Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиция в Ирландии






 

Легендарная история Ирландии сконцентрирована на смене рас, которые поочередно ее завоевывают и подчиняют, приходя из таинственного северно-атлантического центра, куда порой они и возвращаются. " Historia Britorum" (" История Британцев") дает этому центру имя «Гиперборея», а на самом деле, это лишь мифологический перевод ирландских слов: mag-mo, trag-mor или mag-mell, которые обозначают " землю мертвых", примордиальный северо-атлантический центр.[9]Эти расы совершают множество подвигов: они постоянно воюют с фоморами, гигантами или темными чудовищными существами, которыХ христианизированные формы легенды отождествляют с допотопными гигантами или дикими потомками Хама и Каина.[10]Эти фоморы являются эквивалентами " существ стихии" или «гигантов», против которых в нордической традиции Эдды сражаются Асы, " божественные герои". Они представляют собой силы цикла " бронзового века", темные теллурические силы, связанные с водными глубинами (в цикле Ульстера), подобно теллурическому богу Посейдону. Это относится к материализовавшимся и деградировавшим в направлении титанизма силам изначального века. Последнее замечание об изначальности этих деградировавших сил в кельтской традиции подтверждается тем фактом, что царь фоморов, Тетра, также происходил из земель, лежащих по ту сторону Океана, и что недоступная башня Коннана, другого царя фоморов, находится на " стеклянном острове посреди океана", а это очевидно есть не что иное, как название самого примордиального центра традиции.

В любом случае, фоморы, в их сущностном аспекте «темной» теллурической расы, происходят из изначальной группы, пришедшей в Ирландию из атлантических регионов, и являются расой Партолона. Эта раса постепенно угасает и в Ирландию приходит новый народ, имеющий тоже происхождение, что и первый — это раса Неймхейдха. Имя «Неймхейдх» происходит из кельтского слова «небесный», а также " древний", [11]и этот новый цикл можно определить как вторжение представителей примордиальной традиции, сохранившейся еще в чистом «олимпийском» состоянии. В эпоху Неймхедха произошло символическое событие, аналог которому имеется и в Эддах. В Эддах Асы, " божественные герои", обратились к " существам стихий" с просьбой построить для них крепость в " центральном регионе", город Асгард в земле Митгард. В качестве платы за работу гиганты потребовали себе " божественную женщину", Фрейю, а кроме того " луну и солнце". Не получив желаемого, так как Асы не допустили узурпации высших сил существами, принадлежащими нижним стихиям, — гиганты начали войну, которая фатальным образом привела, к " сумеркам богов". Подобно этому, в ирландском цикле Неймхейдх использовал фоморов для строительства крепости, но впоследствии, испугавшись, как бы они сами не завладели ей, он разрушил ее.[12]Но это не помешало тому, что потомки Неймхедха все же были порабощены фоморами, жившими в Тор-инис, в крепости на острове, расположенном к северо-западу от Ирландии. И вслед за тем, после попытки восстать, они были окончательно истреблены фоморами, подобно тому, как в эддических сагах борьба Асов против сил стихий заканчивается сумерками богов, закатом Асов. По всей видимости, в обоих случаях мы имеем дело с описанием начала «титанического» цикла на обломках цивилизации, прямо принадлежащей примордиальной эпохе.

В развитии ирландских саг упоминается попытка «героической» реставрации. Речь идет о цикле Туата де Дананн, и это выражение можно перевести как " люди богини Ану или Дану".[13]

Об этой расе говорится, что она пришла в Ирландию " с неба" — откуда и " их мудрость и превосходство их знаний", как говорит хроника " Leabbar na hvidhe".[14]С другой стороны, указывается, что они приобрели сверхъестественные знания в гиперборейском регионе.[15]Обе версии не противоречат друг другу, но, напротив, друг друга взаимодополняют, подчеркивая как над-человеческий характер примордиального центра, так и связь расы Туата с последними выжившими потомками расы Неймхейдха, которые удалились в гиперборейские или северо-атлантические регионы, чтобы познать сверхъестественные науки — откуда их сближение с некоторыми мистическими предметами. Но об этих предметах мы поговорим ниже.[16]Так как раса Неймхейдха представляет собой «небесную» и «древнюю» расу, чье царствование завершилось с началом титанического цикла, то весь сюжет о связи Туата с потомками Неймхейдха может быть понят как описание реинтеграционного контакта с изначальным духовным центром, — небесным, а в географической проекции гиперборейским или западно-атлантическим, — контакта, оживившего и придавшего героическую форму новому роду, Туата де Дананн, [17]который снова победил фоморов и близкие к ним расы — фир болг — и завладел Ирландией. Глава Туата, Огм-это «солнечный» персонаж — Гриан Айнех — с чертами, сближающими его с античным Гераклом. Он овладел мечом короля фоморов.

Но и правлению Туата пришел конец. Lebor Gabala (" Книга Завоеваний") говорит о прибытии в Ирландию новой расы, расы " сыновей Милеадха", характер которых остается неясным. В них преобладает воинский аспект — слово «Mileadh» возможно имеет тот же корень, что и латинское miles, " воин", [18]— имеющий, однако, остаточные связи с высшей традицией, предшествующей циклу Туата де Дананн. Так, и в цивилизации Милеадха продолжает существовать символизм " центрального региона": этот народ структурирован феодальным порядком, с высшей царской властью, находящейся в Таре, " земле середины, " — Меадхом, — ранее бывшей также сакральным центром Туата. Король посвящался на царство у " камня судьбы" — lia-fail, «лиа-фаил», о котором мы поговорим ниже и который также принадлежал к традиции Туата.[19]Что же касается самих Туата, то они согласно некоторым текстам, оставили страну и стали невидимыми обитателями чудесных «подземных» дворцов или недоступных людям горных пещер, появляясь среди людей лишь в исключительных случаях.

Другие тексты утверждают, что они вернулись на свою изначальную родину, на остров Аваллон.[20]Учитывая все вышесказанное, обе версии взаимодополняют друг друга, так как речь идет лишь о двух возможных обозначениях примордиального центра, ставшего скрытым (" подземным") и недоступным. Кельтские традиции обозначают этот центр как атлантический остров Аваллон, и важно отметить, что позднее этот остров представлялся как место, куда женщины привлекают героев, чтобы сделать их бессмертными. Слово «Аваллон» происходит из кимрийского слова afal, то есть «яблоко», и поэтому Аваллон — это " остров яблок".[21]Это, естественно, заставляет вспомнить остров Гесперид " по ту сторону Океана" и символизм золотых яблок, которые Геракл получил, осуществив один из подвигов, и которые даровали ему олимпийское бессмертие. Сверхъестественные женщины острова Аваллон обладают способностью даровать «спасение» — и в саге о Тир-нан-оге, они утверждают, что на их земле нет " ни смерти, ни разложения тел", и что там герой Ойзин сможет приобрести " корону вечной молодости".[22]Но одновременно с этим Аваллон, " Белый Остров", [23]означает также «полярный» или «солярный», «солнечный» остров. " Остров Аваллон", в соответствии с другой возможной этимологией, на самом деле, есть " остров Аполлона", бога, кельтским именем которого являлось Аблун или Белен. И в этом случае речь идет о «солнечном» и гиперборейском регионе, так как Аполлон считается солнечным королем золотого века и гиперборейских регионов.[24]Если иногда этот остров смешивается со " стеклянным островом", это происходит за счет близости их символизма, так как, вообще говоря, стены из стекла (иногда из воздуха) символизируют часто невидимую защиту, охраняющую некоторые места, доступ к которым закрыт. В некотором случае, это выражается в символе вращающегося вокруг острова огненного колеса. Это — варианты идеи недоступности, всегда сопряженные с высшим центром.

Текст, известный под названием Battle of Mag-Tured (" Битва при Маг-Туреде"), упоминает о том, что Туата принесли с собой из северо-атлантической родины четыре предмета, имеющих прямое отношение к учению, полученному на этой родине: камень, копье, мечь и сосуд. Камень назывался " камнем судьбы" или " королевским камнем", поскольку он служил оракулом и позволял узнать, кто, в свою очередь, должен стать законным королем.

Копье — это " Копье Луга", бога молнии, о котором говорилось:

" кто обладает этим копьем, не проиграет ни одной битвы". Меч — это непобедимый и неразрушимый меч Нуаду, И, наконец, сосуд — это сосуд Дагды, котел Дагды, могущий накормить своим содержимым любое число воинов. Эти предметы Туата де Дананн появляются снова в образах соответствующих им предметах из цикла о Граале, подобно тому как и местонахождение Грааля тесным образом связано с тем же островом Аваллон, с " Белым Островом".

В традициях, собранных в " Анналах Четырех Учителей", особенно очевидна тема борьбы и победы, понимаемых как особое испытание. Здесь часто повторяется формула: " Король такой-то повержен таким-то, в свою очередь ставшим королем".[25]

Наиболее глубокий смысл этого открывается в легенде о короле Немейского леса, о чем мы говорили в другом месте. Победа над определенным персонажем, завершающаяся его убийством, является условием для принятия на себя королевских и жреческих функций, свойственных ранее этому персонажу. Нечто подобное необходимо также для того, чтобы стать супругом " божественной женщины".[26]Средневековая рыцарская литература полна различными вариантами этой темы: испытание боем приводит почти автоматически к обладанию дамой, переходящей от одного героя к другому. На основании так назывемого " права любви" и в соответствии с этикой этой литературы было вполне естественным, когда рыцарь избирал в качестве объекта своего желания Даму своего собственного господина, считая себя более сильным, нежели он, в бою и будучи способным доказать это на деле.[27]Особенно странным во всем этом, если воспринять все буквально, является почти полное расхождение с реально бытовавшими в ту эпоху нравами, и уже одно это должно было бы приоткрыть истинный смысл, содержавшийся в описании всех этих " приключений": [28]очевидно, что в них проявились далекие отголоски темы отбора по мужским качествам, необходимым для обладания " божественной женщиной".

Согласно " Истории британских королей" (" Historia Regum Britanniae") в Британии ранее обитали гиганты. Их вождь назывался Гоемагог. «Брут», считавшийся потомком тех троянцев, которые основали Рим, уничтожил гигантов и заложил основы британской традиции.[29]Гоемагог — это эквивалент Гога и Магога. Подобная библейская параллель весьма показательна.

Гоги и магоги — это демонические орды, всегда играющие, как мы увидим ниже, важную роль в имперском мифе. Они соответствуют фоморам, " существам стихий" или ринтурсам, которым Асы, " божественные герои Эдды", преградили стеной путь к " месту середины" — Митгарду, то есть к образу самого примордиального центра. В некотором смысле эти персонажи представляют собой демонизм мира массы.

" Анналы Четырех Учителей" часто упоминают восстания против сакральной династии Туата де Дананн, а также против последующей воинской династии сыновей Милеадха, — восстания, организуемые расой Фир-Домхнаин или " расой глубин", теллурической расой, связанной с выродившимися остатками первых обитателей Ирландии, то есть фир-болгов. Также иногда речь заходит о " расе плебеев" — aithe-ach-tuatha, которая, воспользовавшись праздником, уничтожила господ и вынудила Четырех Господ восстать против высшего Короля, пребывающего в " месте Середины".[30]Но в качестве наказания за это преступление на страну обрушилось всеобщее бесплодие вместе с другими несчастиями: и все царство обречено оставаться в таком состоянии, пока сын последнего короля, побежденного и убитого, не вернется на землю отцов.[31]Однако в восточной легенде об Александре Великом опустошение и иссыхание " всех рек, пока не останется ни одного источника", связывается с временем прихода орд Гогов и Магогов.[32]В таких же условиях заканчивается и царство Грааля, превратившегося в Gaste Terre, " опустошенные земли в результате " плачевного преступления", и так будет продолжаться вплоть до прихода героя-мстителя, героя-восстановителя. Во всем этом, а также в других древних дохристианских кельтских традициях и символах выступают все основные темы, которые позднее воплотились в легенде о Граале. Последнее звено этой цепи — сказание о короле Артуре.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал