они могут помочь ребенку или другим людям? Владеет ли ребенок навыками, которыми он редко пользуется и которые выражаются в плохом поведении? Могут ли эти навыки быть использованы в более конструктивном направлении? • Вызывает ли что-либо особое веселье ребенка? Что ребенок ценит больше всего? Что вызывает у него смех? Свойственна ли ему ирония или у него менее язвительное чувство юмора? В какие игры мы можем играть с ребенком, чтобы привить ему умение рассматривать ситуацию с разных точек зрения? (например, очень простая игра в прятки с совсем маленькими детьми*). • Что является проблемой для ребенка? Является ли это проблемой и для взрослых? Как ребенок решает свою проблему? Можем ли мы извлечь из этого какую-либо пользу? Может ли какое-либо вмешательство помешать проявлению его способности решать свои проблемы? • Есть ли вокружении ребенка дети, испытывающие аналогичные трудности, но преодолевающие их гораздо легче? Можем ли мы использовать что-то из их опыта, что было бы применимо к детям, которые не справляются с трудностями также легко? • Является ли для меня ребенок случаем, который нужно рассмотреть? Или он остается для меня личностью? Действительно ли я хорошо знаю этого ребенка? Действительно ли я знаю, каков его потенциал?
• Если бы я был экспертом, на чем бы я основывал свою " экспертизу? " Применимо ли это к ситуации, которую я сейчас разбираю? Каким образом? Чему могут меня научить дети и взрослые, с которыми я сейчас работаю?
" РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ" В БОЛЕЕ ШИРОКОМ АСПЕКТЕ
3.1. Несколько уточнений по поводу " резильентности" Мы говорили о различных аспектах, в которых мы можем найти " кирпичики" для построения " резильентности". А теперь необходимо сделать некоторые уточнения и предостережения по поводу использования " резильентности".
В христианской мифологии дьявол - это падший ангел. Этот образ отражает не только физическую реальность, но и глубокую правду жизни. То же самое относится и к " резильентности". Все аспекты, связанные с " резильентностью" и представленные выше, имеют обратную сторону. Вот несколько примеров:
Часто случается, что дети подвергаются жестокому обращению именно со стороны близких взрослых; Религия, не уважающая человеческое сознание, может перерасти в сектантство и даже насилие; Социальные навыки могут быть использованы со злым умыслом для манипулирования другими людьми; Чувство собственного достоинства может обернуться надменностью (высокомерием); Юмор может перерасти в иронию и сарказм.
Нам следует всегда помнить о существовании такой опасности и быть очень осторожными, но это не должно помешать нам использовать " строительные элементы" " резильентности" в различных областях. Вполне возможно, что Вы откроете другие элементы и " кирпичики" резильентности, помимо тех, что представлены в настоящей работе. Например, некоторые считают, что ребенок должен иметь в своей жизни образцы для подражания, т.е. людей, которые могут многому его научить вне и помимо школы. Некоторые уличные социальные работники, живущие в больших городах, утверждают, что беспризорным детям очень важно иметь возможность приобщаться к природе, больше узнавать о ней. Вероятно, существуют еще много разных возможностей.
Во всех приведенных аспектах " резильентность" развивается, благодаря взаимодействию человека со своим окружением. " Резильентность" не является только продуктом окружающей среды или только врожденным качеством. Наличие врожденных качеств и влияние окружения можно разделить лишь условно, потому что оба эти аспекта необходимы друг другу для собственного развития.
Если принять во внимание постоянную связь человека со своей средой, становится очевидным, что " резильентность" не может быть ни абсолютной, ни постоянной. Дети никогда не будут абсолютно " резильентными" и неуязвимыми. Самый сильный ребенок будет переживать подъемы и спады и может " сломаться" перед лицом очень серьезной опасности. Да, мы должны воспитывать и стимулировать " резильентность", но только в данном культурном контексте. " Резильентность" может стимулировать выработку новых методов работы в области воспитания, социальной политики и социальной защиты. Подход, основанный на " резильентности", может влиять на определение социальной политики, но никогда не сможет ее заменить. Следует отметить, что уязвимость имеет также и положительные стороны: самые близкие отношения между двумя существами часто основываются, помимо любви, на взаимном признании уязвимости каждого, на взаимном уважении этой уязвимости и на взаимном осознании этого уважения. Как ребенок мог бы почувствовать, что его принимают таким, какой он есть, если бы он был совершенно неуязвимым?
Наконец, " резильентность" всегда развивается в конкретной культурной среде. Об этом следует всегда помнить, иначе ситуация может даже ухудшиться. Но это очень трудная, если не сказать невыполнимая задача, потому что, вопреки нашим лучшим намерениям, нам очень трудно воспринимать другую культуру и новую ситуацию, абстрагируясь от традиций и понятий собственной культуры, усвоенных благодаря нашему воспитанию и нашему опыту. Иногда случается - и даже чаще, чем мы можем себе это представить - что человек, полностью осознающий существование " межкультурных различий ", потому что он их изучал, не может выявить их на практике. Мы можем только попытаться сделать все от нас зависящее, чтобы осознать существование своих культурных корней, которые делают нас людьми и которые влияют на наше восприятие вещей, где бы мы ни были: в другой стране, на другом континенте или в малознакомом квартале. 3.2. " Резильентность" и социальная политика Некоторые специалисты высказывает опасение что, если уделять слишком большое внимание воспитанию " резильентности", можно нанести ущерб политике защиты детства. Это опасение не имеет под собой никаких оснований, потому что сама " резильентность" требует укрепления, и нам всегда будут необходимы службы, специализирующиеся на защите детей, находящихся в опасности. Подход, основанный на " резильентности", может только способствовать смещению акцентов в работе тех, кто занят в сфере воспитания детей, или подсказать иные способы работы с ними. Но для того, чтобы лучше понять место " резильентности" ребенка в политике защиты детства, нам нужно рассматривать общество в более широком смысле. Несколько лет назад, один социальный работник из Бруклина сказал мне во время частного разговора, что Запад все чаще прибегает к услугам специализированных служб и постоянно увеличивает их число, нарушая тем самым нормальное функционирование общества. Делается это не только потому, что семья, школа и община сталкиваются с большими трудностями; в конечном итоге трудности были и будут всегда. Но неформальное социальное окружение ребенка испытывает все большие затруднения, когда возникает необходимость решать свои проблемы или необходимость жить с неразрешимыми проблемами. Мы все чаще перекладываем решение своих проблем на специализированные службы. Это связано не только с тем, что мы пытаемся улучшить качество своей жизни, но и с тем, что неформальные социальные институты разрушаются, и им больше не удается решать повседневные проблемы. Можем ли мы попытаться усовершенствовать функционирование естественных социальных институтов в наших обществах?
Это необходимо сделать как можно скорее, потому что мы экспортируем свои модели общества в развивающиеся страны. Я помню, как - за много лет до появления СПИДа - социальные работники из Замбии говорили о том, что они были вынуждены создавать службу усыновления, неведомую ранее в их обществе, потому что разрушение сферы неформальных отношений с ее духом солидарности, явилось отдаленным последствием так называемого развития.
Даже если кто-то не разделяет эти идеи, вопрос остается открытым: что мы можем сделать для лучшего функционирования школы, семьи, местных общин, составляющих естественную социальную среду? Что мы можем сделать для того, чтобы эти социальные институты лучше справлялись со своими проблемам, или, в случае необходимости, учились бы жить со своими проблемами? Можно действовать двумя способами:
Первое: совершенствовать изнутри функционирование социальной среды, включающей в себя школу, семью и местное сообщество; в данном случае, установка на " резильентность" ребенка может принести пользу.
Второе: создать для общества некую структуру, которая облегчит функционирование данной социальной среды. Для этого должны быть приняты соответствующие меры в различных областях: законодательство, жилищная и экономическая политика...
Оба этих подхода ни в коей мере не исключают друг друга, даже, если некоторые политические идеологии, как правого, так и левого толка, считают, что они несовместимы. Я надеюсь, что придет день, когда эти идеологии останутся в прошлом.
Оба подхода - необходимы. Если мне ближе первый подход, то это потому, что объектом данной брошюры является " резильентность", особенно " резильентность" ребенка. Это ограничение в моей работе никак не говорит о каком-то политическом приоритете, а объясняется лишь сутью изучаемой темы и моим собственным опытом. 3.3. " Резильентность" и воскресение: взгляд христианина Эта глава отражает взгляд христианина на " резильентность". Существуют и другие религиозные, трансцендентальные и даже христианские мнения, но я ограничусь здесь именно этим, потому что оно одновременно очень близко " резильентности" и христианской вере и потому что мы в БИСЕ подходим к нашей работе с христианской точки зрения.
Поиски рая или идеального мира всегда были свойственны человечеству, особенно западному обществу, даже, если оно это не сознавало. Эти поиски оказывают влияние на многие сферы жизни - от рекламного бизнеса и политики до индустрии развлечений, системы социальной защиты и даже частной жизнь. Даже те, кто читают Библию, не согласны с мыслью о потерянном рае, недостижимом на земле, высказанной в Библии, в книге Бытия. Тем не менее, я думаю, что в первых главах Бытия представлены, правда, в особых литературных формах, некоторые основы жизни и человеческого опыта. Поколения, сменяющие друг друга, прекрасно понимают, что рай на земле остается недостижимым идеалом.
В лучшем случае, рай на земле - это иллюзия, которая приносит кратковременное утешение, а в худшем - цель, которая только кажется достижимой, а на самом деле таит в себе коварную ловушку. Те, кто попадаются в эту ловушку, встают на более короткий и иллюзорный путь достижения " рая на земле" при помощи наркотиков или даже силы. Бесчисленные злодеяния были совершены диктаторами, как левого, так и правого толка, обещавшими добиться рая на земле или радикально решить все наши проблемы.
Все коварство этой ловушки состоит в том, что в свете этого райского идеала все перенесенные нами страдания и лишения кажутся напрасными, и их тщетность только увеличивается с течением времени.
Иисус пришел на землю не для того, чтобы помочь нам найти рай на земле. Тем не менее, его роль часто сводится именно к этому. Послание Христа совсем иное. Он показал нам, что не нужно стремиться вернуться к той жизни, какой она была до того, как нас постигло несчастье. Иисус освободил нас из этой коварной ловушки, указывая другой путь: наша разрушенная жизнь и перенесенные страдания могут трансформироваться в жизнь новую и неожиданную. Это перерождение может произойти здесь и сейчас. Иисус показал, - именно в это верят христиане - что этот процесс продолжится вне времени и пространства, за гранью смерти, за гранью наших естественных возможностей. Иисус показал нам, что в конечном итоге и вопреки всему, жизнь - сильнее смерти, что наши страдания (раны) могут переродиться в новую жизнь, что надежда действительно неотделима от нашей жизни. Эта мысль не оправдывает и не превозносит страдания, но она может уменьшить отчаяние от сознания того, что все раны, полученные нами, кажутся напрасными.
Образ Фомы, встретившего Христа после воскресения, является наилучшей тому иллюстрацией: раны, нанесенные Иисусу, никуда не исчезли, но они светятся новой и неожиданной жизнью.
Отсвет этого потрясающего свершения Христа озаряет прожитый нами жизненный путь, как если бы наша жизнь хранила отпечатки того, что Иисус раскрыл во всей полноте. Но я вполне допускаю, что отпечатки не являются неопровержимыми доказательствами.
" Резильентность" несомненно, является одним из таких отпечатков. " Резильентность" - часть жизненного опыта многих людей, который свидетельствует об их жизненной стойкости и положительном развитии в условиях, когда они переживали большие лишения. В этом смысле, " резильентность" является, может быть, самым сильным естественным предчувствием послания Христа, предчувствием распятия и воскресения. Иисус вывел этот опыт за грань наших естественных возможностей, за грань смерти.
Я думаю, что христианское видение мира не устанавливает четкой границы между жизнью до и после смерти. Обе жизни являются частью постоянного процесса творчества и постепенного перерождения зла в добро, процесса, который приобретает иной аспект после смерти. Христианский долг - это долг перед жизнью во всей ее полноте, до и после смерти, без противопоставления земной и потусторонней жизни. Как показывает история христианской духовности, достичь такого равновесия очень трудно. Всегда существует соблазн отдать приоритет одной или другой жизни: жизнь до смерти считается более или менее важной, чем жизнь после смерти. Но христианин призывается быть выше этого противопоставления. В христианском видении жизни нет противоречия между абсолютным долгом перед жизнью здесь и сейчас и большой надеждой на будущее. Это две стороны одной медали жизни.
3.4. Каким образом подход, основанный на " резильентности", может быть источником вдохновения?
Подход, основанный на " резильентности", может вдохновить нас на выработку новых подходов к нашей работе, но мы должны сами определить, каким образом мы хотим и можем его использовать. " Резильентность" не является ни волшебной палочкой, ни книгой кулинарных рецептов, ни технологией. Она оченьдалека от " социальной инженерии". " Резильентность" является, скорее, источником вдохновения в работе и в жизни, ориентиром, который позволит нам пересмотреть наш прошлый опыт и вынести из него какие-то уроки. Ниже мы рассмотрим, каким образом " резильентность" может вдохновить нас на смену ориентиров в работе.
Подход, основанный на " резильентности", может дать нам реалистичную надежду, потому что, не отрицая наличия проблем, он концентрирует наше внимание на тех силах, которые мы можем " эксплуатировать". Настоящая надежда - это не бегство от реальности: она открывает нам глаза на конструктивный, но еще дремлющий потенциал. Это относится как к отдельному человеку, так и к семье, местным общинам и к целым народам.
" Резильентность" помогает нам избавиться: от отчаяния, являющегося ничем иным, как реализмом без надежды3 от цинизма, который не позволяет нам замечать положительные аспекты реальности от нереалистичных иллюзий.
Отчаяние и цинизм особенно часто выдаются за " реализм". На самом деле, оба эти понятия оторваны от реальности и лишены здравого смысла, потому что они дают только неполную и усеченную картину реального мира.
Подход, основанный на " резильентности", рассматривает жизнь не как нечто предопределенное, а как эволюционный процесс, предполагающий различные пути решения проблем, что способствует появлению " реалистичной надежды". Например, не вызывает никаких сомнений тот факт, что первые годы жизни ребенка имеют большое значение для его развития; при этом, исследования и эксперименты, проводимые в рамках изучения " резильентности", показывают, что большое количество детей, социальные потребности которых не были удовлетворены в раннем возрасте, могут тем не менее прекрасно преодолевать трудности и нормально развиваться, особенно в конце подросткового возраста или при вступлении во взрослую жизнь, при условии, естественно, что им будет дан такой шанс.
Для того, чтобы планировать, осуществлять и оценивать свою работу можно рассматривать те аспекты, в которых мы сможем развивать " резильентность". Пять аспектов, представленных в этой брошюре, могут помочь Вам приступить к такой работе, но они ни в коем случае не являются скрижалями закона. В каких аспектах мы можем развивать " резильентность"? Принимаем ли мы их во внимание? Этот вопрос подробно изучался в начале брошюры, и каждый из нас должен себе его задавать в различных ситуациях.
" Во французском языке слово desespoir (в переводе - отчаяние) буквально означает " без надежды" - прим. переводчика " Резильентность" напоминает нам о важности любви в самом глубоком смысле этого слова. Детям, как и взрослым, необходимо быть любимыми. Это - старая истина. Слово любить означает здесь: безоговорочно принимать человека таким, какой он есть, несмотря на его поведение и те черты характера, которые мы, может быть, не одобряем; это гораздо больше, чем просто восхищение. Иными словами, любить - это позволить кому-то другому надолго и глубоко войти в свою жизнь. Это гораздо более широкое понятие, чем просто чувства и сексуальные отношения, к которым часто сводится любовь в западных обществах. Это более широкое понятие включает в себя также ум и волю, терпение и выносливость, эмпатию и живой интерес к другим, способность прощать и быть прощенным, чувство дистанции и близости, способность жить с сознанием неизбежности неудач и несовершенства мира. Такая любовь требует, может быть, некоторых усилий, но она не элитарна и, конечно, гораздо более реалистична и достижима, чем страстная влюбленность с ее идеализацией партнера. " Резильентность" постоянно напоминает нам о значении этой глубокой любви.
Подход, основанный на" резильентности", предполагает тщательное изучение потенциала семьи, друзей, местной общины, составляющих сферу неформальных отношений. Существуют ли такие отношения в той или иной форме? Могут ли они принести пользу? Какие решения предлагают члены семьи или представители местной общины, или друзья? Даже если их решения отличаются от наших, могут ли они оказаться эффективными? Как установить неформальные связи, если они отсутствуют? Как добиться того, чтобы профессионалы не " забрали все в свои руки", а работали в сотрудничестве с волонтерами из неформального окружения? Каким образом профессиональное вмешательство может способствовать восстановлению и/или стимулированию нормального функционирования неформальных социальных институтов в обыденной жизни? Подход, основанный на " резильентности", предлагает не только изучать сложные случаи, но и учиться у тех, кто не испытывает явных проблем, находясь в аналогичной ситуации. Предположим, я работаю с " трудным" ребенком, живущим в семье алкоголика. Я должен себя спросить, знаю ли я другого ребенка, который добился успеха, несмотря на то, что его отец тоже алкоголик? Чему этот ребенок может меня научить?
Подход, основанный на " резильентности", говорит о том, что мы не должны видеть в человеке только его проблему и рассматривать его только как " случай". Как выявить и повысить потенциал ребенка? Могут ли внутренние ресурсы ребенка помочь мне найти решение? Определить скрытые возможности ребенка бывает иногда очень трудно, хотя бы потому, что мы имеем дело с " дремлющим" потенциалом. Это сложно еще и потому что нам стоит большого труда освободиться из-под власти привычных для нас представлений, характерных для нашей культуры.
Подход, основанный на " резильентности", показывает нам, что иногда, еще до начала профессионального вмешательства, имеет смысл узнать, каким образом люди сами пытаются решать свои проблемы. Может быть, эти решения не всегда соответствуют общепринятым нормам, но они часто определяются конкретными обстоятельствами. Прежде чем пытаться изменить ситуацию, мы должны внимательно изучить эти решения, чтобы понять, каким образом мы можем их использовать. Например, перед тем как приступить к работе, один социальный работник из Индии попытался выяснить, с какими проблемами сталкиваются беспризорные дети из его общины, а также то, каким образом они их решают.
В основе всех рассмотренных аспектов лежит мысль об ответственности, и в этом отличие данного подхода от некоторых традиционных политических идеологий. " Резильентность", похоже, свидетельствует о том, что многие люди и группы общества вполне осознают меру своей ответственности. Мы не можем считать, что только общество или только человек несет ответственность за все происходящее в жизни. Наша жизнь - это эволюционный процесс, в котором мы можем играть определенную роль даже, если, иногда, эта роль имеет ограниченный характер. Даже дети не являются простыми объектами воспитания или вмешательства. С самого раннего возраста они несут свою долю ответственности в зависимости от стадии своего развития. Поскольку " резильентность" развивается во взаимодействии человека со своей средой, мы несем ответственность и за себя и за других. Обычно, речь идет о разделенной ответственности. Никто не должен нести на себе бремя мира, но все мы призваны нести хотя бы его часть вместе с другими.
Подход, основанный на " резильентности", напоминает нам о том, что жесткие ограничения и правила являются неотъемлемой частью жизни. Ум и умение жить проявляются именно в том, каким образом нам удается извлечь из этого наибольшую пользу. Рискну даже высказать парадоксальную мысль: мы будем жить полной жизнью лишь тогда, когда мы сможем спокойно мириться с неизбежными ограничениями, которые выдвигает жизнь, и когда мы будем в состоянии делать свой выбор. В этом смысле, очень распространенная : мысль о том, что в идеале нужно развивать все потенциальные способности ребенка, противоречива сама по себе.
То, как ребенок учится говорить, очень хорошо подтверждает противоречивость этой мысли. Сначала ребенок может издавать любые звуки: это его лингвистический потенциал, необходимый для усвоения всех языков человечества. Только выбирая и исключая б? льшую часть этих звуков, ребенок может выучить родной язык и, может быть, другие языки. Если бы ребенок стремился сохранить весь свой лингвистический потенциал, он никогда бы не выучил ни один язык и продолжал бы издавать нечленораздельные звуки.
Этот аспект " резильентности" противоречит некоторым современным тенденциям, таким, как тайное стремление к совершенству и к " райской жизни".
Стремлением к совершенству проникнута всепроникающая реклама, а также многие политические идеалы. В лучшем случае, стремление к совершенству ведет к разочарованию, а в худшем, к " бегству от жизни" и к употреблению наркотиков. Признавая существование определенных ограничений, " резильентность" позволяет, парадоксальным образом, добиться реального улучшения ситуации.
" Резильентность" предлагает нам по-новому взглянуть на свое здоровье. В соответствии со всем вышеизложенным, подход, основанный на " резильентности", предполагает, что здоровье - не есть идеальное состояние и отсутствие каких-либо проблем или нарушений. " Резильентность" предлагает рассматривать здоровье, как способность либо решать свои проблемы, либо находить конструктивные способы жить с неразрешимыми проблемами. Как и " резильентность", эта способность развивается благодаря взаимодействию человека со своей средой. В этом смысле, понятие здоровья, также, как и понятие инвалидности, меняется по мере возрастания или уменьшения трудностей. Например, парализованному ребенку легче будет передвигаться в инвалидном кресле, чем без него, и он будет еще более мобилен, если здания будут оборудованы специальными пандусами.
Вот такими различными способами подход, основанный на " резильентности", может вдохновить нас даже на нечто большее, чем просто развитие " резильентности". Может быть, на этом пути Вы откроете для себя и иные источники вдохновения. " Резильентность" в БИСЕ
Понятие " резильентности" было представлено БИСЕ Отделом Научных Исследований и Развития. Задачей этого отдела является поиск перспективных научных и практических идей и их внедрение в жизнь. Таким образом, основная работа отдела начинается после завершения научных исследований. Разработка темы " резильентность" в БИСЕ началась со знакомства со статьей Эмми Вернера (Emmy Werner) о " резильентности", напечатанной в апрельском номере журнала Scientific American за 1989 год (см. раздел " Советуем прочитать"). С тех пор, изучение этой темы в БИСЕ постоянно расширяется и углубляется благодаря регулярным консультациям с экспертами и практическими работниками, а также благодаря чтению научных трудов. Было дано свое определение " резильентности", основанное на результатах научной и практической деятельности. Постепенно подход, основанный на " резильентности", был опробован на практике, например, при реализации программы помощи БИСЕ беженцам. Представителям других организаций давалась возможность также познакомиться сданным подходом.
Профессор Лозель (Университет Нюрнберга-Эрлангена, Германия) был приглашен для выступления со своим докладом о " резильентности" перед Генеральной Ассамблеей БИСЕ, состоявшейся 26 ноября 1992 года. После обсуждения этой темы, Генеральная Ассамблея БИСЕ одобрила ее в качестве рабочей.
Осенью 1993 года секретариат БИСЕ, расположенный в Нью-Йорке, организовал в этом городе коллоквиум на тему: " Резильентность" ребенка и семьи". В тот момент, когда я ре дактировал эту брошюру и в соответствии с решениями этого коллоквиума, Нью-Йоркский секретариат изучал возможность реализации в Соединенных Штатах пилотных проектов по " резильентности" ребенка. Один из номеров журнала " Дети мира" (Enfance dans le Monde), фигурирующий в разделе " Советуем прочитать", приводит наиболее важные выступления, сделанные на этом семинаре.
Представители БИСЕ неоднократно выступали с докладами о " резильентности" на семинарах и конференциях, организованных как БИСЕ, так и другими организациями в Европе и в других странах. Эти выступления часто выливались в оживленные дискуссии с практическими работниками, что способствовало более глубокому пониманию " резильентности" сотрудниками БИСЕ.
Подход, основанный на " резильентности", придает внутреннюю логику разнообразным программам БИСЕ в соответствии со смыслом существования этой организации. Работа, которую нам необходимо сделать, рассчитана на долгие годы. Речь идет о долгосрочной работе, целью которой часто является профилактика. Эта работа дополняет более заметную деятельность других организаций, оказывающих неотложную помощь в чрезвычайных ситуациях. Такая долгосрочная работа необходима. Иначе, каким образом мы сможем предотвращать другие чрезвычайные ситуации?
" КАЗИТА": " РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ" НА ПРАКТИКЕ
4.1. Практическое применение " резильентности" Вот мы и подошли к концу пути, который должен был помочь нам лучше понять, что такое " резильентность": мы познакомились как с научными исследованиями, так и с результатами практической работы. Нужно только помнить о том, что, если мы лучше поняли этот феномен, это не означает, что мы теперь автоматически сможем лучше применять и воспитывать " резильентность". Хотя понятия " понимание" и " применение" взаимосвязаны, они частично следуют разным стратегиям. Например, некоторые учебники по пилотажу объясняют, как устроен самолет, но они не объясняют, как привести в действие механизмы самолета. Это отличие, на которое мы иногда не обращаем внимания, имеет принципиальное значение для применения полученных знаний. Точно также люди в течение долгого времени успешно использовали аспирин, не понимая точно, каким образом он воздействует на организм. В обыденной жизни мы часто должны принимать решения и что-то создавать, имея ограниченные знания о самих явлениях. Так и с " резильентностью". Практические работники часто ее использовали, не зная, как назвать этот феномен, и не имея также систематичных знаний о нем. Авторы большинства научных исследований стремятся только проникнуть в суть " резильентности", как будто речь идет о механизме, который нужно привести в действие и возрастающее число переменных величин которого, предполагает наличие все более сложных связей.
Чтобы объединить теорию с практикой, мы предлагаем изобразить научные и иные знания о " резильентности" в виде своеобразного " конструктора", похожего на детскую игру. Эта игра дает нам серию элементов, позволяющих создавать почти бесконечное число конструкций.
В реальной действительности " резильентность" может создаваться и разрушаться различными способами. Мы можем пытаться создавать и сохранять " резильентность", используя различные методы. Здесь не существует единственного решения или единственного способа, как не существует единственно возможного жизненного пути.
Обратимся вновь к предыдущим главам этой брошюры и попытаемся ответить на вопрос, каким образом мы можем помочь воспитать, возродить или сохранить " резильентность" детей? Из каких элеменов состоит наш " конструктор", представляющий собой некий синтез, одобренный многими исследователями и опробованный на практике? Этот синтез имеет достаточно общий характер и требует известного творческого подхода со стороны людей, использующих его. Рекомендуем Вам в этой связи книгу Эдит Гротберг " Пособие по развитию резильентности у детей", опубликованную в 1995 году фондом Бернарда ван Леера в Гааге, Нидерланды4.
^ Edith Grotberg " A Guide to Promotion Resilience in Children ", 1995, Fondation Bernard van Leer, La Haye 4.2. " Казита" (" Домик") " Казита" по-испански означает " домик". Идея представить строительные элементы " резильентности" в виде домика, который нужно построить, пришла к нам в Чили, в ходе работы с педагогами. Это слово легко произносится на всех языках, что является немаловажным преимуществом, учитывая международный характер работы.
В " казите", каждая комната представляет собой аспект возможной работы, направленной на воспитание и сохранение " резильентности". На рисунке (см. стр. 37) мы найдем все аспекты, о которых шла речь во второй главе этой брошюры. Тому, кто хочет развивать " резильентность" ребенка, эти комнаты укажут на возможные аспекты работы. Но он сам должен определить именно тот аспект, с которым ему предстоит работать в данной ситуации, и тот аспект, в который ему пока не нужно вторгаться.
Возьмем следующий пример: африканские тюрьмы, где содержатся брошенные дети. Глядя на фундамент " казиты" (см. рисунок на стр.37), волонтеры, навещавшие этих детей, решили организовать свои визиты таким образом, чтобы между ними и детьми сложились устойчивые доверите
|