Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. У Лермонтова она возникает как продолжение тем, которые берут старшие поэты, исследуя миссию поэта и назначение искусства






У Лермонтова она возникает как продолжение тем, которые берут старшие поэты, исследуя миссию поэта и назначение искусства, но Лермонтовская трактовка имеет свои существенные особенности.
У Пушкина есть стихотворение «Поэт» («пока не требует поэта…») 1827 года, у Лермонтова – «Поэт» 1828 -го. Эти стихотворения очень похожи, в них поднимается тема творчества, личности поэта. Та же мысль: «вдохновение – это озарение».
Но если у предшественников творчество – это наслаждение, то у Лермонтова творчество – это мука, поэтический труд – это очень тяжелая работа, которая требует напряжения всех физических сил.
«Я жить хочу, хочу печалей» (1832) – стихотворение, важнейшее в этой теме. «Что без страданий жизнь поэта?» Лермонтов пишет, что ценою муки поэт покупает свою славу поэта. Поэт соглашается на эту муку, потому что он – избранник, он не может иначе. Тема избранничества начинает звучать в этом стихотворении.
«Нет, я не Байрон» («… я другой, ещё неведанный избранник, как он гонимый миром странник, но только с русскою душой») (1832). Поэт понимает свою избранность, ему подвластны мысли высокие, глубокие, он наделен божественным откровением. Поэту дана высокая оценка, возникает тема высокого назначения поэта.
Центральным стихотворением в теме является стихотворение «Поэт» 1838 -го года. Здесь трактовка миссии поэта совершенно иная, чем у Пушкина. Лермонтов делит стихотворение на две части. В первой части он описывает кинжал, и постоянно подчеркивает, что кинжал – это боевое оружие, разящее, мощное, что подчеркивается от четверостишья к четверостишью. А потом он говорит, что теперь кинжал висит на стене, а как только кинжал висит на стене, он превращается в безделушку. «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, своё утратил назначение?» - пишет Лермонтов потом. Поэт – это трибун, он должен бичевать пороки, его назначение, как у кинжала, в битвах, а не в праздности. Как только кинжал становится игрушкой, он утрачивает своё назначение, также и поэт. У Лермонтова появляется мотив осмеянного порока, когда никто не верит в его пророчества.
Эта тема звучит крайне трагично. Если у Пушкина поэт гонит толпу, но у Лермонтова толпа гонит поэта. Он одинок, его никто не хочет слушать, никто не считает его пророком. У Лермонтова толпа всегда враждебна поэту.

Стих-ние написано в аллегорической форме. Образ кинжала символизирует такой род поэзии, который не выполняет своего истинного предназначения. Современную поэзию Л сравнивает с «золотой игрушкой», с кинжалом, бесполезно висящим на стене, в то время как он предназначен для сражений и битв: Игрушкой золотой он блещет на стене –// Увы бесславный и безвредный!

Во второй части стихотворения Л с укором обращается к современному поэту: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт// Свое утратил назначенье, // На злато променял ту власть, которой свет// Внимал в немом благоговенье?

Это стих-ние завершается риторическим вопросом, в котором звучит призыв к «пробуждению» и осознанию поэтом-пророком своей истинной миссии: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? // Иль никогда на голос мщенья// Из золотых ножон не вырвешь свой клинок//Покрытый ржавчиной презренья?


Прославится Лермонтов стихотворением «Смерть поэта», которое он напишет после смерти Пушкина. Оно не могло быть опубликовано, но оно распространилось в списках. Сначала у стихотворения появилась первая часть. После чего в обществе обсуждали гибель Пушкина и появилось много клеветнических толков о Пушкине. Тогда Лермонтов пишет вторую часть. Эти части различаются и по тематике, и по пафосу, и по жанру, и по стиху. Это стихотворение написано высоким стилем, в нем много риторических вопросов. Первая часть – это эпитафия Пушкину, вторая – политический памфлет. В нем звучат традиционные мотивы трагической судьбы поэта, тема поэта и толпы. В первой части Лермонтов делает отсыл к Ленскому, хотя Пушкин и не похож на него. В образе поэта он объединил Аполлона, покровителя искусства, и Христа, объединив терновый и лавровый венок. Во второй части Лермонтов говорит, что «жадная толпа» будет наказана, ведь есть высший суд.

Тема поэта и поэзии органично соединяется с вольнолюбивой лирикой. В сознании Л Пушкин был национальным достоянием, безжалостно уничтоженным верховной властью: Восстал он против мнений света// Один, как прежде... и убит!

В недостойном, пренебрежительном отношении высшего света к Пушкину Лермонтов видит причину смерти поэта, что вызывает у него глубокое чувство негодования: Не вы ль сперва так злобно гнали// Его свободный, смелый дар// И для потехи раздували// Чутъ затаившийся пожар? // Что ж? веселитесь...

По мнению Л, «дивный гений» П был уничтожен клеветниками, лжецами, представлявшими «светскую чернь». Последние 16 строк стих-ния, написанные сразу после постыдных для России похорон Пушкина, звучат как резкий обвинительный акт «толпе, стоящей у трона»: Вы, жадною толпой стоящие у трона// Свободы, Гения и Славы палачи! // Таитесь вы под сепию закона// Пред вами суд и правда - всё молчи!..

 

Грозным предостережением, напоминанием о расплате за преступление перед гением Пушкина, перед искусством, перед русской национальной культурой звучат слова Лермонтова: «Есть грозный суд: он ждет; он не доступен звону злата..». Стих-ние «Смерть Поэта» в один день принесло автору славу и признание, о кот-ом заговорили как о преемнике П-на. Интересно отметить, что в стих-нии впервые в русской поэзии встречается так называемая ораторская (декламационная) лирика (последние 16 строк).

В стих- нии «Журналист, читатель и писатель» (1840 г.) речь идет о смысле и назначении истинной лит-ры. Оно явно перекликается с пушкинским стих-нием «Разговор книгопродавца с поэтом». Не принимая ложных ценностей «потерянного поколения» (эпоха николаевской реакции), осуждая бесплодность тв-кой мысли, один из героев стих-ния восклицает: Когда же на Руси бесплодной, // Расставшись с ложной мишурой// Мысль обретет язык простой//И страсти голос благородный?

Далее Л (вслед за П) передает свое душевное состояние в момент посетившего поэта вдохновенья:

Тогда с отвагою свободной// Поэт на будущность глядит, //И мир мечтою благородной//Пред ним очищен и обмыт. И вновь тема назначения поэта и поэзии органично сочетается с темой одиночества, неприятия и непонимания современниками тв-ва Л: А чему толпы неблагодарной//Мне злость и ненависть навлечь, //Чтоб бранью назвали коварной//Мою пророческую речь?

 

Этот же мотив непонимания поэта будет звучать и в других стихотворениях.
В конце творчества Лермонтов пишет стихотворение «Пророк» (1841). Лермонтовский пророк начинается с того мгновения, когда заканчивается Пушкинский. «С тех пор, как вечный судия дал мне всеведение пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Вслед за Пушкиным Лермонтов изображает поэта как всеведающего пророка, но тот неспособен выполнить своей миссии, потому что никто хочет его слушать. Но истинный поэт всё равно не изменит своей миссии, ведь он должен сеять истину.

 

Уже в самом названии стих-ния наблюдается глубокая идейная связь и преемственность тв-ва Л с поэзией П. Так же, как и П, Л осознает себя поэтом-пророком, однако лермонтовский пророк (в отличие от пушкинского) уже наделен горьким жизненным опытом: С тех пор как вечный судия// Мне дал всеведенье пророка, //В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока.

Удел и судьба героя стих-ния гораздо трагичнее, чем в стих-нии П. Слова истины и любви вызывают ненависть у окружающих: Провозглашать я стал любви//И правды чистые ученья: //В меня все ближние мои//Бросали бешено каменья.

Как само тв-во Л, так и мятежный дух его личности противостоит окружающей действительности. Поэт одинок в своей борьбе, и тем мужественнее звучит его поэтический голос. Несмотря на одиночество, гонения, ссылки, художник остается верным гуманистическим идеям свободы. Лермонтовский поэт-пророк не получает ни признания, ни наград, он гоним и презираем всеми («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). Однако герой не теряет веры в свое высокое предназначение и убежден в необходимости своей миссии. Очевидно, что в образе поэта-пророка узнаваемы и сам Л, и его судьба. Очень скоро поэт будет убит на дуэли, находясь в ссылке на Кавказе, не достигнув двадцатисемилетнего возраста.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал