Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Французский абсолютизм. Реформы Ришелье. Центральное и местное самоуправление.
Период абсолют/монархии во Франции продолжался с 16 по 18 века. Предпосылки возникновения. В 16 в во Франции появились мануфактуры-первая стадия капитал-кого промышл-го производства. Укрепление эконом и политич связей м/у отдельными провинциями страны приводит к формированию единой нации.Все эти преобразо-вания привели к важнейшим сдвигам в соц структуре общ-ва. Поми-мо господствующего класса-феодалов появился новый класс круп-ных собственников-буржуазия. Основную часть буржуазии составлял городской патрициат-богатые купцы, ростовщики, банкиры.Многие буржуа считали выгодным для себя купить долж-ть в судах (парламе-нтах) или админ-ных органах.Правительство, постоянно нуждавшееся в средствах, начало продавать долж-ти, т.е. право на занятие определе-нного поста в аппарате управления и суде. Основные изменения в гос строе. Изменения в соц-эконом-кой структуре французского общ-ва обусловили и трансформацию гос-ва.Важнейшим фактором, спо-собствовавшим усилению королев власти, явилось особое соотноше-ние классовых сил, сложившееся во Франции.В стране утвердилось своеобразное соотношение двух классов-дворянства, начавшего осла-бевать и буржуазии, все более набиравшей силу.Буржуазия еще не могла претендовать на доминирующую роль в стране, но в эконом-области и отчасти в гос аппарате она успешно противостояла дворян-ству.Используя в своей политике противоречия м/у двумя классами, королев власть добилась значительной относительной самостоят-сти. К началу 16 века абсолютная монархия в основном оформилась.Аб-солютизм хар-ризовался, прежде всего, тем, что вся полнота власти сосредоточилась в руках главы гос-ва- монарха, занимавшего этот по-ст пожизненно и в порядке престолонаследия.Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.Болонский конкордат 1516г.предоставил королю исключительное право назначать кандида-тов на посты высших иерархов католической церкви во Франции. Очень скоро последующее утверждение этих кандидатур стало фор-мальностью.Сосредоточение всей полноты власти в руках монарха привело к прекращению деятельности ГШ, Были резко ограничены права парламентов и прежде всего Парижс-го парламента.Людовик 4 фактически окончательно упразднил институт ремонстрации. Парла-мент был обязан беспрепятственно регистрировать все ордонансы и др нормативные акты, исходящие от короля.Парламенту было запре-щено принимать к рассмотрению какие-либо дела, касавшиеся прави-тельства и админ-го аппарата.Все французы считались подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться.Основная часть дворянства служила опорой трону.Дело в том, что абсолютная монар-хия неуклонно и последовательно защищала коренные, общеклассо-вые интересы дворянства.Лишь с помощью централизованной гос власти можно было обеспечить подавление усилившейся антифео-дальной борьбы крестьянства. Реформы Ришелье.Важную роль в становлении гос аппарата сыграл кардинал Ришелье.В течение 20 лет он, подчинив своему влиянию ко-роля Людовика13, фактически безраздельно управлял страной.Его по-литика была направлена на защиту интересов дворянства.Путь к до-стижению этой главной цели он видел в укреплении абсолютизма. Под его руководством была сильно усилена централизация админист аппарата, суда, финансов.В то время это представляло немалые труд-ности, во-первых, потому что многие гос долж-ти правительство про-давало, великое множество чиновников заполонило страну. Держате-ли многих долж-тей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, к-рая не могла их уволить с гос/службы.Во-вторых, потому что во время религиозных войн, полит/кризисов, пра-вительство с целью привлечения на свою сторону знати было вынуж-дено передать ее представителям некоторые важные посты в гос/ап-парате: губернаторов, бальи, прево.Эти должности затем по традиции стали достоянием отдельных аристократических семей. В итоге часть гос/аппарата, созданного в период сословно-представительной монар-хии, оказалась в руках тех кругов, к-рые пытались укрепить свою кор-поративную автономию.Правительство могло изменить кадровый со-став отдельных звеньев гос/аппарата, но это могло вызвать недовольс-тво дворянства и буржуазии.Проблема была решена иным путем. Старый гос/аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему гос/органов.Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, к-рое в любое время могло их ото-звать.Как правило, это были люди незнатные.Но обладающие спец знаниями, а главное преданными монархии.В их ведение были пере-даны важнейшие управленческие ф-ции.В итоге в стране одновре-менно действовали гос/органы, к-рые условно могли быть разделены на две категории.К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых долж-тей и частично контроли-руемые знатью.КВ их ведении оказалась относительно второстепен-ная сфера гос управления.Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом и составившие основу управления. Чинов-ники этих учреждений назначались правительством и не продавались Центральное управление. Доминирующая роль принадлежала органам, созданным в период абсолютизма. Их возглавляли Генеральный контролер финансов и четыре государственных секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Должность Генерального контролера, по сути, приравнивалась к должности первого министра. В его компетенцию входило множество вопросов: • Руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства; • Проверял деятельность должностных лиц на местах; • В его ведении находились промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство портов, крепостей, дорог и т.д), пути сообщения. В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторов. Формально генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись королю. Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием. Среди них Генеральный контролер и государственные секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом. Одновременно функционировали и другие учреждения, например, Государственный совет. В его состав входили представители высшей придворной аристократии. Государственный совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш и т.д. Особое место занимал тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, и аппарат канцлера - почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Часть этих органов действовала постоянно (свет депеш, совет финансов), но другие работали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее должностные лица этих учреждений продолжали числиться на государственной службе и получали огромное жалованье. Органы местного управления. В период абсолютизма территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, интендантства, соответствующие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств. В местном управлении существовали две категории государственных органов. Первые были созданы во время сословно – представительной монархии. В период абсолютной монархии они утратили свое первостепенное значение, все они были оттеснены на второй план интендантами – особыми уполномоченными королевского правительства на местах. Интенданты руководили местным административным управлением и судом. На этот пост обычно назначались лица незнатного происхождения. В любой момент правительство могло их сместить. В округах, на которые делилось интендантство, реальная власть была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему. Провинциальные штаты, там, где они сохранялись, созывались, только с разрешения короля и проводили заседания под контролем интенданта или лица, им уполномоченного. В компетенцию провинциальных штатов в основном входили раскладка налогов и сборы единовременных пожертвований короне.
|