Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Терапия. Весь вопрос – как вернуть способность к деятельности? ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Весь вопрос – как вернуть способность к деятельности? Вопрос доверия собственным суждениям. Конструктивная зависть проходит через стыд, в осознавании своих деструктивных импульсов, затем ассимиляция проекции, возвращение сил, удовольствие и благодарность. Поддержка терапевта наиболее важна в момент стыда. Удовольствие ведет к любви. Выход из зависти – восхищение, признание собственных достижений, восстановление обладания собственными ценностями и построение реальных планов. Терапевту необходимо поддерживать зависть, пока она не станет элементом в составе красоты. Подводя итог, хочется сказать, что творческое приспособление – это действие, цели которого возможно определяет и зависть. И удивляла молитва оптинских старцев: " Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного". Мне не понятно, неужели мы всегда грешны? Неужели нет выхода? И неужели даже оптинские старцы чувствовали грешными свои души? А грехов тогда семь. И начал думать о психодинамике смертных грехов, в экзистенциальной литературе обозначаемых, как страсти, в психологии как механизмы сопротивления. И оказалось, что человеческая сущность заключается не в избавлении от этих грехов, а скорее в свободе блуждания среди этих страстей, не позволяя завладеть какой-либо одной из них всей душой нашей. И первая страсть, которая овладела нашим вниманием – это уныние, постигшее терапевтов, собравшихся около Ниловой пустыни на озере Селигер, на гештальт-интенсив под упоительным названием " Астенический синдром". И там познакомились мы со Львом и вот уже как полтора года пишем статью. Что может поднять зрелого психотерапевта с кровати? Таков был вопрос, овладевший нашими душами. Ответ нашелся не скоро. Оказалось, что это вначале беспорядочная активность, закончившаяся конкуренцией, предполагающая осознавание и принятие одного из смертных грехов – зависти. Вот и получается, что для того, чтобы преодолеть уныние мы должны опять грешить – завидовать. Всё очень по-человечески и, возможно, эта гипотеза похожа на правду. И никак мы не можем расстаться с Вами, дорогой наш читатель, потому что год назад вышла прекрасная книга Джона Фаулза " Аристос", написанная им во времена Изалена, детей цветов, позднего бородатого и веселого Ф.Перлза. И всё, что мы хотели сказать, им уже прекрасно было сказано. И мы ему… " Счастье, по существу, - это желание продлить жизнь в том виде, какова она есть; а зависть – желание изменить её. Таким образом, с точки зрения эволюции, счастье – главное препятствие для прогресса; а зависть – его главный источник. Однако счастье – это своего рода доказательство того, что имело смысл жить до настоящего момента, а зависть – своего рода намерение жить, начиная с этого момента. Оба состояния необходимы для эволюции. Одно из них – это отдел пропаганды, рекламирующий прошлые и нынешние достижения, второе – постоянный комитет по критике".
|