Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистика и типология лидерства. Диагностика лидерства.






Стиль руководства/лидерства - типичная для рук-ля/лидера с-ма приемов деятельности, используемая в работе с членами группы.

Типология К. Левина:

Каждый из стилей имеет 2 хар-ки: формальную (Ф), в которую входят приемы и способы рук-ва, и содержательную (С), которая опр-ет решения, предлагаемые группе.

Авторитарный стиль

Ф: деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются; позиция лидера - вне группы. С: дела в группе планируются заранее во всем их объеме; определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя решающий.

Демократический стиль

Ф: инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы. С: мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль

Ф: отсутствие похвалы, порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера - незаметно в стороне от группы. С: дела в группе идут само собой; лидер не дает указаний; работа складывается из отдельных интересов участников группы.

Типология по Левину сейчас рассматривается как неск-ко устаревшая. Больш-во исследователей пользуется типологией Блейка-Моутон:

Стили управления по Блейку-Моутон:

1) нищее – рук-ль прилагает min усилия, достаточные лишь, чтобы сохранить организацию;

2) уютное – внимат. отношение к людям, что создает приятную, дружественную атмосферу в орг-ции (атмосферу " загородного клуба");

3) подчинение рук-лю - руководитель обеспечивает высокий уровень функционирования организации, при этом пренебрегая интересами людей;

4) компромисс - баланс между необходимостью выполнять работу и поддерживать моральное состояние людей на удовлетворительном уровне;

5) коллективное - выполнение работы осущ-ся преданными делу людьми, понимающими цели орг-ции, что создает отношения доверия и уважения.

Типология Херси-Бланшара

По сочетанию 2-х векторов: «ориентация на людей» ОЛ (для рук-ля важен микроклимат в коллективе, насколько сотрудники заинтересованы заданием, поручают ли они удовольствие от порученной им работы.) и «ор-ция на задачу» (степень структур-ти задания, рук-ль лишь обозначает проблему или четко указывает, что, как и в какие сроки должно быть сделано)

Предписание [срОЛ и вОЗ] - руководитель точно ставит задачу перед подчиненным, при этом ему не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями, строго контролируется руководителем; поощряется четкое следование инструкциям и четкое выполнение задания.

Убеждение [в] - руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу.

Сотрудничество[вОЛ и срОЗ] - руководитель на равных с подчиненными участвует в формировании задачи. Инициатива в определении тактики и ее реализации принадлежит группе, а задача руководителя - постоянно поддерживать инициативу и заинтересованность подчиненных, наравне с ними участвовать в работе и не слишком контролировать.

Делегирование [н] - руководитель делегирует право принятии решения группе (или подчиненному), однако при необходимости готов оказать помощь. Группа самостоятельно определяет задачи, вырабатывает тактику и выполняет работу. Процесс обсуждения проблем может происходить и без руководителя. Руководитель лишь наблюдает за ходом выполнения работы (не всегда впрямую), но ответственность за конечный результат лежит на нем.

Методики: -Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)-Диагностика деятельностных особенностей руководства и лидерства (А.Л Журавлев, В.П.Захаров)-Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки-Определение уровня лидерского потенциала-экспресс-тест «Самооценка лидерства»-Диагностика функционального лидерства в малых группах

51. РУКОВОДСТВО МАЛОЙ ГРУППОЙ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ. ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА Ф. ФИДЛЕРА.

Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает в качестве фактора организации официальной структуры

Существуют следующие подходы к руководству малой группой:

1) личностная модель рук-ва, включает:

компетенция — общий интеллект, гибкость ума, легкость речи, оригинальность мышления, рассудительность;

достижение успехи индивида в учебной деят-ти, наличие значит-х знаний и достижения в спорте;

ответственность — надежность, инициативность, настойчивость, агрессивность, уверенность в себе и желание отличиться;

участие и включенность — социабельность, способность адаптироваться к различным ситуациям, стремление к кооперации с другими людьми;

статус — социально-экономический и психологический статус индивида;

ситуационные факторы —цели, которые д.б. достигнуты под руководством конкретного индивида, а также ряд характеристик его подчиненных (в частности интеллект, навыки, потребности и статус), способных влиять на эффективность руководства


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал