![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Материаловедение является фундаментальной наукой прикладного характера, которая представляет собой непрерывно развивающуюся систему знаний о строительных
Материаловедение является фундаментальной наукой прикладного характера, которая представляет собой непрерывно развивающуюся систему знаний о строительных материалах и изделиях. Без достаточных знаний о многочисленных разновидностях строительных материалов, способах их производства и качественных показателях, методах правильного их хранения и использования невозможно проектировать и строить здания и сооружения, реконструировать и ремонтировать их. Цели и задачи дисциплины – дать будущим инженерам – строителям знания и умения, которые помогут правильно выбрать строительные материалы с учетом их технологичности, свойств и технико – экономической эффективности. Дать студенту базовые знания по материалам, необходимым для изучения последующих дисциплин, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией железнодорожного пути, зданий, а также мостов и тоннелей. После изучения дисциплины необходимо знать: v материалы, применяемые в конструкциях железнодорожного пути и его обустройствах, в искусственных сооружениях, а также требования, предъявляемые к материалам, используемых для различных конструкций рельсового пути, мостов, тоннелей, труб и других сооружений железных дорог; v основные технологии производства материалов в процессе строительства, порядок управления качеством материалов и получаемых их них изделий и конструкций на различных этапах строительства, вопросы обеспечения техники безопасности и не нарушения экологии при работе материалами; v способы получения строительного материала, о сырье для его изготовления, технологических схемах производства. После изучения дисциплины необходимо уметь: v выбрать материалы с требуемыми свойствами, применяемые в конструкциях железнодорожного пути и его обустройствах, в искусственных сооружениях; v выбрать основные технологии передела материалов в процессе строительства, порядок управления качеством материалов и получаемых их них изделий и конструкций на различных этапах строительства; v контролировать технику безопасности во время строительных работ и не нарушать экологию при работе материалами. Содержание дисциплины. Учебными планами специальности 290900 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» предусмотрено изучение дисциплины «Материаловедение» студентами третьего курса заочной формы обучения. Изложение основного материала ведется с учетом усвоения студентами следующих дисциплин: «Физика», «Химия», «Сопротивление материалов». Программный материал предусматривает изучение нижеследующих тем: - основные свойства строительных материалов – 1 ч; - минеральные вяжущие вещества – 1 ч; - строительные растворы – 0, 5 ч; - бетоны, строение, свойства, получение – 1 ч; - железобетон (монолитный, сборный) – 1ч; - керамические материалы, искусственные каменные материалы – 1 ч; - металлы и сплавы – 2, 5 ч. Самостоятельная работа и контроль знаний студентов. Для успешного изучения дисциплины «Материаловедение» студенты должны регулярно самостоятельно работать над закреплением и улучшением знаний, полученных на лекционных занятиях, изучать учебную и научную литературу, работать с техническими справочниками и нормативными документами. Перечень тем для самостоятельной работы: 1. Природные каменные материалы, области их применения в железнодорожном строительстве. 2. Органические вяжущие материалы и изделия на их основе. 3. Материалы из древесины, строение древесины, строительно-технические свойства древесины, сортамент древесных материалов. 4. Теплоизоляционные материалы, их классификация, легкие и ячеистые бетоны. 5. Полимерные материалы и изделия, основы их производства. 6. Лакокрасочные материалы, красочные составы. Особое место в самостоятельной работе студентов занимает выполнение контрольной работы и подготовка к выполнению лабораторных работ. Контроль знаний студентов осуществляется на основе тестирования. При сдаче зачета студенты должны продемонстрировать глубокие теоретические знания и практические навыки, полученные при выполнении лабораторных работ. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Строение материала изучают на трех структурах: 1. макроструктура материала – видимое невооруженным глазом; 2. микроструктура – видимое в оптический микроскоп; 3. внутренне строение веществ, изучаемое и методами рентген - структурного анализа. Макроструктура строительных материалов подразделяется на конгломератную, ячеистую, мелкопористую, волокнистую, слоистую, порошкообразную. Микроструктура может быть кристаллическая и аморфная. Внутренне строение определяет свойства материала (прочность, твердость, тугоплавкость и т.д.) Свойствами материала (предмета) называются его особенности, проявляющиеся при взаимной связи с какими-либо явлениями или при процессах взаимодействия с другими материалами (предметами) (Физика минералов. Сборник статей. М., «Мир», 1971. стр. 232). Знание свойств материала неотделимо от всестороннего глубокого изучения свойств химических элементов, различных химических соединений на основе знания химии и физики. Без глубокого знания всего разнообразия свойств нельзя выбрать материал, соответствующий проекту конструкций (сооружений), а следовательно, производить строительные работы высокого качества при минимальной стоимости. Совокупность свойств различных строительных материалов обобщается термином технические свойства. Однако у ряда материалов целесообразно выделить те свойства, неучет которых может вызвать при производстве недопустимое снижение или изменение качества материалов в конструкциях (сооружениях). Такую группу свойств можно определить термином строительные. Строительно-технические свойства материалов условно делят на четыре группы: химические, физические, механические и технологические (табл. 1). Таблица 1
|