Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция 1791 (1-монархическая)






Франция – конституционная монархия. К открывается Декларацией пр и св чел и гр ’89. Провозглашение народного суверенитета. Народ (быдло) ≠ нация (люди, к-ые способны нести ответственность за судьбу г-ва, собственники имущества).

Принцип разделения властей. Дуалистическая конституционная монархия: исп вл - у короля; законодат вл – у народного представительного органа – Национального собрания..

Исп вл.: Король – символ нации, глава французов, глава исп власти, особа неприкосновенная. У короля право суспензивного (=отлагательного) вето (через 4 года), назначения и смещения министров.

Зак вл: Однопалатный парламент, к-ый формируется на основе цензового избирательного права.

Избирательное право:

- п ассивное – фр-ий подд-ый, > 30 лет, им-во > 3-дневной ЗП рабочего, не состоит в услужении;

- активное – фр-ий подд-ый, > 25 лет, им-ый ценз незначительный.

Суд вл: Суды независимы, вводится суд присяжных.

Мораторий на изменение конституции – 10 лет.

НО! Обстановка во Франции накаляется. Хотя К’91 принята Нац.собранием - король накладывает вето. 10.08.1982 – восстание в Париже, короля свергли, казнили. Франция объявлена республикой!

Для разработки К-республики созывается новое Учредительное собрание – Конвент (якобинцев). → отменяет К’91, королевскую власть. Терроризм, поиск «врагов народа», их гильотинирование.

Депутаты предлагали следующую модель государственного устройства: законодательная власть передавалась Национальному собранию, состоящему из одной палаты. Собрание избиралось на два года, и оно не могло быть распущено королем. Конституция содержала перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания. Введение имущественного ценза для избирателей и избираемых противоречило Декларации прав, и это стало предметом острой критики. Законодательная и судебная власти очень скоро оказались в руках представителей буржуазии.

Исполнительная власть по Конституции принадлежала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями, подписывал законы. Таким образом, были подготовлены основы для нормального функционирования конституционной монархии. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля ≪ неприкосновенной и священной≫, гарантировала некоторые привилегии.

Местные органы власти создавались на основе выборов. Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций - крупных феодов (герцогств и графств) - согласно принятой Конституции было создано 84 департамента. Все судебные органы по вертикали были выборными. Судопроизводство стало осуществляться с участием присяжных заседателей.

Разделение властей было на самом деле разграничением сфер влияния и политических функций по управлению между буржуазией и дворянством при явном преобладании буржуазии. Не доверяя королевской армии, находившейся под контролем земельной аристократии, Национальное собрание создает собственные вооруженные силы.

 

33. Организация власти и законодательство в период якобинской диктатуры во Франции (1793 – 1794 гг.)

Народное восстание 31 мая-2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793-27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее воплощение модели демократической республики.

Якобинцы, встав у власти, должны были решить задачи, от которых зависело спасение Франции. Программу якобинцев поддерживал широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и др.). Якобинцами было объявлено о создании правительства Народного спасения. Составной частью этого правительства стал Национальный конвент. Этот революционный орган сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти: как законодательной, так и исполнительной.

Центром революционного правительства сделался Комитет общественного спасения. Министерства бывшего правительства не были ликвидированы, как и все прочие учреждения республики, однако они были поставлены ≪ под наблюдение≫ Комитета и зависели от него. В его руки перешло в конце концов все высшее военное командование. Третьим важным элементом революционного правительства сделался Комитет общественной безопасности (организованный еще в октябре 1792 г.).

Его задачей было преследование контрреволюционеров, арест и предание суду революционного трибунала. По его распоряжению проводились массовые показательные казни арестованных аристократов. Закон 1793 г. объявлял подозрительным каждого, кто был известен приверженностью старому порядку, кто находился в родстве с дворянами-эмигрантами или состоял у них на службе, и всех тех, кто не мог доказать, на какие средства он существует. Декрет предписывал арест подозрительных. В системе органов якобинской диктатуры чрезвычайно активную роль играл Революционный трибунал. Он был создан по требованию якобинцев еще жирондистским Конвентом. За все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, применялась смертная казнь.

Поскольку теория и практика революционного правительства фактически отрицали Конституцию, то ее введение было отложено на неопределенный срок. Основным методом преобразования общественного строя якобинцы избрали террор. Тем временем в стане якобинцев разгорались идеологические противоречия. Радикалы-эбертисты выступали за жесткую и непримиримую диктатуру и абсолютный террор как форму осуществления государственной власти. Это противоречило интересам мелкой буржуазии, которая поддерживала умеренных якобинцев и финансировала их политическую деятельность.

Расправа над эбертистами и Коммуной способствовала охлаждению плебейских элементов Парижа к режиму якобинской диктатуры. Разгром кантонистов увлек в сторону контрреволюции умеренные буржуазные и мелкобуржуазные круги. В этой обстановке созревал заговор, направленный на свержение якобинского правительства.

 

34. Конституция Франции 1799 г.: общая характеристика.

35. Государственный строй первой империи во Франции (1804 – 1814 гг.).

36. Французский гражданский кодекс 1804 г.: общая характеристика.

ФГК разработан в 1800 г. комиссией из юристов Франции (Тронше, Порталис, Мальвиль и др.), при участии Наполеона, кот. и провел его через зак-ый органы. Утвержден 21 марта 1804 г.

С 1807 г. – назывался Кодекс Наполеона, с 1816 г. – ГК, с 1852 г. – снова КН.

Основан на принципах, закрепл в Декларации пр и св чел и гр 1789 г.

Источники:

1. Римское право – Дигесты Юстиниана

2. королевское и революционное законодательство:

a. ордонансы Кольбера (1767-1785)

§ по гр судопроизводству

§ по следствию по уголовным делам

§ о торговле

§ о мореплавании

§ по водным путям и лесам

§ черны кодекс (ГП в колониях)

b. ордонансы канцлера Де Анесси

§ о завещаниях и фидеокомиссах

§ об обязательствах из поджега

3. каноническое право

4. кутюмы (местное обычное право в сев части Франции)

 

ФГК построен по институционной системе. Сост из вв титула, в к-ом определяются порядок опубликования, действия и применения кодекса, и 3-х книг, разделенных на 35 титулов.

Декларировалось:

- абсолютный характер частной соб-ти

- равенство сторон

- отсутствие вмешательства г-ва

- деление на движимое/недвижимое имущество

 

1 книга: О лицах → содержатся гр-пр нормы о равенстве и свободе граждан. Нет понятия юр. лица. Изложены осн положения семейно-брачного права. Закрепляется преобладающее положение в семье мужа и отца. Отказ от канонического права в регулировании брачно-семейных отношений сделал эту часть ФГК прогрессивной.

2 книга: Об имуществах и различных видоизменениях собственности → регулируются вещные правоотношения (право собственности, узуфрукт, узус и др.). Собственность определяется как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом».

3 книга: О различных способах, к-ми приобретается собственность → представлены обязательств. Правоотношения, виды договоров, наследственное право. Наследниками по закону могли быть родственники до 12-ой ступени родства, при наследовании по завещанию определялась обязательная доля на детей наследодателя. Закреплялась свобода заключения договоров.

Защита прав работника выражена слабо. Правоотношения в обл коммерч деят-ти подробнее урегулированы в Торговом Кодексе Франции 1807 г. Также были приняты карательные (уголовные) кодекса 1791 и 1810 г.

 

ФГК действует до сих пор.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал