Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.






Эта тема поднимается и в других стихотворениях, например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» (1940, 1 января). 1 января дворянским собранием давался новогодний бал, на этом балу Лермонтов увидел Тургенева. Тургенев вспоминал «ему не давали покоя, а он почти не обращал внимания…уловил глаза поэтического творчества»о том, как все лезли к Лермонтову, а он оставался равнодушным. В этом стихотворении опять же противопоставление, на этот раз – света детству. Свет, общество – это нечто холодное, неискреннее, фальшивое. Герой не погружается в этот мир, присутствует в нем лишь внешне. Но детство – всё самое светлое, хорошее. Это стихотворение и о том, что современник бесконечно ощущает себя одиноким. Именно такое восприятие – одинокий, непонятый среди бездушных людей – безусловно отразится на теме поэта и поэзии. Эта тема важна для каждого поэта, но понимают они её каждый по-своему.

У Лермонтова она возникает как продолжение тем, которые берут старшие поэты, исследуя миссию поэта и назначение искусства, но Лермонтовская трактовка имеет свои существенные особенности.
У Пушкина есть стихотворение «Поэт» («пока не требует поэта…») 1927 года, у Лермонтова – «Поэт» 1928 -го. Эти стихотворения очень похожи, в них поднимается тема творчества, личности поэта. Та же мысль: «вдохновение – это озарение».
Но если у предшественников творчество – это наслаждение, то у Лермонтова творчество – это мука, поэтический труд – это очень тяжелая работа, которая требует напряжения всех физических сил.
«Я жить хочу, хочу печалей» (1932) – стихотворение, важнейшее в этой теме. «Что без страданий жизнь поэта?» Лермонтов пишет, что ценою муки поэт покупает свою славу поэта. Поэт соглашается на эту муку, потому что он – избранник, он не может иначе. Тема избранничества начинает звучать в этом стихотворении.
«Нет, я не Байрон» («… я другой, ещё неведанный избранник, как он гонимый миром странник, но только с русскою душой») (1932). Поэт понимает свою избранность, ему подвластны мысли высокие, глубокие, он наделен божественным откровением. Поэту дана высокая оценка, возникает тема высокого назначения поэта.
Центральным стихотворением в теме является стихотворение «Поэт» 1838 -го года. Здесь трактовка миссии поэта совершенно иная, чем у Пушкина. Лермонтов делит стихотворение на две части. В первой части он описывает кинжал, и постоянно подчеркивает, что кинжал – это боевое оружие, разящее, мощное, что подчеркивается от четверостишья к четверостишью. А потом он говорит, что теперь кинжал висит на стене, а как только кинжал висит на стене, он превращается в безделушку. «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, своё утратил назначение?» - пишет Лермонтов потом. Поэт – это трибун, он должен бичевать пороки, его назначение, как у кинжала, в битвах, а не в праздности. Как только кинжал становится игрушкой, он утрачивает своё назначение, также и поэт. У Лермонтова появляется мотив осмеянного порока, когда никто не верит в его пророчества.
Эта тема звучит крайне трагично. Если у Пушкина поэт гонит толпу, но у Лермонтова толпа гонит поэта. Он одинок, его никто не хочет слушать, никто не считает его пророком. У Лермонтова толпа всегда враждебна поэту.
Прославится Лермонтов стихотворением «Смерть поэта», которое он напишет после смерти Пушкина. Оно не могло быть опубликовано, но оно распространилось в списках. Сначала у стихотворения появилась первая часть. После чего в обществе обсуждали гибель Пушкина и появилось много клеветнических толков о Пушкине. Тогда Лермонтов пишет вторую часть. Эти части различаются и по тематике, и по пафосу, и по жанру, и по стиху. Это стихотворение написано высоким стилем, в нем много риторических вопросов. Первая часть – это эпитафия Пушкину, вторая – политический памфлет. В нем звучат традиционные мотивы трагической судьбы поэта, тема поэта и толпы. В первой части Лермонтов делает отсыл к Ленскому, хотя Пушкин и не похож на него. В образе поэта он объединил Аполлона, покровителя искусства, и Христа, объединив терновый и лавровый венок. Во второй части Лермонтов говорит, что «жадная толпа» будет наказана, ведь есть высший суд.
Этот же мотив непонимания поэта будет звучать и в других стихотворениях.
В конце творчества Лермонтов пишет стихотворение «Пророк» (1941). Лермонтовский пророк начинается с того мгновения, когда заканчивается Пушкинский. «С тех пор, как вечный судия дал мне всеведение пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Вслед за Пушкиным Лермонтов изображает поэта как всеведающего пророка, но тот неспособен выполнить своей миссии, потому что никто хочет его слушать. Но истинный поэт всё равно не изменит своей миссии, ведь он должен сеять истину.

28г – «Поэт». (похоже на пушкинское, где апполон)

Когда Рафаэль вдохновенный

Пречистой девы лик священный

Живою кистью окончал, --

Своим искусством восхищенный

Он пред картиною упал!

Но скоро сей порыв чудесный

Слабел в груди его младой,

И утомленный и немой

Он забывал огонь небесный.

Таков поэт: чуть мысль блеснет,

Как он пером своим прольет

Всю душу; звуком громкой лиры

Чарует свет, и в тишине

Поет, забывшись в райском сне, Вас, вас!

Души его кумиры! И вдруг хладеет жар ланит,

Его сердечные волненья

Все тише, и призрак бежит!

Но долго, долго ум хранит

Первоначальны впечатленья.

Вдохновенье – это озаренье. Абсолютно та же мысль.

Но если у предшественников, следующей мыслью было КАК происходит это озаренье (в 33 году у Пушкина).

У Лермонтова – творчество – это мука, тяжелая работа, напряжение всех физических сил.

32г “я жить хочу хочу печали”

Я жить хочу! хочу печали
 Любви и счастию назло; 
 Они мой ум избаловали
 И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света
 Прогнать спокойствия туман; 
 Что без страданий жизнь поэта? 
 И что без бури океан? 
 Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.
 Он покупает неба звуки, 
 Он даром славы не берет.

 

Почему же поэт согласен на эту муку? Он не может иначе, он избранник. Тема избранничества.

32 год - “Нет, я не Байрон, я другой, еще неведанный избранник, …странник”

 

Центральное “ ПОЭТ ” 38года

Отделкой золотой блистает мой кинжал; 
 Клинок надежный, без порока; 
 Булат его хранит таинственный закал, —
 Наследье бранного востока.
 Наезднику в горах служил он много лет, 
 Не зная платы за услугу; 
 Не по одной груди провел он страшный след
 И не одну прорвал кольчугу.
 
 Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным.
 В те дни была б ему богатая резьба
 Нарядом чуждым и постыдным.
 
 Он взят за Тереком отважным казаком
 На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом
 В походной лавке армянина.
 
 Теперь родных ножон, избитых на войне, 
 Лишен героя спутник бедный; 
 Игрушкой золотой он блещет на стене Увы, бесславный и безвредный! 
 
 Никто привычною, заботливой рукой
 Его не чистит, не ласкает, 
 И надписи его, молясь перед зарей, 
 Никто с усердьем не читает… В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, 
 Свое утратил назначенье, 
 На злато променяв ту власть, которой свет
 Внимал в немом благоговенье? 
 
 Бывало, мерный звук твоих могучих слав Воспламенял бойца для битвы; 
 Он нужен был толпе, как чаша для пиров, 
 Как фимиам в часы молитвы.
 
 Твой стих, как божий дух, носился над толпой; 
 И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой, 
 Во дни торжеств и бед народных.
 
 Но скучен нам простой и гордый твой язык; —
 Нас тешат блестки и обманы; 
 Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…
 
 Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? 
 Иль никогда на голос мщенья
 Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, 
 Покрытый ржавчиной презренья?   Две части – кинжал. Кинжал – орудие. Это важно. Максимальное усиление этой мысли. А теперь кинжал висит на стене. Это безделушка. “в наш век изнеженный не так ли ты, поэт” Поэт – это трибун, его назначение в битвах, а не в праздности. Также и поэт в нынешнее время. (а у Пушкина “глаголом жги сердца людей! ”) а у Лермонова поэт осмеян. Поэт одинок, его никто не считает пророком. Толпа – враждеюная сила. Крайне трагическое звучание.   Прославится Лермонтов “Смерть поэта” после смерти Пушкина. За что и был наказан. Не было опубликовано, но мгновенно распространилось в списках. Потом была дописана вторая часть позже. Они различаются. Высокий стиль речи, много обращений Первая – эпитафия пушкину и Вторая – памфлет, обличительный пафос. Есть традиционные мотивы: поэта и толпы, “восстал он против света..один как прежде и убит..его убийца хладнокровно..” возвращение к пушкинскому мотиву. Отсылка к Ленскому (сражен безжалостной рукой). Но это не очень похоже на Пушкина. Терновый венец - христ, апполон – редкое соединение. Лермонтов усиливает трагизм. В конце – они обязательно будут наказаны.   Разговор книгопродавца с поэтом (1824) – тоже та тема.   Конец творчества, 41г “ пророк ”. Лермонтовский пророк словно начинается с того мгновения, где заканчивается пушкинский. “С тех пор как вечный судия мне дал ВСЕВЕДЕНЬЕ пророка в очах людей читаю я” Этот пророк не выполнил свою миссию. С городов бежал я нищий. Его никто не воспринимает как пророка, хотя он сознает свое предназначение. Как бы ни была горька судьба, поэт при любыв мучениях будет исполнять сво миссию. Поэт – трибун, бичеватель пророков. В каждой теме звучит мотив одиночества. В раннем творчестве эта тема будет основной и в любовной и дружеской лирике. Все попытки преодолеть одиночество – тщетны, оно неизбежно и в любви и в дружбе.это важнейший романтический мотив, но характер Лермонтова сделали эту тему близкой ему, приобретает особый отклик. Одиночество-изгнание-странничество. Он выбрал это одиночество добровольно. Противопоставлен толпе, обществу (пророк), мир настроен агрессивно, враждебно (как часто пестроб толпою окружен), одиночество среди множетсва людей, в свете. Одиночество обретает космический масштаб. Звучит все годы. Одиночество неизменно, вечный спутник.     “ 1831 июнь 11 дня ” – предсказывает свою судьбу. Несмотря на такое трагическое мировосприятие. Только миг. Жизнь – это миг, надо столько всего успеть, чтобы оставить след на земле. Если жань – миг, то есть ли что-то вечное на земле. Да, миг, да, борьба. Но где опора? Природа – как часть вечности. 38г “когда волнуется желтеющая нива” все времена года перепутал. Тогда смиряются души моей природы… и счастье я могу постичь на зеле. Гармония в душе – дает ощущение счастья.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал