Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активные и интерактивные методы, используемые на аудиторных занятиях
Наиболее востребованными формами проведения лекций в рамках описываемой дисциплины являются: Проблемная лекция, которая опирается на постановку проблемных вопросов или предъявление проблемных задач, требующих от студентов размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения новых знаний. Лекция-дискуссия - в данной технологии при изложении лекционного материала преподаватель использует ответы студентов на заблаговременно подобранные им вопросы, в зависимости от конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой для данной аудитории, и организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала. Позитивным моментом в такой лекции является то, что студенты в ходе дискуссии могут согласиться с точкой зрения преподавателя с большей охотой, нежели во время беседы, когда преподаватель выделяет устоявшуюся точку зрения (одну или несколько) по обсуждаемому вопросу, в том числе и свою. Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. В связи с этим следует свернуть дискуссию и перейти к другой форме изложения материала. Лекция-визуализация используется как элемент, при демонстрации видеоматериалов по изучаемым темам, отдельных таблиц, схем и не носит систематического характера. Лекции-визуализации разрабатываются по отдельным темам. При проведении семинарских занятий также как и в случае с лекциями преимущественно используются комбинированные технологии. Происходит сочетание теоретико-ориентированных форм проведения занятий - заслушивание и обсуждение рефератов обучающихся; развернутая беседа; устный опрос студентов по вопросам плана занятия, занятие-дискуссия. В качестве эффективных форм для проведения семинарских занятий можно использовать принципы и приемы следующих технологий. Учебный тренинг - интенсивная кратковременная (2 часа) форма обучения в составе группы (10-12 чел.), направленная на усвоение теоретического и фактического материала и его закрепление, а также формирование умений профессиональной деятельности. Метод группового решения творческих задач, при котором не менее 6 членов группы в течение 6 минут формулируют конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей перед группой проблемы. После этого в группе организуется обсуждение всех подготовленных вариантов. В процессе обсуждения «отсеиваются» явно ошибочные мнения, уточняются спорные, группируются по определенным признакам все оставшиеся. Основная задача, стоящая перед остальными студентами группы – отобрать несколько наиболее важных альтернатив (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии). Кроме того, в процессе обучения задействована такая форма интерактивного обучения, как компьютерное тестирование студентов по разделам дисциплины. В рамках развития интерактивных форм обучения на дисциплине «История государства и права» разработаны презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств: интерактивной доски, компьютера и проектора и т.п. Дискуссия, как особая форма всестороннего обсуждения спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре реализуется как коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Целью проведения дискуссии в этом случае является обучение, тренинг, изменение установок, стимулирование творчества и др. В проведении дискуссии используются различные организационные методики: - Методика «вопрос – ответ» – разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. - Методика «лабиринта» или метод последовательного обсуждения - своеобразная шаговая процедура, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению подлежат все решения, даже неверные (тупиковые). - Методика «эстафеты» – каждый заканчивающий выступление участник передает слово тому, кому считает нужным. - Свободно плавающая дискуссия - когда группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, когда участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными. Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.
|