![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-психологическое воздействие и его специфика
Включается в процессы труда, воспитания, психотерапии, пропаганды. Брембек и Хоуэлл опред-ли воздействие как 1) осознанную попытку изменения мыслей и действий, посредством манипулирования мотивами человека в отношении желаемого исхода; 2) как коммуникацию, направленную на изменение выбора. Психологическое воздействие - изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей. Цель и результаты: -. изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений, взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний Психологическое воздействие выступает как «субъектно-субъектное» отношение. Любое воздействие одновременно является и самовоздействием (мех-м самовнушения). Теоретические модели воздействия. 1) бихевиористский подход: влияние внешних стимулов на поведенческие реакции. 2) психодинамический: акценты на бессознательную детерминированность поведения. 3) теории коммуникации: модель Шеннона и Вейвера. Проблемы комуникации: Уровень А (технические проблемы - точность), Уровень В (семантические проблемы - насколько чётко передают значение), С (эффективность влияния на поведение). Дэвид Берло немного изменил модель SMCR: S– источник; M – сообщение; C– канал; R– получатель. Канал (C) – путь следования сообщения, включающий влияния шумов. 4) теории социального научения ( Бандура) Научение через моделирование существенно расширяет возможности человека для развития и выживания (кино, тв), ожидаемая эффективность, авторитетность модели поведения (для продажи привлекают звёзд). 5) Когнитивные подходы. Уделяется внимание разработке моделей, акцентирующихся на стратегиях выработки решений о реагировании на то или иное воздействие. Петти и Касиоппо - модель выработанной вероятности.- выработки стратегии реагирования. Первая стратегия обращение к имеющемуся опыту и знаниям для тщательного изучения, содержащихся аргументов в полученном сообщении (студент- обман препода). Другая стратегия человека как «ленивца» (Макгайр), или когнитивного скупца (Тэйлор), люди проявляют тенденцию принятия экономичных решений, пр-п экономии сил. Структура социально-психологического воздействия: 1. Субъект – человек, группа, информационный ресурс, реализующие систему действий, направленных на изменение системы социальных установок (аттитюдов)(группа, индиид, СМИ). 2. Объект – на которые направлено социально-психологическое воздействие (ч-к или группа). 3. Содержание – сообщение, информация, действия, направленные на изменение существующей системы социальных установок, представлений, отношений, поведения и т.п. 4. Средства –способы, приемы посредством которых достигается изменение системы социальных установок, представлений, отношений, поведения. Внушение ( сугетсивное воздействие) – целенаправленное, неаргументированное воздействие (пропаганда). Особенности внушаемого: возраст, хар-ки лич-ти, псх. и физ. сост-е, статус. Предполагает сниж. ур. критичности. Убеждение – сп-б целенапавленного, аргументиров-го возд-я (упорядочение фактов, логическая аргументация, последовательность её предъявления). Заражение - передача эмоц. состояния (подталкивание к покупке товара). 5. Результат – изменения в социальных установках, представлениях, отношениях, поведении людей, достигнутые посредством воздействия, направленного на достижение определенных целей (частичное или перестройка целой системы мировоззрения). Лассуэл – составляющие коммуникации: коммуникатор (авторитет, привлек, известн. чел), аудитория(интерес, возраст), что, каким образом(визуальн, аудиальн.), с каким эффектом. Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Особенности: скрытость воздействия, сохранялось ощущение самостоятельности принятого решения.
|