![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные факторы размещения машиностроения.
Тема 5. Промышленный потенциал РФ Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования. В его состав входят: 1) топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная); 2) электроэнергетика. Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов (для транспорта сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих единые сети. Россия находится (по данным за 1998 г.) на первом месте в мире по добыче природного газа, занимает третье место по добыче нефти (после США и Саудовской Аравии) и каменного угля (после КНР и США), четвёртое – по производству электроэнергии (после США, КНР и Японии). Около 9/10 запасов минерального топлива и свыше 4/5 гидроэнергии находится в восточных районах. Между тем примерно 4/5 общего количества производимого топлива и энергии потребляется в европейской части страны. Топливная промышленность. По топливным ресурсам Россия занимает первое место в мире. Их структура в региональном разрезе характеризуется большей частью явным преобладанием угля, однако он не везде играет ведущую роль как условие развития топливной базы промышленности. В Западной Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе и Урале первостепенное значение с этой точки зрения имеют нефть и природный газ. К настоящему времени разведанность районов европейской части страны и Западной Сибири достигает 65 - 70 % по нефти и 40 - 45 % - по газу, между тем как Восточная Сибирь и Дальний Восток разведаны только на 6 - 8 %, а шельфы морей - лишь на 1 %. Однако именно на эти труднодоступные регионы приходится около 46 % перспективных и свыше 50 % прогнозных ресурсов нефти и до 80 % природного газа. В 2008 г. в целом по стране добыча нефти составила 488 млн т, естественного газа - 664 млрд м3, в том числе природного - 613 млрд м3 и нефтяного - 51, 5 млрд м3, угля - 329 млн т, в том числе для коксования - 64, 4 млн т. Восточные районы дают около 3/4 всего угля, более 2 / 3 нефти и свыше 9/10 природного газа. Нефтяная промышленность располагает колоссальным природно-ресурсным потенциалом. Россия исключительно богата нефтью. Запасы одной только Западной Сибири составляют 13, 8 млрд т, что сопоставимо с Ираком (13, 2 млрд т), Кувейтом (13, 1 млрд т), ОАЭ (12, 6 млрд т) и Ираном (12, 1 млрд т). До недавнего времени нефтяная промышленность России развивалась весьма динамично. Максимум добычи приходится на 1988 г. - почти 570 млн т, что составляло 20 % мирового итога. Затем в связи с общей кризисной ситуацией в стране добыча нефти стала сокращаться, но с 2000 года уже наблюдался стабильный рост добычи достигший в 2007 году – 491 млн т. Основные ресурсы нефти сосредоточены в Западно-Сибирской нефте-газоносной провинции. Велики запасы Волго-Уральской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций. Нефть найдена и в других районах России: на Северном Кавказе, в Прикаспийской низменности, на о. Сахалин, в шельфовых зонах морей. Континентальный шельф России – крупный резерв для развития нефтяной промышленности. Его площадь составляет 6 млн км2. По прогнозам, примерно 70 % территории шельфа перспективны для поисков нефти и газа. Более всего изучены и освоены ресурсы Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Здесь находятся крупные месторождения: Ромашкинское – в Татарии, Шкаповское и Туймазинское – в Башкирии, Мухановское – в Самарской области, Яринское – в Пермской области и др. Начиная с 1960 г. широко вовлечены в разработку ресурсы Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтяные районы, где находятся такие крупные месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Юганское, Холмогорское, Варьегонское и другие. Открытие многочисленных новых источников жидкого топлива, перераспределение запасов между старыми и новыми районами привели к существенным сдвигам в территориальной организации нефтяной промышленности. В довоенное время основной нефтяной базой России были месторождения Северного Кавказа. Затем эти функции постепенно перешли к Волго-Уральскому району. Теперь на первый план выдвинулась Западная Сибирь. Добыча нефти сосредоточена в трёх важнейших нефтегазоносных провинциях: Западно-Сибирской, Волго-Уральской и Тимано-Печорской. Вместе они дают свыше 9 / 10 всей российской нефти, в том числе на Западно-Сибирскую провинцию приходится более 2 / 3 а на Волго-Уральскую – около 1 / 4 суммарной добычи. За сравнительно короткий период времени (начиная с 1960г.) произошел решительный сдвиг добычи нефти в сторону восточных районов. Теперь они дают 70 % всей нефти, причем 69, 5 % приходится на Западную Сибирь (остальное на Дальний Восток). В европейской части страны основные районы нефтедобычи – Урал (около 14 %) и Поволжье (более 10 %). Относительно мала пока доля Севера (3 %). Основной объём транспортировки нефти осуществляется трубопроводным транспортом. К началу нового века протяжённость магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов достигла 62 тыс. км. Трубопроводы – наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). В 2008 г. они перекачали более 350 млн т нефти и нефтепродуктов, что в 2 раза превосходит их перевозки по железным дорогам. Пропускная способность нефтепровода диаметром 1220 мм составляет 80 - 90 млн т в год при скорости движения потока нефти 10 - 12 км/ч. В своё время формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район обусловил появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих как в западном, так и в восточном (до Прибайкалья) направлении. Международное значение имеет нефтепровод «Дружба» от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белоруссия) и далее в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию и Словакию. Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь «повёрнут» целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут: 1) на запад – Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара; Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса (Украина); Сургут - Новополоцк (Белоруссия); 2) на юг – Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент (Казахстан); 3) на восток – Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти как на запад, так и на восток используются, кроме того, трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Среди других магистральных трубопроводов выделяются: Грозный - Армавир - Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Самара - Новороссийск; Гурьев (Казахстан) - Орск; Мангышлак (Казахстан) - Самара; Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре. По территории России проложен трубопровод для транспортировки нефти Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществлял Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России. Существует проект строительства нефтепровода Ангарск - Китай. Он будет перекачивать ежегодно 25 - 30 млн т нефти, поступающей из Западной Сибири до Ангарска по железной дороге. Развитие сети нефтепроводов стимулирует дальнейшее приближение переработки нефти к местам потребления нефтепродуктов. Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива. В настоящее время насчитывается 28 предприятий по переработке нефти общей мощностью 300 млн т в год и 6 специализированных нефтемаслозаводов. В 2006 г. объём первичной переработки нефти составил 170 млн т. Исторически нефтепереработка в России приобрела «мазутное» направление, поскольку считалось, что мазут станет основным топливом для электроэнергетики. В результате доля топочного мазута составила почти 2 / 5 всех нефтепродуктов. Между тем в США этот уровень в 5 раз ниже. Отечественная промышленность извлекает из сырой нефти только 3 / 5 лёгких фракций, тогда как нефтепереработка США - 9 / 10. Переработка нефти представлена предприятиями двух основных типов: нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и нефтехимическими комбинатами, или предприятиями нефтеоргсинтеза (НОС). В свою очередь, НПЗ различаются по мощности, технологическим схемам и другим признакам. Самые крупные НПЗ (например, Омский, Ярославский, Рязанский) имеют мощность по переработке 18 млн т нефти в год. Считается, что для стабильного обеспечения страны моторным топливом в перспективе необходимы объёмы нефтепереработки на уровне не менее 190 - 220 млн т в год с увеличением глубины переработки нефти до 73 - 75 % к 2003 г. и до 82 - 84 % к концу 2010 г. В процессе развития нефтеперерабатывающая промышленность приблизилась к районам потребления нефтепродуктов. Её предприятия возникли на пути следования сырой нефти по Волге (Волгоград, Саратов, Нижний Новгород, Ярославль), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Орск, Рязань, Москва, Кириши, Омск, Ачинск, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре), а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск). Однако до сих пор значительное количество нефти перерабатывается в местах её добычи: на территории между Волгой и Уралом (Уфа, Салават, Саратов, Самара, Новокуйбышевск, Пермь), в Северном районе (Ухта), на Северном Кавказе (Грозный, Краснодар). Газовая промышленность – самая молодая и быстро прогрессирующая отрасль топливной промышленности России. Она обеспечивает потребителей удобным и дешёвым топливом, служит источником ценного и экономически выгодного сырья для производства синтетических материалов и минеральных удобрений. В 2008 г. добыча естественного газа составила 664 млрд м3, в том числе природного - 614 млрдм3 и попутного нефтяного – 51, 5 млрд м3. В России насчитывается 48 трлн м3, или свыше 2 / 5 мировых разведанных запасов природного газа. Основнаяих масса сосредоточена в Западной Сибири. Потенциальные запасы природного газа в России оцениваются величиной порядка 150 - 160 трлн м3, разведанные по категориям А + В + C1 составляют 44, 8 трлн м3, из них на европейскую часть приходится только 5, 2 трлн м3, или 11, 6 %, а на восточные районы - 30, 6 трлн м3, или 84, 4 %. Запасы на шельфе внутренних морей - около 200 млрд м3, или 0, 5 %. Особенно выделяется Западная Сибирь, где расположены многие крупнейшие месторождения (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и др.). Промышленные запасы природного газа составляют здесь 14 трлн м3, или более 60 % всех ресурсов страны. Велики запасы природного газа в Северном районе (Вуктылское месторождение) и на Урале (Оренбургское месторождение). Ресурсы природного газа обнаружены также в Прикаспийской впадине на территории Нижнего Поволжья. Здесь в последнее время открыт ряд газоконденсатных и нефтяных месторождений. Наиболее значительное – Астраханское газоконденсатное месторождение. Обращает на себя внимание высокая степень территориальной концентрации ресурсов природного газа. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Оренбургское и Медвежье – сосредоточивают около 1/2 всех промышленных запасов. В связи с такой спецификой ресурсов добыча «голубого» топлива отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по условиям эксплуатации месторождениями. Другая особенность заключается в динамичности размещения производства, что можно объяснить быстрым расширением границ распространения выявленных ресурсов природного газа, а также сравнительной лёгкостью и дешевизной вовлечения их в разработку. За короткий срок главные центры по добыче газа переместились из Поволжья и Северного Кавказа на Урал и в Северный район. Затем развернулось массовое вовлечение в оборот ресурсов природного газа Западной Сибири. Произошел заметный сдвиг газовой промышленности в восточные районы. Главной базой страны по добыче природного газа стала Западная Сибирь. Она даёт более 9/10 всего газа в стране. В европейской части формируется новая база по добыче природного газа в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. На основе вовлечения в оборот Оренбургского газоконденсатного месторождения сложился мощный газохимический комплекс. Развернута промышленная эксплуатация месторождений Прикаспийской низменности с целью создания на этой базе крупномасштабного газохимического комплекса. Формируется промышленный узел по добыче и переработке газа и конденсата, а также по производству серы благодаря освоению Астраханского газоконденсатного месторождения. В европейской части России относительно крупная добыча природного газа приходится на Урал (5 % суммарной добычи в стране). Доля других районов невелика: Поволжье - 1 %, Север - 0, 5 % и Северный Кавказ - 0, 5 %. Специфика газовой промышленности состоит в том, что природный газ, в отличие от твёрдого и жидкого топлива, должен сразу направляться непосредственно к потребителям. Поэтому добыча, транспортировка и потребление газа представляют собой тесно связанные друг с другом звенья единого процесса. Подача значительных объёмов газа на всё большие расстояния, особенно в связи с освоением месторождений Западной Сибири, зависит от диаметра и качества труб, а также рабочего давления. У нас впервые в мировой практике были использованы трубы диаметром 1220 и 1420мм, пропускная способность которых при давлении 75 атм достигает соответственно 20 - 22 и 30 - 32 млрд м3 в год. В перспективе предусмотрено строительство газопроводов, диаметр труб которых составит 1620 мм, рабочее давление 120 атм, что позволит увеличить пропускную способность до 66 млрд м3 в год. Для создания таких магистралей потребуются многослойные трубы, обеспечивающие прогресс транспорта природного газа. В настоящее время в основном сложилась Единая система газоснабжения (ЕСГ) страны, включающая сотни разрабатываемых месторождений, разветвлённую сеть газопроводов, компрессорных станций, промысловых установок комплексной подготовки газа, подземных хранилищ газа и других сооружений. В 1998 г. протяжённость магистральных газопроводов достигла 152 тыс. км. Функционируют следующие системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская, многониточная система Сибирь – Центр. Расширение сети газопроводов достигнуто в основном путём освоения месторождений Западной Сибири. В дополнение к четырём магистралям Сибирь - Центр, введённым в эксплуатацию к началу 80-х годов, сооружены ещё пять мощных газопроводов диаметром 1420 мм: Уренгой - Москва, Уренгой - Грязовец, Уренгой - Елец, Уренгой - Петровск, Уренгой - Ужгород (Украина). Начато строительство шести новых мощных газопроводов от Ямбургского месторождения в центральные районы европейской части и до западной границы страны. Рост добычи природного газа в Западной Сибири способствует увеличению его экспорта. В настоящее время функционируют газопроводы, по которым газ поступает в Венгрию, Чехию, Словакию, Польшу, Болгарию и Румынию. Природный газ экспортируется также в Австрию, Германию, Италию, Францию и Финляндию. Действует газопровод экспортного назначения Уренгой - Помары -Ужгород, газопровод «Прогресс» (Ямбург – Западная граница). К настоящему времени проведены все согласования и подписаны все документы о строительстве двух веток газопровода (Северный и Южный поток) в обход Украины. Промышленность потребляет свыше 4 / 5 всего газа (главным образом для энергетических и технологических целей). Остальное количество идёт на удовлетворение коммунальных нужд. Потребление природного газа населением носит в известной мере сезонный характер. Но транспортировка его осуществляется равномерно на протяжении года. В связи с этим большое значение приобретает создание подземных хранилищ газа. Кроме природного газа Россия богата попутным нефтяным газом, территориально связанным с источниками жидкого топлива. Попутный газ представляет собой ценное сырьё для промышленности органического синтеза (в частности, для производства синтетического каучука). Для его переработки создана сеть газобензиновых заводов между Волгой и Уралом (Туймазы, Шкапово, Альметьевск, Отрадное), на Северном Кавказе (Краснодар, Грозный). По сравнению с природным газом применение попутного нефтяного газа ограничено в основном районами добычи. Добыча попутного газа достигла значительной величины. Однако немало этого ценного и дешёвого сырья пока ещё пропадает: сжигается в факелах и выбрасывается в атмосферу. В перспективе степень использования попутного газа должна возрасти до 90 %. Созданы новые газобензиновые заводы в Западной Сибири (Нижневартовск, Правдинск). Всё более заметную роль играет использование газового конденсата. Кроме Оренбургского комплекса функционирует Астраханский комплекс по переработке высокосернистого газа. Для некоторых районов страны одним из резервов газообразного топлива служит газификация угля и сланцев. Подземная газификация угля осуществляется в Кузбассе (Киселёвск) и Подмосковном бассейне (Тула). В Северо-Западном районе производится газификация сланцев. В перспективе намечено освоение новых ресурсов природного газа на п-ове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе о. Сахалин. В частности, на Ямале должна начаться разработка Бованенковского и Харасавейского газовых, Заполярного, Ен-Яхинского и Песцовского газоконденсатных месторождений. Запасы природного газа Ямала оцениваются в 16, 6 трлн м3. Расчёты показывают, что ежегодная добыча может составить здесь около 200 млрд м3. Газ по системе 6-ниточных трубопроводов диаметром по 1 420 мм каждый пойдёт в направлении центральных районов, а дальше - в страны ближнего и дальнего зарубежья. Предполагается, что на западноевропейский рынок будет поступать около 35 млрд м3 газа в год. Не исключен вариант создания на Ямале мощного комплекса предприятий по сжижению газа, который будет поступать к отечественным и зарубежным потребителям при помощи танкеров-метановозов. В европейской части большинство производственных объектов по добыче газа вышли на завершающие стадии разработки месторождений. Однако и здесь имеются ещё значительные резервы. Особый интерес представляет Штокмановское месторождение, расположенное на шельфе Баренцева моря. Его геологические запасы оцениваются в 3 трлн м3, а потенциал ежегодной добычи - в 50 млрд м3. Особенности месторождения - удалённость от материка, большая глубина моря и сложные ледовые условия - вызывают необходимость использования принципиально новых в техническом отношении платформ для добычи. Как и на Ямале, подача газа к потребителям может осуществляться по трубопроводам или в сжиженном виде танкерами. Весьма существенное значение принадлежит международным проектам строительства трубопроводов и экспорта природного газа из России, с одной стороны, в Турцию, с другой - в Китай. «Западный» проект предполагает создание газопровода «Голубой поток» по маршруту Изобильное (Ставропольский край) - Чёрное море - Анкара. Почти 400 км этого газопровода от Джубги до Самсуна ( 1 / 3 общей протяжённости) пройдёт по дну Чёрного моря (на глубине до 2200 м). Ежегодные поставки газа намечено постепенно увеличивать с 8 млрд м3 в 2000 г. до 30 млрд м3 в 2012 г. «Восточный» проект имеет в виду сооружение трубопровода и экспорт газа в Китай на основе освоения гигантского Ковытинского газоконденсатного месторождения (извлекаемые запасы 870 млрд м3) в Иркутской обл. Предполагается, что ежегодно в Китай будет поступать около 20 млрд м3 газа. Угольная промышленность значительно превосходит все остальные отрасли топливной промышленности по численности рабочих и стоимости производственных основных фондов. Общие геологические запасы угля в стране составляют 6421 млрд т, из них кондиционные - 5334 млрд т. Угольные ресурсы дифференцируются по разным признакам, среди которых в первую очередь следует выделить глубину залегания, степень метаморфизма и характер географического распространения. Весьма существенно, что более 1 / 2 запасов расположено на глубине до 300 м, 1/3 - на глубине 300 - 600 м и свыше 1 / 10 - на глубине 600 - 1800 м. Почти 1/2 запасов каменных и 2 / 3 бурых углей находятся в зоне глубин до 300 м. В разных районах запасы по зонам глубин распределяются далеко не одинаково. Ближе всего к поверхности залегают угли Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее глубокое залегание угля характерно для европейской части России. С точки зрения метаморфизма, определяющего качество топлива, его тепловой коэффициент, спекаемость (способность давать металлургический кокс), выход летучих веществ и т. д., на территории страны представлена вся известная гамма углей – от бурых землистых до каменных графитизированных. Господствующими являются каменные угли: они составляют 4395 млрд т, или свыше 2/3 общих запасов. Пропорции между каменными и бурыми углями имеют заметные территориальные различия. В европейской части, например, явно преобладают каменные угли (4/5 всех запасов), на Урале, наоборот, бурых углей гораздо больше, чем каменных, а в Сибири бурых углей в 4 раза меньше по сравнению с каменными. Среди каменных углей 373 млрд т, или около 1 / 10их запасов, приходится на технологическое топливо – коксующиеся угли, основными источниками которых служат Кузнецкий, Печорский и Южно-Якутский бассейны. Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где 2/3 занимают каменные угли, из них свыше 1/5 – коксующиеся. Из общих геологических запасов угля в стране 95 % приходится на восточные районы, в том числе более 60 % – на Сибирь. В целом выявленные ресурсы угля размещены по территории России более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основнаяих масса сосредоточена в нескольких крупнейших бассейнах. Например, Тунгусский (2299 млрд т), Ленский (1647 млрд т), Канско-Ачинский (638 млрд т) и Кузнецкий (637 млрд т) бассейны имеют 4/5общих балансовых запасов угля в стране. На Печорский бассейн (265 млрд т) – самый крупный в европейской части – приходится только 3, 5% балансовых запасов. Среди отраслей ТЭК угольная промышленность находится в наиболее кризисном состоянии. Добыча угля в 2008 г. составила 329 млн т (что практически соответствует максимальному уровню добычи в 1988 г.), из них для коксования – 64, 4 млн т. В целом по стране на уголь приходится только 14 % суммарной добычи минерального топлива. Между тем его доля в топливном балансе мира составляет 28 - 30 %, США и Германии - 55 и 60 % соответственно. Но в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где ресурсы нефти и газа сравнительно ограничены, уголь занимает до 90 % котельно-печного топлива. Тенденция состоит в том, чтобы осуществить структурную перестройку угольной промышленности: снизить издержки на добычу, сократить число бесперспективных предприятий с одновременным увеличением мощностей на действующих эффективных предприятиях и созданием задела на перспективных месторождениях. В развитии угольной промышленности России произошёл явный сдвиг добычи в восточные районы. В настоящее время они дают 4/5 всего угля в стране, характеризуясь значительным преобладанием добычи над потреблением. В европейской части и на Урале, где интенсивность освоения угольных ресурсов много больше, напротив, добыча уступает потреблению. В результате неизбежны массовые железнодорожные перевозки угля в направлении восток - запад, которые в перспективе станут ещё значительнее. Изменения в географии добычи угля шли по двум направлениям. Попутно с созданием угольных баз межрайонного значения широкий размах приобрела добыча местных углей. Это дало возможность вовлечь в разработку новые источники топлива и одновременно приблизить добычу угля к районам его потребления. Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени и подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения. По совокупности этих условий резко выделяются межрайонные угольные базы – Кузнецкий и Печорский бассейны, а также восточная часть Донецкого бассейна, относящаяся к России (Ростовская обл.). К числу формирующихся угольных баз межрайонного значения принадлежат Канско-Ачинский и Южно-Якутский бассейны. Другой важнейший признак бассейнов межрайонного значения (за исключением российской части Донецкого и Канско-Ачинского) – добыча коксующихся углей. В результате каждый из них участвует в создании и развитии металлургических баз России. Особенно велика роль двух «кочегарок» – Кузнецкого и Печорского бассейнов. Печорский бассейн (объём добычи - 18, 5 млн т) – самый крупный по запасам в европейской части страны. В связи с тем, что на территории России осталась только относительно небольшая восточная часть Донбасса (10, 9 млн т) с добычей энергетических углей, в том числе антрацитов, значение Печорского бассейна заметно возросло. Особый интерес представляют здесь коксующиеся угли, на которые приходится ¾ общего объёма добычи. Они сосредоточены в северной части бассейна на Воркутинском и Воргашорском месторождениях, где действует самая мощная угольная шахта в европейской части – Воргашорская. Добыча энергетических углей ведётся главным образом в южной части бассейна на Интинском месторождении. В восточных районах функции главной угольной базы выполняет Кузбасс, который во всех отношениях – по запасам и качеству углей, разнообразию их марочного состава, горно-геологическим условиям, объёмам и технико-экономическим показателям добычи – значительно превосходит Печорский бассейн. Кузбасс отличается наиболее высокой степенью изученности и освоенности среди угольных бассейнов восточных районов России. По масштабам добычи лидирует в стране с большим отрывом. В 2008 г. он дал почти 160 млн т угля, из которых 1/3 добывается открытым способом. В 2008 года здесь было добыто 97, 6 млн т, или около 2/5 всего угля в стране. Добыча в бассейне характеризуется высоким уровнем производственной концентрации. Средняя добыча на одну шахту достигает почти 1, 5 млн т в год. Здесь действует самая крупная в России угольная шахта Распадская (мощность 7, 5 млн т). Ещё значительнее по объёму добычи угольные разрезы, среди которых выделяются Ерунаковский и Томусинский. В северных угленосных районах Кузбасса (Анжеро-Судженском и Кемеровском) добыча осуществляется только подземным способом, в центральных (Бачатском, Веловском, Осиновском, Прокопьевско-Киселевском) и южных (Байдаевском, Распадском, Томусинском) наряду с подземным практикуется и открытый способ. Шахты специализируются на добыче разных марок угля, особенно коксующихся. Для разрезов типична добыча энергетических углей. На ряде шахт бассейна используется прогрессивная технология добычи – гидравлическая, благодаря чему производительность труда возрастает в 1, 5 - 2 раза по сравнению с обычной механической добычей. Открытая добыча угля в России составляет свыше 3/5 общего объёма. В восточных районах она целиком охватила Канско-Ачинский и Южно-Якутский, частично – Кузнецкий и Иркутский бассейны. На территории европейской части открытым способом уголь добывают на месторождениях Урала (Кумертау, Копейск), частично – в Подмосковном бассейне. Освоение угольных ресурсов восточных районов страны создаёт весьма благоприятные предпосылки для развития мощных топливно-энергетических баз как основы промышленных комплексов, специализирующихся на энергоёмких производствах с передачей избытка электроэнергии в европейскую часть. В перспективе продолжится формирование Канско-Ачинского и Южно-Якутского топливно-энергетических комплексов. Канско-Ачинский бассейн обладает потенциальными возможностями открытой добычи только по минимальному варианту долгосрочного прогноза в объёме 250 млн т бурого угля в год. Здесь действуют Ирша-Бородинский и Назаровский разрезы, вошла в строй первая очередь Березовского разреза. Эти разрезы служат базой мощных тепловых электростанций. Сооружается разрез «Бородинский-2». Канско-Ачинский уголь (объём добычи - 34, 4 млн т) – самый дешёвый в стране. Приведённые затраты на его добычу в 2 раза меньше, чем кузнецкого. Однако относительно низкая теплотворная способность ограничивает возможности транспорта углей Канско-Ачинского бассейна на дальние расстояния. Поэтому признано целесообразным использовать их на месте для производства в массовом количестве электроэнергии, а также для энерготехнологической переработки с целью получения транспортабельного твёрдого и синтетического жидкого топлива. Для увеличения добычи угля в восточных районах намечено ускорить освоение ресурсов Южно-Якутского угольного бассейна, который располагает значительными запасами не только энергетического, но и технологического топлива высокого качества. Здесь сооружены крупный Нерюнгринский разрез и одноименная тепловая электростанция. В соответствии с энергетической стратегией России добыча угля будет снижалась вплоть до 2005 г., причём особенно быстро в районах европейской части страны. Увеличение добычи началось в последующее время на разрезах Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов для снабжения прежде всего Сибири и Урала при всё большем замыкании остальных бассейнов и месторождений на обеспечении углём преимущественно местных потребностей. Главным приоритетом в добыче минерального топлива остаётся природный газ, обеспечивающий свыше 1/2 суммарного производства первичных энергоресурсов в стране. Это будет достигнуто за счёт освоения крупнейшего Заполярного месторождения, других крупных месторождений Западной Сибири при максимальном использовании средних и даже мелких месторождений в освоенных газодобывающих районах или расположенных в непосредственной близости от потребителей. Условия теплоснабжения европейской части (вместе с Уралом) и восточных районов весьма различны. Европейская часть потребляет 4/5 всего топлива в стране. Между тем возможности освоения топливных ресурсов и технико-экономические показатели их эксплуатации здесь гораздо хуже по сравнению с восточными районами. Топливоснабжение европейской части долго основывалось главным образом на донецком и печорском углях, а также на местном топливе (уголь худших сортов, торф, сланцы). Сейчас твёрдое топливо в значительной степени заменено природным газом и нефтью (мазутом). Нефть и газ преобладают в топливном балансе Поволжья, Урала и Северного Кавказа, а газ – Центрального и некоторых других районов. В дальнейшем дефицит топлива возрастет ещё больше. Поэтому перспективы топливоснабжения здесь связаны прежде всего с получением дешёвого топлива, особенно природного газа, из восточных районов. Вместе с тем необходимы максимальная мобилизация собственных ресурсов, ограничение масштабов энергоёмких производств и всемерное развитие энергосберегающей технологии. Электроэнергетика. Развитие электроэнергетики России основывается на следующих принципах: 1) концентрация производства электроэнергии путём строительства крупных районных электростанций, использующих дешёвое топливо и гидроэнергоресурсы; 2) комбинированное производство электроэнергии и тепла для теплофикации городов и индустриальных центров; 3) широкое освоение гидроэнергоресурсов с учётом комплексного решения задач электроэнергетики, транспорта, водоснабжения, ирригации и рыбоводства; 4) развитие атомной энергетики, особенно в районах с напряжённым топливно-энергетическим балансом; 5) учёт экологических требований при создании объектов электроэнергетики; 6) создание энергосистем, формирующих единую высоковольтную сеть страны. Электроэнергетика, наряду с газовой промышленностью, принадлежит к отраслям ТЭК, сохранившим стабильность развития. По общему объёму производства электроэнергии Россия уступает США в 4 раза. В то же время она даёт электроэнергии столько, сколько Германия и Великобритания вместе взятые. В 2008 г. производство электроэнергии составило 1040, 4 млрд кВт-ч, в том числе на тепловых электростанциях - 710, гидроэлектростанциях - 167 и атомных электростанциях - 163 млрд кВт - ч. Размещение электроэнергетики в целом зависит от двух основных факторов: топливно-энёргетических ресурсов и потребителей электроэнергии. До появления высоковольтного электронного транспорта электроэнергетика ориентировалась главным образом на потребителей, используя привозное топливо. Зависимость электроэнергетики от размещения основных потребителей сказывается и в настоящее время. Наибольшее количество электроэнергии дают такие развитые в индустриальном отношении районы, как Центральный и Уральский. Однако возможность создания высоковольтных линий значительной протяжённости освобождает электроэнергетику от одностороннего влияния потребительского фактора. Возникли межрайонные связи по «ввозу» и «вывозу» электроэнергии. Возрастает роль топливно-энергетического фактора в размещении электростанций. По степени обеспеченности потенциальными топливно-энергетическими ресурсами все экономические районы можно условно разделить на три группы: 1) с наиболее высокой степенью обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами – Дальний Восток, Восточная Сибирь, а также Западная Сибирь; 2) с относительно высокой степенью обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами – Север и Северный Кавказ; 3) с низкой степенью обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами – центральные районы европейской части, Северо-Запад, Поволжье и Урал. В электроэнергетике сложилась тенденция строительства мощных тепловых электростанций на дешёвом топливе, атомных электростанций, а также экономичных гидроэлектростанций. Более чётким стало разделение труда между районами. Так, в европейской части прирост производства электроэнергии до недавнего времени достигался преимущественно на атомных и гидравлических (в том числе гидроаккумулирующих) электростанциях. Строительство новых конденсационных тепловых электростанций здесь фактически прекращено, но действующие их мощности расширяются в связи с ограничением развития атомной энергетики. Основные в составе электроэнергетики – тепловые электростанции (без атомных). Они производят свыше 2/3 всей электроэнергии. Среди тепловых электростанций можно различать конденсационные (КЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). В свою очередь, по виду используемой энергии имеются установки, работающие на традиционном органическом топливе (уголь, мазут, природный газ, торф), атомные электростанции (АЭС) и геотермические электростанции (ГТЭС). По характеру обслуживания потребителей тепловые электростанции бывают районными – начиная с плана ГОЭЛРО, государственные районные электрические станции (ГРЭС) – и центральными (расположенными вблизи центра энергетических нагрузок). Гидравлические установки представлены гидроэлектростанциями (ГЭС), гидроаккумулирующими электростанциями (ГАЭС) и приливными электростанциями (ПЭС). По признаку взаимодействия все электростанции делятся на системные и изолированные (работающие вне энергосистем). Одна из главных тенденций развития отечественной электроэнергетики – создание мощных тепловых электростанций преимущественно на дешёвом твёрдом топливе. Особенно велико значение угля открытой добычи. Первостепенную роль среди тепловых установок играют конденсационные электростанции (КЭС). Тяготея одновременно к источникам топлива и к местам потребления электроэнергии, они обладают самым широким распространением. Самые крупные тепловые электростанции (по 2 млн кВт и более каждая) расположены в Центральном районе - Конаковская и Костромская ГРЭС, в Поволжье - Заинская ГРЭС, на Урале - Ириклинская, Пермская, Рефтинская и Троицкая ГРЭС, в Западной Сибири - Сургутская ГРЭС, в Восточной Сибири - Назаровская ГРЭС. Особенно выделяются своими размерами такие ГРЭС, как Рефтинская (3, 8 млн кВт) и Костромская (3, 6 млн кВт). Ряд тепловых электростанций действует на углях открытой добычи: Канско-Ачинском –Березовская ГРЭС-1 (проектная мощность 6, 4 млн кВт), Южноякутском – Нерюнгринская ГРЭС, Забайкальском – Харанорская и Гусиноозёрская ГРЭС, а также на попутном газе – Сургутские ГРЭС-1 и 2. Продолжается сооружение новых ГРЭС: Нижневартовской и Уренгойской (Западная Сибирь), Берёзовской-2 (Восточная Сибирь). Ориентация КЭС на топливные базы эффективна при наличии ресурсов дешёвого и нетранспортабельного топлива, например бурого угля открытой добычи (типа канско-ачинского), торфа и сланцев. Топливный вариант размещения характерен и для КЭС, работающих на мазуте. Такого рода электростанции обычно связаны с районами и центрами нефтеперерабатывающей промышленности. В противоположность этому КЭС, использующие высококалорийное топливо, которое выдерживает дальние перевозки, большей частью тяготеют к местам потребления электроэнергии. Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), в отличие от КЭС, привязаны только к потребителям, так как радиус передачи тепла (пара, горячей воды) невелик (максимум – 15 - 20 км). ТЭЦ представляет собой установку по комбинированному производству электроэнергии и тепла, в связи с чем коэффициент полезного использования топлива повышается до 70 % против 30 - 35 % на КЭС. Максимальная мощность ТЭЦ меньше, чем КЭС, но на некоторых из них уже превышен рубеж 1 млн кВт (ТЭЦ-21, 22 и 23 Мосэнерго и Нижнекамская ТЭЦ). В последнее время среди тепловых электростанций появились установки принципиально новых типов: 1) газотурбинные электростанции (ГТ), где вместо паровых действуют газовые турбины на жидком или газообразном топливе, что в основном снимает проблему водоснабжения и тем самым повышает значение дефицитных по воде районов для их размещения; 2) парогазотурбинные установки (ПГУ), в которых тепло отработавших газов используется для подогрева воды с целью получения пара низкого давления в парогенераторах; 3) магнитогидродинамические генераторы (МГД-генераторы) для непосредственного преобразования тепловой энергии в электрическую. Газотурбинные установки действуют или готовятся к вводу в эксплуатацию на Краснодарской и Шатурской ГРЭС, парогазотурбинные – на Невинномысской и Кармановской ГРЭС (800 тыс. кВт), МГД-генераторы – на ТЭЦ-2 Мосэнерго и Рязанской ГРЭС (580 тыс. кВт). Атомные электростанции используют в высшей степени транспортабельное топливо. При расходе 1 кг урана (235 U) выделяется тепло, эквивалентное сжиганию 2, 5 тыс. т лучшего угля. Эта характерная особенность совершенно исключает зависимость АЭС от топливно-энергетического фактора и обеспечивает наибольшую маневренность размещения. Атомные электростанции ориентированы на потребителей, расположенных в районах с напряжённым топливно-энергетическим балансом или там, где выявленные ресурсы минерального топлива и гидроэнергии ограничены. Россия имеет приоритет в мирном использовании атомной энергии. В 1954 г. вступила в строй первая опытная Обнинская АЭС (Центральный район). Сейчас в стране действует 10 атомных электростанций, на которых установлено 34 ядерных реактора суммарной мощностью более 21 млн кВт. По объёму производства электроэнергии на АЭС Россия уступает США, Франции и Японии, причём США - в 2, 5 раза. АЭС были сооружены преимущественно в наиболее густонаселённых районах европейской части. Некоторые из них появились в уязвимых с экологической точки зрения местах, например в верховьях ряда рек. Это вызывает негативное отношение общественности к развитию атомной энергетики, резко усилившееся после чернобыльской аварии. При правильной эксплуатации АЭС – наиболее экологически чистые источники энергии. По сравнению с обычными тепловыми электростанциями они требуют в тысячи раз меньше воздуха для разбавления выбросов (в основном инертных газов) до допустимых концентраций(в расчёте на единицу вырабатываемой электроэнергии). Их функционирование не приводит к возникновению «парникового» эффекта, который является главным образом следствием массового использования органического топлива (угля, нефти, газа), особенно на тепловых электростанциях. У нас в стране на долю АЭС приходится немногим более 1/10, тогда как в США - 1/5, ФРГ - свыше 1 / 3, а во Франции - более 2 / 3 общего количества производимой электроэнергии. На территории европейской части страны действуют мощные АЭС; в Центральном районе – Калининская (2 млн кВт) и Смоленская (3 млн кВт), в Центрально-Черноземном районе – Нововоронежская (2, 5 млн кВт) и Курская (4 млн кВт), на Северо-Западе – Ленинградская (4 млн кВт), на Севере – Кольская (1, 8 млн кВт), в Поволжье – Балаковская (3 млн кВт), на Урале – Белоярская (860 тыс. кВт), на Юге – Волгодонская (1, 8 млн кВт). В восточных районах сооружена Билибинская АТЭЦ. Почти вся атомная энергетика в настоящее время использует реакторы на медленных нейтронах. Первая в России атомная электростанция с реактором на быстрых нейтронах (БН) действует на Урале – Белоярская АЭС, с реактором мощностью 600 тыс. кВт (БН-600). На АЭС нашей страны применяются реакторы в основном двух типов: водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР) мощностью по 440 и 1000 тыс. кВт (ВВЭР-440 и ВВЭР-1000) и реакторы большой мощности, канальные (РБМК) мощностью по 1000 тыс. кВт (РБМК-1000). Всего действуют 6 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (первый из них был установлен на Нововоронежской АЭС) и 11 энергоблоков с реакторами РБМК-1000, которыми оснащены Ленинградская, Курская и Смоленская АЭС. После чернобыльской аварии намечен вывод из эксплуатации реакторов РБМК с заменойих более безопасными. Геотермические электростанции, в основе работы которых лежит освоение глубинного тепла земных недр, принципиально напоминают ТЭЦ, но в противоположность последним связаны не с потребителями, а с источниками энергии. В России первая ГТЭС – Паужетская (11 тыс. кВт) – сооружена на Камчатке. Там же начато строительство Мутновской ГТЭС (150 - 200 тыс. кВт). Гидроэлектростанции – весьма эффективные источники электроэнергии. Они используют возобновимые ресурсы, что позволяет сокращать перевозки и экономить минеральное топливо (на кВт - ч расходуется около 0, 4 кг условного топлива), обладают простотой управления и очень высоким коэффициентом полезного действия (более 80 %). По этим причинам гидроэлектростанции производят электроэнергию более дешёвую, чем тепловые установки; её себестоимость в 5 - 6 раз ниже. Характер реки, её режим и другие условия определяют тип ГЭС. В горных районах, например, обычно встречаются высоконапорные гидроэлектростанции, иногда деривационного типа, т.е. с отводными каналами (или трубами) более крутого уклона, чем в реке, что создаёт необходимое падение. На равнинных реках действуют только приплотинные (а такжеих разновидность – совмещённые) ГЭС с меньшим напором, но с гораздо более значительным расходом воды. В России самые мощные ГЭС созданы на Волге и Каме, Ангаре и Енисее, Оби и Иртыше и других преимущественно равнинных реках. Здесь формируются крупнейшие в мире гидроэнергетические каскады. В составе Волжско-Камского каскада действуют такие мощные гидроэлектростанции, как Самарская (2, 5 млн кВт), Волгоградская (2, 3 млн кВт), Саратовская (1, 4 млн кВт), Чебоксарская (1, 4 млн кВт), Боткинская (1 млн кВт) и др. общей мощностью 11, 5 млн кВт. Волжско-Камский и другие каскады гидроэлектростанций на реках европейской части страны находятся в пределах районов с огромным промышленным потенциалом, и их значение состоит прежде всего в том, чтобы свести к минимуму имеющийся здесь дефицит электроэнергии. Однако массовое строительство ГЭС на равнинных реках в европейской части повлекло за собой ряд негативных явлений, связанных главным образом с возникновением крупных водохранилищ, что сопровождалось изъятием из сельскохозяйственного оборота ценных земель, переносом населённых пунктов, нарушением экологического равновесия. Гидроэлектростанции восточных районов призваны играть пионерную роль в развитии производительных сил. На их основе формируются промышленные комплексы, специализирующиеся на энергоёмких производствах. В восточных районах, особенно в Сибири, сосредоточены наиболее эффективные по технико-экономическим показателям ресурсы гидроэнергии. Об этом можно судить на примере Ангаро-Енисейского каскада, в составе которого находятся самые крупные в стране гидроэлектростанции: Саяно-Шушенская (6, 4 млн кВт), Красноярская (6 млн кВт), Братская (4, 6 млн кВт), Усть-Илимская (4, 3 млн кВт). Сооружается Богучанская ГЭС (4 млн кВт). Общая мощность каскада в настоящее время – около 22 млн кВт. Гидроаккумулирующие электростанции способны успешно решать: «проблему пика», обеспечивая необходимую маневренность в использовании мощностей энергетических систем. ГАЭС как источники пиковой, мощности независимы от естественных колебаний речного стока. Кроме того, в отличие от ГЭС, их строительство вызывает значительно меньшее затопление земельных площадей под водохранилища. В эксплуатацию введена Загорская ГАЭС (1, 2 млн кВт). Развёрнуто строительство Центральной ГАЭС (3, 6 млн кВт). Приливные электростанции используют энергию напора, который создаётся между морем и отсеченным от него заливом (бассейном) во время прилива (и в обратном направлении при отливе). В настоящее время в России действует опытная Кислогубская ПЭС (1, 2 тыс. кВт) у северного побережья Кольского п-ова, разрабатываются проекты Лумбовской (320 тыс. кВт) на побережье Кольского п-ова с отсечением залива площадью 70 км2, Мезенской (1, 3 млн кВт) и Кулойской (0, 5 млн кВт), бассейны которых будут образованы плотинами в Мезенской губе Белого моря, и, наконец. Беломорской ПЭС (14 млн кВт) с гигантской плотиной, отсекающей всю мелководную часть Мезенской губы. Изучается вопрос о строительстве Тугурской ПЭС (8 млн кВт) в заливе Охотского моря. Важнейшая тенденция развития электроэнергетики – объединение электростанций в энергосистемах, которые осуществляют производство, передачу и распределение электроэнергии между потребителями. Энергосистема представляет собой взаимообусловленное (в пределах той или иной территории) сочетание электростанций разных типов, работающих на общую нагрузку. При совместной работе в энергосистеме для каждой электростанции имеется возможность выбрать наиболее экономичный режим нагрузки, который соответствует её особенностям. Например, мощные КЭС и АЭС ориентированы в основном на покрытие базисной нагрузки, действуя в относительно постоянном режиме. Отчасти эти функции выполняют ГЭС (без регулирования) и ТЭЦ (в зимний период, когда графики потребления тепла и электроэнергии совпадают). Пиковую нагрузку обычно принимают на себя ГЭС, и особенно ГАЭС, отличающиеся значительной маневренностью в производстве электроэнергии. В энергосистемах, которые распространяют своё влияние на районы с разным поясным временем, а также с неодинаковой продолжительностью светового дня, достигается возможность широко маневрировать производством электроэнергии как во времени, так и в пространстве. Несовпадение пиковых нагрузок в отдельных частях подобных энергосистем позволяет по мере надобности перебрасывать электроэнергию во встречных направлениях с запада на восток и с севера на юг. Отечественная практика освоила самые высокие в мире напряжения для массовых передач электроэнергии как переменного (500 кВ и больше), так и постоянного (800 кВ и больше) тока. К началу 90-х годов протяжённость всех электросетей составила 1 млн км, в том числе на высоковольтные магистрали (более 400 кВ) приходилось 50 тыс. км. В настоящее время функционирует Единая энергетическая система (ЕЭС) России. В её состав входят многочисленные электростанции европейской части и Сибири, которые работают параллельно, в едином режиме, сосредоточивая более 4/5 суммарной мощности электростанций страны. В прошлом имелось несколько объединённых энергетических систем (ОЭС), наиболее мощные из них – Центральная, Уральская и Сибирская. Теперь энергетические системы организованы практически в каждом субъекте Российской Федерации. Электростанции европейской части страны объединены такими высоковольтными магистралями, как Самара - Москва (500 кВ), Самара - Челябинск, Волгоград - Москва (500 кВ), Волгоград - Донбасс (800 кВ постоянного тока), Москва - Санкт-Петербург (750 кВ). В европейской части действуют многочисленные тепловые электростанции (КЭС и ТЭЦ) на донецком угле, местном топливе (подмосковных, уральских и других углях, сланцах, торфе), природном газе и мазуте, а также атомные электростанции. Немалая роль принадлежит гидроэлектростанциям, покрывающим пиковые нагрузки крупных промышленных районов и узлов. Формирование ЕЭС европейской части окончательно завершено. Для Сибири характерна примерно одинаковая роль тепловых и гидравлических установок. Мощные тепловые электростанции на углях открытой добычи Канско-Ачинского, Иркутского, Кузнецкого бассейнов и уникальные гидравлические установки Ангаро-Енисейского каскада связаны между собой высоковольтной магистралью Иркутск - Братск - Красноярск – Кузбасс (500 кВ). По размерам и технико-экономическим показателям использования топливно-энергетических ресурсов в перспективе эта энергетическая система не будет иметь себе равных в мире. На Дальнем Востоке до недавнего времени действовали только тепловые электростанции преимущественно на местных углях. Теперь появились гидравлические установки. За пределами ЕЭС страны пока остались изолированно работающие электростанции Дальнего Востока. Дальнейшее её развитие обусловлено прежде всего усилением связи в направлении Сибирь – Центр на основе формирования Канско-Ачинского и других топливно-энергетических комплексов. Результат развития рыночных отношений в электроэнергетике – акционирование региональных государственных энергосистем и создание Российского акционерного общества энергетики и электрификации – РАО «ЕЭС России», на которое приходится 220 млн кВт установленной мощности. В отличие от этого атомная энергетика представляет собой государственную собственность. Структура машиностроения. В структурном отношении машиностроение на следующие группы отраслей: 1. Тяжёлое машиностроение включает производство металлургического, горного и подъёмно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоёмких и крупногабаритных изделий. Для тяжёлого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка – механическая обработка – сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления. 2. Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей – транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме лёгкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения). 3. Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям технологического процесса, с широким развитием кооперирования и разнообразными вариантами размещения производства. 4.Группа отраслей попроизводству точных машин, механизмов, приборов и инструмента, где технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, требующим квалифицированного труда, приурочена к районам высокой технической культуры. Особенно велико значение центров, где ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В целом эта группа отраслей машиностроительного комплекса выделяется наименьшей металлоёмкостью и наибольшей трудоёмкостью. Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по выпуску радиоприемников и телевизоров, возникли в Центральном районе (Москва, Александров), на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Центральночернозёмном (Воронеж) и в других районах. Производство вычислительной техники сосредоточено также в центрах высокой технической культуры (Москва, Санкт-Петербург и др.). Приборостроение в настоящее время ориентировано на ускоренное изготовление систем промышленной автоматики на базе электроники, прежде всего для управления технологическими процессами. 5. Производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок – с источниками сырья. Основные факторы размещения машиностроения. Наукоёмкость. Современное машиностроение немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Военно-стратегический фактор. Предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учётом интересов национальной безопасности, как правило, они удалены от границ, сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен. Трудоёмкость (большие затраты труда и высокая квалификация используемого труда). Выпуск машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с большой концентрацией населения. Необходимы высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Металлоёмкость. Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому приближение металлоёмких отраслей к металлургическим базам уменьшает затраты на доставку сырья. Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще производить их на специализированных предприятиях, устанавливающих связи по кооперации. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Это позволяет создавать заводы-филиалы в малых и средних городах. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин или их деталей осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях. Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения потребляется повсеместно. Многие его предприятия расположены в районах потребления: так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых в Ростове-на-Дону. Формирования машиностроительного комплекса и его география носит следующий вид. Тяжёлое машиностроение, потребляющее много металла, но отличающееся невысокой трудо- и энергоёмкостью, тяготеет к металлургическим базам страны. Заводы тяжёлого машиностроения сконцентрированы на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Орск, Копейск, Нижний Тагил, Пермь, Миасс и др.). Горношахтное оборудование выпускается в Кузбассе (Новокузнецк, Киселёвск, Прокопьевск, Анжеро-Судженск и др.). Отдельные предприятия находятся в Электростали, Красноярске, Черемхово, Сызрани и т.д. Продукция энергетического машиностроения – разнообразные турбины и генераторы к турбинам, мощные паровые котлы, крупные электромашины, дизели, трансформаторы и электродвигатели. Крупнейшие центры отрасли – Санкт-Петербург, Таганрог, Белгород, Бийск, Подольск, Новосибирск и др. Волгодонский завод «Атоммаш» специализирован на выпуске атомных реакторов для АЭС. Размещение станкостроения и инструментальной промышленности носит довольно дисперсный, т. е. распыленный характер. Производством станков выделяются Урал (Уфа, Челябинск), Центр (Москва, Коломна, Иваново и др.), Поволжье (Самара, Ульяновск и др.), Северо-Запад (Санкт-Петербург) и т.д. В последние годы стали выпускаться станции с программным управлением (ЧПУ), типа «обрабатывающий центр» и др. Однако производство металлорежущих станков в России уменьшилось с 97, 9 тыс. штук в 1985 году до 8, 2 тыс. штук в 1999 году, т. е. в 12 раз. Автомобильная промышленность использует лучшие технологии, новейшие материалы и интегрирует передовые достижения науки, которые затем передаются в другие отрасли хозяйства. Автомобилестроение потребляет в больших объёмах металлопрокат, топливо, продукцию химико-лесного комплекса и т.д. Для этой отрасли характерно развитие подетальной специализации и кооперирование (например, «АвтоВАЗ» имеет связи по кооперации с 600 предприятий России и стран СНГ). Автомобилестроение в последние десятилетия переместилось из Центральной России (Москва, Нижний Новгород, Ликино, Павлово-на-Оке и др.) в Поволжье (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск). Крупнейшим национальным производителем легковых автомобилей (всего их в 2008 году произведено в России 1470 тыс. штук) является АО «АвтоВАЗ» в г. Тольятти, обеспечивающее 75 % их общероссийского производства, грузовых автомобилей (всего в 2008 г. в России произведено 256 тыс. штук) – АО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде - 66 %. Кроме того, автомобильные заводы находятся на Урале (Ижевск, Миасс). В настоящее время совместно с иностранными фирмами («ФИАТ», «Дженерал Моторз», «Мерседес», «Пежо», «Тойота» и др.) строятся автосборочные предприятия в Таганроге, Нижнем Новгороде, Елабуге, Голицыне и других городах страны. В авиационной промышленности России, состоящей из 335 предприятий и научных учреждений и создавшей для военно-промышленного комплекса плеяду боевых машин (МиГ-29 и МиГ-31, Су-27 и Су-37), предполагается создать пять корпораций, которые будут производить не более 5-6 моделей самолётов. Крупные авиационные заводы находятся в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Ульяновске, Воронеже, Иркутске, Таганроге и т.д. Вертолётостроение развито в Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Арсеньеве. Судостроительные заводы расположены на побережье морей (Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Северодвинск, Астрахань, Мурманск и др.). Речное судостроение тяготеет к крупным речным бассейнам (Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и др.). Тепловозо -, электровозо- и вагоностроение тяготеет к металлургическим центрам страны, так как оно отличается большой материалоёмкостью. Электровозы производят в Новочеркасске, тепловозы - в Коломне, Брянске, Людиново, Муроме, вагоны - в Твери, Нижнем Тагиле, Санкт-Петербурге, Алтайске, Абакане и др. Городской электротранспорт производят в Энгельсе (троллейбусы) и Усть-Катаве Челябинской области (трамваи). Важное место имеют предприятия выпускающие оборудование для дорожно-строительного производства. Среди крупных предприятий этой отрасли следует назвать заводы в Донецке, Коврове, Чебоксарах. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение размещается в районах развитого сельского хозяйства, так как продукция отличается невысокой транспортабельностью. Зерноуборочные комбайны выпускаются в Ростове-на-Дону и Красноярске, картофелеуборочные - в Рязани, льноуборочные - в Бежецке и Люберцах, разнообразная сельскохозяйственная техника - в Туле, Белой Калитве, Биробиджане и др. Крупные тракторные заводы расположены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Владимире, Челябинске, Петрозаводске, Чебоксарах, Рубцовске, Липецке. Выпуск тракторов уменьшился с 261 тыс. штук в 1985 году до 17, 8 тыс. штук в 208 году, комбайнов - со 112 тыс. до 8, 9 тыс. штук. Важной проблемой машиностроительного комплекса России является конверсия оборонных заводов. Так, авиационные предприятия приступили к выпуску гражданской техники, судостроительные заводы - платформ для добычи нефти и газа на шельфе (Северодвинск), заводы в Коврове и Азове - швейных машин и т.д. Чёрная металлургия. Роль и значение чёрной металлургии определяются в первую очередь тем, что она служит фундаментом для развития машиностроения. Чёрная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела. В её состав входят: добыча, обогащение и агломерация железных, марганцевых и хромитовых руд; производство чугуна, доменных ферросплавов, стали и проката; производство электроферросплавов; вторичный передел чёрных металлов; коксование угля; производство огнеупоров; добыча вспомогательных материалов (флюсовых известняков, магнезита и др.); выпуск металлургических изделий производственного назначения. В этом комплексе стержнем служит собственно металлургический передел (чугун - сталь - прокат). Остальные производства - смежные, сопутствующие. Россия по выплавке чёрных металлов в конце 80-х годов занимала второе место в мире после Японии. Затем произошел спад производства в связи с общей кризисной ситуацией. В результате по выплавке чугуна и стали Россия теперь на четвёртом месте в мире после Китая, Японии и США, по добыче железной руды - на втором, уступая Китаю. В 2008 г. Россия дала 48, 3 млн т чугуна, 68, 7 млн т стали, 56, 7 млн т готового проката, 7, 8 млн т стальных труб. Добыча железной руды составила 100 млн т, а производство кокса - 64, 4 млн т. Для чёрной металлургии, включающей несколько переделов, особенно актуально совершенствование технологической структуры производства. Россия, где чёрная металлургия исторически играла приоритетную роль, заметно отстала за последнее время от США и Японии в перестройке технологической структуры. Это тем более важно учитывать, потому что металлургическое производство именно в силу специфики технологии обладает значительной инерционностью. В Японии, например, из общего объёма выплавки стали свыше 2/3приходится на кислородно-конвертерную и около 1/3 - на электросталь, а мартеновский способ давно уже прекратил своё существование. Между тем у нас он до сих пор ещё сохранился, хотя на электросталь и кислородно-конвертерную сталь приходится теперь не менее 2/3 общего объёма производства. Исключительно важно освоение в промышленных масштабах технологии получения железа из руд методом прямого восстановления. На территории Курской магнитной аномалии (КМА) в настоящее время уже действует Оскольский электрометаллургический комбинат, проектная мощность которого 5 млн т металлизованных окатышей и 2, 7 млн т проката в год. По уровню концентрации производства чёрных металлов Россия опередила многие промышленно развитые страны, в том числе США. Свыше 3/4 чугуна и 2/3 стали, примерно 3/5 проката выпускается у нас предприятиями с ежегодной производительностью более 3 млн т каждое. На восьми самых крупных предприятиях – Магнитогорском, Нижнетагильском, Челябинском и Орско-Халиловском (Урал), Череповецком (Север), Новолипецком (Центрально-Чернозёмный район), Западно-Сибирском и Кузнецком (Западная Сибирь) комбинатах – производится 9/10 всего чугуна, свыше 4/5 стали (в том числе вся конвертерная и более 4/5 разливаемой на МНЛЗ) и свыше 4/5 – проката. Эти предприятия перерабатывают более 9/10 железной руды и 2/5 вторичного сырья. Характерно также сильно развитое производственное комбинирование. Особенно большую выгоду даёт комбинирование металлургического пере
|