Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поправки к Конституции США






Конституцией предусматривается возможность ее дополнения и изменения путем внесения в нее поправок. Принятые соответствующим образом поправки становятся органической частью конституции. Процедура принятия поправок весьма громоздка: проект поправки должен быть одобрен двумя третями членов обеих палат конгресса или общенациональным конвентом, созванным по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов, затем ратифицирован законодательными собраниями или конвентами трех четвертей штатов. К формальным изменениям конституции государство прибегало нечасто: за всю историю США было внесено около 5 тыс. проектов поправок, но только 26 прошли все необходимые стадии. К 1988г. Действует 25 поправок, т.к. поправка XVIII отменена принятием XXI поправки.

Первые 10 поправок к конституции – Билль о правах – были приняты единовременно. Проект Билля о правах был внесен в конгресс в 1789г., ратифицирован необходимым числом штатов к 15 декабря 1791г.

Поправка I декларирует политические свободы – слова, печати и собраний – в форме предписания, запрещающего конгрессу принимать какой-либо закон, который мог бы ограничить «свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями». Поправка исключает возможность установления государственной религии и фактически закрепляет так же свободу совести; ею устанавливается недопустимость законодательного запрета на «свободное исповедание» религии.

Первая поправка была предложена конгрессом в 1789г.25 сентября и ратифицирована в 1791г. 15 декабря.

Поправка II к Конституции США гарантирует право народа на хранение и ношение оружия, поскольку существование хорошо организованной милиции (ополчения) признаётся необходимым условием для безопасности государства. Формулировка поправки оставляет возможности для различного её толкования (в частности, распространяется ли она на любое огнестрельное оружие или только на оружие, которое необходимо участникам ополчения штата).

Вторая поправка входит в Билль о правах была предложена конгрессом в 1789г.25 сентября и ратифицирована в 1791г. 15 декабря.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Ни один солдат не должен в мирное, ровно, как и в военное, время размещаться на постой в доме без согласия владельца; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан. Для производства ареста или обыска необходим ордер, выдаваемый при наличии достаточных оснований под присягой.

Поправка V устанавливает, что привлечение к уголовной ответственности за тяжкое преступление (исключая дела военнослужащих) должно осуществляется Большим жюри – расширенной коллегией присяжных; поправка содержит запреты на повторное уголовное преследование за одно и тоже преступление, на принуждение человека к даче показаний против самого себя, на применение санкций против человека без «надлежащей правовой процедуры», на безвозмездное отчуждений частной собственности для общественного пользования.

Поправка VI закрепляет процессуальные права обвиняемого при уголовном преследовании: право на «скорый и публичный суд беспристрастных присяжных», право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, на вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты.

Поправка VII устанавливает, что при производстве по гражданским делам в федеральных судах стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных.

Поправка VIII запрещает при уголовном преследовании лица требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, назначать» жестокие и необычные наказания».

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.

Поправка X сохраняет за штатами все прямо не указанные в конституции полномочия, которые не отнесены к компетенции Союза.

Поправка XI (1795г.) закрепляет иммунитет штата от судебного преследования частным лицом – гражданином другого штата либо гражданином или подданным иностранного государства.

Поправка XII (1804г.) ввела новую, ныне действующую процедуру избрания президента и вице-президента – выборщики избирают их отдельно, тайным голосованием (при прежнем порядке вице-президентом становился второй по числу голосов кандидат в президенты). Поправка установила также, что кандидат в вице-президенты должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты.

Поправка XIII (1865г.) Отменило рабство и подневольное услужение, кроме тех случаев, когда последнее может быть назначено как уголовное наказание (лишение свободы с обязательным привлечением к труду).

Поправка XIV (1868г.) принятая с целью закрепить результаты Гражданской войны, состоит из 5 разделов:

1-й раздел содержит четыре положения: определение американского гражданства, запрещение штатам ограничивать «привилегии и льготы» граждан США, применять санкции против человека без «надлежащей правовой процедуры», отказывать гражданам в «равной защите законов».

2-й раздел направлен на предупреждение дискриминации освобожденных рабов на выборах.

3-й раздел ограничивает право участников антиправительственных выступлений занимать должности в государственном аппарате и быть выборщиками президента.

4-й раздел урегулировал вопрос о выплате займов периода Гражданской войны.

5-й раздел наделил конгресс правом исполнять предписания поправки путем принятия необходимых законов.

Поправка XV (1870г.) запрещает ограничивать право голоса граждан по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в рабстве.

Поправка XVI (1913г.) закрепляет за конгрессом право устанавливать и взимать налоги с любых доходов.

Поправка XVII (1913г.) отменила первоначальный порядок избрания сенаторов США (законодательными собраниями штатов) и предписала прямые выборы в сенат.

Поправка XVIII (1919г.) ввела в стране «сухой закон»

Поправка XIX (1920г.) запрещает ограничивать право по признаку пола.

Поправка XX (1933г.) зафиксировала новые сроки вступления в должность президента и вице-президента (20 января следующего после выборов года) и начало первой сессии вновь избранного конгресса (3 января следующего после выборов года), уполномочила конгресс принимать необходимые законы, определяющие порядок замещения президентской должности в случае, если кандидаты на посты президента и вице-президента не отвечают конституционным требованиям.

Поправка XXI (1933г.) отменила «сухой закон», введенный поправкой XVIII.

Поправка XXII (1951г.) ограничила время пребывания на посту президента двумя четырехлетними сроками.

Поправка XXIII (1961г.) наделила жителей федерального округа Колумбия (места пребывания правительства США) правом участия в выборах президента.

Поправка XXIV (1964г.) отменила налог на участие в федеральных выборах.

Поправка XXV (1967г.) установила порядок преемственности поста президента и определила условия временного исполнения его обязанностей. В случае отстранения президента от должности, его смерти или отставки, а также временной неспособности президента исполнять свои обязанности президентом становится вице-президент. Если пост вице0президента оказывается вакантным, президент назначает вице-президента, который утверждается в должности большинством голосов обеих палат конгресса.

Поправка XXVI (1971г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет.

Американская конституция, оставаясь юридически стабильным документом, тем не менее постоянно изменяется фактически; ее реальное содержание определяется судебными толкованиями, законами конгресса, административными актами, политической практикой, исходя из определенных исторических условий и потребностей правящего капиталистического класса. Политическая система США реально складывалась, и ее составные части институционализировались помимо текста конституции. Из текста нельзя уяснить, например, структуру правительства США, какие министерства и ведомства его образуют. Исполнительное управление президента, кабинет министров постоянные комитеты палат конгресса и другие государственные институты появились и функционируют не в силу прямых предписаний конституции, а в результате сложившейся практики. В конституции ни чего не говорится о политических партиях, хотя они служат важнейшим инструментом формирования органов власти. В государственной практике правящие круги США часто действуют вопреки и в нарушение конституции.

Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.



 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал