Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Клисфена






Дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. Клисфен стал вождем и простатом народа... Он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства. Отсюда и пошло выражение: " Не считаться с филами" - в ответ тем, кто хочет исследовать происхождение. Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто....Кроме того, Клисфен разделил и страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов прибрежной полосы, десять - из демов внутренней полосы. Назвав эти части тритгиями, в каждую филу он назначил по жребию три тритгии, так чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей. В результате этих изменений государственный строй стал более демократичным, чем солоновский. [6]

В обязанности демархов, стоящих во главе демов, входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности в Совет четырехсот и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет пять военных судов с экипажем и начальником.

Совет четырехсот был реорганизован: был создан “Совет пятисот”- по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе
(глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осуждённый большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. Любопытен тот факт, что в V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику. Однако высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПАРТЫ И АФИН 20-11-2009, 16: 24 |

Спартанцы и илоты. После захвата Пелопоннеса дорийцами часть его жителей переселилась в Малую Азию, вторая часть смешалась с завоевателями, третья покорилась и платила дань. В Пелопоннесе дорийцы основали Спарту, а также самостоятельное государство Аргос. Спартанцы превратили местных жителей в илотов. Земля считалась собственностью спартанского государства. Спартанский гражданин не был частным владельцем ни земли, ни илотов. Всю землю разделили примерно на 9 тысяч наделов. Каждый надел закрепили за спартиатом-воином. Несколько илотских семей своим инвентарем и волами обрабатывали землю, отдавая господину половину выращенного скота, урожая. Остальное илоты по собственному желанию могли даже продать.
Гражданами Спарты считались только мужчины 20-летнего возраста и старше, хотя илотов было в несколько раз больше, чем спартанцев. Отдельный господин не имел права убить или продать илота. Однако пять верховных правителей ежегодно объявляли тайную облаву на сильных илотов, ибо боялись их выступлений. Спартанские юноши скрытно выслеживали свои жертвы и убивали. Позор юноше, не убившему хотя бы одного илота. Убитый не имел вины, так как илотам запрещали иметь оружие. Каждого илота безвинно избивали палками, заставляли носить шапку из собачьей шкуры, чтобы он помнил о своем рабском положении. Вынуждая илотов напиваться вина, спартанским юношам показывали, что до такого состояния может дойти только раб.
На границах своего государства спартанцы оставили свободными часть подчиненных жителей. Их называли периёка-ми. Периеки обрабатывали землю, занимались ремеслом, охраняли границы Спарты, платили подати, но гражданских прав не имели.
Спартанское воспитание. Труд илотов и периеков освобождал спартанцев от необходимости самим добывать себе средства для жизни. Граждане имели свободное время заниматься военными делами. Мальчики с семи лет отдавались в агёлы (буквально «стада»), лагеря. Их воспитывали выносливыми, хитрыми, жестокими. С двадцати лет до шестидесяти мужчины служили в ополчении. Они вместе ежедневно обедали в «Мужских домах». Кто не мог обеспечить для этого взнос, того лишали гражданских прав. Все носили простую одежду.
Государственный строй Спарты. Пять верховных правителей могли изгнать царя, если он нарушал законы. Но они не имели права отменить приказы царя во время войны. Царей было двое, чтобы сбалансировать соперничество двух группировок. Пять верховных правителей, два царя, 28 старейшин советовались о государственных делах. Если они не могли разрешить спор, то обращались к собранию граждан. Принималось то предложение, за которое громче кричали.
Спартанская фаланга тяжеловооруженных, тренированных, дисциплинированных, всегда собранных вместе пехотинцев (гоплитов) была непобедимой.
Солон. В Аттике, которую дорийцы не захватили, возникли независимые-Афины. Отношения между знатными и демосом (народом) так обострились, что между ними могла вспыхнуть война. У знатных хватило мудрости выдвинуть из своей среды обедневшего, но поправившего свое положение торговлей Солона. В 594 г. до н. э. его избрали архонтом, управляющим государством.
Солон преобразовал Народное собрание, состоящее из богатых и бедных афинян, в высший орган власти. Он запретил обращать в рабов афинских граждан за долги, а проданных за границу возвратил в Афины. Теперь граждане покупали только чужеземцев и рабов, рожденных рабами. Солон разделил До этих законов Солона земля на словах считалась собственностью общины, а на деле родовая знать захватила ее в свои руки. Отец имел право передать землю сыну и внуку, но не дочери и зятю. Теперь землю и другое имущество гражданин мог завещать любому другому афинскому гражданину и только гражданину. Земля и всякое имущество стали частной собственностью отдельного гражданина. Это послужило мощным толчком для развития Афин. Однако только граждане первого разряда избирались на высшую должность архонта. Зато членами суда стали мужчины всех четырех разрядов. Все мужчины обязаны были служить в ополчении, покупать оружие и питание за свой счет.
Солон хотел добиться мира, но с сожалением писал в своем стихотворении, что сам вертелся среди соотечественников, как волк среди стаи псов.
В Афинах земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы составляли большинство Народного собрания. Народное собрание осуществляло верховную власть. Поэтому государственный строй Афин был демократическим. В Спарте же не Народное собрание, а пять правителей держали в своих руках верховную власть. Все граждане-мужчины занимались исключительно военным делом. Илоты создавали спартанцам средства для жизни и войны. По этой причине Спарта была олигархическим государством.

 

Источники права: обычаи, религиозные нормы, законы. Самыми ранними законами считаются разработанные Драконтом в 7 в. до н.э.Гражданское право.

Право частной собственности было развито в Афинах, но мы не найдем в нем положений об абсолютных правах собственников. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом обороте и функционировать в виде долговых расписок - хирогрофов). Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Известны договоры купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда. Условиями действительности договоров являлись следующие:

а) согласие сторон;

б) законность основания;

в) соответствие нормам морали.

Способами обеспечения договоров были: залог, задаток, поручительство третьих лиц. Особым видом залога, возникшим в Афинах, была ипотека (14) – залог недвижимости, при котором заложенная вещь не передавалась кредитору, оставаясь во временном пользовании должника. Афинскому праву были так же известны обязательства из деликта, т.е. из причинения вреда. За вред, причиненный детьми, рабами, животными отвечали соответственно отец семейства, хозяин, собственник животного.

Брак и семья – важнейшие институты гражданского права – регулировались в основном обычаями. Заключение брака считалось обязанность афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи. Против такого понимания брака выступил Солон. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической жизни и большую часть жизни проводили в стенах дома. Мужчина обладал большой властью над детьми. Он мог отречься от ребенка, изгнать сына из дома, передать его на воспитание властям, выдать дочь замуж, не считаясь с ее мнением. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанно убить жену, которую муж застал с любовником – все это объяснялось тем, что труд женщины имел для экономики Афин небольшое значение. В период развития афинского права было известно два типа наследования – по закону и по завещанию. Наследование по завещанию возникало в тех случаях, когда законных наследников – детей не было. Законные наследники сыновья и дочери были уравнены в правах. Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, поэтому у них не редки были браки между близкими родственникам – теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие браки объяснялись ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи.

В уголовно-правовой сфере Афин наблюдается определенный гуманизм, который проявлялся в следующем:

1. основными наказаниями были штрафы и конфискация имущества;

2. смертная казнь могла быть назначена за небольшое количество преступных деяний (измена, безбожие, обман народа);

3. приговоренный к смерти не только мог сам избрать способ ухода из жизни, но и самостоятельно привести приговор в исполнение;

4. телесные и членовредительские наказания, публичные казни не практиковались;

5. широко применялась атимия (бесчестье) – лишение политических прав.

Подобный гуманизм был обусловлен следующими причинами:

1. сравнительно невысокий уровень преступности среди граждан;

2. высокий уровень благосостояния позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;

3. граждан было немного, каждый был на счету как воин налогоплательщик и собственник;

4. граждане сами устанавливали для себя законы в том числе и уголовные.

В целом система уголовного права в Древних Афинах представляла собой следующее:

1. преступления против государства (измена, обман народа);

2. преступления против личности (убийство, оскорбление);

3. преступления против собственности (кража, грабеж);

4. преступления против семьи (похищение девушки, измена жены).

В Древних Афинах судейские функции исполняли фесмофеты (23). В Афинах существовало две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Первый вид процесса начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец был в праве прекратить в любое время процесс. Обвинитель должен был уплатить судебную пошлину. При втором виде процесса, он начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения, истец не получал для себя никаких материальных выгод и не платил судебную пошлину. Истец самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд документы, вещественные доказательства, протоколы допроса свидетелей запечатывались в специальные сосуды, с тем, чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судья выносил решение. При равенстве голосов, подсудимый считался оправданным.

История государства Рима делится на три больших периода:


  1. Царский период (753 - 509 гг. до н.э.)

  2. Период Республики (509 - 27 гг. до н.э.)


3. Период Империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.), который сам
разделяется на:

а) Раннюю Империю или период принципата (27 г. до н.э. - 284 г.
н.э.), когда формально еще сохранялись остатки республиканских органов
власти, однако реальная власть принадлежала уже императору (принцепсу);

б) Позднюю Империю, или период домината (284 - 476 гг. н.э.), ко­
гда установилась неограниченная власть императора (доминуса), а остатки
республиканских учреждений перестали существовать.

В царский период большинство населения Рима составили потомки коренных жителей из древнейших родов, которые назывались патрициями и объединялись в 3 племени граждан. Каждое племя {триба) разделялось на 10 общин — курий, а каждая курия — на 10 родов.

Для объявления войны и мира, утверждения нового царя и решения других важных вопросов созывались народные собрания из представите­лей всех курий (куриатные комиции). Каждая курия имела один голос в собрании.

Во главе римской общины стоял выборный царь (реке), которого скорее можно назвать военным вождем, чем монархом в полном смысле. Большую роль в управлении Римом с самого начала играл совет старей­шин (сенат), состоявший из глав родов.

В этой организации власти могли участвовать только коренные гра­ждане-патриции, которые сообща владели и всей землей, получая ее от своего рода. Однако в Риме стали появляться и переселенцы из других племен, которым власти Рима землю уже не давали, не разрешали вступать в брак с гражданами-патрициями, не допускали к управлению государст­вом, однако облагали их высокими налогами и заставляли служить в рим­ском войске. Эти свободные, но неполноправные жители Рима стали назы­ваться плебеями.

Рост ремесла и торговли, которыми занимались плебеи, большая численность плебеев в римском войске на фоне их политического и граж­данского бесправия вызвали длительную и упорную борьбу плебеев за равноправие с патрициями, которая продолжалась с перерывами около 250

лет (с середины VI до начала III вв. до н.э.). Она закончилась победой пле­беев, разрушением основ родового строя и окончательным оформлением государственности в Риме.

 

2. Рим в период республики

В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания седьмого по счету царя Тар-квиния Гордого установился республиканский строй.

^ Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя юридическими статусами — 1) свободы; 2) гражданства; 3)семьи. Только лицо, обладавшее всеми тремя статусами одновременно, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народных собраниях и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в законный римский брак, передавать гражданство детям, участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы население Рима делилось на свободных и рабов, по статусу гражданства свободные делились на полноправных граждан (квиритов) и неполноправных — латинов, перегринов (иностранцев) и кли­ентов, по статусу семьи - на самовластных отцов семейств (домовладык) и остальных домочадцев, подвластных домовладыке.

Основными органами власти Римской республики были:


  1. народные собрания (комиции) 3 видов, с разными полномочиями;

  2. сенат (совет старейшин родов, затем совет высшей знати);

  3. выборные должностные лица {магистраты).


Из народных собраний самыми древними были собрания от курий - куриатные комиции, которые постепенно потеряли властные полномочия. Народные собрания 2-го вида — по центуриям или воинским сотням (цен-туриатные комиции) считались главными. Именно они выбирали высших магистратов, утверждали или отменяли смертные приговоры, вынесенные судами, принимали законы (leges), предлагаемые магистратами, объявляли войну. А народные собрания 3-го вида - по трибам, или территориальным округам (трибутные комиции) выбирали низших магистратов.

Сенат играл очень важную роль в Римской республике. Он назначал­ся консулами, а затем цензорами по имущественному цензу особым поряд­ком из знатных родов. В сенат входило от 300 до 600 человек. Фактически сенат стал главным правительственным учреждением республики. Он осуществлял общее финансовое управление, ведал дипломатическими от­ношениями, вопросами государственной безопасности, религиозного куль­та, набора в армию, распределял войска между полководцами, заключал мирные договоры. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог назначить диктатора, получавшего для «спасения государства» ничем неограничен­ную военную, гражданскую и судебную власть.

3. Римская империя.

В 27 г. до н.э. преемник Цезаря Октавиан одержал полную победу над своими противниками, получил звание императора, титул Август (бо­жественный) и пожизненные полномочия на управление государством. Эта дата считается началом нового периода - периода империи.

В период Ранней империи (принципата) установилась монархия при видимости формального сохранения республиканских органов власти (на­родные собрания, сенат, выборные магистраты). Однако реальная власть находилась в руках императора - принцепсз. («первого сенатора»). Он ко­мандовал армией, назначал сенаторов и фактически — магистратов, заклю­чал мир и объявлял войну, имел право судить, толковать законы, принимать указы, имеющие высшую юридическую силу. Магистраты выбирались по указке императора и выполняли его волю. Сенат лишь одобрял указы и законы, исходившие от императора. Народные собрания перестали созывать­ся. Император сам назначал себе преемника, он приравнивался к богам.

Функции управления переходят к императорскому бюрократическо­му аппарату, на вершине которого стояли совет при императоре и канцеля­рия, в которую входило несколько ведомств (финансов, прошений, офици­альной переписки, суда и др.).

В конце III в. н.э. с приходом к власти императора Диоклетиана в Риме установилась неограниченная монархия - доминат (от титула импе­ратора «доминус» - господин). Магистраты превратились в императорских чиновников, а сенат - в муниципальный совет Рима. Государственный ап­парат приобретает иерархический централизованный характер.

При Диоклетиане произошел временной раздел империи на запад­ную и восточную части, которые с 395 г. н.э. окончательно оформились в самостоятельные государства со столицами в Риме и Константинополе.

Император Константин изменил отношение к христианству. В 313 г. было разрешено исповедание христианства, а в 337 г. оно было признано официальной государственной религией Римской империи.

Углубление общего кризиса рабовладельческих отношений, посто­янные восстания рабов, колонов, покоренных народов, нападения варваров резко ослабили Римскую империю, особенно ее западную часть.

В 476 г. н.э. германский вождь Одоакр сверг с престола последнего римского императора Западной Римской империи. Падение Рима означало гибель рабовладельческого государства и окончание целой эпохи в исто­рии государства и права - эпохи Древнего мира. С этого события в Европе начался другой крупный период — Средние века.

Восточная Римская империя была более устойчивой и просущество­вала еще почти тысячу лет под названием Византийской империи, посте­пенно превращаясь из рабовладельческого государства в феодальное.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал