Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. У Лермонтова она возникает как продолжение тем, которые берут старшие поэты, исследуя миссию поэта и назначение искусства ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
У Лермонтова она возникает как продолжение тем, которые берут старшие поэты, исследуя миссию поэта и назначение искусства, но Лермонтовская трактовка имеет свои существенные особенности. Стих-ние написано в аллегорической форме. Образ кинжала символизирует такой род поэзии, который не выполняет своего истинного предназначения. Современную поэзию Л сравнивает с «золотой игрушкой», с кинжалом, бесполезно висящим на стене, в то время как он предназначен для сражений и битв: Игрушкой золотой он блещет на стене –// Увы бесславный и безвредный! Во второй части стихотворения Л с укором обращается к современному поэту: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт// Свое утратил назначенье, // На злато променял ту власть, которой свет// Внимал в немом благоговенье? Это стих-ние завершается риторическим вопросом, в котором звучит призыв к «пробуждению» и осознанию поэтом-пророком своей истинной миссии: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? // Иль никогда на голос мщенья// Из золотых ножон не вырвешь свой клинок//Покрытый ржавчиной презренья?
Тема поэта и поэзии органично соединяется с вольнолюбивой лирикой. В сознании Л Пушкин был национальным достоянием, безжалостно уничтоженным верховной властью: Восстал он против мнений света// Один, как прежде... и убит! В недостойном, пренебрежительном отношении высшего света к Пушкину Лермонтов видит причину смерти поэта, что вызывает у него глубокое чувство негодования: Не вы ль сперва так злобно гнали// Его свободный, смелый дар// И для потехи раздували// Чутъ затаившийся пожар? // Что ж? веселитесь... По мнению Л, «дивный гений» П был уничтожен клеветниками, лжецами, представлявшими «светскую чернь». Последние 16 строк стих-ния, написанные сразу после постыдных для России похорон Пушкина, звучат как резкий обвинительный акт «толпе, стоящей у трона»: Вы, жадною толпой стоящие у трона// Свободы, Гения и Славы палачи! // Таитесь вы под сепию закона// Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Грозным предостережением, напоминанием о расплате за преступление перед гением Пушкина, перед искусством, перед русской национальной культурой звучат слова Лермонтова: «Есть грозный суд: он ждет; он не доступен звону злата..». Стих-ние «Смерть Поэта» в один день принесло автору славу и признание, о кот-ом заговорили как о преемнике П-на. Интересно отметить, что в стих-нии впервые в русской поэзии встречается так называемая ораторская (декламационная) лирика (последние 16 строк). В стих- нии «Журналист, читатель и писатель» (1840 г.) речь идет о смысле и назначении истинной лит-ры. Оно явно перекликается с пушкинским стих-нием «Разговор книгопродавца с поэтом». Не принимая ложных ценностей «потерянного поколения» (эпоха николаевской реакции), осуждая бесплодность тв-кой мысли, один из героев стих-ния восклицает: Когда же на Руси бесплодной, // Расставшись с ложной мишурой// Мысль обретет язык простой//И страсти голос благородный? Далее Л (вслед за П) передает свое душевное состояние в момент посетившего поэта вдохновенья: Тогда с отвагою свободной// Поэт на будущность глядит, //И мир мечтою благородной//Пред ним очищен и обмыт. И вновь тема назначения поэта и поэзии органично сочетается с темой одиночества, неприятия и непонимания современниками тв-ва Л: А чему толпы неблагодарной//Мне злость и ненависть навлечь, //Чтоб бранью назвали коварной//Мою пророческую речь?
Этот же мотив непонимания поэта будет звучать и в других стихотворениях.
Уже в самом названии стих-ния наблюдается глубокая идейная связь и преемственность тв-ва Л с поэзией П. Так же, как и П, Л осознает себя поэтом-пророком, однако лермонтовский пророк (в отличие от пушкинского) уже наделен горьким жизненным опытом: С тех пор как вечный судия// Мне дал всеведенье пророка, //В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока. Удел и судьба героя стих-ния гораздо трагичнее, чем в стих-нии П. Слова истины и любви вызывают ненависть у окружающих: Провозглашать я стал любви//И правды чистые ученья: //В меня все ближние мои//Бросали бешено каменья. Как само тв-во Л, так и мятежный дух его личности противостоит окружающей действительности. Поэт одинок в своей борьбе, и тем мужественнее звучит его поэтический голос. Несмотря на одиночество, гонения, ссылки, художник остается верным гуманистическим идеям свободы. Лермонтовский поэт-пророк не получает ни признания, ни наград, он гоним и презираем всеми («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). Однако герой не теряет веры в свое высокое предназначение и убежден в необходимости своей миссии. Очевидно, что в образе поэта-пророка узнаваемы и сам Л, и его судьба. Очень скоро поэт будет убит на дуэли, находясь в ссылке на Кавказе, не достигнув двадцатисемилетнего возраста.
|