Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды устойчивостиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. Обладает следующими свойствами: 1) в любой экономике присутствует многообразие форм собственности, как минимум две: государственная и частная; 2) рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства; 3) любое вмешательство государства в экономику является ограниченным. Основные черты § конкуренция; § многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной); § полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда; § свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции; § сосредоточение капитала в руках буржуазии; § неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества; § ориентированный на покупателя рынок. Рыночная экономика — экономика, основанная, на принципах: § предпринимательства; § многообразия форм собственности на средства производства; § рыночное ценообразования; § договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); § ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. § присвоения прибавочной стоимости 7. Командная Экономика Командная экономика —это система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления. Командная экономика стоит на трех «китах»: централизованное планирование производства, централизованное снабжение ресурсами и централизованное ценообразование. Государственные планирующие органы определяют для каждого предприятия, какие товары и в каком количестве следует производить, а также кому поставлять произведенную продукцию и по какой цене ее продавать. Следовательно, участники хозяйственной деятельности лишены самостоятельности, поскольку главным методом принятия решений является план, а план — это закон, который не обсуждается, а выполняется и перевыполняется, за что полагается премия. За ходом реализации плана следит огромный бюрократический аппарат чиновников различных министерств и ведомств. Такое управление приводит к следующим, одинаково неэффективным, ситуациям: - недопроизводству товаров повышенного спроса, что порождает дефицит, очереди, распределительные карточки, талоны, «черный рынок»; - перепроизводству не пользующихся спросом у населения – паров, что приводит к затовариванию в магазинах и складах, и последующей уценке по «смешным ценам». Такие негативные результаты являются следствием того, что плановые органы не могут правильно определить общественные потребности в тех или иных благах. А предприятия не заинтересованы в повышении эффективности использования ресурсов. В итоге экономика становится «затратной», то есть неэффективной. Существует еще ряд недостатков командной экономики: 1. Монополизация экономики — это исключительное право государства на производство благ. Она лишает потребителей свободы выбора благ. Они вынуждены покупать в магазинах товары низкого качества, или пользоваться услугами «барахолки», на которой товары лучше, но и дороже. 2.Отставание в научно-техническом развитии, приводящее к застою экономики, потере конкурентоспособности товаров на мировом рынке, а в конечном итоге — к спаду производства и снижению уровня жизни людей. 3.Милитаризация экономики — ориентация хозяйство на выпуск товаров военного назначения. На основе требований государства о военном превосходстве и необходимое™ обороняться от мнимого врага, впустую растрачивается колоссальное количество ресурсов, создаются новые виды оружия. И все это делается ради самосохранения командной системы и благополучия партии, стоящей у власти. 4.Недооценка человеческого фактора, отсутствие свободы творчества, личной инициативы и экономических стимулом к эффективной работе. Это явилось следствием уравнительного распределения дохода, то есть все, кто плохо или хорошо работал получали одинаковую зарплату. Такой принцип порождает безответственность и бесхозяйственность, когда «все вокруг ничейное, все вокруг мое», а также иждивенчество — расчет на помощь государства. Нельзя не отметить и некоторые преимущества командной экономики. К примеру, это устойчивость экономики при умелом руководстве, способность быстро мобилизовать ресурсы и случае военной угрозы, уверенность в завтрашнем дне, отсутствие безработицы, низкие цены на потребительские блага, гарантии заработной платы, низкую дифференциацию доходов. Командная система господствовала в СССР, Китае, Румынии, Болгарии. Сегодня она преобладает в Ираке, Северной Корее и на Кубе.
8. Смешанная экономика + основные признаки смешанной экономики из учебника. В реальной экономике любая система является смешанной и обладает чертами как командного так и рыночного хоз-ва. При этом невозможно научно-объективнообосновать в каких сочетаниях должно быть осуществлено смещение. Это вопрос политического и социального выбора общества. Традиционно консервативные партии выступают за чистую рыночную экономику. В то время как либеральные и социалистические тяготеют к государственному планированию.
9. Спрос. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут. Неценовые факторы, влияющие на спрос: § Уровень доходов в обществе; § Размеры рынка; § Мода, сезонность; § Наличие товаров-субститутов (заменителей); § Инфляционные ожидания. В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
10. Предложение. Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец(производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене. Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности и ожидания Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место. Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров заменителей. 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий. 4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка
11. Равновесие рынка. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объёмпродукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей. Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым. Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма. Виды устойчивости § Абсолютная § Относительная § Локальная (колебания цен происходит, но в определённых пределах) § Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях) Функции равновесной цены: § Распределительная § Информационная § Стимулирующая § Балансирующая § Нормирующая. Она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.
12. Эластичность спроса. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — спрос, при котором процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение количества покупаемого товара, что общий доход производителя, продавца товара остается неизменным, или, с другой стороны, такое сокращение количества покупаемого товара в ответ на увеличение цены, что доход не изменяется. Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Различают эластичность по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.
|