![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация мостовых сооружений
Акведук - мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол, дорогу и т.п. Виадук - мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с высоким расположением уровня проезда над дном препятствия. Высота моста - расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод. Высота проезда - наименьшее расстояние от уровня проезда до низа расположенных над проездом элементов конструкций, электрических сетей, сетей связи, трубопроводов и т.п., что определяет возможность или ограничение проезда транспортных средств. Высота под мостом свободная - наименьшее расстояние от низа пролетного строения до уровня высоких вод или расчетного судоходного уровня (если есть судоходство). Высота строительная - наибольшее расстояние от низа пролетного строения до уровня проезжей части пролетного строения, измеренное по ее оси. Габарит подмостовой - предельное, перпендикулярное к направлению течения очертание границ пространства в пролете моста, внутрь которого не должны заходить элементы конструкции моста или расположенных под ним устройств. Габарит приближения конструкций - предельное, перпендикулярное к продольной оси сооружения очертание пространства, внутрь которого не должны заходить какие-либо элементы конструкций моста или расположенных на нем устройств. Галерея - сооружение, расположенное вплотную к горному склону, перекрывающее расположенную у него горную дорогу, и обеспечивающее пропуск над ней продуктов обвала (снежных лавин, осыпей и камнепадов). Длина моста - расстояние между началом и концом моста, измеренное по его оси. При этом начало моста - первая по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста - последняя по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста. Длина пролетного строения - расстояние между крайними конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его оси. Испытание моста - загружение моста нагрузкой с целью контроля его технического состояния и выявления особенностей его работы и соответствия проектным параметрам и расчетам. Книга мостового сооружения - технический документ, содержащий сведения о сооружении, его грузоподъемности, происшествиях на сооружении, осмотрах и ремонтах мостового полотна, пролетных строений и опор, регуляционных сооружений, обследованиях и испытаниях, мероприятиях по обеспечению безопасности проезда. Мост - сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды. Различают: по назначению: - автодорожный - для автомобилей и пешеходов; - железнодорожный - для железной дороги; - городской - для городских транспортных средств и пешеходов; - пешеходный - для пешеходов; - совмещенный - для пропуска автомобилей и железнодорожных поездов в одном или разных уровнях; - специальный – для пропуска трубопроводов, кабелей и т.п.; по виду применяемых материалов в пролетном строении: деревянный, каменный, бетонный, металлический, железобетонный, сталежелезобетонный; по уровню расположения проезжей части: - с ездой поверху - проезжая часть расположена по верху пролетных строений; - с ездой понизу - проезжая часть расположена на уровне низа пролетных строений; - с ездой посередине - проезжая часть расположена в средней по высоте части пролетного строения; по длине: - малый - длиной более 25 м, но не более 100 м; - большой - длиной более 100 м или если один из пролетов более 60 м; - внеклассный - длиной более 500 м или если один из пролетов более 150 м; по расположению пролетного строения относительно горизонта высоких вод: - высоководный - мост, пролетное строение которого находится над рекой на уровне, обеспечивающем пропуск паводковых вод и ледохода; - низководный - мост, пролетное строение которого затопляется при проходе высоких вод; - подводный - мост, пролетное строение которого располагается под водой на глубине, обеспечивающей движение автомобилей вброд. Подводные мосты применяются с целью обеспечения скрытности их положения и повышения их живучести; по сроку службы: - временный - мост с ограниченным сроком службы; - постоянный - мост, предназначенный для длительной эксплуатации, срок службы которого определяется долговечностью материала конструкции; по статической схеме пролетного строения: балочный, арочный, рамный, вантовый, висячий, комбинированный. Мост арочный - мост, основными несущими элементами пролетных строений которого являются арки или своды. Различают арочные мосты с двухшарнирными, трехшарнирными и бесшарнирными арками (сводами). Мост балочный - мост, пролетное строение которого от вертикальных нагрузок имеет на опорах только вертикальные составляющие опорных реакций. По статической схеме различают: разрезные, температурно-неразрезные, неразрезные и консольные. Мост вантовый - мост, пролетное строение которого состоит из балки жесткости и поддерживающих ее наклонных элементов - вант, закрепленных на пилонах и выполняющих функции упругих опор. Различают: - по восприятию распора (распорные, безраспорные); - по числу плоскостей вант (одна или две); - по взаимному положению вант (" пучок" - радиальное; " арфа" - ярусно-параллельное; " веер" - ярусно-расходящееся; " звезда" - ярусно-сходящееся). Мост висячий - мост, в пролетном строении которого главными несущими элементами служат гибкие кабели, поддерживающие балку жесткости с помощью подвесок и передающие усилия на пилоны. Различают: - безраспорный - висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости; - распорный - висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на анкерные опоры. Мост двухъярусный - мост, по которому движение транспортных средств осуществляется в двух уровнях (ярусах). Мост из арочных дисков - мост, трехшарнирное пролетное строение которого состоит из двух арочных дисков. Мост-канал - мостовое сооружение, предназначенное для пропуска над препятствием (водотоком, дорогой и т.п.) судоходного канала. Мост консольный - мост, пролетное строение которого имеет одно- или двусторонние консоли. Мост многопролетный - мост, имеющий несколько пролетов. Мост наплавной - мост на плавучих опорах или в виде плавучей ленты. Мост однопролетный - мост, не имеющий промежуточных опор. Мост разборный - низководный мост, пролетное строение которого разбирают на период пропуска высоких паводковых вод. Мост разводной - мост, пролетное строение которого или часть его может перемещаться, освобождая пространство для пропуска судов. В зависимости от способа перемещения судоходного пролета различают: - поворотный - мост, у которого пролетное строение поворачивается в горизонтальной плоскости; - подъемный - мост, у которого пролетное строение поднимается в вертикальной плоскости; - раскрывающийся - мост, у которого пролетное строение поворачивается вокруг горизонтальной оси; - раскрывающийся двукрылый - мост, у которого пролетное строение состоит из двух частей (крыльев), поворачивающихся вокруг горизонтальных осей; - откатной - мост, у которого пролетное строение выводится из судоходного пролета путем перемещения в горизонтальном направлении вдоль его оси. Мост рамный - мост, пролетное строение которого жестко связано с опорами и представляет собой раму. Разновидности: - однопролетный бесшарнирный; - однопролетный двухшарнирный; - многопролетный рамно-неразрезной, состоящий из жестко соединенных между собой Т-образных рам (по фасаду); - многопролетный рамно-консольный, состоящий из Т-образных рам (по фасаду), соединенных между собой шарнирами, допускающими угловые перемещения сопрягаемых концов ригелей; - многопролетный рамно-подвесной, состоящий из Т-образных рам (по фасаду), соединенных между собой подвесными пролетными строениями. Мост цепной - висячий мост, главный несущий элемент которого выполнен в виде шарнирной цепи из отдельных фасонных звеньев. Ось моста (ось пролетного строения) - линия, совпадающая с осью проезжей части дороги или разделительной полосы, относительно которой устанавливают положение и конфигурацию моста в плане и профиле. Ось опорная - линия, соединяющая точки опирания пролетного строения на промежуточной опоре или устое. Паром - подвижное устройство, предназначенное для перевозки через водное препятствие наземных транспортных средств и пассажиров. Переход мостовой - комплекс сооружений, используемый для перехода через водоток, состоящий из моста, подходов к нему, берегоукрепительных и регуляционных сооружений. Площадь моста - произведение длины моста на расстояние между перилами в свету. Подход к мосту - участок насыпи земляного полотна дороги, примыкающий к мостовому сооружению и служащий для въезда на мост и съезда с него транспортных средств. Пролет моста - горизонтальное расстояние между смежными опорами. Пролет моста расчетный - горизонтальное расстояние между осями опорных частей, а при отсутствии их - между осями опор или условными точками опирания пролетного строения. Пролетное строение ребристое - пролетное строение, состоящее из тавровых и двутавровых балок. Пролетное строение сборное - пролетное строение, собранное из заранее изготовленных элементов. Различают: сборно-монолитное - пролетное строение выполнено из заранее изготовленных элементов, объединенных монолитной плитой проезжей части; сборно-разборное - пролетное строение собирают из инвентарных элементов, комплект которых может быть использован многократно. Путепровод - мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях. Селедук - мостовое сооружение над горной дорогой, служащее для пропуска по нему селевого потока. Середина моста - геометрическое место точек, равноудаленных от начала и конца моста. Середина пролета - геометрическое место точек, равноудаленных от смежных опорных частей. Скотопрогон - мостовое сооружение или труба, служащие для пропуска скота под дорогой. Сооружение мостовое - сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для перевода транспортного пути или водовода через различные препятствия. К этой группе сооружений относятся: мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, акведуки, мосты-каналы, селедуки. Сооружение регуляционное - сооружение в системе мостового перехода, предназначенное для регулирования водного потока на подходе к мосту и выходе из него с целью предохранения грунта у опор моста и берегов от значительного размыва. Их устраивают в виде струенаправляющих дамб и траверс. Срок службы сооружения - календарная продолжительность от начала эксплуатации мостового сооружения или ее возобновления после реконструкции или ремонта до ее прекращения, в течение которого сооружение удовлетворяет установленным эксплуатационным требованиям. Схема моста - графическое изображение взаимного положения элементов моста с указанием основных размеров пролетных строений и опор, продольных уклонов, геологических данных, а также уровней вод и ледохода. Тоннель автодорожный - подземное или подводное сооружение, предназначенное для устройства автомобильной дороги через толщу земли, горный массив или под водным препятствием. Угол пересечения преграды - острый угол в плане между осью мостового сооружения, трубы или фильтрующей насыпи и осью пересекаемой им преграды или транспортной магистрали. Формула моста - условная запись, характеризующая размеры пролетов и последовательность их размещения в мосту. Ширина моста - расстояние между перилами в свету. Эстакада - мостовое сооружение для пропуска транспортной магистрали на некоторой высоте над поверхностью земли, чтобы пространство под ней могло быть использовано для различных целей, или устраиваемое вместо насыпи на подходах к мостам.
|