Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучающиеся должны
Знать / понимать:
- названия основных органов человека и их значение;
– некоторые правила предупреждения травм;
– нормы здорового образа жизни;
- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
- основные этапы истории России;
– государственную символику,
– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
– народы, населяющие Россию (не менее 3);
– название Основного закона страны;
– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
- названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
– достопримечательности родного края.
Уметь:
– находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
– различать полезные ископаемые (не менее 3);
– иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
– соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
– оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
– соблюдать правила охраны природы;
– ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
– определять последовательность основных исторических событий в России;
– соотносить год с веком;
– называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру 1).
Устанавливать связи:
- между производственной деятельностью человека и природой;
- между городом и деревней, промыщленностью и сельским хозяйством;
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
- уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.);
- систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно-научные и исторические понятия;
- описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
- проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
- работать с простейшими моделями;
- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
- оформлять результаты исследовательской работы.
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
– ориентирование на местности с помощью компаса;
– определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
– установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
– выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
– удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№
п/п
| Система уроков
|
| Дидактическая модель
| Педагогические
средства
| Вид деятельности учащихся
| Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
| Информацион-но-методическое обеспечение
| дата
| Компетенции
|
| Учебно-познавательная
| Информационная
|
| Базовый уровень
| Повышенный уровень
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Человек и окружающий мир.
Человек и мир, созданный им.(5ч.)
Условия современ-ной жизни.
(с. 5–14).
ОБЖ: безопасное обращение с электроприборами
| 21 ч.
|
Репродуктивная
|
Беседа
|
Коллективная
|
Учащиеся должны иметь представление о первых жилищах человека.
Знать историю предметов домашнего обихода
| Уметь видеть взаимосвязи между древним человеком и природой
|
Работа с энциклопедиями, справочниками, таблицей
| Таблица-циклограмма распределения периодов истории человечества, рабочая тетрадь
(с. 2)
|
| Техника и человек (с. 15–17)
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
| Групповая
| Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс
| Уметь передать свои впечатления о достижениях техники в устных рассказах, рисунках
| Работа с энциклопедиями, справочниками
| Лента времени
Тетр. с.2, №3
|
| Клетка – основа строения
и роста живых организмов
(с. 17–22)
|
| Продуктивная
| Наблюдение
| Коллективная
| Уметь видеть общее
и отличительное в стро-ении разных клеток
| Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс
| Работа с энциклопедиями, таблицей
| Таблицы: «Строение клетки», «Разновидности клетки» Тетр. с.3 №4-7
|
| Режим дня в жизни человека (с. 23–25)
|
| Продуктивная
| Беседа
| Индивидуальная
| Иметь представление о режиме и его благотворном влиянии на здоровье человека.
Уметь составить свой режим дня
| Иметь представление о здоровом образе жизни семьи
| Работа с энциклопедиями, справочниками, наблюдение
| Составить индивидуальный распорядок дня. Тетр.с. 6
№ 8, 9
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Достижения меди-цины в древние времена. Лекарст-венные растения.
(с. 17 – 29, 25 - 27)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Иметь представление о медицине как об одной из древнейших наук
|
| Работа с таблицей
«Овощи и фрукты»
| Гербарий «Лекарствен-ные растения»
|
| Наши соседи
на западе. (16ч.)
Цель: познакомить с особенностями средневекового общества, формировать представления детей о развитии науки. Лекарственные растения. ОБЖ: Правила сбора и хранения лекарст-венных растений
|
|
|
|
| Знать о наиболее распространенных лекарственных растениях.
Уметь приводить примеры, описывать растения
| Уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира
| Работа с энциклопедиями, справочниками
| Рабочая тетрадь
|
| Где и как жили рыцари. Почему осанка выделяла рыцаря
(с. 28 – 34)
|
| Репродуктивная
| Наблюдение, беседа
Проблемные задания
| Парная
Коллективная
| Уметь описывать отдельные события из истории Отечества
Знать упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения
| Иметь представление об образе жизни
| Работа с дополнительной литературой, описание жизни людей в Средневековье
| Иллюстрации: «Замки»; «Краеведческий музей»; «Рыцарские доспехи»
|
| Опора и защита тела
Скелет. Состав и свойства костей.
(с. 35–38)
|
| Объяснительно-иллюстративная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Иметь представление о строении скелета человека, его назначении
| Знать, от чего зависит состав костей скелета
| Работа с таблицей
«Костно-мышечная система человека»
| Тетр. с. 11,
№ 14, 16
|
| Части скелета. Позвоночник (с. 38–40)
|
| Репродуктивная
| Наблюдение
| Коллективная
| Иметь общее представление о строении позвоночника
| Знать строение и значение позвоночника
| Работа с таблицей
| Рисунки «Что обеспечивает гибкость позвоночника»
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Части скелета. Череп. Грудная клетка. (с. 40–42)
|
| Объяснительно-иллюстративная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Иметь представление о строении черепа и грудной клетке как части опорно-двигательной системы человека
Знать назначение его основных частей
| Знать о способе крепления костей черепа;
какие части скелета образуют груд-
нуюклетку; какие органы защищает грудная клетка
| Работа с таблицей
| Таблица «Строение черепа»
|
| Части скелета. Живые рычаги
(с. 43–45). ОБЖ: помощь при ушибах и переломах
|
| Объяснительно-иллюстративная
| Беседа
| Коллективная
| Знать общее строение рук и ног, правила сохранения и укрепления здоровья
|
| Работа с таблицей
| Таблица
|
| Мышцы и движение (с. 46–50)
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
| Групповая
| Иметь представление о разнообразии мышц по величине и форме
|
| Работа с энциклопедиями, справочниками
| Таблицы: «Мышцы-сгибатели»; «Мышцы-разгибатели»
|
| Мышцы и движение. Проверочная работа по теме «Тело человека»
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Знать ответы на вопросы в рабочей тетради
|
| Задания в «Рабочей тетради»
| Рабочая тетрадь (с. 11, № 15;
с. 12, № 18;
с. 13, № 19)
|
| «Черная смерть».
(с. 51–54)
|
| Объяснительно-иллюстративная
| Беседа
| Коллективная
| Знать о причинах, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья
|
| Работа с дополнительной литературой
| Сообщения учащихся
|
| Начало Нового времени (эпоха Возрождения)
(с.54 – 57)
|
| Объяснительно-иллюстративная
| Проблемные задания
| Групповая
| Иметь представление о развитии науки и культуры в XIV веке
|
| Работа с энциклопедиями
| Географическая карта
|
| Расширение знаний о Земле (с. 57–63)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания, беседа
| Коллективная
| Иметь представлениео путешествиях и открытиях Х. Колумба и Ф. Магеллана
| Уметь показать на карте пути продвижения путешественников
| Работа с энциклопедиями, иллюстрациями
| Сообщения
о Х. Колумбе, Ф. Магеллане; (Т. с. 14, № 23, 24, 25)
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Природа Нового Света.
(64, 65)
|
| Объяснительно-иллюстративная
| Беседа
| Групповая
|
| Знать природу Нового Света
|
|
|
| Развитие науки. Устройство Вселенной.
Почему предметы падают вниз.
(с. 66–70)
|
| Объяснительно-иллюстративная
| Наблюдение, беседа
| Парная
| Знать доказательство шарообразной формы Земли
Иметь представлениео силе притяжения тел
| Иметь представление об учении Н. Коперника, Г. Галилея
Уметь устанавливать причинно-следствен-
ные связи между изучаемыми явлениями
| Работа с картой
| Карта полушарий. Глобус. Портрет
Н. Коперника
И.Ньютона
|
| Открытие невидимого мира (микробиология)
(с. 70–72)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Знать о существовании на Земле микроорганизмов и их значении в жизни человека
|
| Работа с дополнительной литературой
| Подготовить сообщения об изобретениях
|
| Победа над эпидемиями.
Проверочная работа.
(с. 72–74)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Знать о значении прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями
|
| Работа с дополнительной литературой
|
|
| Зачем нужна гигиена (с. 74–76)
Кожа и её значение.
(с. 76–78)
|
| Продуктивная
Объяснительно-иллюстративная
| Беседа
Проблемные задания
| Групповая
| Знать правила сохранения и укрепления здоровья;
о строении кожного покрова
| Знать основные функции кожи
| Работа с энциклопедиями и дополнительной литературой.
| Таблица «Строение кожи»
|
| Особые образования кожи (загар, волосы, ногти).
Проверочная работа.
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Уметь работать по заданиям в рабочей тетради
|
| Задания в рабочей тетради
| с. 14, № 23;
с. 15, № 24, 25; с. 16, № 26
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Преобразования
в России.
Цель: формировать историческое мировоззрение.
Царь-плотник. выход к морю. (с. 83–92)
| 10ч.
|
Продуктивная, исследовательская
|
Проблемные задания
|
Групповая, парная
| Иметь представление о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России.
Уметь описывать отдельные события из истории
|
Учащиеся должны попытаться оценить деятельность Петра I.
Уметь описывать
отдельные события
из истории
|
Работа с историческими картами (границы России в конце XVII века)
| Портрет Петра I; рабочая тетрадь (с. 16, № 27, 28)
|
| Петр I – царь и человек (с. 92–95)
|
|
| Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые. (с.96 - 103).
|
| Исследовательская
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Уметь определять состав и свойства гранита и известняка, оформлять работу
| Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края
| Работа с дополнительной литературой
| Кусочки гранита, известняка, лупа, молоток, металлическая пластинка
|
| Каменное царство (с.104 - 107).
Руды металлов.
(с.107 – 109)
|
| Продуктивная, исследовательская
| Проблемные задания
| Групповая
| Знать о значении каменной поваренной соли, горючих полезных ископаемых
| Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края
| Работа с картой, иллюстрациями
| Рабочая тетрадь
(с. 19, № 33, 34
с. 20, № 36, 37, 39)
|
| Горючие полезные ископаемые
(с. 109–113)
Кто открывает и добывает полезные ископаемые.
(с.113 – 116)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Групповая
| Уметь оценить воздействие природы на человека
|
| Работа с картой
| Рабочая тетрадь (с. 20, № 38)
|
| Проверочная работа по теме: «Полезные иско-паемые»
Русское военное искусство.
(с.116 – 118)
|
| Репродуктивная
| Беседа
| Коллективная
| Иметь представление о жизни и деятельности А. В. Суворова
|
| Работа с энциклопедиями, иллюстрациями
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отечественная война 1812 г. (с. 119–122)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Иметь представление о плане военных действий под Бородино
| Знать о значении Бородинского сражения
| Работа с энциклопедиями, иллюстрациями
| Историческая карта
|
| План местности
(с. 123 - 125)
Практическая работа «Составление плана»
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
Задания по выбору учащихся
| Групповая
| Уметь читать план местности:
пользоваться масштабом, составлять план местности; начертить дорогу от дома до школы
|
| Работа с картой
| Карта, глобус
|
| Контрольная работа за I полугодие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мир человека в Новое время.
| 27 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разнообразие при-роды Земли. (7ч.)
Северные земли России (с. 5–7)
|
|
Продуктивная
|
Проблемные за-дания
|
Групповая, индивидуальная
| Иметь представление о природных условиях,
в которых происходила Северная экспедиция
|
|
Работа с картой
| Карта полушарий
|
| Поиски неведомой земли (с. 7–11)
Растительный и животный мир Австралии.
|
| Продуктивная
| Разноуровневые задания
| Групповая
| Иметь представлениео природных условиях Австралии
| Уметь сопоставлять природные условия Австралии и России
| Работа с видеофильмом «Береги природу»
| Географическая карта природных зон
|
| Русские на шестом континенте
(с. 12–14)
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
| Коллективная
| Знать об открытии в 1820 г. неизвестного материка Земли – Антарктиды.
Уметь показать на карте
| Уметь найти отличия между Арктикой и Антарктидой
| Работа с дополнительной литературой
|
|
| Дальний Восток России
(с. 15–17)
|
| Продуктивная
| Задания по выбору учащихся
| Индивидуальная
| Знать растительный и жи-вотный мир Уссурийского края.
Уметь показать на карте
|
| Работа с картой
| Физическая карта России
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Особенности природы гор
(с. 18 – 19)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Коллективная
| Иметь представление об особенности жизни
и занятий людей в горах
|
| Работа с дополнительной литературой, CD
| Рабочая тетрадь
(с. 22, № 42,
с. 23, № 44);
|
| Человеческие расы.
Проверочная рабо-та по теме «Разно-образие природы Земли»(с. 19–21)
|
| Исследовательская
| Проблемные задания
| Групповая
| Иметь представлениео признаках разных рас
| Иметь представление о многообразии стран, народов
| Работа с книгой, с иллюстрациями
| с. 22, № 41 – самостоятельная работа
|
| События XIX – XXвеков. (10 ч.)
Развитие науки
и техники (с. 22–25)
|
|
Репродук-тивная
|
Сообщения учащихся
|
Парная, Индивидуальная
| Иметь представлениео достижениях науки и техники
|
| Работа с энциклопедиями
| CD «Электронная энциклопедия»
|
| Развитие науки и техники. Урок-семинар.
|
| Продуктивная
| Наблюдение
| Индивидуальная
| Иметь представление
о достижениях науки и техники.Выявитьзна-чение изобретений для современного человека.
|
| Работа с энциклопедиями
| CD «Электронная энциклопедия»
|
| Новые знания о человеке.Открытие деятельности нервной системы.
(с. 25–32)
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
| Коллективная
| Иметь представлениео строении человека. Знать, как сохранить крепкую нервную систему
|
| Работа с таблицей
| Таблица «Кровеносная система человека»
|
| Значение кровеносной системы (с. 32–36). Путь крови
(с. 36–41)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Индивидуальная
| Иметь представление о значении кровеносной системы
| Уметь оказывать первую помощь при травмах, потери крови
| Работа с дополнительной литературой
| Рабочая тетрадь
(с. 25, № 50)
|
| События начала века (с. 42–46)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Коллективная
| Иметь представление об основных событиях начала ХХ века
|
| Работа с лентой времени
| Лента времени
|
| Великая Отечест-венная война
(1941–1945 гг.)
(с. 46 – 51; 52 – 58)
|
| Продуктивная
| Разноуровневые задания
| Групповая
| Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом
|
| Работа с энциклопедиями, иллюстрациями
| Плакат «Родина-мать зовет!»
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Век научных открытий (с. 58–61). ОБЖ: правила поль-зованиятелевизо-ром, компьютером
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Коллективная
| Иметь представление об основных научных открытиях ХХ века
| Знать правила безопасного пользования электроприборами
| Работа с иллюстрациями
|
|
| Человек и природа. (10 ч.)
Охрана природы
(с. 62 - 63)
Охрана природы. Заповедники. (Урок-семинар) (с.64 – 67)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Коллективная
| Иметь представление о природоохранных мерах
|
| Работа с видеофильмом
| Иллюстрации заповедных зон, видео
|
| Органы дыхания. Гигиена дыхания.
(с. 68–72)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Парная
| Иметь представление о системе дыхания человека
| Знать путь прохождения воздуха в организме человека
| Работа с табли-цей«Органы ды-хания человека»
|
|
| Сельское хозяйство. Животноводство.
(с. 72–77)
|
| Репродуктивная
| Беседа
| Коллективная
| Иметь представление о некоторых отраслях жи-вотноводства и исполь-зовании продуктов животноводства
|
| Работа с энциклопедиями
| Рабочая тетрадь
(с. 2, № 59;
с. 29, № 60, 62)
|
| Растениеводство (с. 78–80)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Парная
| Иметь представление о некоторых отраслях растениеводства и использовании продуктов растениеводства
| Уметь устанавливать связи между городом
и деревней, промышленностью и сельским хозяйством
| Работа с энциклопедиями, иллюстрациями
|
|
| Животноводство и растениеводство. Практическ. работа.
|
|
|
|
| Обобщить представле-ниядетей об отраслях сельского хозяйства.
|
|
|
|
| Зачем человек ест. Состав пищи (с. 81–87)
|
| Продуктивная
| Беседа
| Групповая
| Иметь представление о пищеварительнойсис-теме человека.
Знать правила ухода
за зубами
|
| Работа с таблицей
«Органы пищеварения человека»
| Рабочая тетрадь
(с. 30–32,
№ 63–67)
|
| Органы пищеварения. Зубы и уход за ними.
(с. 87–91). ОБЖ: забота о зубах
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Групповая
| Иметь представление о пищеварительной системе человека
|
| Работа с таблицей
«Органы пищеварения человека»
|
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Длинная дорога бутерброда
(с. 91–97).
ОБЖ: культура питания
|
| Продуктивная
| Беседа
| Коллективная
| Знать о полезных свойствах продуктов питания, о рациональном питании, о правильном питании школьника
|
| Работа с таблицей, иллюстрациями
|
|
| Система пищеварения. Проверочная работа.
|
|
|
|
| Обобщить представле-ниядетей о системе пищеварения. Проверить уровень усвоения изучен-ного материала.
|
|
|
|
| Современная Россия.
| 10 ч.
|
|
|
| Формировать представление о символах и об устройстве государственной власти.
|
|
|
|
| Человек и общество (с. 98–105)
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
| Парная
| Знать, как человек познает природу, общество, самого себя
|
| Работа с дополнительной литературой
| Герб, флаг, гимн
|
| Устройство государ-ственной власти
(с. 106–109)
|
| Репродуктивная
| Проблемные задания
| Групповая
|
| Иметь элементарное представление об устройстве государственной власти страны
| Работа с дополнительной литературой
|
|
| Символы и праздники России (с. 110–115)
|
| Продуктивная
| Сообщения учащихся
| Индивидуальная
| Знать символику Российского государства
|
| Выполнение заданий в рабочей тетради
| с. 32–34,
№ 68–74
|
| Человек в современных условиях
(с. 115–118).
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
| Парная
| Знать основные правила поведения в окружающей среде
| Уметь ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения
| Работа с энциклопедиями, иллюстрациями
|
|
| Нравственные нормы жизни (с. 119–122)
|
| Продуктивная
| Проблемные задания
| Коллективная
| Знать основные правила поведения в обществе
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
| Выявитьуровень знаний обучающихся
|
|
|
|
| Работа над ошиб-ками. Обобщение изученного матери-ала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Есть порох в пороховницах!»
(с. 122 – 123)
|
| Исследовательская
| Проблемные задания
| Групповая
| Уметь находить дополнительную информацию о событиях
|
| Работа с энциклопедиями
|
|
| Обобщающий урок «Что я знаю. Что я умею». Контрольные тесты
|
| Продуктивная
| Задания по выбору. Тест
| Индивидуальная
| Уметь самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания
|
| Работа с книгой, картой
| Рабочая тетрадь (с. 38–39), карта полушарий
|
| Экскурсия в краеведческий музей.
|
|
|
|
| Расширить представле-нияобучающихся об историческом прошлом родного края, изучить особенности природных условий области.
|
|
|
|
|