Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Десять определяющих моментов 2 страница






Для выполнения этого упражнения вам необходимо завести что-то вроде дневника достаточно большого размера, который останется ПОЛНОСТЬЮ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМ и будет предназначаться ТОЛЬКО ДЛЯ ВАШЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.

Во время выполнения этой работы вам не обязательно отвечать на вопросы сразу, „за один присест". Это можно делать постепенно, для каждой возрастной группы отдельно. Однако мои вопросы потребуют вашей стопроцентной концентрации и полной сосредоточенности. Найдите уединенное место, где вам никто не помешает, устройтесь там удобно, чтобы ничто вас не отвлекало. Другими словами, выключите, наконец, этот чертов телевизор и отправьте детей спать или погулять во двор.

 

Возраст: от одного года до пяти лет

Как правило, воспоминания об этих годах и их результаты связаны с членами семьи и самым первым детским опытом, играми, знакомством с детским садом и привыканием спать в темноте. Новость о том, что существует процесс старения — одни люди старше, другие младше — также могла быть очень важной. Итак, начинайте записывать свои детские воспоминания в той очередности, в какой они находятся у вас в памяти и сердце. Мы ищем определяющие моменты, поэтому если такое событие уже возникло в вашей памяти, приступайте к прямому ответу на приведенные ниже вопросы.

Если конкретный момент пока не выделяется, не думайте, что его нет совсем; начинайте писать и вспоминать. Вы будете сами удивлены, когда обнаружите такое событие, которое все время старались подавлять или отрицать. Попытайтесь вспомнить и зафиксировать гораздо больше деталей каждого события. Пусть мои вопросы направляют вас в поисках этих деталей. Если вы вообразите себя „третьей стороной", наблюдателем, репортером, который описывает событие от вашего имени, возможно, так вам будет легче.

Закончив описание первого события, расслабьтесь и дайте себе возможность окинуть мысленным взором еще раз все событие и его детали. Переживая его заново, позвольте всем своим пяти чувствам включиться в поиск дополнительной информации.

Вот мои вопросы:

1. Где вы находитесь в данный момент?

2. Сколько вам лет и как вы выглядите?

3. Кто находится рядом с вами, или кто должен быть с вами?

4. Что происходит и что делает этот момент таким значительным?

5. Какие эмоции или перемену эмоций вы испытывали в тот момент? Одиночество? Злость? Страх? Смущение? Радость? Силу? Беспомощность?

6. Как бы вы изменили ситуацию, если бы могли?

7. Каков ваш умственный или физический опыт? Вы „как в тумане" или при ясном сознании? Какой запах вы чувствуете? Какой вкус? Каковы ваши ощущения? Вы счастливы или грустны? Вам больно? Вы чувствуете слабость? Вы парализованы?

8. Если бы вы могли в тот момент говорить, что бы вы сказали?

9. Что вы говорили тогда самому себе?

10. Что вам необходимо прямо сейчас больше всего на свете?

Записав ответы на эти вопросы по одному важному событию, которое случилось с вами в этом возрасте, проделайте то же самое для другого события. Уделите этому столько времени, сколько нужно, чтобы вспомнить как можно больше определяющих моментов. После этого по каждому событию письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы чувствуете себя сейчас?

2. Какие эмоции вас сейчас переполняют?

3. Что вы думаете об этих событиях сегодня?

4. Какие качества или способности вы утратили в связи с этим событием, если оно было отрицательным (если оно было положительным, чему вы научились или что приобрели)?

 

Возраст: от шести до двенадцати лет

Как правило, это возраст начальной школы, когда учителя впервые заменяют родителей, и вам приходилось контактировать с множеством ровесников. Пусть вы были „главным героем" в своей семье, сейчас вам нужно утверждаться в новом окружении. Какими могли быть определяющие моменты в эти годы? Вернитесь к тем десяти вопросам, которые мы использовали в предыдущей возрастной категории и ответьте на них в применении к данному возрасту.

Помните, что нужно давать ответы, сопроводив их как можно большим количеством деталей. Затем тщательно и подробно ответьте письменно на следующие вопросы:

1. Как вы чувствуете себя сейчас?

2. Какие эмоции вас сейчас переполняют?

3. Что вы думаете об этих событиях сегодня?

4. Какие качества или способности вы утратили в связи с этим событием, если оно было отрицательным (если оно было положительным, чему вы научились или что приобрели)?

 

Возраст: от тринадцати до двадцати лет

Этот подростковый возраст часто сопровождается неразберихой и разочарованиями. Мы учимся быть взрослыми, жить и

расти в значительном отрыве от семьи и знакомиться с такой „серьезной штукой", как секс. В нашу жизнь входит новая мотивация. Общественные отношения становятся важнее еды. Острая чувствительность может быть связана с осознанием принадлежности к какой-то группе, каким бы образом она вами ни определялась. Любовь может стать основным источником переживаний и разочарований. Различные формы „ритуалов посвящения" отмечают борьбу за взрослость. С той или иной степенью концентрации и беспокойства мысли обращаются к будущему.

Каковы были ваши определяющие моменты в те годы? Вспомните их и запишите, используя наши десять вопросов для стимулирования мысли. Отметьте как можно больше подробностей. Не забудьте описать людей, которые сыграли важную роль в вашей жизни того времени.

Вспоминая этот период, снова ответьте на вопросы:

1. Как вы чувствуете себя сейчас?

2. Какие эмоции вас сейчас переполняют?

3. Что вы думаете об этих событиях сегодня?

4. Какие качества или способности вы утратили в связи с этим событием, если оно было отрицательным (если оно было положительным, чему вы научились или что приобрели)?

 

Возраст: от двадцати одного до тридцати восьми лет

В этом возрасте люди обычно начинают свою жизнь как граждане. Они становятся членами общества, принимают на себя ответственность за работу и семью. Мы изучаем науку, как самому быть родителем и чьим-то партнером по жизни. На этом этапе мы часто сталкиваемся с недостатком знаний по ряду вопросов, таких, как власть и самодисциплина. Трудности, которые встают перед нами, раскрывают в новом свете поведение наших родителей и другие ролевые модели из собственного детства.

С помощью тех же десяти вопросов запишите подробные воспоминания об этих годах. Напишите ответы на как можно большее число событий из этого периода жизни. После этого, опять же, ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы чувствуете себя сейчас?

2. Какие эмоции вас сейчас переполняют?

3. Что вы думаете об этих событиях сегодня?

4. Какие качества или способности вы утратили в связи с этим событием, если оно было отрицательным (если оно было положительным, чему вы научились или что приобрели)?

 

Возраст: от тридцати девяти до пятидесяти пяти лет

Этот возрастной промежуток обычно представляет собой время, когда начинается новая эра жизни. Обычно человек уже как- то устроился в жизни и прекрасно представляет себе, чего ждать от будущего. При разном уровне благосостояния, он живет в определенных обстоятельствах и знает, что будет находиться в них достаточно продолжительное время. Он уже выполнил значительную часть обязательств перед обществом, начинается его время, такое время в жизни, когда он может уделить больше внимания самому себе.

Позвольте своему сознанию свободно попутешествовать в этом временном отрезке. При каждом новом воспоминании прибегайте к помощи десяти вопросов, отвечая на каждый из них письменно и подробно.

Еще раз просмотрев свои записи, ответьте на вопросы:

1. Как вы чувствуете себя сейчас?

2. Какие эмоции вас сейчас переполняют?

3. Что вы думаете об этих событиях сегодня?

4. Какие качества или способности вы утратили в связи с этим событием, если оно было отрицательным (если оно было положительным, чему вы научились или что приобрели)?

 

Возраст: пятьдесят шесть лет и старше

Хотя этот возраст ни в коем случае не означает конец жизни, у многих возникают мысли об уходе на пенсию и отстранении от ответственности перед обществом и семьей. Мы начинаем терять определенные жизненные силы, сталкиваясь со все большим количеством ограничений. Многие определяющие моменты этого этапа возникают в контексте взаимоотношений, когда

происходит перенос ответственности на других людей.

Какие воспоминания возникают в вашей памяти? Здесь я также хочу напомнить, что эти воспоминания не должны иметь ничего общего с теми понятиями, которые я объяснял выше, они должны касаться лично вас, вне зависимости от места и времени. Вспоминая эти моменты, запишите ответы на те же десять вопросов.

Наконец, еще раз письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы чувствуете себя сейчас?

2. Какие эмоции вас сейчас переполняют?

3. Что вы думаете об этих событиях сегодня?

4. Какие качества или способности вы утратили в связи с этим событием, если оно было отрицательным (если оно было положительным, чему вы научились или что приобрели)?

 

СОЕДИНИТЕ ТОЧКИ В РИСУНОК

Перед тем, как продолжать, снова просмотрите свои записи. Еще раз проанализируйте эти возрастные периоды и проверьте, может быть, остались такие события, про которые вы забыли. Может быть, есть какой-то определяющий момент, о котором вы предпочли не говорить?

Помните, что чудовища и призраки действуют в темноте. Работа, которую мы делаем, призвана отыскать выключатель и включить яркий свет. Так что имейте мужество охарактеризовать все свои определяющие моменты. Отказаться от этого — то же самое, что спрятать голову в песок, это — самообман, а также обман всех, кого вы любите.

Если вы честно и добросовестно проделали все эти упражнения, значит, вы выявили ряд ключевых моментов, на которых нужно сосредоточиться. Вы определили моменты, которые были чрезвычайно важны для жизненного опыта и развития вашей личности. Это строительные блоки, на которых базируется ваша жизненная позиция. Сейчас самое время соединить эти определяющие моменты и увидеть то, что легло в основу вашей личности.

Если вы будете пытаться обозреть и оценить всю свою жизнь, задача может показаться невыполнимой: столько времени нужно проанализировать, так много ситуаций вспомнить. Я не прошу вас заниматься этой непосильной работой, я хочу, чтобы вы оценили свою жизнь и то воздействие, которое она оказала на формирование вашей личности, только за счет анализа ключевых, определяющих моментов, которые вы описали. Ниже приводятся ключевые этапы, представляющие собой структурированный подход к анализу личной истории.

1. Составьте перечень определяющих моментов; опишите каждый из них в одном абзаце.

Вот как это нужно сделать. Прочитайте все, что вы написали об одном таком моменте. Озаглавьте его или изложите коротко, в одном предложении или фразе, например, мой момент мог бы быть назван: „Когда миссис Джонсон набросилась на меня".

Далее, под каждым таким заголовком коротко, в одном абзаце, опишите то, что случилось. Как образец вы можете использовать мое описание случая с миссис Джонсон, хотя оно гораздо длиннее, чем требуется. Задача состоит в том, чтобы свести все событие в один параграф. Коротко резюмируйте суть.

В результате у вас может получиться ровно десять таких абзацев (по одному на каждый определяющий момент); у вас может оказаться их больше или меньше. Важно, чтобы вы „ухватили" самую суть этих событий и указали действующих лиц.

2. По каледому такому моменту определите ваше состояние „до" и „после" события.

Какой аспект вашего преставления о себе был затронут этим определяющим моментом? Возможно, это была ваша уверенность в себе. Возможно, определяющий момент оказал влияние на ваши надежды, амбиции, радость или любовь. Укажите это письменно.

Теперь по каждому такому параметру определите и запишите, каково было ваше состояние:

Непосредственно до определяющего момента.

Сразу же после определяющего момента.

Иначе говоря, если момент повлиял на вашу уверенность в себе, то какой она была до и какой после события? Рассматривайте эти состояния до и после как своеобразный „стоп-кадр".

Снова возьмем в качестве примера мою историю с миссис Джонсон. До того инцидента у меня не было точного представления о необходимости или способности к самозащите. Защищать меня, как я тогда полагал, — обязанность других людей, в частности, взрослых. Можно сказать, что я был типичным беззаботным пятиклассником. Моим кредо было: „Живи как живется и получай удовольствие". Что касается необходимости защищать себя, равно как и моей способности делать это, я был в полном неведении. Я считал, что такими понятиями, как честность и безопасность, должны заниматься взрослые —учителя и родители.

И наоборот, после моего определяющего момента я понял, что беззаботная жизнь закончилась. У меня появились и обязанность, и способность к самозащите. Нельзя было ожидать, что другие будут делать это вместо меня, и, что самое главное, я понял, что отстаивание своих интересов и собственной правоты не всегда будут популярны среди тех, кто „заказывает музыку" и не учитывает ни меня, ни мои интересы. Когда меня выгнали, и я шел в сопровождении вахтера по школьному коридору до двери, вместо того, чтобы испытывать стыд, я думал, что поступил верно. Я встал и защитил себя и своих друзей от ребят, которые поступали неправильно. Меня только что выгнали из школы, но мне не стыдно. Я бы снова так поступил.

Я также заметил вот что: ни один подросток, пока меня вели по коридору, не смотрел на меня осуждающе. Они знали, и я чувствовал это: один из них — один из нас — проявил твердость.

3. Охарактеризуйте и запишите долгосрочный „остаточный эффект" от этого определяющего момента.

Каким образом данное событие повлияло на вас в долгосрочной перспективе? Вам нужно указать те качества или недостаток качеств, которые выработались или исчезли как прямое следствие определяющего момента. Ваши записи могут начинаться так: „В результате этого случая, мне кажется, я прожил свою жизнь, стараясь быть человеком X, или с таким подходом к жизни, который определяется личностью, характеризующей человека Y*.

Например, мой собственный ответ мог бы начинаться таким образом: „В результате события, произошедшего со мной в пятом классе, я стал немного циничным и с тех пор полагаюсь только на себя. У меня нет слепой веры в авторитеты, я твердо убежден, что если сам не стану на свою защиту, то никто другой меня не защитит. У меня нет надежды, что кто-то будет вести меня по жизни", и т. д.

Вам нужно четко сформулировать все долгосрочные последствия того случая.

4. Запишите, каким образом и почему вы думаете, что тот момент либо прояснил, либо исказил ваше подлинное „я".

В качестве примера такого подхода можно снова рассмотреть мою ситуацию. Мой опыт прояснил, что я — достойный и порядочный человек, обладающий определенным мужеством отстаивать свои убеждения. Он показал мне, что, когда нужно выбирать, я делаю то, что считаю правильным. Не то чтобы я был готов превозносить себя и преувеличивать свои достоинства, просто у меня появилась спокойная уверенность в своих силах и я чувствовал себя прекрасно. Раньше меня никогда так не загоняли в угол; это было настоящее испытание характера. Тот определяющий момент позволил мне заключить негласное соглашение с человеком, которым я был: „Мы (то есть я) вместе встали на борьбу, отбивались, когда нас прижали к стене, и мы многое узнали о себе и о других в тот решающий момент”. Во время конфликта я понял, что выживу. Колоссальное чувство спокойствия, которое пришло после этого открытия, было ярким посланием мне от моего подлинного „я". Негативное событие дало позитивный эффект.

5. Вспомните свое объяснение определяющего момента и реакцию на него. Решите, была ваша трактовка верной или неверной, и какова она сейчас.

Вернувшись к своим ответам на вопросы 2, 3 и 4, используйте преимущество сегодняшней позиции. Проанализируйте их с позиций времени, объективности, зрелости и опыта, которых

вам недоставало в тот самый момент.

А теперь спросите себя: была ли моя тогдашняя трактовка эпизода точной? Или я ее преувеличил и исказил?

Например, что касается моего наказания за тот поступок в пятом классе, я могу признать теперь, что по крайней мере часть его я действительно заслужил. Поэтому сейчас можно несколько „усмирить" тот взрыв ярости, который я пережил тогда. Поймите меня правильно: мое взрослое восприятие ни в коем случае не отвергает тот эпизод как определяющий — что было, то было. Но преимущество взгляда из временной и взрослой перспективы позволяет мне сделать вывод, что я не был жертвой.

Теперь проверьте правильность своего описания решающих моментов собственной жизни. Были ли вы действительно жертвой или это вам только казалось? Правильно ли вы в таком случае объяснили себе победу или поражение? Если вы тогда ввели себя в заблуждение, то сейчас самое время признать это.

6. Запишите, считаете ли вы, что должны сохранить или отвергнуть это событие в применении к своей личности. Постарайтесь уложиться в один абзац.

Сейчас ваша задача — определить, какое „наследие" вы берете из этого момента. Если оно было негативным, найдите силы честно признаться в этом. Если болезненный опыт преподал вам какой-то урок, дал вам новые знания, признайте это. Какими бы ни были результаты — отрицательными или положительными — объясните, почему.

Например, каким бы трудным ни был тот определяющий момент для меня, одиннадцатилетнего подростка, который до тех пор никогда не возражал взрослым и ни одного дня не вел себя вызывающе, сейчас я вижу, что он придал мне уверенности в себе. Он „разбудил" во мне острую необходимость защищать себя. И он навсегда перечеркнул мою слепую веру в людей, наделенных властью. Вот так я ответил бы на этот вопрос. Я бы ни в коем случае не хотел пережить ту ситуацию снова, но в то же время вижу, что она пробудила к жизни определенные черты характера, которые сослужили мне хорошую службу.

Предположим, тем не менее, что тот определяющий момент оказал на меня совершенно противоположное воздействие. Представим, что в результате его я стал кем-то вроде паранои- ка-бунтаря, самодовольного „крестоносца", который не способен ужиться ни в какой социальной системе, который видит скрытую подлость в любом человеке. Если бы из этого определяющего момента выросла жизнь, полная социальной неустроенности и нищеты, я бы так и ответил на этот вопрос. И далее написал бы, что те аспекты моей личности, которые обязаны своим появлением этому моменту, нет больше смысла хранить. Я бы сделал вывод, что это событие не раскрепостило часть моего подлинного „я", а создало часть вымышленного „я.

7. Еще раз рассмотрев все ключевые моменты, определите теперь, какой суммарный эффект они оказали на вашу личность после того, как вы их пережили?

(Помните, что, прежде чем ответить на этот вопрос, вам необходимо ответить на вопросы 1-6 из десяти вопросов по каждому определяющему моменту.) Наша цель здесь — выявить общую тенденцию (модель) по всем определяющим моментам, которые вы описали. Рассматривая их в совокупности, что вы можете сказать об их воздействии на вашу жизнь — оно было положительным или отрицательным?

В молодости Бенджамин Франклин таким образом проверял достоверность принимаемых решений и событий своей жизни: он брал лист бумаги и рисовал на нем нечто вроде большой буквы Т; затем с левой стороны он перечислял все преимущества и положительные моменты принятого решения или совершенного действия, а с правой стороны — все отрицательные. Эта таблица из двух столбцов помогала ему свести сложный вопрос к краткой сути. Я прошу вас применить такой же метод. Затем выделите из написанного ключевые слова, характеризующие то наследие, которое вы несете с собой по жизни как результат определяющих моментов. Например, с левой стороны вашей буквы Т могут появиться такие положительные качества, как добросердечный, щедрый, глубокомысленный; а

с правой — отрицательных моментов: пугливым, нерешительный и т. д. Заполняйте эти две колонки до тех пор, пока не рассмотрите все, что написали, отвечая на шесть вопросов.

Я могу с уверенностью утверждать, что, когда в итоге вы взглянете на свою „разукрашенную" букву Т, то ясно увидите определенные качества собственной личности. Для многих людей взгляд на такую таблицу подобен резкому включению света; это тот момент, который сопровождается возгласом „Ах! Не удивительно, что мне все так надоело", „Не удивительно, что у меня так трудно складываются отношения с противоположным полом", „Не удивительно, что мне так трудно найти общий язык с детьми". Честный и тщательный анализ, инвентаризация ключевых моментов своей жизни позволит вам во всех деталях высветить состояние собственной личности, уровень самооценки и свое подлинное „я". Со всей очевидностью вы увидите и свое вымышленное „я". На пути к моральному и психологическому выздоровлению будет сделан еще один шаг.

Однако нам предстоит еще много работы. Пожалуй, на данный момент, вполне достаточно вашей уверенности в том, что вы на верном пути. Вспомните слова „И так прошла вся жизнь", то, какое значение они могут иметь в вашей жизни. Да, у вас были определяющие моменты. Да, их последствия повлияли на вашу дальнейшую жизнь. Однако помните также, что теперь все в ваших руках. Вы хозяин своей собственной жизни. Пойдет ли ваша жизнь дальше в том же русле, или радикально изменится, — только вам решать.

СЕМЬ КРИТИЧЕСКИХ Е„РАЗВИЛОК"

Мне редко удавалось разглядеть благоприятную возможность до того, как она исчезала.

МАРК ТВЕН

 

Наша жизнь требует от нас постоянно делать выбор. День ото дня кто-то или что-то заставляет нас принимать решение. Выбор — факт жизни, которого не избежать: чего мы хотим; куда мы хотим пойти; мы покупаем эту машину или вон ту; вы будете просто жить с ней (с ним) или рискнете и поженитесь; пожалуетесь ли вы матери на то, что дядя Билл обижал вас, когда приезжал на Рождество, или нет; станете вы пить это лекарство или обойдетесь без него; не пора ли вашей матери перестать работать и стать домохозяйкой; заняться ли вам собственной карьерой или продолжать сидеть с детьми; верить ли вам в Бога?

Выбор, варианты, альтернативы, необходимость решать — и никаких шансов этого избежать. Если вы — честный человек, то знаете, что бывали случаи, когда вы проявляли решительность и делали прямой выбор убежденно и четко. В других случаях вы „прятали голову в песок", всячески уклонялись, надеясь, что кто-то другой решит за вас, просто потому, что у вас не хватило силы воли противостоять давлению. Что вы могли не осознавать, так это то, что даже не выбирая, вы все равно делали свой выбор. Как бы быстро вы ни „убегали", куда бы ни прятались — от выбора вам никуда не деться.

Как и у любого из нас, в некоторых случаях сделанный вами выбор блестяще оправдался, в других — был равносилен кораблекрушению. К сожалению, любое наше решение, хорошее или плохое, оказывается чрезвычайно значимым для всей последующей жизни. Право выбора — и тяжкий груз, и привилегия, причем начинаем мы выбирать с самого раннего возраста.

Поначалу это не более чем: „Мне съесть гороха или моркови? " Но слишком быстро все становится серьезнее и сложнее. По мере того, как мы взрослеем, возрастает и значимость каждого нашего выбора, а значит и нервозность, и умение придавать этому значение! Часто приходится слышать, как родители пытаются дать рациональное объяснение поведению своих „драгоценных" малышей, когда те впоследствии становятся маньяками -убийцами. С неподдельным удивлением они рассказывают, что у них не было признаков бандитских наклонностей:

— Конечно, Билли был трудным ребенком, у него были приступы ярости в начальной школе, но ни до чего серьезного не доходило. Он не был „трудным" ребенком, пока ему не исполнилось пятнадцать. Мы просто не знаем, что произошло. У него никогда раньше не было проблем с законом! Как будто он внезапно сорвался в пропасть!

Узнаете? Тоже мне „Оззи и Харриет" [3]! Большинство пятилетних детей действительно не дерутся с полицейскими, не бьют учителей, не курят „травку", не угоняют машины и не устраивают попоек. И не потому, что не стали бы, если бы могли. Они не делают этого только потому, что им всего пять лет, и они еще не могут этого делать. В пять лет их единственная способность выражать бунт или неповиновение —устроить истерику, надуться или поджечь кота. Далее происходит вот что: как и у любого другого человека, важность принимаемых решений и выбора (у преступников — негативных) у них возрастает, они становятся старше, умнее и сильнее, значит, сильнее

становится и их воздействие на общество. Не в том дело, что у них недостаточно путаницы в мозгах, чтобы делать настоящие гадости; просто, им еще не пришло в голову украсть именно ваш бумажник или угнать именно вашу машину. Они еще не могут действовать на таком уровне. То же самое происходит с любым человеком. По мере взросления возрастает и мера воздействия на жизнь. Но решения и выбор имеют значение с самого первого дня, просто их влияние — юридическое, моральное, физическое, финансовое и социальное — только возрастает со временем.

Сделанный выбор играет колоссальную роль в том, что жизнь стала такой, как есть. Это касается всех решений, которые вы уже приняли, неважно в каком возрасте, и всех решений, которые вам предстоит принять.

Короче говоря, в отличие от определяющих моментов жизни, над которыми мы не властны, тот выбор, который мы сделали в жизни и еще будем делать, — на 100 процентов лежит на нашей совести. Некоторые из этих решений являются судьбоносными, так как изменили вашу жизнь радикально и надолго. Именно их мы должны будем вспомнить и выяснить, что там к чему.

Задача этой главы проста:

Выявить семь наиболее критических решений (эпизодов, связанных с выбором) в вашей жизни и определить, как их результаты повлияли на формирование вашего представления о самом себе.

Если вы внимательно следовали за моими размышлениями в предыдущих главах этой книги, то должны уже понимать, что представление человека о самом себе, его собственный внутренний образ и самооценка являются результатом своеобразного „бартера", то есть взаимообменных операций с внешним миром. На них оказывают воздействие определенные события, принятые решения (сделанный выбор), конкретные люди, но также и наша внутренняя „обработка" этих событий, решений и людей. Все три категории воздействий формируют личность человека, но главная задача сейчас состоит в том, чтобы выявить последствия от принятых решений, многие из которых длятся до настоящего момента. Некоторые из этих решений и ваши внутренние реакции на них могли привести к искаженному восприятию самого себя, породить дефекты самооценки и взаимодействия с миром.

Вспомните мое высказывание о том, что человек является активным участником создания собственной личности, то есть, когда мы реагируем внутри себя на то, что происходит в жизни, мы делаем свой „внутренний" выбор. Мы будем говорить подробнее о внутренних реакциях позже, а пока вам достаточно понимать, что внутренние реакции, точно так же как ваше поведение, являются результатом неизбежного выбора. Все это означает, что вы, принимая свои собственные решения и делая выбор (и внутренний, и внешний), способствовали прояснению или, наоборот, „засорению" собственной подлинной личности. Сейчас самое время разобраться во всем этом.

Как и в событиях, о которых мы говорили в 4-й главе, посвященной десяти определяющим моментам, большинство решений, которые вы сделали в жизни, произвели аналогичное действие — они „затуманили" общую картину. Мы сталкиваемся с таким количеством ежедневных решений, так часто вынуждены выбирать, что большинству людей трудно было бы перечислить все важные эпизоды вчерашнего дня, не говоря уже обо всей жизни. Тем не менее, как и в случае с определяющими моментами, есть удивительно малое число решений, которые фактически поднимаются до уровня судьбоносных, поворотных для всей жизни.

Я говорю здесь о тех семи самых критических решениях, которые определили вашу жизнь в положительную или отрицательную сторону. Эти семь критических решений стали ведущими факторами в формировании вашей личности. Определите и поймите эти решения, и вы откроете для себя удивительное количество информации о себе и собственной самооценке, столь важной для будущего.

Всякий раз, когда я думаю о критических решениях, я не могу не вспомнить о моем школьном друге Дине. Я так и слышу его любимые слова: „Бог мой, что случилось? " На протяжении всех старших классов школы Дин и я были неразлучны. Мы вместе ходили на занятия, вместе занимались спортом, вместе ели, и вместе проводили выходные. Мы вместе устроились чернорабочими — точнее было бы сказать „пехотинца- ми-новобранцами" — на один склад в центре города. Часы работы были сущим кошмаром, сама работа — еще хуже, но деньги, которые нам платили, позволяли утолить страсть к „латаным" машинам, назначать свидания девушкам и с гордостью щупать карманы, полные мелкой наличности. Это приятно возбуждало нас, подростков, из, скажем так, не самого престижного района города.

По мере приближения выпускного года, многие из нас все глубже задумывались о продолжении учебы в колледже или университете, а Дин тогда по-настоящему влюбился в девушку из нашей же школы. Вскоре он уже говорил с мастером на складе, где мы работали, о какой-нибудь вакансии на заводе. В сравнении с тем, чем мы занимались, это могла быть уже „взрослая" работа, подразумевающая настоящую ответственность. Что более важно, она также означала зарплату „как у людей": может быть девять или десять тысяч долларов в год, которые тогда для бедного парня были несметным богатством. Уже через пару дней после выпуска, в то время как все остальные планировали очередной этап подготовки к „настоящей" жизни, Дин сделал свой выбор. Для него подготовка закончилась — начиналась жизнь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал