Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №27. Развитие английской судебной системы и права в Средние века. «Общие суды» и «общее право». «Суд справедливости» (канцлерский) и «право справедливости».






Специфическая правовая система, получившая название " общего права", сложилась в период средневековья в Англии. Единое английское " общее право" стало образовываться начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решали дела, руководствуясь " правом страны", т.е. обычным правом. Считалось, что это право хорошо знакомо королевским судьям и что оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, которые содержались в королевских указах, выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Хотя каждый указ выдавался по отдельному конкретному делу, он составлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа. В начале XIII в. " указы" были настолько многочисленны, что появился сборник " Реестр указов", представлявший собой как бы неофициальный справочник по общему праву и постоянно пополнявшийся новыми указами.

Королевские указы по судебным делам в XII-XIII вв. сыграли очень большую роль в образовании английского " общего права", но основным его источником были решения королевских судов " Общее право" - это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С самого начала деятельности королевских судов в них велись записи дела. Протоколы суда назывались " свитки тяжб", и ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. Наряду с " общим правом", имевшим своим основным источником судебную практику, все большее значение начали приобретать законы. Активную законодательную деятельность, существенно изменившую судебный процесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I. Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство.

Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли " общее право" по очень многим вопросам, но они не могли преодолеть присущий ему формализм, не могли приспособить его к новым общественным отношениям.

Суд канцлера и " право справедливости". Начиная с XIV в. возникает иная система права – система " справедливости", существовавшая параллельно с системой " общего права". Суд " справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке " милости". Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело к тому, что король вместо рассмотрения их в совете стал передавать их для разбора своему канцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а по справедливости, т.е. не был связан практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался к естественному и частично римскому праву. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, возникновение которых было обусловлено ростом торговли, и защищал городское население и нарождающуюся буржуазию от крупнейших землевладельцев - феодалов.

Рецепция римского права в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право не вошло в английское " общее право", но оказало большое влияние па развитие юридических доктрин в XII и XIII вв., когда закладывалось основание " общего права". Римское право сказалось на правовом положении вилланов, на различии между личным и вещным правом, на правовом режиме движимых вещей и некоторых других институтах. Однако настоящего практического значения римское право в Англии не имело.

Особенности вещного права в Англии. Трэст.

В Англии земельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием была рыцарская служба. Первоначально держание по рыцарской службе обязывало к воинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII в. с переходом к наемному войску личная служба была заменена уплатой " щитовых денег". Другие повинности заключались в платежах лорду при браке детей держателя и при переходе держания к наследникам держателя. В период образования " общего права" возник институт доверительной собственности, или трэст (при возникновении он именовался целевым назначением). Сущность этого института заключалась в том, что одно лицо передавало другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

В условиях существования различного рода ограничений на сделки с землей передача с целевым назначением была единственным способом превратить одни виды земельных держании в другие, обеспечить родных в отступление от феодальных правил наследования, дать возможность владеть имуществом таким коллективам, как гильдии, приходы и т.д. Этим способом пользовались рыцари; отправляясь в дальние походы, они передавали свои земли друзьям. С точки зрения " общего права", лицо, отдавшее имущество с целевым назначением, теряло на него какие-либо права, так как получатель становился собственником. В случае если этот последний нарушал доверие и использовал имущество для себя, королевский суд не знал способов воздействия на него. Но поскольку дело шло о нарушении слова, т.е. о вопросах совести, целевые назначения были взяты под защиту канцлерским судом справедливости.

Крестьянское свободное землевладение в Англии носило название сокаж.

 

 


[1] Нантский эдикт 1598 г. — издан французским королём Генрихом IV, окончательно завершил Религиозные войны между католиками и гугенотами. По этому эдикту католицизм оставался господствующей религией, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и ряда др.), в замках и ряде сельских местностей; они получали определённые политические права. Частично был отменён в 1629 г., полностью — королём Людовиком XIV в 1685 г.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал