Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №6. • Основные положения Налогового кодекса РФ






Основные положения Налогового кодекса РФ

В Налоговом кодексе РФ установлены единая система налогов и сборов, общие принципы налогообложения, в том числе определены:

• виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

• основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

• основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность за совершение налоговых правонарушений;

• порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Провозглашено, что законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а местные налоги и сборы устанавливаются представительными органами местного самоуправления.Запрещено устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается только установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.Определено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Виды налогов и сборов и порядок их установления Даны четкие юридические формулировки понятий " налог" и " сбор". Так, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).Кроме того, даны четкие формулировки для всего налогового законодательства таких понятий как: " организации", " физические лица", " индивидуальные предприниматели", " недоимка", " сезонное производство" и другие.

Установлены являющиеся обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации федеральные налоги и сборы.К федеральным налогам отнесены взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенная пошлина и таможенные сборы. Не выделены такие налоги как налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), налог на операции с ценными бумагами, гербовый сбор, государственная пошлина, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте и другие.Региональные и местные налоги и сборы вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.Информация об установлении региональных и местных налогов или сборов направляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Госналогслужбу России и Минфина России, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы. Сведения о действующих региональных налогах или сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются Госналогслужбой России, а сведения о действующих местных налогах или сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.

Установлены специальные налоговые режимы:

• применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;

• применения вмененного налога;

• применения единого налога на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Права налогоплательщиков. Значительно расширены права налогоплательщиков.Им предоставлено право:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Кодексом;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

• представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

• требовать соблюдения налоговой тайны;

• требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Учитывая, что налогоплательщики обязаны теперь в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, то сроки их хранения, очевидно, будут пересмотрены и уменьшены с пяти до трех лет.

Обязанности налогоплательщиков Изменены отдельные сроки предоставления в налоговые органы сведений. Так теперь налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

• об открытии или закрытии расчетных счетов - в пятидневный срок;

• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

• о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации в срок не позднее трех дне со дня принятия такого решения;

• об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Предусмотрено возложение обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов налоговыми агентами, определены их обязанности. Установлено, что прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя.Дано определение понятию " реализации товаров, работ или услуг". Под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в ряде случаях и на безвозмездной основе.Приведены принципы установления цены товаров, работ или услуг, ограничено число случаев контроля налоговыми органами правильности применения цен по сделкам.

Определен момент возникновения обязательств, предусматривающих уплату налога или сбора, а также момент их прекращения. Эта обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.Описана процедура взыскания налога или сбора в случае его неуплаты полностью или частично в установленный срок, порядок взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента (как организации, так и физического лица), исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации или при реорганизации юридического лица. Регламентировано исполнение налогоплательщиком своих обязанностей путем залога денежных средств и товарно-материальных ценностей или поручительства третьих лиц.

Дано определение понятиям " налоговой ставки", " налоговой базы", " налогового периода". Детально расписана процедура установления и использования льгот по налогам и сборам, а так же определены органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора: Минфин России, финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального управления, Государственный таможенный комитет Российской Федерации или уполномоченные им таможенные органы, уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины, органы соответствующих внебюджетных фондов.Предусмотрено предоставление на срок от одного года до пяти лет инвестиционного налогового кредита в случае необходимости всем без исключения организациям по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам.

Введено требование об уплате налога. Приводятся способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, описан порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Налоговый контроль. Детально рассмотрены формы проведения налогового контроля, порядок учета налогоплательщиков, обязанности организаций-налогоплательщиков и физических лиц, налоговых агентов, органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества, органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других организаций.

Регламентированы частота и сроки проведения выездных налоговых проверок, рассмотрены вопросы участия свидетеля, доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки, осмотра, истребования документов, выемки документов и предметов, экспертизы, участия переводчика, понятых, общие требования, предъявляемые к протоколу, порядок оформления и рассмотрения результатов выездной налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении.Развитие законодательства об ответственности за налоговые правонарушения происходило путем принятия новых нормативных актов без учета содержания ранее принятых. Поэтому в ранее действующем законодательстве в ряде случаев содержались порой противоречивые или дублирующие друг друга нормы ответственности за налоговые нарушения. Кодекс дает не только названия этих правонарушений, но и определяет, в чем же конкретно они состоят.Кодексом подробно рассмотрен порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.Введение Налогового кодекса делает налоговую систему более простой, ясной, упорядоченной, более эффективной для государства и предсказуемой для налогоплательщика. Проще говоря, на месте хаоса создаст порядок. Новый Кодекс не приносит радикального снижения большинства ставок налогов, но создает условия для их постепенного снижения. Радикально не увеличивает собираемость налогов, но позволяет принимать более эффективные меры по ее увеличению. Не делает налоги мощным инструментом стимулирования инвестиций, но позволяет работать в этом направлении.Налоговая реформа, частью которой является принятие Налогового кодекса РФ, предполагает:

• объединение всех видов социальных отчислений в единый социальный налог,

• введение единого налога на доходы от капитала,

• основные налоги могут пересматриваться не чаще чем один раз в год одновременно с принятием федерального бюджета,

• предусмотрено существенное сокращение общего уровня налоговых изъятий,

• будет снижена ставка федерального налога на прибыль для банков и страховых организаций, работающих с крестьянскими и фермерскими хозяйствами,

• сокращение налоговых льгот.

Остановимся более подробно на последнем моменте налоговой реформы. Обеспечение налогового равенства - пожалуй, наиболее серьезная проблема. Господствующим представлением в сознании россиян стала возможность использования налоговых льгот в качестве стимула экономической активности. В результате большая часть любого налогового закона посвящена перечислению исключений, то есть тех льгот, которые предоставляются различным структурам. К тому же льготы даются не только законодательной властью, но и правительством, Президентом, Минфином, налоговой или таможенной службой на всех уровнях иерархии. Большинство налогоплательщиков пользуется определенным набором льгот, и только " неудачник" должен платить все налоги в полном объеме. Это является негативным моментом налогового законодательства. Поэтому, принятие и введение в действие Налогового кодекса должно привести в соответствие принцип налогового равенства реалиям рыночной экономики.

 

Характерные принципы и признаки предпринимательства

Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

• доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

• размеры прибыли;

• получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность – наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. «risco» – «отвесная скала») – вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 КоАП РФ; ст. 171 УК РФ).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Профессионализм – признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако он указан в качестве обязательного в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности:

1) по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная., государственная., муниципальная.

2) по количеству участников: индивидуальная, коллективная;

3) по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал