Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г) сыновнеродственные, вторая группа 2 страница






Слово «рай» (paradise) следует понимать в буквальном смысле греческого слова & #961; & #955; & #961; & #955; & #948; & #949; & #953; & #948; & #959; & #948;, которое является транслитерацией персидского слова, обозначающего саванную – территорию специально предназначенную для охоты и окруженную границей: земли эти принадлежали правящему меньшинству и искусственно сохранялись в девственном состоянии; в древности же это были угодья для примитивной охоты.

 

[прим33]

 

Британские солдаты в первую мировую войну называли их «перепончатые ноги».

 

[прим34]

 

Spinden H.J. Ancient Civilization of Mexico and Central America. N.Y. 1917, p. 65.

 

[прим35]

 

Means P. A. Ancient Civilizations of the Andes. London, 1931, p. 415.

 

[прим36]

 

Свидетельство относительно строения черепа кажется двусмысленным, поскольку «долихокефалия» – это признак, который средиземноморская разновидность белой расы разделяет с нордической разновидностью. Специфические отличия двух разновидностей представлены пигментацией, а не формой черепа. Таким образом, с аналитической точки зрения всякий «долихокефальный» черен можно атрибутировать при отсутствии сведений относительно пигментации как средиземноморскому, так и нордическому типу. Однако географические и исторические уточнения позволяют сделать вывод, что «долихокефальные» аборигены Крита были не мигрантами из Афразийской степи, а нордическими мигрангами из Евразийской степи.

 

[прим37]

 

& #967; & #945; & #955; & #949; & #960; ' & #945; & #964; ' & #954; & #945; & #955; ' & #945; – полные паруса (греч.) *.

*& #967; & #945; & #955; & #949; & #960; & #945; & #964; & #945; & #967; & #945; & #955; & #945; буквально значит «тяжело нагруженные корабли».

 

[прим38]

 

Pseudo-Xenophontes. Der Aphinische Staat. Leipzig, 1913, Cap. 2.

 

[прим39]

 

Юм Д. Соч. т. 2. М., 1965, с. 650.

 

[прим40]

 

Olrik A. Viking Civilisation. London, 1930. pp. 177- 178.

 

[прим41]

 

Phillpotts В. S. The Elder Edda. Cambridge, 1920, p. 207.

 

[прим42]

 

Diodorus of Aggrium. A Library of Universal History, vol. XII. London. 1929, ch. 1 – 2.

 

[прим43]

 

Слово «казак» дано здесь в трактовке их номадических противников. Это тюркское слово означало людей, которые живут в степи, но за границами организованного номадического общества: грязные отбросы, не признающие власть законных владык степи, мародеры, ворующие скот у кочевников.

 

[прим44]

 

Название «Австрия-Нейстрия» говорит само за себя. «Австрия» – это новое название для новой общественной системы, возникшей на почве разрушенного государства – преемника на восточном, то есть континентальном, форпосте. «Нейстрия» означает «не Австрия», то есть те остатки империи, которые оказались вне пределов нового общества.

 

[прим45]

 

SteensbyH. P. An Antropological Study of the Origin of the Eskimo Culture, Copenhagen, 1916, p. 205.

 

[прим46]

 

Ibid., р. 156

 

[прим47]

 

PumpellyR. Explorations in Turkestan: Expedition of 1903. Carnegie Institution Publications. No 26. Washington, D. C., 1905, vol. I, p. XXVIII.

 

[прим48]

 

LybyerA.Н. The Government of The Ottoman Empire in the Time of Suleiman the Magnificent. Cambridge, Mass., 1913, p. 36.

 

[прим49]

 

LybyerA.H.Op.cit., p.57-58.

 

[прим50]

 

Gislenii Busbecqii A. Omnia qual Extant. Leyden, 1633. p. 59 – 62.

 

[прим51]

 

Некоторое имущественное неравенство между различными спартиатами имело место, несмотря на эквивалентность общественных наделов, потому что на более старых территориях Спарты, где, земля принадлежала спартанским гражданам еще до захвата Мессении, существовала частная собственность, и, если показывали при этом успехи, им открывалась дорога наверх.

 

[прим52]

 

Huxley J.S. The Individual in the Animal Kingdom. Cambridge, 1912, pp. 131-132.

 

[прим53]

 

Bergson Н. Les Deux Sources de la Morale et de la Religion. Paris. 1932, pp. 180 – 181.

 

[прим54]

 

Ibid. p. 55.

 

[прим55]

 

Eliot Ch. Hinduism and Buddhism, vol. 1. London, 1921, pp. XII–XIII.

 

[прим56]

 

Мires J. L. The Cambridge Ancient History, vol. I. Cambridge. 1924, pp. 1-2.

 

[прим57]

 

Carr-Saunders A.M. The Population Problem. Oxford, 1922, рр. 116- 117.

 

[прим58]

 

Bergson Н. Ор. cit., р. 189.

 

[прим59]

 

Spengler О. Untergang des Abendlandes. Bd. Berlin. 1920, S. 318 – 320.

 

[прим60]

 

Demolins Е. Comment la Route Cree le Type Social, vol. II, Paris, 1918.

 

[прим61]

 

См.: Wells H. G. The Outline of History. London, Cassel, 1920.

 

[прим62]

 

Siegfried A. England's Crisis. London. 1931, pp. 125 – 126.

 

[прим63]

 

До бесконечности (лат.).

 

[прим64]

 

Smuts J. Op. cit., pp. 253-254.

 

[прим65]

 

Bergson Н. Ор. cit. р. 22.

 

[прим66]

 

см.: Smuts J. Ор. cit., р. 335.

 

[прим67]

 

Bergson Н. Ор. cit., р. 333.

 

[прим68]

 

Smuts J. Ор. cit., р. 306.

 

[прим69]

 

Ibid., р. 305.

 

[прим70]

 

Smuts J. Ор. cit., р. 336.

 

[прим71]

 

Bcrgson Н. Ор. cit., р. 96.

 

[прим72]

 

Bergson Н. Ор. cit., pp. 74. 181.

 

[прим73]

 

Wells H.G. Democracy and Revision. London. 1927. p. 42.

 

[прим74]

 

Bergson H.Op.cit., р. 181.

 

[прим75]

 

Ibid., р. 99.

 

[прим76]

 

Трансференция (traпsfеrепсе) (англ.) передача, перенесение. Здесь – перенос результатов духовной работы личности в сферу внешних социокультурных отношений.

 

[прим77]

 

Ibn Haldun. Mlikaddamat. vol. II. Paris. 1863 1868. p. 437.

 

[прим78]

 

Bergson Н. Ор. cit., pp. 235-236.

 

[прим79]

 

Гоббс Т. Левиафан. М., 1936, с. 115.

 

[прим80]

 

Ibn Haldun. Ор. cit., vol. I, p. 28.

 

[прим81]

 

Ibп Haldun. Ор. cit, vol I, pp. 62-68.

 

[прим82]

 

Davis N. W. С. Medieval Eurоре. London, р. 6.

 

[прим83]

 

Spengler О. Ор. cit. р. 322.

 

[прим84]

 

Eliot Ch. Ор. cit., vol. 1. pp. XII–XIV.

 

[прим85]

 

см.: Heitland W.E. Agricola. Cambridge, 1921, p. 308.

 

[прим86]

 

Moore P. Sims. Myths and Men. Revised ed. London. M tiller. 1968, p. 224.

 

[прим87]

 

Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М. 1923, с. 121-122.

 

[прим88]

 

См.: Eliade М. La Mythe de l'Eternel Retour. Paris, Gallimard, 1949, P. 131-132.

 

[прим89]

 

Марк Аврелий Антонин. Размышления. IX, 28. – Л. 1985, с. 53.

 

[прим90]

 

Ницше Ф. Собр. соч., т. 1, М., с. 243-244.

 

[прим91]

 

Griaule M. Dieterlen G. The Dogon. In: Daryll Forde C. (ed.) African Worlds. London. Oxford, 1954, p. 84.

 

[прим92]

 

Volney С. Les Ruines-Oeuvres Completes. Paris, Dido, 1860, pp. 12 – 13.

 

[прим93]

 

Цит. по: Brown P. Augustine of Hippo. London, Faber and Faber, 1967, p. 85.

 

[прим94]

 

Davidson B. The Africans. London, Longmans, 1969, p. 147.

 

[прим95]

 

Arnold М. Culture and Anarchy. London. Murray, 1869, pp. 13-14.

 

[прим96]

 

Bergson H.Op.cit.p.251.

 

[прим97]

 

Имеется в виду несторианская и монофизитская реакции в Месопотамии, Сирии и Египте против официального католического христианства империи.

 

[прим98]

 

Redivivum – построенная из старых, бывших в употреблении материалов (лат.).

 

[прим99]

 

Западные университеты обязаны своей свободой тому, что они находились под эгидой и защитой Папства, а не местного правителя или местного епископа.

 

[прим100]

 

«Палингенесия» – греческое слово, которое дважды встречается в Новом завете (Матф. 19, 28, и Тит 3, 5) и которое в обоих случаях переводится английским словом «regeneration» в значении «внутреннее возрождение».

 

[прим101]

 

Греческое слово & #945; & #960; & #945; & #952; & #949; & #953; & #945; («апатейя») следует отличать от однокоренного ему слова «апатия», так как последнее обозначает потерю «чувственности», тогда как «неуязвимость» – это определенное духовное состояние, для которого характерна героическая суровость, и оно требует весьма интенсивной тренировки.

 

[прим102]

 

Cary M.A. History of the Greek World from 323 to 140 В.С. 1932, р.352 – 353.

 

[прим103]

 

More Р.Е. Platonism. Princeton, 1926, р. 238- 239.

 

[прим104]

 

Vetius Valens. Antologiae. Berlin, 1908, S. 219 – 221, 240. 246.

 

[прим105]

 

см.: Diehl Ch. The Roman Society from Nero to Markus. London, 1905.

 

[прим106]

 

Turner Т.J. The Frontier in American History. N.Y. 1921. pp. 3-4.

 

[прим107]

 

Diehl Ch. Ор. cit. р. 391.

 

[прим108]

 

Diehl Ch. Op. cit.

 

[прим109]

 

см.: Meyer Е. Geschichte des Altertums, in 5 Bd. 1884-1902.

 

[прим110]

 

В сознании израильтян это свойство «жизни» или «существования» в Боге, веру в которого они унаследовали от своих предков, стало настолько неясным, что постепенно истинная этимология Его имени стерлась, хотя первоначально она отражала Его сущность. Имя Яхве восходит, по всей видимости, к Яхо или Яху. так как именно этот корень встречается в сложных именах собственных, причем не только древнееврейских, но и в некоторых неизраильских именах, датируемых более ранними периодами*.

*Этимология имени Яхве спорна. Традиционное толкование исходит из самоопределения – «Я есмь сущий» (Исх. 3. 14) – с употреблением глагола hwh – «быть», «жить». Существует предположение о том, что зафиксированный в финикийских надписях бог Йево (Яхо, Йао) был верховным (но не монотеистическим) богом кочевых и оседлых племен Ханаана.

 

[прим111]

 

В ноябре 1938 г., Когда писались эти строки, немецкие национал-социалисты уже провозгласили культ Крови и Земли и развернули в Германии широкую кампанию звериного антисемитизма.

 

[прим112]

 

Warde-FowlerW. The Religious Experience of the Roman People. London, 1911, p. 428-429.

 

[прим113]

 

Марк Аврелий Антонин. Размышления. VII. 23. Л. 1985. с. 38.

 

[прим114]

 

Meyer E. Geschichte des altertums. Bd. III. Stuttgart. 1901. S. 173-174.

 

[прим115]

 

Thomas E.G. The History of Buddhist Thought. London, 1933, p. 62.

 

[прим116]

 

Epictetus. Dissertationes. lib. III, cap. 13, 11-13.

 

[прим117]

 

Stсherbatskу Th. The Central Conception оf Buddhism and the Meaning of the Word «Dharma». London, 1923. p. 74. 53.

 

[прим118]

 

Bevan E.R. Stoics and Sceptics. London, 1913. p. 66-67.

 

[прим119]

 

Bevan E. R. Op. cit. p.69-70.

 

[прим120]

 

Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982, с. 317.

 

[прим121]

 

Это выражение, по всей вероятности, принадлежит русскому царю Николаю I, который впервые употребил его в разговоре с лордом Абердином в 1844 г., а затем повторил в 1853 г. накануне Крымской войны.

 

[прим122]

 

Падишах восходит к персидскому названию, означающему «шах, стоящий на шеях своих подданных», то есть шах шахов, или «царь царей».

 

[прим123]

 

Русско-турецкий мирный договор, подписанный 21 июля 1774 г.; итало-оттоманские мирные соглашения от 15 октября 1912 г.; турецко-болгарский мирный договор, подписанный в Константинополе 29 сентября 1913 г.

 

[прим124]

 

Аналогичным соображением руководствовался Константин Великий, когда он переносил столицу Римской империи из Рима в Константинополь. Он считал, что политический центр обращенной Римской империи должен быть христианским с самого начала, освобожденным от архаического язычества, которое так упорно цеплялось за жизнь в сенатской цитадели на берегу Тибра. Кроме этих моментов, у Константина и Петра были, конечно, политические и стратегические мотивы для переноса столицы.

 

[прим125]

 

Lattimore O. Inner Asian Frontiers of China. London and New York, Oxford University Press. 1948. p. 184 – 197.

 

[прим126]

 

Ibid., p. 243.

 

[прим127]

 

Lattimore O. Op.cit., p.243.

 

[прим128]

 

Lattimore О. Ор. cit., pp. 243-244.

 

[прим129]

 

Balsdon J.P.V.D. Rome: the Story of an Empire. London, Weidenfeld and Nicolson. 1970, p. 225.

 

[прим130]

 

Franke О. Geschichle des Chinesisehen Reiches. Berlin, de Gruyter. 1930. I. S. 132-133.

 

[прим131]

 

Zosimus. Historiae IV, XXXI. 1-3.

 

[прим132]

 

Gronbechv. The Culture of Teutons. London. Oxford University Press, 1931, part II. p. 305.

 

[прим133]

 

Chadwich Н.М. The Heroic Age. Cambridge, University Press. 1912, p. 39.

 

[прим134]

 

Wordsworth W. Elegiac Stanzas suggested by a Picture of Peele Castle in a storm.

 

[прим135]

 

Trotsky L. The History of the Russian Revolution. London, Gollencz, 1965. p. 24.

 

[прим136]

 

Albright W.F. From Stone Age to Christianity. Baltimore. Johns Hopkins University Press, 1957, pp. 337-338.

 

[прим137]

 

Мair L. Primitive Government. Harmondsworth, Penguin, 1962.pp.254-255.

 

[прим138]

 

Ibid.p.255.

 

[прим139]

 

См.: Maquet J. Power and Society in Africa. London. Weidenfeld and Nicolson. 1971, pp. 122-123.

 

[прим140]

 

Deutscher I. Russia. China and the West. Oxford University Press. 1970. pp. 333-334.

 

[прим141]

 

Bowring J. Report on Egypt and India dated 27 March 1839 and addressed to the Right Hon. Lord Viscount Palmerston. London. Clowes and Clowes. 1849, p. 49.

 

[прим142]

 

См.: Vatikiotis P. J. The Modern History of Egypt. London. Weidenfeld and Nicolson. 1969. pp. 49-125.

 

[прим143]

 

Mason E.S. The Planning of Development.-«Scientific American». September 1963. p. 235.

 

[прим144]

 

Brown M. B. After Imperialism. London. Heinemann. 1963. p. 407.

 

[прим145]

 

См.: Cohn N. The Pursuit of the Millenium. London, Temple Smith, 1970, p. 80.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]При чтении книги А. Тойнби и комментария к ней необходимо иметь в виду следующее: очень многие факты, особенно даты, приводимые автором «Постижения истории», не соответствуют современным научным данным. Это объясняется не только тем, что многое изменилось в исторической науке с 30-х годов, когда А. Тойнби начинал писать свой труд, но и вполне сознательным стремлением английского историка «подогнать» иные события под свою схему, привести хронологию устаревшую, но более соответствующую авторскому замыслу. Поэтому комментатор, не вступая в полемику с А. Тойнби, всюду стремился привести даты, отражающие нынешний уровень исторического знания.

Кроме того, следует учесть особенности терминологии, вводимой А. Тойнби. Весьма часто смысл того или иного термина в его употреблении не соответствует общепризнанному и нередко вводится безо всяких пояснений либо оговаривается много ниже. Эти случаи также учтены автором примечаний.

И последнее, относящееся скорее к переводу, нежели к комментарию. Идея всеединства исторического процесса требует единого языка его описания. Поэтому не только в пересказах, но и в сделанных А. Тойнби переводах отрывков из старинных авторов он употребляет современные выражения, немыслимые в устах Фукидида или Платона. Ибн Хальдуна или даже Макиавелли. Это может показаться читателю не совсем уместным, но таков уж замысел автора «Постижения истории».

Предустановленная гармония – понятие, введенное Г. В. Лейбницем с целью обоснования учения о взаимоотношениях монад. Последние – идеальные мельчайшие неделимые частицы бытия (в математике монаде соответствует дифференциал, в физике – сила, в химии – атом, в праве – юридическое лицо и т. д.) – абсолютно замкнуты и не могут физически взаимодействовать между собой, посему их влияние друг на друга, запрещенное законами бытия, но реально наблюдаемое, есть результат изначально установленной Богом гармонии.

 

[2]Английское выражение pathetic fallacy значит «олицетворение природы» (J'allaсу – «заблуждение, ошибка»), но здесь дана калька с этих слов, ибо антоним – «апатетическое заблуждение» – непереводим на русский язык.

 

[прим1]

Эти идеи были высказаны А. Бергсоном в его «Творческой эволюции», но за сто лет до него они были предсказаны Тюрго в «Плане двух рассуждений о всеобщей истории». – См.: Oeuvres de Turgot, vol. II, Paris. 1844, p. 654

 

[3]Трайбализм (от англ. tribe – «племя») – в общеупотребительном смысле: приверженность культурно-бытовой, культово-религиозной и общественнополитической племенной обособленности, встречающаяся в тех странах, где сосуществуют племенной строй и европейские политические институты – армия, чиновничество, одна или несколько партий, парламент и т. п. Проявляется трайбализм в покровительстве единоплеменникам в государственном аппарате, в слиянии политической и межплеменной борьбы и пр. В словоупотреблении автора «Постижения истории» трайбализм – приверженность локальным, чаще всего этническим ценностям в противовес общечеловеческим.

 

[4]Под великими державами (число «восемь» более или менее условно) здесь понимаются могущественные колониальные державы или государственные образования, создавшиеся путем расширения границ: Австро-Венгрия. Германия. Россия. Британская империя. Франция. Португалия с африканскими колониями. Нидерланды с Индонезией. США. В результате поражения в первой мировой войне Австро-Венгрия перестала существовать, частью распавшись на отдельные государства (Австрию, Венгрию, Чехословакию), частью отдав свои территории иным государствам, как существовавшим (Румыния), так и вновь образованным (Польша, Королевство сербов, хорватов и словенцев с 1929 – Югославия). Германия, также проигравшая войну, лишилась всех колоний и приобретений XIX в. Россия, еще до окончания войны заключив Брестский мир. лишилась по нему Польши, Финляндии. Прибалтики. Украины и Закавказья: помимо этого, вассальные государства Российской Империи – Бухарский эмират и Хивинское ханство объявили себя в 1917 г. полностью независимыми. Что же касается доминионов (от англ. dominion – «владение»), то первоначально, что были зависимые от Великобритании, но обладавшие очень широкой автономией государственные образования, большинство или значительное меньшинство населения которых составляли выходцы из Европы, и в первую очередь из Великобритании (первым доминионом стала Канада в 1867). Политическое развитие доминионов шло в направлении, все более независимом от метрополии. В конечном счете доминионы стали абсолютно независимыми государствами. главой которых является британский монарх – впрочем, чисто номинально.

 

[5]Политическое развитие западноевропейского Средневековья шло под знаменем двух прямо противоположных тенденций. Первая, вытекающая из сути социально-экономических отношений той эпохи – центробежная. Наиболее ярким проявлением этой тенденции была вассально-ленная система, приводившая к дроблению не только земель, но и власти. В этой ситуации государь. оставаясь главой территории, реально владел лишь теми землями, которые он не отдал в лен. Средневековые города также стремились к самому широкому самоуправлению. Другая тенденция – центростремительная – была более идеальной, нежели реальной, но от этого не менее значимой. На право господства над всем христианским миром претендовали две силы: Церковь, провозглашавшая. что ее видимый глава – Римский папа – есть наместник Христа на Земле и посему обладает не только духовной, но и светской властью над всеми земными владениями, и образовавшаяся в 962 г. Священная Римская империя, включавшая в себя Германию (императоры и были германскими королями) и Северную и Среднюю Италию с Римом, а также Чехию. Бургундию. Нидерланды и некоторые другие земли. Императоры обосновывали свой верховный сюзеренитет над всеми иными государями тем, что полагали себя единственными законными наследниками Древнего Рима, который в общественном сознании был единственно возможным единым государством. Универсалистские тенденции приводили к столкновению Церкви и Империи. По воззрениям первой. император, как и любой другой государь, есть сын Церкви и правит, пока и поскольку послушен ей. Императоры же заявляли, что они являются главами всех христиан, тогда как папы лишь первосвященниками, не более. В конечном счете обе универсалистские силы потерпели поражение в обстановке подъема и укрепления национальных государств в конце Средневековья.

 

[6]Интеллигибельное некий предмет, явление, понятие, воспринимаемое исключительно разумом или интеллектуальной интуицией, в противовес сенсибильному – воспринимаемому чувствами. Некоторые идеалистические философские направления (к ним принадлежал и А. Тойнби) признают реальное существование интеллигибельного.

 

[7]Имеется в виду прекращение существования Англии как отдельного государства и превращение ее в часть более обширного политического образования – Великобритании.

 

[8]Английские короли, начиная с 1066 г., со времени завоевания Англии норманнами во главе с герцогом Нормандским Вильгельмом I, обладали значительными владениями на континенте, особо увеличившимися после восшествия на престол Генриха II Плантагенета (1133-1189. король с 1154). графа Анжуйского, Минского и Туреньского и его супруги Алиеноры, герцогини Аквитанской, владевшей обширными землями на юго-западе Франции. Эти владения уменьшились к нач. XIV в. снова увеличились во время Столетней войны между Англией и Францией (1337-1453) после поражения Англии в этой войне за ней на континенте остался только захваченный в 1347 г. Кале, окончательно перешедший в руки Франции в 1558 г.

 

[9]Имеется в виду т. н. Промышленная революция, или Промышленный переворот, происходивший в 60-е годы XVIII в. 10-20-е годы XIX в. и состоявший в переходе от мануфактуры к машинному производству; благодаря этому перевороту окончательно сложилась капиталистическая система.

 

[10]Возникший еще в кон. XIII в. английский парламент вел многовековую борьбу с королевской властью за право контроля над правительством. После революции 1688 г. сложилась существующая доныне система, по которой кабинет министров назначается из представителей партии большинства в палате общин и ответствен перед этой палатой.

 

[11]Начало эпохи Великих географических открытий и заморской колонизации положили Испания и Португалия на рубеже XV–XVI вв. Англия включилась в этот процесс позднее (хотя, например, Североамериканский континент был достигнут в 1497 г. генуэзским моряком на английской службе Джоном Кэботом – он же Джованни Кабото – но новооткрытые земли были малопригодны для заселения), организовав торговлю с испанскими колониями в Новом Свете и пиратские нападения на испанские и португальские суда. перевозившие золото и пряности. В кон. XVI в. началось создание поселений на атлантическом побережье Северной Америки (Виргиния), в кон. XVIII в. в Австралии, в 20-е годы XIX в. в Южной Африке, в сер. XIX в. в Новой Зеландии. В XVII–XVIII вв. Англия захватила ряд испанских и французских владений в Вест-Индии, где (как и в южных регионах будущих США) развивалось плантационное хозяйство с использованием труда вывозимых из Африки рабов-негров. Создание новой (после отпадения колоний в Северной Америке) Британской колониальной империи происходило в кон. XVIII–XIX в., когда Великобритания завладела огромными территориями в Азии (прежде всего в Индии) и Африке, и экономической основой этой империи была эксплуатация местного населения.

 

[12]Реформация в Англии имела свои особенности: она проходила медленнее, нежели в иных странах. Хотя протестантские идеи проникли в Англию уже на рубеже 10-20-х годов XVI в., основной процесс, вызванный среди прочего отказом Святого Престола признать развод короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской, протекал в 1529-1536 гг. Результатом было создание англиканской церкви с королем во главе, с архиепископами и епископами, с сохранением большинства таинств, но без культа мощей и икон и без целибата. Эта церковь, ставшая государственной в Англии, вела до XVIII в. борьбу как с католиками. так и различными протестантскими сектами, члены которых именовались диссидентами (от лат. dissidens – «несогласный»).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.056 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал