Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформы Клисфена
Дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. Клисфен стал вождем и простатом народа... Он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства. Отсюда и пошло выражение: " Не считаться с филами" - в ответ тем, кто хочет исследовать происхождение. Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто....Кроме того, Клисфен разделил и страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов прибрежной полосы, десять - из демов внутренней полосы. Назвав эти части тритгиями, в каждую филу он назначил по жребию три тритгии, так чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей. В результате этих изменений государственный строй стал более демократичным, чем солоновский. [6] В обязанности демархов, стоящих во главе демов, входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности в Совет четырехсот и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет пять военных судов с экипажем и начальником. Совет четырехсот был реорганизован: был создан “Совет пятисот”- по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. Любопытен тот факт, что в V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных. Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику. Однако высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПАРТЫ И АФИН 20-11-2009, 16: 24 | Спартанцы и илоты. После захвата Пелопоннеса дорийцами часть его жителей переселилась в Малую Азию, вторая часть смешалась с завоевателями, третья покорилась и платила дань. В Пелопоннесе дорийцы основали Спарту, а также самостоятельное государство Аргос. Спартанцы превратили местных жителей в илотов. Земля считалась собственностью спартанского государства. Спартанский гражданин не был частным владельцем ни земли, ни илотов. Всю землю разделили примерно на 9 тысяч наделов. Каждый надел закрепили за спартиатом-воином. Несколько илотских семей своим инвентарем и волами обрабатывали землю, отдавая господину половину выращенного скота, урожая. Остальное илоты по собственному желанию могли даже продать.
Источники права: обычаи, религиозные нормы, законы. Самыми ранними законами считаются разработанные Драконтом в 7 в. до н.э.Гражданское право. Право частной собственности было развито в Афинах, но мы не найдем в нем положений об абсолютных правах собственников. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом обороте и функционировать в виде долговых расписок - хирогрофов). Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Известны договоры купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда. Условиями действительности договоров являлись следующие: а) согласие сторон; б) законность основания; в) соответствие нормам морали. Способами обеспечения договоров были: залог, задаток, поручительство третьих лиц. Особым видом залога, возникшим в Афинах, была ипотека (14) – залог недвижимости, при котором заложенная вещь не передавалась кредитору, оставаясь во временном пользовании должника. Афинскому праву были так же известны обязательства из деликта, т.е. из причинения вреда. За вред, причиненный детьми, рабами, животными отвечали соответственно отец семейства, хозяин, собственник животного. Брак и семья – важнейшие институты гражданского права – регулировались в основном обычаями. Заключение брака считалось обязанность афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи. Против такого понимания брака выступил Солон. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической жизни и большую часть жизни проводили в стенах дома. Мужчина обладал большой властью над детьми. Он мог отречься от ребенка, изгнать сына из дома, передать его на воспитание властям, выдать дочь замуж, не считаясь с ее мнением. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанно убить жену, которую муж застал с любовником – все это объяснялось тем, что труд женщины имел для экономики Афин небольшое значение. В период развития афинского права было известно два типа наследования – по закону и по завещанию. Наследование по завещанию возникало в тех случаях, когда законных наследников – детей не было. Законные наследники сыновья и дочери были уравнены в правах. Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, поэтому у них не редки были браки между близкими родственникам – теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие браки объяснялись ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи. В уголовно-правовой сфере Афин наблюдается определенный гуманизм, который проявлялся в следующем: 1. основными наказаниями были штрафы и конфискация имущества; 2. смертная казнь могла быть назначена за небольшое количество преступных деяний (измена, безбожие, обман народа); 3. приговоренный к смерти не только мог сам избрать способ ухода из жизни, но и самостоятельно привести приговор в исполнение; 4. телесные и членовредительские наказания, публичные казни не практиковались; 5. широко применялась атимия (бесчестье) – лишение политических прав. Подобный гуманизм был обусловлен следующими причинами: 1. сравнительно невысокий уровень преступности среди граждан; 2. высокий уровень благосостояния позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами; 3. граждан было немного, каждый был на счету как воин налогоплательщик и собственник; 4. граждане сами устанавливали для себя законы в том числе и уголовные. В целом система уголовного права в Древних Афинах представляла собой следующее: 1. преступления против государства (измена, обман народа); 2. преступления против личности (убийство, оскорбление); 3. преступления против собственности (кража, грабеж); 4. преступления против семьи (похищение девушки, измена жены). В Древних Афинах судейские функции исполняли фесмофеты (23). В Афинах существовало две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Первый вид процесса начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец был в праве прекратить в любое время процесс. Обвинитель должен был уплатить судебную пошлину. При втором виде процесса, он начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения, истец не получал для себя никаких материальных выгод и не платил судебную пошлину. Истец самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд документы, вещественные доказательства, протоколы допроса свидетелей запечатывались в специальные сосуды, с тем, чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судья выносил решение. При равенстве голосов, подсудимый считался оправданным. История государства Рима делится на три больших периода:
а) Раннюю Империю или период принципата (27 г. до н.э. - 284 г. б) Позднюю Империю, или период домината (284 - 476 гг. н.э.), ко В царский период большинство населения Рима составили потомки коренных жителей из древнейших родов, которые назывались патрициями и объединялись в 3 племени граждан. Каждое племя {триба) разделялось на 10 общин — курий, а каждая курия — на 10 родов. Для объявления войны и мира, утверждения нового царя и решения других важных вопросов созывались народные собрания из представителей всех курий (куриатные комиции). Каждая курия имела один голос в собрании. Во главе римской общины стоял выборный царь (реке), которого скорее можно назвать военным вождем, чем монархом в полном смысле. Большую роль в управлении Римом с самого начала играл совет старейшин (сенат), состоявший из глав родов. В этой организации власти могли участвовать только коренные граждане-патриции, которые сообща владели и всей землей, получая ее от своего рода. Однако в Риме стали появляться и переселенцы из других племен, которым власти Рима землю уже не давали, не разрешали вступать в брак с гражданами-патрициями, не допускали к управлению государством, однако облагали их высокими налогами и заставляли служить в римском войске. Эти свободные, но неполноправные жители Рима стали называться плебеями. Рост ремесла и торговли, которыми занимались плебеи, большая численность плебеев в римском войске на фоне их политического и гражданского бесправия вызвали длительную и упорную борьбу плебеев за равноправие с патрициями, которая продолжалась с перерывами около 250 лет (с середины VI до начала III вв. до н.э.). Она закончилась победой плебеев, разрушением основ родового строя и окончательным оформлением государственности в Риме.
2. Рим в период республики В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания седьмого по счету царя Тар-квиния Гордого установился республиканский строй. ^ Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя юридическими статусами — 1) свободы; 2) гражданства; 3)семьи. Только лицо, обладавшее всеми тремя статусами одновременно, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народных собраниях и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в законный римский брак, передавать гражданство детям, участвовать в имущественных правоотношениях. По статусу свободы население Рима делилось на свободных и рабов, по статусу гражданства свободные делились на полноправных граждан (квиритов) и неполноправных — латинов, перегринов (иностранцев) и клиентов, по статусу семьи - на самовластных отцов семейств (домовладык) и остальных домочадцев, подвластных домовладыке. Основными органами власти Римской республики были:
Сенат играл очень важную роль в Римской республике. Он назначался консулами, а затем цензорами по имущественному цензу особым порядком из знатных родов. В сенат входило от 300 до 600 человек. Фактически сенат стал главным правительственным учреждением республики. Он осуществлял общее финансовое управление, ведал дипломатическими отношениями, вопросами государственной безопасности, религиозного культа, набора в армию, распределял войска между полководцами, заключал мирные договоры. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог назначить диктатора, получавшего для «спасения государства» ничем неограниченную военную, гражданскую и судебную власть. 3. Римская империя. В 27 г. до н.э. преемник Цезаря Октавиан одержал полную победу над своими противниками, получил звание императора, титул Август (божественный) и пожизненные полномочия на управление государством. Эта дата считается началом нового периода - периода империи. В период Ранней империи (принципата) установилась монархия при видимости формального сохранения республиканских органов власти (народные собрания, сенат, выборные магистраты). Однако реальная власть находилась в руках императора - принцепсз. («первого сенатора»). Он командовал армией, назначал сенаторов и фактически — магистратов, заключал мир и объявлял войну, имел право судить, толковать законы, принимать указы, имеющие высшую юридическую силу. Магистраты выбирались по указке императора и выполняли его волю. Сенат лишь одобрял указы и законы, исходившие от императора. Народные собрания перестали созываться. Император сам назначал себе преемника, он приравнивался к богам. Функции управления переходят к императорскому бюрократическому аппарату, на вершине которого стояли совет при императоре и канцелярия, в которую входило несколько ведомств (финансов, прошений, официальной переписки, суда и др.). В конце III в. н.э. с приходом к власти императора Диоклетиана в Риме установилась неограниченная монархия - доминат (от титула императора «доминус» - господин). Магистраты превратились в императорских чиновников, а сенат - в муниципальный совет Рима. Государственный аппарат приобретает иерархический централизованный характер. При Диоклетиане произошел временной раздел империи на западную и восточную части, которые с 395 г. н.э. окончательно оформились в самостоятельные государства со столицами в Риме и Константинополе. Император Константин изменил отношение к христианству. В 313 г. было разрешено исповедание христианства, а в 337 г. оно было признано официальной государственной религией Римской империи. Углубление общего кризиса рабовладельческих отношений, постоянные восстания рабов, колонов, покоренных народов, нападения варваров резко ослабили Римскую империю, особенно ее западную часть. В 476 г. н.э. германский вождь Одоакр сверг с престола последнего римского императора Западной Римской империи. Падение Рима означало гибель рабовладельческого государства и окончание целой эпохи в истории государства и права - эпохи Древнего мира. С этого события в Европе начался другой крупный период — Средние века. Восточная Римская империя была более устойчивой и просуществовала еще почти тысячу лет под названием Византийской империи, постепенно превращаясь из рабовладельческого государства в феодальное.
|