Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






нормативного правового документа по организации воздушного движения с учетом стандартов и рекомендуемой практики ИКАО

УТВЕРЖДАЮ

 

Первый заместитель директора

ФГУП ГосНИИ " Аэронавигация"

В.А. Корчагин

 

«» 2010 г.

 

Проект

нормативного правового документа по организации воздушного движения с учетом стандартов и рекомендуемой практики ИКАО

 

  Первый заместитель директора ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация»   ___________________В.А.Корчагин   «______»__________________2009г.
    Начальник отдела ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация»   _________________Е.К. Щербаков     «______»__________________2010г.

 

Москва, 2010


Оглавление

I. Общие положения.. 7

II. УПРАВЛЕНИЕ безопасностью полетов при обслуживании воздушного движения.. 8

Общие положения. 8

Цели и деятельность по управлению безопасностью полетов при ОВД.. 8

Контроль за уровнем безопасности полетов при ОВД.. 9

Анализ и оценка безопасности полетов при ОВД.. 9

III. Организация воздушного движения.. 11

Определение ОрВД.. 11

Организация воздушного пространства. 11

Обеспечение пропускной способности ОВД.. 12

Организация потоков в интересах ОВД.. 13

IV. Обслуживание воздушного движения.. 17

Задачи обслуживания воздушного движения. 17

Виды обслуживания воздушного движения. 17

Органы обслуживания воздушного движения. 19

Органы диспетчерского ОВД.. 21

Органы полетно-информационного ОВД.. 22

Распределение ответственности и передача обслуживания воздушного движения между органами диспетчерского ОВД 22

Организация работы органов ОВД.. 24

Представление плана полета в органы ОВД.. 25

Диспетчерские разрешения. 25

Диспетчерские указания по управлению скоростью.. 26

Категории турбулентности в следе. 26

Зоны ожидания. 26

Эшелон и высота перехода. 27

Минимальный крейсерский эшелон. 27

Предоставление информации для установки высотомера. 27

Передача речевых донесений о местоположении. 27

Передача донесений АЗН-К.. 28

Передача донесений АЗН-В.. 29

Содержание текущих донесений с борта. 29

Содержание специальных донесений с борта. 30

Дальнейшая передача метеорологической информации. 30

Отказ или сбои систем и оборудования. 31

V. Правила диспетчерского обслуживания воздушного движения 31

Общие правила, касающиеся диспетчерского ОВД.. 31

Указания при управлении поступательной скоростью.. 32

Указания по управлению вертикальной скоростью. 33

Полет по маршруту ОВД.. 33

Вертикальное эшелонирование. 34

Боковое эшелонирование. 35

Продольное эшелонирование. 36

Эшелонирование воздушных судов, выполняющих полеты в зоне ожидания. 37

Использование зональной навигации на маршруте. 37

Применение процедур оперативного бокового смещения (SLOP) 37

Применение процедур радиовещания информации о движении воздушными судами (TIBA) 39

VI. Правила диспетчерского обслуживания подхода.. 39

Общие положения. 39

Диспетчерские разрешения для прибывающих воздушных судов. 39

Стандартные диспетчерские разрешения для прибывающих воздушных судов. 39

Снижение ниже эшелонов, указанных в СТАР.. 40

Заход на посадку по приборам.. 40

Полет в зоне ожидания. 40

Эшелонирование воздушных судов, выполняющих полет в режиме ожидания. 41

Очередность захода на посадку. 41

Применение зональной навигации при диспетчерском обслуживании подхода. 42

VII. Правила аэродромного диспетчерского обслуживания.. 43

Общие положения. 43

Процедуры при вылете. 44

Процедуры при заходе на посадку и посадке. 47

Визуальный заход на посадку. 50

ОВД на параллельных или почти параллельных ВПП.. 51

Применение зональной навигации при аэродромном диспетчерском ОВД.. 53

Нестандартные ситуации. 53

VIII. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ 54

Применение систем наблюдения ОВД при диспетчерском обслуживании воздушного движения. 54

Назначение кодов ВОРЛ и использование приемоответчиков ВОРЛ и передатчиков АЗН-В.. 54

Опознавание воздушных судов. 55

Процедура передачи опознавания. 56

Передача управления. 57

Информирование экипажа воздушного судна о местоположении. 58

Векторение. 59

Навигационная помощь. 60

Прерывание или прекращение ОВД на основе наблюдения. 60

Векторение для захода на посадку. 60

Векторение в целях вывода на средство обеспечения конечного этапа захода на посадку. 61

Векторение при визуальном заходе на посадку. 61

Заходы на посадку по радиолокатору. 61

ОВД при заходе на посадку по посадочному радиолокатору. 62

Применение радиолокатора управления наземным движением.. 62

Обслуживание средствами контрактного автоматического наблюдения (АЗН-К) 62

Применение линии передачи данных " диспетчер - пилот" (ДПЛПД) 63

IX. Полетно-информационное обслуживание.. 64

Передача информации и донесений с борта воздушных судов при ПИО.. 66

Координация обеспечения полетно-информационного обслуживания. 68

Радиовещательные передачи при оперативном полетно-информационном обслуживании (OFIS) 68

Аварийное оповещение при ПИО.. 69

X. Аварийное оповещение.. 72

Уведомление координационных центров поиска и спасания. 72

Использование средств связи. 74

Прокладка маршрута полета воздушного судна, находящегося в аварийном положении. 74

Передача информации эксплуатанту. 74

Передача информации воздушным судам, выполняющим полет вблизи воздушного судна, находящегося в аварийном положении 75

XI. Координация в процессе ОВД.. 75

Координация между смежными органами районного диспетчерского обслуживания. 75

Координация между органом районного диспетчерского обслуживания и органом диспетчерского обслуживания подхода 75

Координация между органом диспетчерского обслуживания подхода и органом аэродромного диспетчерского обслуживания 76

Координация между секторами (пунктами) в составе одного органа ОВД.. 76

XII. Особые случаи и особые условия в полете.. 76

Особые случаи в полете. 76

Особые условия в полете. 77

Отказ радиолокационных средств на аэродроме посадки. 78

ОВД в отношении ВС, оборудованных БСПС.. 78

Слив топлива. 78

Режим радиомолчания. 79

XIII. Прочие правила.. 79

Организация ОВД на горных аэродромах. 79

Организация обслуживания воздушного движения над открытым морем.. 80

XIV. Обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного движения.. 80

Метеорологическое обеспечение. Основные требования. 80

Радиотехническое обеспечение полетов. Основные требования. 81

Аэронавигационное обеспечение. Основные требования. 81

Медицинское обеспечение персонала ОВД.. 81

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАВИЛАМ... 82

 


I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила «Организация воздушного движения в Российской Федерации» (далее – Правила), разработанные в соответствии с «Воздушным кодексом Российской Федерации», «Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации» с учетом национальной практики в области организации воздушного движения, Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), содержащихся в Приложении 11 «Обслуживание воздушного движения» к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944) и Doc 4444 ATM/501 «Правила аэронавигационного обслуживания «Организация воздушного движения».

1.2. Правила регламентируют авиационную деятельность в Российской Федерации в области организации воздушного движения, определяют порядок и процедуры, условия и требования (далее – требования) к организации воздушного движения в Российской Федерации.

1.3. В районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществление деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, организация и обслуживание воздушного движения осуществляются в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации.

1.4. Требования к организации воздушного движения в Российской Федерации, изложенные в настоящих Правилах обязательны к исполнению органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) гражданской авиации и пользователями воздушного пространства Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности, выполняющими полеты в зонах, районах, секторах, районах авиационных работ и районах аэродромов (аэроузлов) гражданской авиации, где обслуживание воздушного движения осуществляется органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) гражданской авиации, а также органами и организациями обеспечивающими или участвующих в обеспечении производства полетов в части их касающейся.

1.5. Контроль за соблюдением Правил осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

1.6. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в Приложении.

1.7. На основе настоящих Правил разрабатываются технологии работы диспетчеров органов ОВД.

II. УПРАВЛЕНИЕ безопасностью полетов при обслуживании воздушного движения

Общие положения

2.1. В целях обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения специально уполномоченным органом в области гражданской авиации разрабатывается государственная программа по безопасности полетов и устанавливается приемлемый уровень(ни) безопасности полетов при ОВД.

2.2. Концептуальные рамки для принятия и выполнения государственной программы по безопасности полетов изложены в Руководстве по управлению безопасностью полетов ИКАО (Doc 9859).

2.3. В целях управления безопасностью полетов при ОВД органом ОВД должна быть разработана и внедрена соответствующая государственным требованиям система управления безопасностью полетов (СУБП). Требования к СУБП определяются государственной программой по безопасности полетов.

2.4. В структуре органа ОВД должны быть предусмотрены подразделения, отвечающие за внедрение и организацию функционирования СУБП. Такие подразделения должны быть укомплектованы квалифицированным персоналом, имеющим соответствующую подготовку в области ОрВД и управления безопасностью полетов, а руководитель подразделения непосредственно подчинен руководителю органа ОВД.

2.5. Контроль за разработкой, реализацией и эксплуатационным функционированием СУБП органа ОВД осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Цели и деятельность по управлению безопасностью полетов при ОВД

Целями управления безопасностью полетов при ОВД являются:

а) соблюдение установленного приемлемогоуровня безопасности полетов при предоставлении обслуживания воздушного движения

б) внедрение, при необходимости, изменений в систему ОВД, нацеленных на повышение уровня безопасности полетов.

2.6. Система управления безопасностью полетов при ОВД должна предусматривать:

а) постоянный контроль за уровнями безопасности полетов и выявление любых негативных тенденций;

б) проведение регулярных анализов безопасности полетов;

в) управление рисками при ОрВД в связи с планируемой реорганизацией воздушного пространства, внедрением новых систем, оборудования или средств и в связи с введением новых или измененных правил ОВД и ИВП;

г) принятие, при необходимости, мер по повышению безопасности полетов.

2.7. Деятельность в рамках СУБП при ОВД должна документироваться. В целях повышения оперативности и эффективности СУБП предпочтительной является электронная форма документирования и документооборота.

Контроль за уровнем безопасности полетов при ОВД

2.8. Сбор информации о фактических или потенциально опасных для безопасности полетов ситуациях или недостатках, связанных с ОВД осуществляется при помощи обязательной и добровольной (конфиденциальной) систем сообщений.

2.9. Информация, связанная с безопасностью полетов, включая отчеты об инцидентах, систематически рассматривается структурными подразделениями органа ОВД, ответственными за управление безопасностью полетов в целях выявления отрицательных тенденций.

2.10. Информация об отказах и ухудшении характеристик систем и оборудования связи, наблюдения и других систем, имеющих важное значение для безопасности полетов, систематически анализируются структурными подразделениями органа ОВД, ответственными за управление безопасностью полетов в целях выявления тенденций которые могут оказать влияние на безопасность полетов.

Анализ и оценка безопасности полетов при ОВД

Анализ безопасности полетов в органах ОВД должен осуществляться на регулярной и систематической основе квалифицированными специалистами. Анализу безопасности полетов в органах ОВД должны подвергаться:

а) руководства, инструкции, технологии, связанные с деятельностью по ОВД, указания органов ОВД и процедуры координации ОВД;

б) структура маршрутов ОВД на предмет необходимости разделения маршрутов и оптимального расположения точек пересечения маршрутов ОВД, чтобы свести к минимуму необходимость вмешательства органа ОВД и координации действий внутри органа ОВД и между органами ОВД;

в) процедуры контроля движения на площади маневрирования направленные, в том числе, на сведение к минимуму потенциальной опасности несанкционированного занятия ВПП (визуально или с помощью системы наблюдения ОВД);

г) процедуры эксплуатации аэродромов в условиях ограниченной видимости;

д) интенсивность воздушного движения и соответствующая рабочая нагрузка на диспетчеров в целях обеспечения установленных нормативов пропускной способности и, при необходимости, применения мер ОПВД;

е) процедуры на случай отказа или ухудшения характеристик систем ОВД, систем связи и наблюдения;

ж) соблюдение порядка представления отчетов об инцидентах и других событиях, имеющих отношение к безопасности полетов;

з) оборудование, включая человеко-машинный интерфейс, устройства ввода/вывода автоматизированных систем, на предмет размещения на рабочем месте в соответствии с принципами эргономики, а также с учетом аспектов человеческого фактора;

и) системы связи, навигации, наблюдения и другие системы и оборудование, имеющие важное значение для безопасности полетов на предмет соответствия сертификационным требованиям;

к) уровень подготовки персонала ОВД на соответствие квалификационным требованиям;

л) соответствующая подготовка и обучение персонала ОВД в процессе внедрения новых или измененных правил, а также новых или усовершенствованных систем связи, наблюдения и других важных для безопасности полетов систем и оборудования;

м) уровень владения английским языком персоналом ОВД, допущенным к обслуживанию международных полетов;

н) использование установленной стандартной фразеологии радиообмена.

2.11. Оценка рисков проводится при существенной реорганизации воздушного пространства, значительных изменениях правил ОВД в воздушном пространстве или на аэродроме и внедрении нового оборудования, систем или средств.

2.12. Изменения в системе ОрВД должны внедряться только в том случае, если результаты оценки свидетельствуют об обеспечении приемлемого уровня безопасности полетов.

При оценке безопасности полетов учитываются все факторы, которые считаются важными с точки зрения безопасности полетов, включая:

а) типы воздушных судов и их летно-технические характеристики, включая навигационные возможности;

б) плотность и распределение воздушного движения;

в) сложность воздушного пространства, структуру маршрутов ОВД и классификацию воздушного пространства;

г) конфигурацию аэродрома, включая конфигурацию ВПП, их размеры и конфигурацию рулежных дорожек;

д) тип связи " воздух – земля" и временные параметры ведения диалогов в процессе связи, включая возможность вмешательства диспетчера;

е) тип и возможности системы наблюдения, а также наличие систем, позволяющих диспетчеру осуществлять вспомогательные функции и функции предупреждения, любые особые местные метеорологические условия.

2.13. Любая фактическая или потенциальная угроза, связанная с предоставлением ОВД в воздушном пространстве или на аэродроме, выявленная в процессе деятельности по управлению безопасностью полетов при ОВД или каким-либо другим способом, оценивается и классифицируется с точки зрения приемлемого уровня риска.

2.14. За исключением случаев, когда риск может быть классифицирован как приемлемый, орган ОВД обязан принять соответствующие меры для исключения риска или его снижения до приемлемого уровня.

2.15. В случае, снижения уровня безопасности полетов в конкретном воздушном пространстве или на аэродроме до значений ниже приемлемого, орган ОВД обязан принять соответствующие корректирующие меры.

2.16. Принятие любых корректирующих мер должно сопровождаться оценкой их эффективности с точки зрения исключения или уменьшения риска.

III. Организация воздушного движения

Определение ОрВД

3.1. Организация воздушного движения (ОрВД) представляет собой динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения, организации потоков и воздушного пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон (органов ОВД, пользователей, аэропортов и других участников ОрВД).

3.2. Организация воздушного движения осуществляется в целях обеспечения возможности эксплуатантам воздушных судов - пользователям воздушного пространства при выполнении полётов придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили полета при минимальных ограничениях, без снижения установленных уровней безопасности воздушного движения.

3.3. Организация воздушного движения, включает:

обслуживание (управление) воздушного движения;

организацию потоков воздушного движения;

организацию воздушного пространства.

Организация воздушного пространства

3.4. Организация воздушного пространства представляет собой процесс планирования его использования на основе динамичного распределения по времени, а в отдельных случаях - в резервировании воздушного пространства для различных категорий пользователей в целях удовлетворения краткосрочных потребностей.

3.5. Организация воздушного пространства должна обеспечивать гибкое, скоординированное использование воздушного пространства гражданской, государственной и экспериментальной авиацией и другими заинтересованными ведомствами при обеспечении безопасности ОВД.

3.6. В целях обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации устанавливаются зоны и районы ЕС ОрВД, районы аэродромов (аэроузлов) и другие элементы структуры воздушного пространства - в соответствии с положениями Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации от 11 марта 2010г. № 138.

3.7. Воздушное пространство диспетчерских районов, узловых диспетчерских районов и диспетчерских зон аэродромов может быть разделено на секторы ОВД (направления) как в плане, так и по высоте.

3.8. В целях упорядочения осуществления обслуживания воздушного движения для каждого органа ОВД устанавливается зона ответственности ОВД, границы которой устанавливаются, определяются и указываются географическими координатами и высотами, а границы приема-передачи ОВД между органами ОВД определяются - рубежами передачи ОВД.

3.9. Границы зон и районов Единой системы, районов полетной информации (РПИ), диспетчерских районов и диспетчерских зон устанавливаются Минтрансом России.

3.10. Организацию внедрения классификации воздушного пространства Российской Федерации на местах осуществляет уполномоченный орган в области ИВП через свои территориальные органы.

Обеспечение пропускной способности ОВД

3.11..Уполномоченный орган в области ИВП и органы ОВД Единой системы принимают все необходимые меры для обеспечения достаточной пропускной способности системы ОВД, рассчитывая на нормальные и пиковые уровни воздушного движения. При этом должно обеспечиваться, чтобы приемлемый уровень безопасности полетов не снижался.

3.12. Пропускная способность для диспетчерских районов, секторов (пунктов) и аэродромов выражается количеством воздушных судов в час, которые обслуживаются в данном воздушном пространстве или на соответствующем аэродроме.

При оценке (расчете) пропускной способности учитываются следующие факторы:

а) уровень и тип предоставляемого ОВД;

б) структурную сложность диспетчерского района, сектора или аэродрома;

в) рабочую нагрузку на диспетчера, включая выполняемые задачи по управлению и координации;

г) типы используемых систем связи, навигации и наблюдения, степень их технической надежности и готовности, а также готовности резервных систем и/или наличие дополнительных правил;

д) наличие автоматизированных систем и комплексов ОВД и функций предупреждения;

е) любой другой фактор или элемент, обуславливающий рабочую нагрузку на диспетчера.

3.13. При проведении оценки пропускной способности органы ОВД определяют нормативы пропускной способности для диспетчерских районов, секторов (пунктов) и аэродромов. Нормативы пропускной способности определяются с целью регулирования нагрузки и недопущения случаев систематических перегрузок персонала ОВД. Нормативы пропускной способности используются на этапах планирования ИВП, организации потоков ВД и при обслуживании воздушного движения для принятия оперативных решений по устранению возможных перегрузок органов ОВД.

3.14. При изменении основных факторов, влияющих на пропускную способность диспетчерских районов, секторов (пунктов) и аэродромов органы ОВД проводят работу по оценке нормативов пропускной способности.

3.15. Уполномоченный орган в области ИВП периодически организует проведение работ по анализу методов расчета нормативов пропускной способности для диспетчерских районов, секторов и аэродромов в целях повышения эффективности производства полетов и обеспечения гибкого использование воздушного пространства.

3.16. В том случае, когда потребности воздушного движения регулярно превышают пропускную способность ОВД, вызывая продолжительные и частые задержки, уполномоченный орган в области ИВП и органы ОВД применяют:

а) меры, нацеленные на максимальное использование пропускной способности существующей системы, или

б) мероприятия по повышению пропускной способности, рассчитанные на фактические или прогнозируемые потребности.

3.17. Орган ОВД при прогнозируемом или фактическом превышении пропускной способности имеет право ограничить вход в свое воздушное пространство.

Организация потоков в интересах ОВД

3.18. Организация потоков воздушного движения представляет собой деятельность по организации безопасных, упорядоченных и ускоренных потоков воздушного движения для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности органов ОВД и соответствия объемов воздушного движения пропускной способности, заявленной соответствующим органом ОВД.

3.19. Основными целями организации потоков воздушного движения являются:

максимальное удовлетворение запросов пользователей на использование воздушного пространства;

защита органов ОВД от превышений пропускной способности;

обеспечение необходимого уровня безопасности полетов в условиях превышения пропускной способности органов ОВД.

3.20. Деятельность по организации потоков воздушного движения подразделяется на стратегическую, предтактическую и тактическую.

3.21. Стратегическая деятельность по организации потоков воздушного движения осуществляется за двое и более суток до дня использования воздушного пространства и заключается в заблаговременном выявлении и решении проблем, связанных с обеспечением пропускной способности органов ОВД.

Стратегическая организация потоков воздушного движения состоит в анализе потребностей на предстоящий сезон, оценке районов и периодов времени, когда потребности могут превысить располагаемую пропускную способность системы ОВД, и выработке решений для устранения несбалансированности посредством:

а) принятия мер совместно с уполномоченным органом в области ИВП по обеспечению необходимой пропускной способности в определенном месте и в нужное время;

б) изменения некоторых потоков воздушного движения (ориентирование маршрутов движения);

в) в случае необходимости, планирования или перепланирования рейсов;

г) определения необходимости тактических мер ОПВД.

3.22. Предтактическая деятельность по организации потоков воздушного движения осуществляется за сутки до дня использования воздушного пространства и состоит в разработке тактических мер по организации потоков воздушного движения на основе данных о потребностях в использовании воздушного пространства и располагаемой пропускной способности органов ОВД.

На этапе предтактической организации потоков:

могут быть изменены некоторые потоки воздушного движения;

могут быть определены и согласованы разгрузочные маршруты;

принимается решение относительно тактических мер;

для всех заинтересованных участников предоставляются подробные данные о мерах ОПВД на следующий день.

3.23. Тактическая деятельность по организации потоков воздушного движения осуществляется в процессе выполнения суточных планов использования воздушного пространства и заключается в поддержании соответствия между потребностями в использовании воздушного пространства и пропускной способности органов ОВД в условиях реально складывающейся обстановке и защите органов ОВД от превышений пропускной способности.

Тактические операции ОПВД должны включать:

а) принятие согласованных тактических мер с тем, чтобы организовать не имеющий перегрузки и упорядоченный поток движения в том случае, когда потребности могут превысить пропускную способность;

б) контроль за развитием ситуации в воздушном движении для обеспечения того, чтобы принимаемые меры по ОПВД имели желаемую отдачу, и для принятия корректирующих действий, когда возникают длительные задержки, включая изменение маршрутов движения и выделение эшелонов полета в целях максимального использования располагаемой пропускной способности ОВД.

3.24. Деятельность по организации потоков воздушного движения осуществляется органами по планированию ИВП во взаимодействии с органами ОВД.

3.25. Деятельность по организации потоков воздушного движения осуществляется круглосуточно и включает:

сбор, обработку и обобщение данных о планируемых полетах (потребностях в ИВП), располагаемой и прогнозируемой пропускной способности органов ОВД;

оценку соответствия потребностей в ИВП располагаемой/прогнозируемой пропускной способности и выявление перегрузок органов ОВД;

разработку и согласование мер по увеличению пропускной способности и/или регулированию нагрузки на органы ОВД;

принятие совместно с эксплуатантами ВС решений по изменению планов полетов в связи с применением мер по регулированию организации потоков воздушного движения;

доведение до заинтересованных органов ОВД и пользователей воздушного пространства принятых решений по регулированию организации потоков воздушного движения;

реализацию мер по регулированию организации потоков воздушного движения;

анализ эффективности применения мер (деятельности) по регулированию организации потоков воздушного движения.

3.26. Деятельность по организации потоков воздушного движения осуществляется путем применения мер по регулированию организации потоков воздушных судов, представляющих собой способы увеличения пропускной способности или регулирования нагрузки на органы ОВД с целью установления соответствия между ними.

3.27. Деятельность по организации потоков воздушного движения должна быть ориентирована на первоочередное применение мер по увеличению пропускной способности органов ОВД и только после достижения максимального уровня такой пропускной способности – на применение мер, направленных на регулирование нагрузки на органы ОВД.

3.28. Меры по регулированию организации потоков воздушного движения не применяются:

к воздушным судам, подвергшимся незаконному вмешательству;

к воздушным судам, выполняющим поисково-спасательные полеты, полеты с целью оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в медицинских и других гуманитарных целях;

к полетам воздушных судов под литером;

к воздушным судам, вылетающим с аэродромов, на которых не применяются процедуры и правила, определенные для гражданских аэродромов;

к воздушным судам, выполняющим полеты, специально заявленные государственными органами.

3.29. Деятельность по организации потоков воздушного движения осуществляют органы планирования ИВП во взаимодействии с органами районного диспетчерского обслуживания, аэродромного диспетчерского обслуживания и с эксплуатантами воздушных судов.

3.30. Органы районного диспетчерского обслуживания в интересах осуществления деятельности по организации потоков воздушного движения обязаны:

информировать органы планирования ИВП о располагаемой/прогнозируемой пропускной способности органов ОВД и аэродромов;

обеспечивать реализацию мер по ОПВД, направленных на предотвращение перегрузок органов ОВД, выработанных органами планирования ИВП;

осуществлять контроль за интенсивностью полетов и в случае превышения нормативов пропускной способности информировать органы планирования ИВП.

3.31. Органы ОВД аэродромов гражданской авиации в интересах осуществления деятельности по организации потоков воздушного движения обязаны:

информировать органы планирования ИВП о располагаемой/прогнозируемой пропускной способности;

осуществлять реализацию выработанных органами планирования ИВП, направленных на предотвращение перегрузок органов ОВД.

3.32. Эксплуатанты воздушных судов в интересах осуществления деятельности по организации потоков воздушного движения обязаны:

обеспечивать строгое и точное выполнение назначаемых мер по организации потоков воздушного движения;

своевременно информировать органы ОВД аэродромов о намерениях изменения планов полетов, а также о невозможности выполнения назначаемых мер по организации потоков воздушного движения;

строго соблюдать процедуры обслуживания и правила взаимодействия с органами ОВД и мероприятия по организации потоков воздушного движения, устанавливаемые в связи с введением необходимых мер.

3.33. Решения по применению мер по организации потоков воздушного движения принимаются на основании нормативов пропускной способности, устанавливаемых для решения задач по организации потоков воздушного движения.

3.34. Подробные правила, осуществления деятельности по ОПВД в пределах зон и районов Единой системы, предписываются соответствующими положениями Федеральных авиационных правил планирования ИВП и Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

IV. Обслуживание воздушного движения

Задачи обслуживания воздушного движения

4.1. Задачами обслуживания воздушного движения являются:

а) предотвращение столкновений между воздушными судами;

б) предотвращение столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади;

в) ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;

г) предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;

д) уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.

Виды обслуживания воздушного движения

4.2. Обслуживание воздушного движения состоит из следующих трех видов обслуживания:

а) Диспетчерское обслуживание воздушного движения, предназначенное для решения задач, указанных в подпунктах а), б) и в) п. 4.1, причем это обслуживание подразделяется, в зависимости от этапа полета, на:

районное диспетчерское обслуживание: обеспечение диспетчерского обслуживания контролируемых полетов, кроме тех этапов каждого из таких полетов, которые указаны ниже в подпунктах б) и в) п. 4.2, для решения задач а) и в) в п. 4.1;

диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач а) и в) в п. 4.1;

аэродромное диспетчерское обслуживание: обеспечение диспетчерского обслуживания аэродромного движения, кроме этапов полетов, указанных ниже в подпункте б) п. 4.2, для решения задач а), б) и в) в п. 4.1.

б) Полетно-информационное обслуживание, которое предназначено для решения задачи г) в п. 4.1.

в) Аварийное оповещение, которое предназначено для решения задачи д) в п. 4.1.

4.3. Необходимость во введении обслуживании воздушного движения в конкретном районе/зоне воздушного пространства определяется с учетом типов и интенсивности воздушного движения, метеорологических условий или других факторов, которые могут иметь к этому отношение. Конкретные показатели для определения потребности во введении обслуживания воздушного движения в каком-либо районе устанавливаются уполномоченным органом в области ИВП.

4.4. Оснащение бортовыми системами предупреждения столкновений (БСПС) воздушных судов, выполняющих полеты в конкретном районе, не учитывается при определении потребности во введении обслуживания воздушного движения в данном районе.

4.5. В случае принятия решения о введении обслуживания воздушного движения в конкретных частях воздушного пространства или на конкретных аэродромах, эти части воздушного пространства или эти аэродромы определяются исходя из вида ОВД, которое должно обеспечиваться, следующим образом:

а) Районы полетной информации. Части воздушного пространства, в которых принято решение обеспечивать полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение, определяются как районы полетной информации.

б) Диспетчерские районы и диспетчерские зоны.Части воздушного пространства, в которых принято решение обеспечивать полеты диспетчерским обслуживанием, определяются как диспетчерские районы или диспетчерские зоны.

в) Контролируемые аэродромы. Аэродромы, на которых принято решение обеспечивать диспетчерское обслуживание движения в районе аэродрома, определяются как контролируемые аэродромы.

4.6. Районное диспетчерское обслуживание воздушного движения обеспечивается в диспетчерских районах для полетов воздушных судов:

по маршрутам ОВД, включая воздушные трассы (внутренние и международные), маршруты зональной навигации, местные воздушные линии;

по маршрутам полетов ВС вне маршрутов ОВД;

по маршрутам входа/выхода на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны.

4.7. Диспетчерское обслуживание воздушного движения подхода обеспечивается в узловых диспетчерских районах для воздушных судов выполняющих полет:

по схеме полета в зоне ожидания района;

по схемам вылета или захода на посадку;

по стандартным маршрутам вылета и прилета;

по маршрутам зональной навигации;

по маршрутам ОВД;

по маршрутам полетов вне маршрутов ОВД.

4.8. Аэродромное диспетчерское обслуживание воздушного движения обеспечивается в диспетчерских зонах аэродромов для воздушных судов:

выполняющих полеты в районе аэродрома и

движущихся по площади маневрирования аэродрома.

4.9. Особенности организации диспетчерского ОВД на аэродромах совместного базирования и на аэродромах совместного использования регламентируются нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области государственной, гражданской и экспериментальной авиации.

4.10. Обслуживание воздушного движения осуществляются по Всемирному координированному времени (УТЦ).

4.11. Обслуживание воздушного движения осуществляется путем передачи органами ОВД экипажам воздушных судов диспетчерских указаний, разрешений, рекомендаций и информации.

4.12. При диспетчерском обслуживании орган ОВД обеспечивает:

установленные интервалы эшелонирования;

назначение безопасного эшелона (высоты) полета при векторении;

контроль за выдерживанием экипажем воздушного судна установленных схем выхода из района аэродрома, снижения и захода на посадку при наличии информации от системы наблюдения ОВД;

соблюдение временных интервалов при взлете и посадке воздушных судов;

передачу информации экипажу воздушного судна о воздушной обстановке, о метеорологической и орнитологической обстановке, отличающейся от переданной по АТИС или МВ-каналу;

содействие авиационным поисково-спасательным службам при организации поиска и спасания.

4.13. Диспетчерское обслуживание воздушного движения осуществляется в пределах контролируемого воздушного пространства, установленного в соответствии с классификацией воздушного пространства, и на контролируемых аэродромах.

4.14. Орган ОВД, осуществляющий диспетчерское ОВД должен располагать информацией о предполагаемом движении каждого воздушного судна или его изменениях, а также последней информацией о фактическом ходе полета каждого воздушного судна, в соответствии с которой:

определяет сравнительное местоположение воздушных судов (о которых он оповещен) относительно друг друга;

принимает решения по обеспечению установленных интервалов эшелонирования и предотвращению столкновений воздушных судов в воздухе и на земле;

при необходимости согласовывает свои действия с диспетчерами смежных органов ОВД, в случаях, когда обслуживаемое воздушное судно может создать конфликтную ситуацию с другими воздушными судами, выполняющими полет под контролем диспетчеров смежных органов ОВД, а также перед передачей воздушного судна им на ОВД.

Органы обслуживания воздушного движения

4.15. Обслуживание воздушного движения обеспечивается органами, которые создаются и определяются следующим образом:

а) Органы диспетчерского ОВД создаются для обеспечения диспетчерского обслуживания воздушного движения, полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения в пределах диспетчерских районов, диспетчерских зон и контролируемых аэродромов.

б) Органы полетно-информационного ОВД создаются для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения в пределах районов полетной информации, если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возлагается на орган диспетчерского ОВД.

Это не исключает передачи функций по обеспечению некоторых элементов полетно-информационного обслуживания другим органам.

4.16. В целях предоставления ОВД организуются центры ОрВД и диспетчерские пункты. С целью равномерного распределения нагрузки на диспетчеров воздушное пространство, в котором орган ОВД обеспечивает обслуживание, разделяется на секторы ОВД, при этом:

а) каждому сектору определяется своя зона ответственности по ОВД;

б) сектор ОВД состоит из одного или нескольких рабочих мест (диспетчер радиолокационного управления, процедурного контроля и др.)

Для каждого сектора, рабочего места диспетчера, разрабатывается технология работы, в том числе при совмещении функций сектора (рабочего места) объединении секторов и пунктов ОВД.

4.17. Организационная структура органов ОВД, а также виды диспетчерского обслуживания, обеспечиваемые отдельными пунктами (секторами), устанавливается организацией предоставляющей государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации (провайдером АНО) - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

4.18. Количество секторов и рабочих мест - в структуре органа ОВД, определяется филиалами ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», или подразделениями пользователей ВП, в составе которых создан орган ОВД, с учетом обоснования обеспечения приемлемого (достаточного) уровня безопасности полетов при ОВД.

4.19. Структура органов ОВД по составу (количеству) пунктов, секторов и рабочих мест, а также численность персонала органов ОВД должны обеспечивать выполнение задач обслуживания воздушного движения в установленной части воздушного пространства при обеспечении приемлемого уровня безопасности полетов и потребности в обслуживании воздушного движения, с соблюдением требований, регламентирующих особенности режима рабочего времени и времени труда и отдыха работников, осуществляющих обслуживание воздушного движения.

4.20. Во всех случаях, для работы на совмещенном рабочем месте, персонал ОрВД должен иметь допуски к работе на каждом из совмещаемых рабочих мест.

4.21. Регламент работы органов ОВД на аэродромах (в аэроузле) должен соответствовать регламенту работы данного аэродрома (аэродромов аэроузла). Решение о регламенте работы аэродрома принимает старший авиационный начальник, определенный Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (Аэронавигационным паспортом аэродрома).

4.22. Обслуживание органами ОВД вне постоянно действующего регламента работы аэродрома (аэродромов аэроузла) может осуществляться по согласованию в порядке определенным АНПА и ИПП.

Органы диспетчерского ОВД

4.23. Органы диспетчерского обслуживания подразделяются на органы районного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода и аэродромного диспетчерского обслуживания.

4.24. Районное диспетчерское обслуживание обеспечивают:

а) районный диспетчерский центр (РДЦ);

б) местные диспетчерские пункты (МДП), либо

в) диспетчерский пункт подхода (ДПП), если это целесообразно в диспетчерском районе ограниченных размеров.

4.25. Диспетчерское обслуживание подхода обеспечивают:

а) диспетчерский пункт подхода, либо

б) аэродромный диспетчерский пункт (АДП) или РДЦ в том случае, когда необходимо или желательно возложить функции диспетчерского обслуживания подхода и аэродромного диспетчерского обслуживания и/или районного диспетчерского обслуживания на один орган ОВД.

4.26. Аэродромное диспетчерское обслуживание обеспечивает аэродромный диспетчерский пункт.

4.27. Районный диспетчерский центр осуществляет обслуживание в установленных границах. РДЦ состоит из одного или нескольких секторов. Функции каждого отдельного сектора РДЦ могут выполняться на одном или нескольких рабочих местах диспетчеров в зависимости от рабочей загрузки (радиолокационное управление, процедурный контроль/планирование, координация).

4.28. Диспетчерский пункт подхода осуществляет обслуживание воздушного движения в установленных границах. ДПП состоит из одного или нескольких секторов. Функции каждого отдельного сектора Подхода могут выполняться на одном или нескольких рабочих местах диспетчеров в зависимости от рабочей загрузки (радиолокационное управление, процедурный контроль/планирование, координация).

4.29. Аэродромный диспетчерский пункт осуществляет ОВД на аэродроме и вблизи аэродрома в границах диспетчерской зоны аэродрома:

а) воздушными судами, выполняющими полет в установленной зоне ответственности, включая аэродромный круг;

б) воздушными судами, движущимися по площади маневрирования;

в) выполняющими посадку и взлетающими воздушными судами;

г) воздушными судами и транспортными средствами, движущимися по площади маневрирования;

д) воздушными судами на площади маневрирования и находящимися на этой площади препятствиями.

Аэродромный диспетчерский пункт (в зависимости от интенсивности воздушного движения) осуществляет ОВД как с одного рабочего места, так и с рабочих мест:

обслуживания воздушного движения по аэродромному кругу полетов;

обслуживания воздушного движения на предпосадочной прямой и ВПП;

обслуживания наземного движения на площади маневрирования, исключая ВПП.

Исходя из местных условий, конфигурация рабочих мест АДП может иметь любое сочетание.

В случае одновременного использования нескольких ВПП на аэродроме при необходимости организуются рабочие места АДП на каждую ВПП.

Для организации движения на площади перрона, главный оператор аэропорта создает подразделение аэропортового комплекса по управлению движением воздушных судов на перроне.

В структуре органов ОВД или главного оператора аэропорта при интенсивном воздушном движении и сложной организации воздушного пространства в районе аэродрома (аэроузла) организуется пункт обслуживания вылета («Деливери») с выделением отдельной частоты радиосвязи. На пункт «Деливери» возлагается обязанность: выдачи информации о маршруте выхода; оперативной информации об ограничениях, запретах по коридорам, трассам и аэродромам назначения и запасным; информации о режиме; информации об изменении на аэродроме вылета (назначения, запасном или по маршруту полета) метеоусловий, которые не соответствуют правилам принятия решения на вылет или влияют на правила движения по маршруту; предупреждения об опасных явлениях погоды; код индивидуального опознавания ВРЛ (при необходимости) и иной информации, связанной с безопасным выполнением полета.

В АДП в зависимости от рабочей загрузки могут дополнительно организовываться рабочие места диспетчеров-ассистентов по планированию и координации.

Органы полетно-информационного ОВД

4.30. Полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение обеспечивают:

а) в пределах воздушного пространства класса G районов полетной информации: центры полетной информации (ЦПИ), если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возложена на орган диспетчерского ОВД, имеющий необходимые средства для осуществления таких функций;

б) в пределах контролируемого воздушного пространства классов A и C (диспетчерских районов и диспетчерских зон) и на контролируемых аэродромах: соответствующие органы диспетчерского ОВД.

Распределение ответственности и передача обслуживания воздушного движения между органами диспетчерского ОВД

4.31. Межрегиональное управление Росавиации по ОВД и АКПС по представлению местного филиала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» устанавливает район/зону и границы ответственности для каждого органа диспетчерского ОВД.

Границы отдельных секторов, входящих в состав органа ОВД устанавливаются филиалом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД.

В тех случаях, когда в одном органе или секторе имеется несколько рабочих мест диспетчеров, определяются обязанности каждого диспетчера.

4.32. Рубежи передачи ОВД устанавливаются, как правило, на границах диспетчерских зон и районов в пределах устойчивого поля радиосвязи и наблюдения и указываются в технологиях работы диспетчеров, Инструкциях по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов) или Аэронавигационных паспортах аэродромов, и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Обслуживание воздушного движения начинается при входе ВС в закрепленное за органом ОВД воздушное пространство и заканчивается при выходе ВС из него. В отдельных случаях рубеж передачи ОВД может быть смещен в каждом конкретном случае по времени или в такую точку, которые были согласованы между двумя смежными органами ОВД.

4.33. Рубежи передачи ОВД между смежными органами районного диспетчерского обслуживания, как правило, между РЦ ЕС ОрВД и с зарубежными РЦ, определяются в соответствующих Соглашениях о процедурах взаимодействия между этими органами ОВД.

В отдельных случаях, установленным порядком (отражаемым в соглашениях о процедурах взаимодействия) допускается делегирование полномочий по ОВД от одного органа ОВД, другому.

4.34. Обслуживание воздушным движением передается одним органом ОВД другому следующим образом:

а) Между двумя органами, обеспечивающими районное диспетчерское обслуживание: ОВД воздушного судна передается органом районного диспетчерского обслуживания в одном диспетчерском районе, органу районного диспетчерского обслуживания в соседнем диспетчерском районе, при пересечении общей границы диспетчерских районов в момент времени, рассчитанный РЦ, осуществляющим управление движением данного воздушного судна, в такой точке (пункте), на таком эшелоне или в такое время, которые согласованы между этими двумя органами.

б) Между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода: ОВД воздушного судна передается органом районного диспетчерского обслуживания органу диспетчерского обслуживания подхода, и наоборот, в точке, на эшелоне или в момент времени, которые согласованы между этими двумя органами.

в) Между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание:

Прибывающие воздушные суда. ОВД прибывающего воздушного судна передается органом диспетчерского обслуживания подхода органу аэродромного диспетчерского обслуживания, когда это воздушное судно:

находится в окрестностях аэродрома и считается, что оно сможет завершить заход на посадку и выполнить посадку визуально по наземным ориентирам; или оно достигло устойчивых визуальных метеорологических условий, или

находится в установленной (согласованной) основной точке (предписанном пункте) или на предписанном эшелоне, как это указано в технологии органа ОВД или в ИПП аэродрома.

Передача связи аэродромному диспетчеру должна осуществляться в таком пункте, на таком эшелоне или в такое время, чтобы воздушному судну можно было своевременно выдать разрешение на посадку или дать другие указания, а также информацию об основном местном движении.

Вылетающие воздушные суда. ОВД вылетающего воздушного судна передается органом аэродромного диспетчерского обслуживания органу диспетчерского обслуживания подхода:

если в районе аэродрома преобладают визуальные метеорологические условия, то: перед выходом воздушного судна из района аэродрома, перед переходом воздушного судна к полету в метеорологических условиях полета по приборам, или когда воздушное судно находится в установленной (согласованной) основной точке (в предписанном пункте) или на предписанном эшелоне, как это указано в технологии органа ОВД и/или в ИПП аэродрома;

если на аэродроме преобладают метеорологические условия полета по приборам, то: непосредственно после отрыва воздушного судна от поверхности, или когда воздушное судно находится в предписанном пункте или на предписанном эшелоне, как это указано в технологии органа ОВД и/или в ИПП аэродрома.

г) Между диспетчерскими секторами (рабочими местами диспетчеров) в одном органе ОВД: ОВД воздушного судна передается от одного диспетчерского сектора (с одного рабочего места диспетчера) в другой диспетчерский сектор (на другое рабочее место диспетчера) в одном органе ОВД в пункте, на эшелоне или в момент времени, определяемые местными технологиями работы диспетчеров, Инструкциями по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов) или Аэронавигационных паспортах аэродромов, и публикуемыми документами аэронавигационной информации.

Организация работы органов ОВД

4.35. В органах ОВД, устанавливается сменная работа персонала ОВД (ПВД) в соответствии с графиками сменности с учетом особенностей труда и отдыха персонала ОВД.

4.36. Смену персонала ОВД (ПВД) возглавляет старшее должностное лицо, которое осуществляет свои функциональные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Старшими должностными лицами являются начальники смен, руководители полетов, старшие диспетчера и другие должностные лица, назначенные приказом.

4.37. Старшему должностному лицу органа ОВД в оперативном отношении подчиняются старшие должностные лица объектов и служб, обеспечивающих производство полетов и обслуживание воздушного движения по вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов воздушных судов.

Представление плана полета в органы ОВД

4.38. Для получения обслуживания ОВД план полета воздушного судна должен быть представлен пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

4.39. Перед вылетом план полета в установленные сроки подается в орган (диспетчерский пункт) предполетной подготовки на аэродроме вылета для представления в органы Единой системы ОрВД, отвечающие за планирование ИВП, на принятие решения относительно данного полета и последующего его распределения в органы ОВД на обеспечение обслуживания.

4.40. При подаче плана в ходе полета, он должен передаваться органу ОВД, контролирующему данное воздушное пространство или на его станцию авиационной электросвязи. Если это практически неосуществимо, то план должен передаваться другому органу ОВД или на другую станцию авиационной электросвязи для ретрансляции соответствующему органу ОВД.

Диспетчерские разрешения

4.41. Диспетчерские разрешения выдаются в целях ускорения и эшелонирования воздушного движения, с учетом известных условий движения, которые влияют на безопасность полетов воздушных судов. К таким условиям движения относятся находящиеся в воздухе, на площади маневрирования воздушные суда, движение которых контролируется, а также движение наземных транспортных средств или иные препятствия не размещенные постоянно на площади маневрирования.

4.42. Если диспетчерское разрешение не удовлетворяет экипаж воздушного судна, он может запросить изменение ранее выданного диспетчерского разрешения.

4.43. Диспетчерские разрешения не предоставляют право экипажу воздушного судна нарушать какие-либо правила, установленные в целях обеспечения безопасности полетов, и не освобождают экипаж воздушного судна от ответственности за нарушения установленных правил.

4.44. Диспетчерские разрешения должны выдаваться по возможности заблаговременно, чтобы экипаж воздушного судна имел необходимое время для их выполнения.

4.45. При представлении планов полета по маршруту, который проходит через несколько диспетчерских районов, диспетчерские разрешения выдаются на весь маршрут.

4.46. После выдачи экипажу воздушного судна диспетчерского разрешения на вылет в пункте отправления, органы ОВД по всему маршруту полета обеспечивают своевременную выдачу, а при необходимости, изменения диспетчерского разрешения, а также передачу информации об аэронавигационной, воздушной и метеообстановке.

4.47. Граница действия разрешения должна определяться указанием названия контрольной точки, аэродрома или границы контролируемого воздушного пространства.

4.48. При выполнении полетов в воздушном пространстве класса G для пересечения районов аэродромов и местных воздушных линий необходимо получить диспетчерское разрешение соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Диспетчерские указания по управлению скоростью

4.49. Для обеспечения безопасности и эффективности воздушного движения, экипажам воздушных судов могут быть даны указания определенным образом скорректировать скорость полета.

Управление скоростью не должно применяться в отношении воздушных судов, входящих или находящихся в зоне ожидания.

На высотах 7600 м (ЭП 250) или выше корректировка скорости должна выражаться в величинах, кратных 0, 01 Маха, а на высотах ниже 7600 м (ЭП 250) - величинами приборной скорости (IAS), кратными 20 км/ч (10 уз).

4.50. Для обеспечения безопасности и эффективности воздушного движения, экипажам воздушных судов могут быть даны указания определенным образом скорректировать скорость набора высоты или скорость снижения.

Управление вертикальной скоростью может применяться в отношении двух воздушных судов, осуществляющих набор высоты и/или снижающихся, с тем, чтобы установить или выдержать конкретный минимум вертикального эшелонирования.

Категории турбулентности в следе

4.51. Классификация воздушных судов и минимумы эшелонирования при наличии турбулентности в следе зависят от типов воздушных судов, которые подразделяются на три категории в соответствии с максимальной сертифицированной взлетной массой:

тяжелые – воздушные суда массой 136000 кг или более;

средние - воздушные суда массой менее 136000 кг, но более 7000 кг;

легкие - воздушные суда массой 7000 кг или менее.

Зоны ожидания

4.52. Для регулирования воздушного движения устанавливаются зоны ожидания.

4.53. Полет в зоне ожидания разрешается только по установлен­ным схемам и на эшелонах в соответствии с правилами эшелонирования.

4.54. Правила полетов в зоне ожидания и порядок внеочередного выхода из зоны ожидания для захода на посадку устанавливаются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Эшелон и высота перехода

4.55. Расчет эшелона перехода производится уполномоченным лицом аэродрома (аэроузла) на основании данных об атмосферном давлении.

Минимальный крейсерский эшелон

4.56. При отсутствии специального разрешения уполномоченного органа в области ИВП крейсерские эшелоны ниже минимальных абсолютных высот полета не назначаются.

Самым нижним используемым эшелоном полета является тот эшелон полета, который соответствует установленной минимальной абсолютной высоте полета или находится непосредственно над ней.

Часть диспетчерского района, в которой применяется конкретный самый нижний используемый эшелон полета, определяется в соответствии с потребностями обслуживания воздушного движения.

Экипаж воздушного судна не освобождается от ответственности за обеспечение того, чтобы любое выданное органами обслуживания воздушного движения разрешение на занятие минимального эшелона полета было безопасным.

Предоставление информации для установки высотомера

4.57. Органы ОВД должны иметь в своем распоряжении для передачи на борт воздушных судов текущих значений и, при необходимости, прогнозов атмосферного давления в своем районе и в соседних районах.

4.58. Эшелон перехода сообщается летному экипажу до достижения им этого эшелона во время снижения. Такие сообщения могут передаваться с помощью речевой связи, радиовещательных передач ATIS или по линии передачи данных.

4.59. Данные о текущем значении атмосферного давления для установки высотомера включаются в первое разрешение: на снижение до высоты ниже эшелона перехода, на выход в аэродромный круг полетов, на начало руления при вылете (по запросу).

Передача речевых донесений о местоположении

4.60. При отсутствии у органа ОВД информации от системы наблюдения при первоначальном вызове органом ОВД (после переключения на другой канал речевой связи " воздух - земля") сообщение экипажа воздушного судна должно содержать следующие элементы:

а) обозначение вызываемой станции;

б) позывной и слово " тяжелое" для воздушного судна, относящегося к этой категории по турбулентности в следе;

в) эшелон полета или абсолютную высоту, включая текущий эшелон или заданный эшелон если донесение производится в режиме переменного профиля;

г) скорость, если назначена органом ОВД;

д) дополнительные элементы по требованию органа ОВД.

4.61. При отсутствии у органа ОВД информации от системы наблюдения экипажи воздушных судов должны передавать донесения о своем местоположении:

на маршрутах, определяемых установленными основными точками, при пролете каждого установленного пункта обязательного донесения;

на маршрутах, не определяемых установленными основными точками, по истечении первых 30 минут полета, а затем через каждый час полета.

В тех случаях, когда это необходимо, орган ОВД может требовать передачи дополнительных донесений при пролете других точек и/или характерных ориентиров или, соответственно, передачи дополнительных донесений через более короткие промежутки времени.

4.62. В тех случаях, когда это предписывается правилами, изложенными в сборниках аэронавигационной информации или требуется соответствующим органом ОВД, последнее донесение о местоположении перед переходом из одного диспетчерского района (зоны) в соседний диспетчерский район (зону) передается органу ОВД, обслуживающему воздушное пространство, в которое войдет данное воздушное судно.

4.63. Если донесение о местоположении не поступает в ожидаемое время, предпринимаются немедленные действия для получения этого донесения и/или поиска воздушного судна.

4.64. Донесения о местоположении включают следующие элементы информации:

а) местоположение;

б) время (не передается если донесение совпадает с временем пролета ПОД);

в) эшелон полета или абсолютную высоту, включая текущий эшелон или заданный эшелон если донесение производится в режиме переменного профиля;

г) следующее местоположение и время пролета связанного с ним пункта;

д) следующую основную точку.

4.65. В тех случаях, когда назначается подлежащая выдерживанию скорость, летный экипаж включает значение этой скорости в свои донесения о местоположении.

Значение назначенной скорости также включается в первоначальный вызов после переключения на другой канал речевой связи " воздух - земля", независимо от того, требуется ли полное донесение о местоположении.

Передача донесений АЗН-К

4.66. При использовании контрактного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-К) донесения о местоположении автоматически передаются органу ОВД, обслуживающему воздушное пространство, в котором воздушное судно выполняет полет. Требования к передаче и содержанию донесений контрактного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-К) устанавливаются органом ОВД на основе действующих условий эксплуатации, сообщаются на борт воздушного судна и подтверждаются посредством соглашения АЗН-К.

4.67. Донесения АЗН-К составляются из блоков данных, выбранных из следующих элементов:

а) опознавательный индекс воздушного судна;

б) основное донесение АЗН-К, включающее широту, долготу, высоту, время, а также показатель качества;

в) вектор путевой скорости, включающий путевую скорость и скорость набора высоты или снижения;

г) вектор воздушной скорости, включающий курс, число Маха или приборную скорость (IAS), скорость набора высоты или снижения;

д) прогнозируемый профиль, включающий следующие точки маршрута (4-е и более) с указанием расчетных высот

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
До поры до времени их терпят, потому что Европе нужны их деньги, которые при нынешнем экономическом застое, если не спаде, далеко не лишние для той же Франции». | Кайзен-костинг в системе управления затратами
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.084 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал