Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм.






Тема 7. ЧЕЛОВЕК КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях?

2. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

3. В чем заключается ценность человека?

4. Каковы отличительные черты понимания человека в культуре античности, средневековья, Нового времени.

5. Что собой представляет деятельностная парадигма в понимании человека?

6. Как связаны между собой понятия “индивидуальность” “личность”?

7. Возможна ли сегодня автономная и ответственная личность?

8. Согласны ли Вы с Х. Ортега-и-Гассетом в том, что ХХ век -- это век господства массового, усредненного человека?

9. Какие пути к бессмертию выбирает человек?

10. В чем по-вашему заключается тайна любви?

11. Как соотносятся между собой власть и авторитет?

12. Каковы основные принципы этики ненасилия?

13. В чем парадоксальность феномена свободы личности?

14. Что представляет собой антропологический кризис, каковы его основные проявления?

15. Что нового в понимание человека и его предназначения вносит выход человека в Космос?

 

 

ПРОБЛЕМА НОВОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ В РАБОТЕ Ж.-П. САРТРА «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ»

 

· В чем, с точки зрения Сартра, обвиняют философию экзистенциализма его оппоненты?

· Как Сартр определяет свободу человека и связанные с ней экзистенциалы «тревогу», «заброшенность», «отчаяние»?

· В чем состоит новизна гуманистической позиции, которую отстаивает философия экзистенциализма?

 

См. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990, с.319-344.

 

 

Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм.

// Сумерки богов. М., 1990. С. 423-424, 427.

 

… Что это оз­начает: «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не пред­ставляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существу­ет, и он не только такой, каким себя представляет, но та­кой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и про­являет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистен­циализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или стола! Ибо мы хотим сказать, что человек прежде всего существует, что человек — существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек — это прежде всего проект, который пережи­вается субъективно, а не мох. не плесень и не цветная ка­пуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под жела­нием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить и партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответ­ственность за существование.

Но когда мы говорим, что человек ответствен, то эта не означает, что он ответствен только за свою индивиду­альность. Он отвечает за всех людей. Слово «субъекти­визм» имеет два смысла, и наши оппоненты пользуются этой двусмысленностью. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны — что человек не может выйти за пре­делы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, чти каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хо­тим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, — всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом дли всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наши ответственность гораздо больше, чем мы могли бы пред­полагать, так как распространяется на все человечест­во. Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, чти покорность судьбе — наиболее подходящее для чело­века решение, что царство человека не на земле, --то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество. Возьмем более индивидуальный сли­чай. Я хочу, например, жениться и иметь детей. Даже если эта женитьба зависит единственно от моего положении, или моей страсти, или моего желания, то тем самым я во­влекаю на путь моногамии не только себя самого, но и вес человечество, Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, кото­рый выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще.

… Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я вы­ражаю словами: человек осужден быть свободным. Осу­жден, потому что не сам себя создал; и все-таки свобо­ден, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он никогда не станет утверждать, что благород­ная страсть — это всесокрушающий поток, который не­умолимо толкает человека на совершение определенных поступков и поэтому может служить извинением.

 

- В чем состоит смысл идеи о том, что существование человека предшествует его сущности?

- Как связаны между собой свобода человека и его ответственность за свое существование?

 

 

ПРОБЛЕМА ВНЕРЕЛИГИОЗНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ В РАБОТЕ У. ЭКО «КОГДА НА СЦЕНУ ПРИХОДИТ ДРУГОЙ»

 

· Как У. Эко оценивает возможность существования различных форм религиозности?

· В чем состоит обоснование возможности непротиворечивого объединения образа Христа и принципов природной этики?

 

См. Эко У. Когда на сцену приходит другой. // Пять эссе на темы этики. СПб., 2000. С.9-24.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал