Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности общественного и государственного строя Древнего ВавилонаСтр 1 из 32Следующая ⇒
Вавилон («Врата Бога») в III тыс. до н.э. территория от Персидского залива до Сирии - небольшое государство, которое сначала не обладало полной независимостью и в полной мере государственностью. Вавилон располагался на территории Шумеро-Аккадской империи. Считается, что причиной распада этой империи явились природные катаклизмы (в это же время распался Египет, и амарийские племена напали в это время). Империя держалась на доминирующем этносе и мощной культуре. Но Шумеро-Аккадская империя распалась на несколько маленьких государственных образований, самым сильным из которых оказался Вавилон, что привело в результате к образованию Вавилонской империи. Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.) – шестой царь, открывший эпоху завоеваний Древнего Вавилона. Вавилон стал империей в 1755 году. Господствовали централизованное управление, имперская идеология. Хаммурапи выступает как защитник народа с одной стороны, а с другой в качестве человека, который представляет Богов и может управлять природными стихиями. Царь самой природой поставлен управлять людьми. Это концепция теократической власти. Идеология была едина – культ единого бога, «царя над богами» - Мардука. Вавилон был скорее торговым, чем военным государством. Доминирующей функцией было обеспечение торговли. Вавилонское общество не было ни рабовладельческим, ни феодальным из-за ряда азиатских особенностей. Вавилон был разделен на области, находящиеся под управлением царских чиновников – шакканаккум, отвечающих за сбор налогов, поддержание порядка. Главы общин – рабианум, существовали советы старейшин, общинные сходки. Суды – храмовые и общинные, царь и царские судьи. Инстанций не было вообще. Основные группы населения: · Надитум - дочь жреца · Шугетум - или наложница, или жрица · авилум («человек») – свободный общинник,, владевший наряду с служебными наделами участками общинной земли., обладал имущественными правами мог рассчитывать на поддержку общины.. государство было заинтересовано в сохранении этого слоя, т.к. были основными налогоплательщиками =) максимальная правовая защита (жизнь дороже, ограничения долгового рабства – 3 года, если погибал сын должника – казнили сына ростовщика) · мушкенум («падающий ниц») – неполноправный свободный человек, вышедший из общины, но поступивший на услужение в царское хозяйство. Это промежуточный слой между полноправными и рабами. Он владел неотчуждаемым земельным наделом из царско-храмового фонда на условиях выплаты доли урожая в казну. Поэтому землевладение мушкенума охранялось наряду с царско-храмовой собственностью. Личность оценивалась ниже, чем авилума (не сохранил связь с общиной). Либо изгнанные из общины, либо покоренное шумерское население · Редум и баирум – профессиональный воин, получавший от правителя за службу земельный участок. Государство заинтересовано в обеспечении прав и определении обязанностей лиц, состоявших на царской службе. Стремление создать боеспособную армию. Особая охрана имущества, изъято из гражданского оборота. Их надел мог быть передан по наследству только, если наследник в состоянии нести воинскую службу своего отца. · Тамкар – государственный торговый агент и сборщик податей, купец, ростовщик, заимодавец и исполнитель отдельных царских поручений. Обязаны отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок. Торговля носила в основном межгосударственный характер. % ограничены, тамкары сдержаны в правах, чтобы не разорялась основная масса населения. Обязанность – выкуп пленного воина с последующим возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом. · Жрецы - играли большую роль, они были хранителями культурных ценностей, а так же имело высокое место в экономике. Их функции продавались. · Варду м - полузависимые люди, которые имеют более высокий статус, чем рабы, но они не полностью свободны. · Рабы. Рабство не так развито, как в Древнем Риме. Источники - пленные. Продажа раба - скорее наказание. Рабство в Вавилоне не предполагало превращение человека в вещь. Иногда он был субъектом права. · Через 150 лет после Хаммурапи на Вавилонскую империю напали кочевые племена касситов, и она распалась. Значения правления Хаммурапи было в том, что были выработаны культурные ценности, которые уничтожить было невозможно. Поэтому империя восстановилась, стала нововавилонской.
|