Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
искусство эпохи Бронзы
(2 тыс. до н. э.) Металл в эпоху Неолита начинает играть в жизни человека все более значительную роль. Люди научились изготовлять бронзу (сплав олова и меди), которая очень быстро вошла в быт людей и облегчила многие трудовые процессы. Улучшилась обработка земли. Это способствовало дальнейшему совершенствованию производства. Добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, и позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями производства. Пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в рамках которой оставался полученный прибавочный продукт. Так и зародилась частная собственность, приведшая к имущественной дифференциации. Вскоре в некоторых районах (Передняя Азия, Индия) складываются раннеклассовые объединения. В других районах шел дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, усиливалось имущественное неравенство и завершался переход к патриархату. Такая неравномерность развития не дает возможность характеризовать искусство этого периода в целом, поэтому мы остановимся на рассмотрении лишь отдельных наиболее интересных культур, распространенных некогда на территории СССР. С изобретением нового материала ~ бронзы значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения за овладение скотом, пашнями, металлом. Появились военные руководители. Возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохраняется после его смерти; недаром первые крупные заупокойные сооружения - курганы появляются в эпоху металла. Размеры курганов, количество и качество положенных в них вещей говорят об особом положении захороненного в обществе и о его имущественном превосходстве. Усложняются культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и церемониями. Усиливается локализация культур. Художественная обработка металла становится одним из основных видов творчества. Довольно скоро были освоены все техники торевтики; ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. В большом количестве начинают изготовляться металлические украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, обручи, нашивные бляшки, разнообразившие отделку одежды, которую дополняют всевозможные пояса, пряжки и застежки-фибулы. Богато и разнообразно украшается металлическое оружие. Эпоха бронзы - это эпоха военных столкновений, поэтому украшению оружия придавали большое значение. В скульптурном завершении рукояток часто встречаются изображения зверей. Искусство и в эту эпоху почти всегда было связано с религиозно-магическими идеями и образами. В захоронениях бронзового периода наряду с керамическими сосудами обнаружены и металлические, украшенные гравировкой. Они были, видимо, предназначены для каких-то особых случаев, может быть, связанных с отправлением определенного ритуала. Для нас они ценны тем, что свидетельствуют о значительных творческих успехах этой эпохи. Мелкая пластика начинает отливаться из металла. Характерно, что повсеместно в раннюю эпоху бронзы предметы, отлитые из металла, сделаны по восковой модели, носят явные следы довольно примитивной техники лепки, и только позже люди найдут специфические для металла формы. Исчезли глиняные женские статуэтки, которые были так характерны для всех неолитических культур. Теперь антропоморфные изображения больше связываются с образом мужчины, что находится в прямой зависимости от патриархального характера родовой общины. Зверь по-прежнему чрезвычайно интересует художников. В большинстве случаев изображение зверя является украшением предмета практического назначения. Мастер почти всегда в это украшение вкладывает определенный смысл. Керамические сосуды, продолжавшие бытовать повсеместно, в эту эпоху приобретают более правильные формы (в некоторых районах был уже изобретен гончарный круг). Рисунок на поверхности изделия становится упорядоченнее, более отработанным, отличается в отдельных случаях даже некоторой сухостью. Поразительным остается неисчерпаемость вариантов орнаментальных мотивов, преимущественно геометрического характера. Архитектура. Но самым важным явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и эпоху бронзы, была мегалитическая (греч. большой камень) архитектура, появившаяся в это время во многих местах Европы и Азии и свидетельствующая о больших изменениях, происшедших в жизни первобытного человека. Памятники мегалитической архитектуры - это свидетельство не только возросшего чисто технического умения возводить монументальные сооружения, но и проявление совершенно новых идеологических, духовных и эстетических потребностей, запечатленных в новых, ранее не существовавших формах. Первобытный человек давно уже умел возводить постройки - он строил полуземлянки в палеолите, деревянные дома на сваях, жилища из глины типа трипольских или домов Передней Азии в эпоху неолита, но вряд ли от всех этих сооружений требовалось что-либо иное, за редким исключением, кроме выполнения их непосредственной утилитарной функции жилища. Правда, возводя их, человек постигал определенные закономерности создания архитектурно-пространственной формы, реализуя накопленный опыт изобразительного творчества, используя свои представления о ритме, симметрии, соотношении масс, гармонии. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми идеями, которые в эту эпоху значительно усложняются. Сооружения, требующие затраты усилий огромного числа людей, несли в себе образное начало и были художественным выражением важных для первобытного человека задач. Мегалитические постройки можно разделить на три вида: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры - это вертикально поставленные камни, разной величины и по-разному в разных областях оформленные. Размер их колеблется от одного метра до двадцати (21-метровый менгир зафиксирован во Франции). Менгиры бывают как едва отесанными, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Таковы вишапы - монументальные изображения рыбы, созданные в Армении. о Иногда каменные столбы завершены головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь). Менгиры не были непосредственно связаны с захоронением. Как правило, они выполняли самостоятельную функцию, возможно, были объектом поклонения или обозначали место церемоний. Во всяком случае, это совершенно новое явление, где впервые определенная идея нашла себе выражение в монументальной форме, которая призвана была воздействовать на ум и воображение людей. Во Франции встречаются целые поля менгиров - это регулярные ряды вертикальных каменных столбов, тянущихся на 2-3 километра. В СССР менгиры встречаются в степных областях и на Кавказе. Дольмены - это довольно сложное сооружение, своеобразное в разных районах, но всегда с ясно выраженными несомыми и несущими частями, образующими стоечно-балочную конструкцию. Простейший дольмен - это два вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых На современного человека они производят впечатление не только своими размерами, виртуозностью обработки каменных плоскостей и точностью их соединения, но и удивительной найденностью пропорций, красотой и монолитностью объемов, ясностью выявленной конструкции. Все это и является основой выразительности данного типа сооружения. Кромлех - это каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь или является самостоятельным сооружением, состоящим из нескольких концентрических окружностей. Самый знаменитый и сложный кромлех найден в Англии, около Стоунхенджа (Есть предположение, что этот кромлех служил чем-то вроде астрономического легко наблюдать в определенные периоды движения Солнце, Луну и другие планеты). Он состоит из нескольких концентрических кругов разной величины каменных столбов. Один ряд состоит из менгиров совсем небольших, другой, ближе к центру, - из огромных, в несколько метров высотой, хорошо отесанных прямоугольных глыб, попарно перекрытых мощными каменными брусьями. В центре всего В степном причерноморье над курганами помещали так называемые каменные бабы - надмогильные памятники в виде антропоморфных фигур (Днепропетровская обл.). В ранний период бронзы эти каменные изваяния еще весьма примитивны, и только позже (скифская эпоха) они получают более законченное пластическое выражение. Таким образом, в эпоху бронзы, помимо существования петроглифов и дальнейшего развития и совершенствования декоративно-прикладного искусства, открылся совершенно новый путь выражения идей мыслей и чувств: появились монументальная пластика, связанная с образом человека, и архитектура, выполнявшая не только узкоутилитарную задачу. Изобразительное искусство. Естественно, что развитие культуры бронзового века в первую очередь связано с районами, где добывался металл. На территории СССР это Кавказ, Урал и Южная Сибирь. Это одно из богатейших погребений бронзового века середины 3 тысячелетия до н. э. Среди из этого захоронения, которое свидетельствует о глубокой уже имущественной дифференциации, особого внимания заслуживают украшения балдахина, водруженного над серебряные). скульптурные украшения, сделанные с удивительным мастерством, поражают верностью передачи внешнего облика животного. Выразительность строится на соединении подчеркнуто реалистических черт (рога, круп) и деталей, данных весьма обобщенно (глаза) (Ленинград, Эрмитаж). Нашивные бляшки в виде львов и бычков несут черты влияния искусства Востока (некоторые ученые считают, что как (кони на пряжке, металлопластике раньше не встречалось. В Южной Сибири особенно активно развивались навершие жезла. культуры бронзового века в Минусинской котловине Кобанская к-ра которая в силу своего географического положения была местом усиленного передвижения племен, начиная с эпохи неолита вплоть до Нового времени. Скотоводческие племена, заселяющие с начала 2 тысячелетия этот район, оставили крупные (до двух метров) каменные изваяния. Они не были связаны с захоронениями и были объектом почитания многих членов племени. Около них, может быть, устраивали культовые церемонии целого клана. Изображали они, наверное, женщину-мать, прародительницу рода, образ которой соединялся еще с зооморфными чертами тотема. Идея и смысл в них были выражены чисто художественными средствами. Большинство стел этого времени приблизительно
детали - татуировка, волосы, магические знаки, головной убор - обозначались врезанной графической линией. Нерасчлененный монолит воздействовал издали прежде всего общими своими очертаниями, замкнутым контуром цельной Несмотря на фантастические дополнения в виде третьего глаза, поперечных полос, идущих через все лицо, символических знаков в трактовке самого лица, в его овале чувствуются этнические черты, выступающие достаточно отчетливо. Стремление подчеркнуть определенный антропологический тип лица видно и в небольших фигурках-куколках из стеатита, обнаруженных в женских и детских захоронениях Енисейской долины Развивается здесь и металлургия, особенного успеха к концу 2 тысячелетия до н. э. достигает литье. Мастера научились отливать ножи со скульптурными завершениями рукоятки в виде головы или целой фигуры животного. Со временем пластические украшения рукоятки приобретают ажурность и декоративность за счет стилизации. Происходит то же самое, что и в кобанской культуре, видимо, это общераспространенная творчества.
|