Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черный и белый PR.






Работа с СМИ в кризисных ситуациях требует существенно больших затрат сил и времени, чем при осуществлении " обычных" программ PR. Следует начать с того, что СМИ, с которыми предстоит работать, необходимо тщательно изучить и установить с ними долгосрочные связи заблаговременно, как уже было отмечено выше.

Ведь общеизвестен тот факт, что часто журналистами нагнетается " нездоровый" интерес вокруг тех или иных событий, особенно кризисов. Вообще журналистский труд нередко обвиняют в излишней агрессивности. А что касается российской прессы, то налицо ее чрезмерная приверженность к сенсационности. А в кризисные периоды, когда общая напряженность принимает угрожающие размеры, такая тенденция только усиливается и проявляется особенно ярко.

Очень важно соорентироваться с вопросами, которые будут заданы представителями СМИ. Им нужно дать такие ответы, которые не послужили бы причиной недопонимания или упреков, чтобы журналисты не заподозрили, что от них что-то утаивают, чтобы в конечном счете их репортажи были бы как можно более объективными.

Хотя стремление к абсолютной объективности утопично. Каждый из нас остается в пределах своей человеческой субъективности, при одной и той же обстановке живет в своем особом мире. К тому же объективная часть наличной действительности - величина изменчивая и находится в руках судьбы. То, что в нас самих, природа нашего сознания - вещь более постоянная, которая диктует нам те или иные ценности, верования, отношения к жизни. Но поскольку субъективное и объективное находятся в тесной взаимосвязи, как кислород и водород в воде, существуют некие универсальные нормы их взаимосвязи. Цель PR - субъективно воздействовать на объективные процессы в обществе.

Как известно, принципы PR - это честность, правдивость, открытость. Однако, как говорил французский писатель Ж. Ренар, не следует говорить всей правды, но следует говорить только правду. Ведь излишняя наивность может привести к гибели фирмы.

Перед тем, как принять решение о сохранении в тайне какой-то информации на том или ином временном отрезке, надо тщательно обдумать все возможные последствия подобного действия. Ведь рано или поздно все тайное всплывет на поверхность. И не устроит ли обнаружение ранее скрытых фактов еще большего шума вокруг произошедшего события?

Ответ " без комментариев" или молчание только распыляют чужое воображение, к тому же молчание может стоить очень дорого. Ведь если не сама компания предоставит информацию или сделает это с опозданием, то журналисты получат ее из других источников, что вряд ли создаст для компании выгодную позицию. К тому же плохие новости не уйдут, если отказаться их комментировать.

Передавая сообщение, следует сосредоточиться на природе кризиса, а не на его причинах, тем более на его материальных последствиях. Отвечать надо на все вопросы и делать это быстро, лаконично. Это снизит уровень страха, так как, как известно, чем меньше мы знаем об опасности, тем больше мы ее боимся. Экспромты и остроумие в подобной ситуации неуместны.

Безусловно нелегко передать всю историю в кратком, четком, ясном доступном виде, но это должно быть сделано.

Формулировки типа " вы понимаете, что это только между нами" или " это конфиденциально и не для печати" недопустимы. В реальной жизни нет никаких гарантий, что журналист будет строго придерживается своей профессиональной этики. Его задача - получить информацию, представляющую интерес для общественности.

Если на какой-то из вопросов пока по тем или иным причинам нет ответа, об этом следует сказать открыто и добавить, что в данный момент идет сбор данных по затронутой проблеме и с получением конечного результата СМИ будут немедленно проинформированы.

Вообще заметим, что блестящими коммуникаторами всегда были профессиональные политики, такие, как Кеннеди, Никсон, Рейган. У них можно поучиться некоторым хитростям. Например, давно замечено, что люди больше запоминают ответ, а не вопрос. Часто политики не обращают особого внимания на существо вопроса, если он им не нравится, и просто обыгрывают его в свою пользу. Их ответы нередко начинаются словами: " Да, это очень интересный вопрос, но прежде чем попытаться ответить на него, я уверен, что люди хотят знать то, что…". Или: " Безусловно, это одна из существующих точек зрения, но рассмотрение данной проблемы лучше начать с….". Еще один вариант: " Обычно, когда мне задают этот вопрос, я чувствую, что люди хотят знать…."

Следует разбудить свое метафорическое воображение. Например, речь идет о каких-то статистических данных, скажем, о национальном долге. Вместо того, чтобы просто обнародовать круглую цифру, лучше сказать так: " Национальный долг настолько велик, что даже если бы каждый мужчина, каждая женщина, каждый ребенок нашего огромного государства уплатил бы по (столько-то) тысяч рублей/долларов, задолженность не была бы погашена…"

Главное - надо помнить о том, что вы собирались сообщить прессе и не давать сбить себя с толку. Враждебные, негативные вопросы по возможности следует превращать в позитивные. Скажем, речь идет о вынужденном сокращении персонала на предприятии. Акцентировать внимание надо на том, что большая часть рабочих мест сохранена, но руководство делает все возможное, чтобы сохранить все места. Тем, кого придется уволить и их семьям, будет оказана материальная помощь. Если же финансово-экономические показатели предприятия улучшатся, что создаст условия для найма новых работников, то в первоочередном порядке будут наняты бывшие сотрудники предприятия и т.п.

Журналисты часто любят " навороченные", многосложные вопросы. Надо набраться терпения, ни в коем случае не перебивать, дослушать вопрос до самого конца, а потом начать свой ответ примерно так: " Вы задали несколько вопросов, на которые я с удовольствием отвечу, но позвольте мне начать с самого главного…" Человек, который отвечает на вопрос, теперь сам решает, что самое главное.

Нельзя допускать того, чтобы журналист приписывал вам на вашу реплику. Если он говорит: " Насколько я понял, вы хотели сказать то-то, то-то…" Надо сразу поправить: " Вовсе нет. Вы не совсем верно меня поняли. Я имел в виду то-то, то-то…"

Если ваш ответ на вопрос некорректно перебивается репликами журналиста, то и это может быть рассмотрено с позитивной точки зрения. Прежде всего, даже те несколько секунд, которые расходуются на комментарий журналиста, - ваш выигрыш во времени. У вас остается больше времени продумать свой ответ. Для этой же цели многие политики имеют своего рода " вводные фразы": " внесем ясность, насколько я понял ваш вопрос…", " об этом мне хотелось бы сказать следующее…", " возвращаясь вновь к этой проблеме, обратим внимание на то, что…"

Многие изложенные выше правила общения с прессой в кризисных ситуациях позаимствованы в основном из опыта западных стран. Однако возникает общий вопрос: а применимы ли в своей совокупности западные технологии PR на российской почве? На этот вопрос сотрудник одного из московских PR-агенств ответил мне, что в России совсем другой уровень журналистов, нежели чем на Западе, и поэтому многие западные приемы и методы у не работают. Заказные материалы и так называемый " черный PR" у нас существуют в больших масштабах. У газет нет маркетинговых стратегий, которые обеспечивают конкурентные отношения между ними. Качество журналистского труда оставляет желать лучшего, печатные издания желтеют. В регионах часто просто нет возможности подписаться на ту или иную газету или журнал. И в целом, информационные критерии российские и западные не соответствуют друг другу.

На мой же взгляд, в любом государстве, в котором существует гласность, свобода печати и рыночные отношения, есть желтая пресса, папарацци - " темная сторона" СМИ. Все дело в ее удельном весе. Этическая неурегулированность и беспринципность журналистики - лишь следствие неразвитости российского бизнеса.

Поэтому не все западные технологии применимы не потому, что журналистика " плохая". Причина глубже - несформированы еще нормальные рыночные отношения. Журналистика сама подстраивается под бизнес, но не наоборот.

Тем не менее к технологиям кризисного менеджмента у нас уже проявлен интерес, но применяется он порой " по-нашему", " по-русски". Вот пример из газеты " Московский Комсомолец": " Кстати, в " Президент-отеле" во время минувших выборов работали в основном пиарщики - специалисты по кризисным ситуациям. Применялись и " диверсионные" технологии. За 15 минут до пресс-конференции Зюганова в зале появилась скромная женщина, которая клала на стол для прессы папку с самыми сильными высказываниями лидера коммунистов..."

А что касается " черного PR", то вот что об этом пишет все тот же " Московский Комсомолец": " Сегодня в Москве около 10 PR-агенств...существует также 40-50 отделов в крупных банках, государственных структурах и рекламных агентствах. Действует в столице еще и загадочная PR-бригада (около 100 человек), которая занимается так называемым " черным пи-аром". С ними-то чаще всего и приходится сталкиваться журналистам. Это люди, которые ходят по редакциям и через знакомых " впаривают" нужные материалы. Они воспринимают PR несколько наивно: как размещение определенных статей в определенных изданиях в определенных срок. Их всех в агентствах знают: и тех, кто приносит в СМИ взятки, и тех, кто их берет..."

Как бы там ни было, будем оптимистично смотреть на рынок PR услуг в России, так как все-таки есть у нас и " белый" PR: " Пиарщики могут погасить забастовку. Быстро и с минимальными потерями. Одна такая была погашена в Домодедовском аэропорту.

Выяснилось, что у большинства ее зачинщиков - крепкие кирпичные особняки. А чтобы это стало известно журналистам, пиарщики соорудили пресс-центр рядом с шоссе, ведущим к аэропорту, и разложили там снимки " бедных хижин" бастующих. На следующий день они появились почти во всех газетах."

БАЛЕТНЫЙ КОНКУРС В МОСКВЕ ИЛИ " И МЫ НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ"

Еще один пример " белого PR" - успешная PR-кампания Объединенного Корпоративного Агентства, под названием " 8 Международный конкурс артистов балета в Москве", проведенная в период с сентября 1996г по август 1997г. Остановимся на ней более подробно.

Надо признать, что подобный Конкурс - один из самых известных и почитаемых в балетном мире. Он представляет собой событие национального масштаба в культурной и общественной жизни всей страны. Однако к началу 8 Конкурса сложилась поистине кризисная ситуация, заставившая спасать его честь и традиции. Пресса сообщала: " За прошедшие четыре года со времени последнего конкурса настроение критики и общественности в отношении отечественного балета стало еще более мрачным. И, надо признать, российские будни дают тому немало поводов. Недовольство отдельными именами, отдельными спектаклями, отдельными тенденциями сменилось уже каким-то общим стоном". Или же: " Главное отечественное состязание неуклонно теряет престиж, скатываясь до разряда советско-азиатского слета молодежи и студентов". Кроме того финансовая ситуация оказалась просто катастрофической - конкурс дважды чуть не сорвался: обещанных денег из бюджета не поступало.

Перед Агентством было поставлено три проблемы. Во-первых, сформировать благоприятное общественное мнение, во-вторых, привлечь спонсорские средства и, в-третьих, предоставить информационное обеспечение конкурса.

Среди инструментов PR, использованных в кампании, фигурировало и управление кризисной ситуацией. Первоочередной задачей стало формирование позитивного общественного мнения по отношению к самому мероприятию, в первую очередь - в кругах творческой интеллигенции.

Негативное влияние на потенциальных спонсоров относительно престижности мероприятия оказало решение о переносе места проведения туров Конкурса со сцены Большого Театра на подмостки Театра Оперетты. Функционирование главного оперно-балетного театра страны вот уже несколько лет было связано в общественном сознании исключительно со скандалами.

К тому же неоднозначным было отношение к личности председателя жюри Конкурса народного артиста СССР Юрия Григоровича со стороны некоторых представителей балетной общественности - незадолго до конкурса в прессе прошла достаточно шумная кампания, инициированная его творческими оппонентами.

Чтобы решить эти проблемы, Агентство, совместно с организаторами Конкурса, разработало систему позитивной аргументации и провело ряд неофициальных встреч (" круглых столов") с балетными критиками, журналистами (в том числе с участием тех, кто активно критиковал Григоровича).

Система аргументации была выстроена следующим образом:

1. Количество поданных заявок и уровень " заявленных" конкурсантов со всего мира свидетельствуют, что престиж Конкурса по-прежнему высок.
2. В состав жюри вошли прославленные балерины: Галина Уланова, Софья Головкина, Мэри Кларк, Наталья Макарова.
3. Сцена Театра Оперетты в прошлом являлась Малой сценой Большого Театра, на ней танцевали сами Галина Уланова и Ольга Лепешинская.
4. Торжественные церемонии открытия и закрытия будут происходить в Государственном Кремлевском Дворце - впервые в истории проведения Конкурса.
5. Сцена ГАБТа имеет ряд технических сложностей для выступления молодых артистов, участвующих в Конкурсе

Что касается финансовых проблем, то все предыдущие Конкурсы традиционно финансировались из государственного бюджета.

8 Международный Конкурс, несмотря на утвержденную смету и государственный статус, не получал средств со стороны государства вплоть до конца 2 тура.

В условиях, когда заявки на участие в Конкурсе уже были поданы из более, чем 25 стран (свыше 100 участников), а сроки поступления средств на проведение Конкурса со стороны государства по-прежнему оставались неясными, на первый план вышла необходимость привлечения внебюджетных спонсорских средств и помощи меценатов.

В результате проведенной работы, Агентству удалось привлечь как финансовые, так и материальные ресурсы, необходимые для достойного проведения Конкурса. Однако привлеченные спонсорские взносы покрыли лишь 60% общей сметы мероприятия.

В этой ситуации Агентство предложило собрать экстренную пресс-конференцию и объявить журналистам о вынужденном досрочном прекращении Конкурса в связи с отсутствием обещанных бюджетных средств и невозможностью выплатить заявленные премии будущим победителям. Было подготовлено и передано по каналам ТАСС и Интерфакс Открытое письмо - обращение к Правительству России.

В результате предпринятых действий в начале 2 тура было начато бюджетное финансирование Конкурса. " Известия" от 1 июля 1997 года писали: " Но мог бы кто-нибудь подумать раньше, что московскому конкурсу когда-то придется яростно отстаивать себя в борьбе с государственной властью? Нынешний восьмой дал новый опыт - прискорбный и позитивный одновременно. После 2 тура конкурс чуть было не закрылся - отсутствовало многократно обещанное государственное финансирование, акция жила в долг, а лауреатам нечем было бы выплачивать объявленный призовой фонд. Оперативно вмешалась пресса, общественность, конкурс пошел вновь и ко всеобщему счастью благополучно дошел до яркого финала".

И на самом деле, пресса оказала неоценимую помощь. Агентство провело аккредитацию СМИ - 325 журналистов, как международного, так и регионального уровня, в том числе 16 ведущих мировых телекомпаний.

Агентство принимало участие в организации работы пресс-центра Конкурса, осуществлявшего ежедневный мониторинг прессы и выпускавшего пресс-релизы и обзоры по результатам каждого тура. К работе в пресс-центре были привлечены ведущие театральные критики. В фойе Театра Оперетты была развернута фотовыставка, рассказывающая об истории Конкурса. Был снят фильм о 8 Международном Конкурсе артистов балета.

В целом, помимо управления кризисными ситуациями, в ходе компании были использованы такие инструменты PR, как: мероприятия для прессы (круглые столы, брифинги, пресс-конференции), организация тематических программ на телевидении, на радио, тематических рубрик в прессе, привлечение спонсорских средств, привлечение " лидеров мнения", фотовыставки, организация телемоста, подготовка презентационных материалов, подбор и трейнинг PR-персонала, организация работы пресс-центра, комплекс поддерживающих рекламно-информационных мероприятий.

Результаты всей кампании были сформулированны следующим образом:

· Удалось сформировать положительное общественное мнение и недопустимость срыва Конкурса. Свидетельством чему являлось общее признание прессы, общественности, гостей и членов жюри того, что Конкурс удался и по-прежнему является одним из лучших в мире.
· Были привлечены необходимые спонсорские средства и решена проблема бюджетного финансирования Конкурса.
· Агентство обеспечило должное информационное обеспечение подготовки и проведения Конкурса - его мероприятия посетило более 26 тысяч зрителей из разных стран мира. Компании, оказавшие помощь в организации Конкурса получили благоприятные отзывы в прессе, а также среди общественности.

История этой кампании показывает, что и мы можем справляться с кризисными ситуациями, вступать в реальное взаимодействие с проблемами. Пусть нет еще в этом достаточного опыта у российских PR-агентств - это всего лишь вопрос времени, но задано уже верное направление, проторена дорожка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал