Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское и социальное право






Закон об акционерных обществах 1965 Германия, который состоит из 5 книг и регулирует большинство вопросов, связанных с учреждение м, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний, с ответственностью их учредителей идолжностныхлиц. Действуют также Закон ы о недобросовестной конкуренции 1909 Германия и о борьбе с ограничениями конкуренции 1957 Германия, Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 Германия Закон об общих условиях продажи 1976 Германия и другие акты.В регулировании трудовых право отношений наряду с закон одательными актами федерации важное значение имеют нормы конституций земель, а также - решения Федерального суд а по трудовым делам. В этой области ныне применяется Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 Германия в который со времени его издания было внесено несколько десятков изменений. Закон о минимальных условиях труда 1952 Германия и Закон о минимальных отпуск ах работник ам 1953 Германия, Закон о врачебном контро-. ле на производстве, об инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда 1973 Германия, Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах 1980 Германия Закон о содействии профессиональной подготовке путем планирования и исследований 1981 Германия, Закон о поощрении занятости 1985 Германия и многие другие нормативные акты.За время существования' ФРГ был принят ряд актов, предусм. атривающих участие работник ов в управлении предприятиями и объединениями путем представительства в производственных советах, причем в угольной и сталелитейной промышленности представители работник ов должны составлять половину членов совета, а один представитель -входить в совет управляющих (Закон ы о структуре предприятий 1952 и 1972 гг. и другие акты). В ФРГ провозглашен принцип " свободы коллективных договор ов", позволяющий профсоюз ам от имени работник ов заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда (в ряде случаев коллективный договор распространяется и на работник ов, не являющихся членами заключившего его профсоюз а). Право на образование профсоюз а в целях " охраны и улучшения условий труда и экономических условий", как и соответствующее право предпринимателей на создание своих объединений, закреплено в Основном закон е. В свою очередь, право трудящихся на забастовки лишь выводится из положений Конституции ФРГ, но прямо в ней не упоминается (это право зафиксировано в конституция х некоторых земель). Критерии. по которым определяется законность, право мерность забастовки, как и реальный юридический статус ее организатор ов и участников, установились в ФРГ главным образом на основании решений Федерального суд а по трудовым делам.

В ФРГ существует широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджет а, частично из взносов предпринимателей и в значительной степени путем удержаний из заработной платы работник ов (имеются и иные. менее существенные источники пополнения этих фондов). Законодательство ФРГ предусм. атривает выплату различного рода пособий по безработице.содействие в переквалификации потерявшим работу, меры поощрения для предпринимателей, открывающих новые рабочие места. Предусм. атривается выплата пенсий по старости рабочим и служащим, а также сельскимхозяевам, пенсий по инвалидности, в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве. Выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия на воспитание детей. При определенных условиях производятся доплаты лицам, снимающим жилье, и оказывается социальная помощь молодым людям и тем, кто попал в трудные жизненные условия. Законодательство по всем этим вопросам представляет собой сложный конгломерат актов, нередко весьма обширный, среди которых и некоторые источники трудового права, в частности Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 Германия (в нем изложены меры вспомоществования безработным и др.). Центральное место в системе закон одательства о социальном страховании и обеспечении занимает Социальный кодекс, состоящий из десяти книг, вступивших в силу в 1975-1982 гг. Сохраняют также самостоятельное значение Закон ы о социальном обеспечении, о федеральном пособии на детей, о социальной помощи и другие акты.За последние десятилетия в ФРГ весьма активно развивается движение в пользу защиты окружающей среды от загрязнения, вызываемого прежде всего выхлопными газами автомобилей и отходами промышленного производства. Под влиянием сторонников этого движения возникла (как самостоятельная отрасль закон одательства) система нормативных актов, направленных на защиту окружающей среды (большинство этих актов - федеральные). Согласно принятому в 1974 Германия закон у учреждено федеральное министерство по делам окружающей среды. Соответствующие ведомства, созданные в отдельных землях, контролируют установленные стандарты надлежащего качества вод и атмосферного воздуха и вместе с федеральными властями и общественностью борются с предпринимателями и иными нарушителями закон одательства об охране окружающей среды. Важное значение в этой борьбе придается также совершенствованию системы налог ового обложения по принципу " кто больше загрязняет природу, больше и платит". Среди природоохранных закон ов преобладают акты. направленные на предупреждение конкретных видов вред ного воздействия на окружающую среду: Закон о мерах по обеспечению устранения отработанных масел 1968 Германия, Закон об уменьшении загрязнения воздуха свинцовыми присадками в дизельном топливе 1971 Германия, Закон о защите от шума самолетов 1971 Германия, Закон о защите окружающей среды от загрязнений воздуха, шумов, вибраций и подобных вред ных влияний 1974 Германия, Закон о предупредительной защите населения от вред ных излучений 1986 Германия Закон о сточных водах и Закон об охране природы 1976 Германия, который направлен на защиту ландшафтов, флоры и фауны.

Уголовное право. Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском УК 1871 Германия (в истории права его принято именовать Германским уголовным уложением). В основу проекта этого кодекс а было положено Прусское уголовное уложение 1851 Германия, подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 Германия в принципе соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права. Он декларировал формально-демократические принципы буржуазной закон ности и тщательно регламент ировал институты Общей и Особенной частей уголовного права. В нем закреплен принцип, согласно которому подлежали наказанию только деяния, недвусм. ысленно запрещенные закон ом в момент их совершения. Все преступные деяния подразделялись на преступления, проступки и нарушения в зависимости от тяжести предусм. отренных за них по закон у наказаний. Система наказаний включала в себя см. ертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах. Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательство м некоторых из вошедших в Германскую империю государств, кодекс ом 1871 Германия не предусм. атривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием кодекс а вводилась на всей территории Германской империи (приговор исполнялся отсечением головы).До установления фашистской диктатуры в Германия не раз создавались комиссии с целью реформы УК 1871 Германия Ими было подготовлено 8 проектов нового кодекс а, ни один из которых не был реализован. Однако в период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919- 1933) в текст кодекс а было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные закон ы, изданные в Германия во времена фашистского господства и частично включенные в УК, служили всего лишь обоснованием созданного в стране режима беззакония, репрессий и террора, осуществлявшегося в массовых масштабах. После разгрома фашизм а всилу Потсдамских соглашений и постановлений Союзного контрольного совета, осуществлявшего верховную власть в стране в период ее оккупации, на всей территории Германия отменялось в принципе действие уголовных закон ов, принятых с 1933 по 1945 Германия, и было восстановлено действие УК в редакции до 1933 Германия Практически уже вскоре после образования в 1949 Германия Федеративной Республики Германии началась подготовка реформы УК. С 1951 Германия бундестаг приступил к изданию так называемых закон ов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные изменения и дополнения в Особенную часть кодекс а; осуществляется его общая модернизация, " расчистка" от устарелых положений и т.п. Для более радикальных изменений, затрагивающих основные институты уголовного права, вопросы карательной политики, систему наказаний и иных мер репрессии, в ФРГ использовалась иная право вая форма - так называемые закон ы о реформе уголовного права. С 1954 Германия развернулась работа образованной бундестагом комиссии по подготовке " большой реформы". Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962), отличавшийся край ней реакционностью и ориентированный на усиление роли тюремного заключения. В противовес этому документу группа профессоров-криминалистов представила в 1966 Германия свой альтернат ивный проект, предлагавший более гибкую карательную политику и более либеральную трактовку задач уголовного закон одательства (широкое применение условного отказа от назначения наказания, идеи ресоциализации заключенных и др.). Созданный в 1966 Германия Специальный комитет бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс путем устранения наиболее реакционных положений проекта 1962 Германия и принятия некоторых требований автор ов альтернат ивного проекта, в частности о применении условного осуждения и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим право вым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части кодекс а. В ряде закон ов о реформе уголовного права, принятых начиная с 1969 Германия (вступление их в силу не раз откладывалось), была одобрена новая редакция Общей части УК и внесены изменения в статьи Особенной части УК 1871 Германия, оставленной в силе. Необходимость приведения в соответствие двух разнородных частей кодекс а привела к изданию в 1974 Германия насчитывающего 326 статей Вводного закон ак УК - самого большого по объему из всех ранее принятых в ФРГ закон ов. В результате реформы с 1 января 1975 Германия в ФРГ стал действовать УК, Общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а Особенной частью служат статьи кодекс а 1871 Германия, пусть и подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки. После осуществления " большой реформы" в ФРГ были изданы отдельные акты, направленные на пресечение некоторых наиболее опасных преступлений, в частности закон ы о борьбе с экономической преступность ю (первый - в 1976 Германия, второй - в 1986 Германия), Закон о борьбе с терроризм ом 1986 Германия, а также большое число иных закон ов об изменении уголовного права. С учетом накопившихся изменений в 1987 Германия была издана новая редакция УК ФРГ.Действующая редакция УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний - по подсчетам западногерманских юристов, относящиеся к ним предписания содержатся, помимо УК, еще более чем в 400 закон ах. Важная новелла Общей части УК, действующей с 1975 Германия, - отказ от прежней трехчленной классификации преступных деяний. Отныне все преступные деяния делятся только на преступления - те, за которые грозит как минимум лишение свободы на 1 год, и на проступки - за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается " нарушений" - наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до 6 недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассм. атриваются как административные нарушения (прежде всего это незначительные нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Закон ом об административных право нарушениях 1968 Германия (в редакции 1975 Германия с последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штраф ом на сумму, как правило, до 2000 марок. В 1984 Германия сфера административных нарушений была существенно расширена.Действующее уголовное законодательство ФРГ предусм. атривает так называемую дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от " степени представляемой право нарушителем опасности". К числу собственно наказаний относятся лишение свободы и штраф (основные наказания), а также запрещение управлять автотранспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев(дополнительное наказание). Смертная казнь отменена Конституцией 1949 Германия, что иск лючило применение этой меры суд ами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет). Вопросы, связанные с отбыванием наказания, с переводом из одного карательного заведения в другое и т.п., решаются не суд ом, вынесшим приговор, а суд ебными палатами по исполнению наказаний при суд ах земель. Приговор к лишению свободы на срок до 6 месяцев может быть вынесен лишь при наличии " особых обстоятельств", учитывая вред ное воздействие заключения. Штраф назначается в " дневных ставках" в размере от 5 до 360 ставок с суммой одной ставки в пределах от 2 до 10 тыс. марок в зависимости от имущественного положения (как правило, от чистого дохода) осужденного.В предусм. отренную действующим законодательство м ФРГ систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или " интернирование в целях безопасности" на срок до 10 лет, осуществляемое в дополнение к лишению свободы в отношении опасных преступников. В качестве мер исправления и безопасности, не связанных с лишением свободы, действующий УК ФРГ предусм. атривает установление надзора за лицами, отбывшими наказание, лишение водительских прав, " запрет на профессию" и др. В качестве дополнения к YK ФРГ в 1976 Германия был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламент ируется деятельность не только тюрем, но и " социально-терапевтических" и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджет ов земель. Конституция ФРГ относит область уголовного права и наказаний к сфере так называемой конкурирующей закон одательной компетенции, в которой отдельные земли обладают право м принятия закон ов, но лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не использует своих соответствующих прав. Ныне федеральным законодательство м охвачены все сколько-нибудь существенные вопросы уголовного права и исполнениянаказании, так что на долю закон одательства земель остаются только постановления, конкретизирующие ответственность за административные нарушения.Процессуальное законодательство. Вскоре после издания УК 1871 Германия в Германской империи были приняты Закон о суд оустройстве 1877 Германия и Уголов-но-процессуальный кодекс (УПК) 1877 Германия Оба акта считаются действующими и поныне, хотя и в обновленных редакциях, сохраняющих их общую структуру и формулировки отдельных положений. Закон о суд оустройстве, в который наиболее важные изменения последнего времени были внесены в 1975 Германия. распределяет компетенцию между суд ами различных систем, определяет юрисдикцию суд ов общей компетенции соответствующих инстанций, регулирует организацию их деятельности, правила совещания и голосования суд ей и другие вопросы. УПК 1877 Германия, подготовленный в значительной мере под влиянием французского УПК 1808 Германия, предусм. атривал бесправное положение подозреваемого в ходе дознания, проводимого полицией, но предоставлял обвиняемому некоторые права, в том числе участие защитник а на предварительном следствии, проводимом прокуратурой, а также состязательную форму суд ебного разбирательства с предоставлением значительных дискреционных полномочий председательствующему. В период фашистской диктатуры в Закон о суд оустройстве и УПК 1877 Германия были внесены изменения, отменявшие большинство процессуальных гарантий для обвиняемого, по существу оправдывавшие произвол суд ей и учреждавшие специальные суд ы для расправы над противниками нацистского режима (Верховный народ ный суд, особые суд ы низшего уровня и др.).После свержения фашизм а по решению Контрольного совета на всей территории оккупационных зон стали действовать Закон о суд оустройстве и УПК в редакции 1924 Германия С момента образования ФРГ в УПК было внесено значительное число изменений и дополнений, некоторые из которых имели демократическую направленность, в частности Закон о малой реформе уголовного процесса 1964 Германия; он расширял права обвиняемого на защиту. Некоторые из этих изменений и дополнений в целях борьбы с террористами и другими опасными преступниками ограничивали процессуальные права обвиняемых. За последние десятилетия было издано несколько редакций УПК 1877 Германия - в 1950, 1964, 1975 гг. Наконец, в 1987 Германия наряду с новой редакцией УК была опубликована и новая, нынедействующая редакция УПК, все еще называющегося УПК 1877 Германия Существенные коррективы в текст кодекс а внесены Закон ом о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими проявлениями организованной преступности 1992г.ГПК, принятый одновременно с названными выше Закон ом о суд оустройстве и УПК в 1877 Германия, подвергался за время своего существования сравнительно небольшим изменениям, связанным главным образом с изданием ГГУ 1896 Германия и ГТУ 1897 Германия и с реформами в суд оустройстве. В 1950г. была опубликована новая редакция ГПК, учитывающая предшествующие изменения. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем суд ов, каждая из которых возглавляется собственным высшим суд ебным органом. При этом общим суд ам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных суд ов. Деятельность общих суд ов регламент ируется Закон ом о суд оустройстве, соответствующими закон ами и положениями о суд ах.Верховный федеральный суд возглавляет систему общих суд ов. Он находится в Германия Карлсруэ и состоит из председателя суд а, председателей сенат ов и членов суд а. В Верховном федеральном суд е имеются также суд ебные следователи, которые занимаются подготовкой к слушанию некоторых категорий уголовных дел, приговор ы по которым обжалованы в этот суд. В состав Верховного федерального суд а входят 11 сенат ов по гражданским, 5 сенат ов по уголовным делам и 7 сенат ов для рассм. отрения специальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокат ов. нотариус ов и др.).В компетенцию Верховного федерального суд а по уголовным делам входит рассм. отрение кассационных жалоб на приговор ы высших суд ов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции, а также на приговор ы суд ов присяжных и больших палат суд ов земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Верховный федеральный суд может пересм. отреть дело и по вновь открывшимся обстоятельствам в случае вынесения как обвинительного, так и оправдательного приговор а. С 1969 Германия Верховный федеральный суд не слушает уголовные дела по первой инстанции.В компетенцию Верховного федерального суд а по гражданским делам входит рассм. отрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими суд ами земли. При этом Верховный федеральный суд принимает жалобы с суммой иск а до 40 тыс. марок с разрешения высшего суд а земли, а на большую сумму - с разрешения самого Верховного федерального суд а.Под кассационным обжалованием (оно называется ревизией) в ФРГ понимается обжалование суд ебного акта по мотивам нарушения закон а или неправильного его применения, но не по мотивам соответствия приговор а (решения) фактическим обстоятельствам дела. Кассационные жалобы рассм. атриваются сенат ами Верховного федерального суд а в составе 5 членов этого суд а во главе с председателем сенат а (некоторые вопросы могут разрешаться коллегиями из 3 суд ей либо членами Верховного федерального суд а единолично). Сенат может отклонить кассационную жалобу либо признать ее обоснованной, и в этом случае он вправе как поручить нижестоящему суд у вновь рассм. отреть дело, так и вынести по нему собственный приговор или решение.В Верховном федеральном суд е образуются большие сенат ы соответственно по гражданским и уголовным делам, которые выносят решения по вопросам, имеющим принципиальное значение для соответствующей отрасли права. В большие сенат ы входят председатель Верховного федерального суд а (он председательствует в обоих сенат ах) и по 8 членов суд а, назначенных председателем на 2-летний срок. При необходимости устранить расхождения в позициях сенат ов по гражданским и уголовным делам созывается объединенный большой сенат, который состоит из председателя Верховного федерального суд а и всех членов больших сенат ов.Из всех общих суд ов только Верховный федеральный суд - общефедеральное учреждение, а все нижестоящие по отношению к нему суд ы являются суд ами соответствующей земли. В структуре и компетенции общих суд ов отдельных земель имеются различия, но не очень существенные.Высшие суд ы земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суд ы первой инстанции. Они образованы во всех землях, входящих в ФРГ, в количестве от 1 до 4. (В Баварии, крупнейшей из них, имеется 3 высших суд а земли и Баварский верховный суд в Мюнхене, который наряду с полномочиями одного из высших суд овземли осуществляет по некоторым категориям гражданских и уголовных дел функции Верховного федерального суд а как кассационной инстанции для баварских суд ов.) Всего в ФРГ к 1990 Германия насчитывалось 18 высших суд ов земли и один такой суд в Берлине, где он именуется каммергерихтом (суд ебной палатой).В составе каждого высшего суд а земли. возглавляемого его председателем, образуется необходимое число сенат ов по гражданским и уголовным делам во главе с их председателями. В качестве суд а первой инстанции уголовный сенат в составе 5 профессиональных суд ей - членов высшего суд а земли - рассм. атривает дела о государственной измене, шпионаж е, террористических актах и т.п. либо дела о преступлениях, подсудных нижестоящему суд у земли, но признанных особенно значимыми или сложными. В качестве кассационной инстанции сенат ы по гражданским делам в составе 3 членов высшего суд а земли рассм. атривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих суд ов (некоторые вопросы могут решаться суд ьями единолично). Уголовные сенат ы в составе 3 членов высшего суд а земли рассм. атривают кассационные жалобы на приговор ы участковых суд ей, не подлежащие апелляционному обжалованию, на приговор ы, вынесенные суд ами земли при апелляционном обжаловании, а также на приговор ы, вынесенные суд ами присяжных или большими палатами суд а земли, однако лишь в случае, если кассационная жалоба принесена иск лючительно по мотивам нарушения норм закон одательства земли, а не федеральных закон ов. Суд ы земли (к 1990 Германия на территории ФРГ их было 92) выступают как суд ы первой и второй инстанции. В составе каждого суд а земли, возглавляемого его председателем, образуются палаты по гражданским (в том числе торговым) делам и по уголовным делам. Палаты по гражданским делам заседают в составе 3 профессиональных суд ей во главе с председателем суд а земли или председателем палаты. Дела (и гражданские, и торговые), не представляющие большой сложности, могут рассм. атриваться единолично. Палаты по торговым делам действуют в составе председательствующего - члена суд а земли и равноправных с ним 2 непрофессиональных суд ей, назначаемых на 3 года из опытных коммерсантов по заключению торгово-промышленных палат. Согласно закон у о суд оустройстве к торговым относится четко определенный круг дел по спорам, возникающим между участниками торговых сделок, между членами торговых товариществ, споры по векселям, по применению закон а о чек ах, по защите торговых знаков и т.д.В компетенцию палат по гражданским и торговым делам входит рассм. отрение по первой инстанции дел с суммой иск а свыше 3 тыс. марок, а также дел об установлении отцовства и некоторых категорий иск ов, предъявляемых к казне, к суд ьям и служащим в связи с превышением ими своих служебных полномочий и др. Палаты рассм. атривают.апелляционные жалобы на решения и определения участковых суд ов, кроме некоторых категорий дел. жалобы по которым приносятся в высшие суд ы земли. Жалобы на решения участковых суд ов по иск ам на сумму до 500 марок к рассм. отрению не принимаются.Уголовные палаты суд ов земли рассм. атривают по первой инстанции дела обо всех преступлениях, которые не отнесены к компетенции участковых суд ов или высших суд ов земли. В их подсудность входят дела обо всех преступлениях, за которые возможно лишение свободы на срок свыше 3 лет или принудительное помещение в психиатрическую больницу. Дела по первой инстанции рассм. атривает либо уголовная палата, выступающая в качестве суд а присяжных, либо большая уголовная палата. Суд присяжных в ФРГ до 1975 Германия состоял из 3 профессиональных суд ей и 6 шеффенов - так в ФРГ именуют присяжных заседателей, участвующих в разбирательстве дела и совместно с профессиональными суд ьями принимающих решения по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о назначении меры наказания (кандидаты в шеф-фены для суд ов земли отбираются по спискам, составленным при участковых суд ах). Ныне суд присяжных состоит из 3 профессиональных суд ей и 2 шеффенов. Он созывается при необходимости рассм. отрения уголовного дела по обвинению в умышленном убийстве или других преступлениях, связанных с созданием опасности для жизни людей (поджоги, взрывы, попытки захватов самолетов, ограбление и вымогательство при отягчающих обстоятельствах и др.).Большая палата по уголовным делам в составе 3 суд ей и 2 шеффенов рассм. атривает основную массу дел о преступных посягательствах, входящих в компетенцию суд ов земли. В тех суд ах, в округе которых расположен высший суд земли, образуется палата по делам о государственных преступлениях, главным образом связанных с " угрозой демократическому право вому. государству" и с нарушением запретов на деятельность противозаконных организаций. С 1976 Германия во многих суд ах земли из больших палат по уголовным делам были выделены палаты по экономическим преступлениям, связанным с нарушениями закон одательства о недобросовестной конкуренции, финансовой деятельности предприятий, налог ах и т.п. Большая палата по уголовным делам рассм. атривает от имени суд а земли апелляционные жалобы на приговор ы, вынесенные суд ом шеффенов в участковом суд е.Для рассм. отрения апелляционных жалоб на приговор ы, вынесенные участковыми суд ьями единолично, в составе суд а земли образуется малая палата по уголовным делам, которая состоит из председательствующего - члена суд а земли и 2 шеффенов.Участковые суд ы (их число последовательно сокращалось и к 1990 Германия составляло 550 в ФРГ и 7 в Западном Берлине) представляют собой низовое звено системы общих суд ов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых суд ей (в некоторых участковых суд ах их свыше 30). Если в участковом суд е только один суд ья, ему назначается постоянный заместитель из числа суд ей земли. Гражданские дела рассм. атриваются в участковых суд ах только единолично суд ьей. Участковому суд ье под- суд ны имущественные споры на сумму до 3 тыс. марок, а также (независимо от суммы иск а) споры об аренде жилья и иных помещений, споры между клиентами и владельцами гостиниц, между пассажирами и водителями транспортных средств, туристами и бюро путешествий и т.п. В участковых суд ах выделяется один или несколько суд ей, которые специализируются на рассм. отрении всего комплекса брачно-семейных дел, в том числе о развод е, выплате содержания на детей и т.п.Уголовные дела в участковом суд е могут рассм. атриваться либо суд ьей единолично, либо суд ом шеффенов. Единолично участковый суд ья слушает дела. возбужденные в порядке частного обвинения, кроме того, о преступных деяниях, относящихся к категории проступков, и, наконец, по предложению прокурора. дела о некоторых преступлениях, по которым не ожидается вынесение более сурового приговор а, чем за проступки, т.е. свыше 1 года лишения свободы.Участковый суд ья с согласия обвиняемого может вынести приговор путем " приказ а о наказании", издаваемого без суд ебного разбирательства, по материалам, представленным прокуратурой или полицией. Однако в этом случае не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы, а " приказ о наказании" привод ится в исполнение, если в недельный срок осужденный не потребует его отмены и проведения суд ебного разбирательства." Суд шеффенов заседает в составе участкового судьи и 2 шеффенов, составляющих единую коллегию. Шеффены привлекаются к исполнению обязанностей по спискам кандидатов, составляемым советом общины из числа проживающих в ней граждан, достигших 30 лет и не имеющих ограничений (судимость, физические или психические недуги, должностные обязанности и др.). Суд ы шеффенов вправе рассм. атривать уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к иск лючительной компетенции суд ов земли или высших суд ов земли, но при условии, чтобы выносимое ими наказание не превышало 3 лет лишения свободы. Если представленное на рассм. отрение суд а шеффенов дело отличается большой сложностью или объемом, то по ходатайству прокурора образуется расширенный состав суд а - 2 профессиональных судьи и 2 шеффена. Такой же состав суд а необходим для разбирательства дела, переданного на новое рассм. отрение из вышестоящего суд а.В систему общих суд ов в качестве самостоятельных подразделений включены суд ы по делам несовершеннолетних. Они слушают дела о право нарушениях, в которых обвиняются лица в возрасте от 14 до 18 лет. а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд по делам несовершеннолетних сочтет, что их поведение носит " подростковый характер". В этих же суд ах (как и в общих суд ах) могут рассм. атриваться дела о нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела. по которым требуется допрос ить несовершеннолетних в качестве свидетелей. К числу такого же рода суд ебных учреждений относятся в суд ах земли палаты по делам несовершеннолетних (в составе 3 профессиональных суд ей и 2 шеффенов) и в участковых суд ах - суд шеффенов по делам несовершеннолетних (в составе про4)ессионального судьи и 2 шеффенов) и суд ья по делам несовершеннолетних. Шеффенами по таким делам назначаются лица, имеющие опыт работы с молодежью (как правило, одна из них - женщина).Среди специализированных суд ов, функционирующих в ФРГ наряду с общими, важное место занимают суд ы по трудовым делам. Они призваны рассм. атривать споры между наймодателями ииндивидуальными работник ами по вопросам оплаты труда, предоставления отпуск ов, увольнения, а также конфликты между профсоюз ами и объединениями предпринимателей, в том числе о право мерности забастовки или закрытия предприятия, и другие вопросы. Возглавляет эту систему Федеральный суд по трудовым делам в Германия Касселе. который состоит из 5 сенат ов. В них коллегиями из 3 профессиональных и 2 " почетных" суд ей (они представляют соответственно предпринимателей и профсоюз ы) рассм. атриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих суд ов этой системы. В каждой из земель ФРГ функционирует суд земли по трудовым делам, а в Северном Рейне-Вестфалии учреждены 2 таких суд а.В суд ах земли по трудовым делам образуются коллегии в составе 1 профессионального судьи и 2 либо 4 (в зависимости от категории дела) " почетных суд ей", представляющих интересы предпринимателей и работник ов. Суд ы земли по трудовым делам выступают в качестве апелляционной инстанции, в которую обжалуются решения нижестоящих суд ов. Суд ы по трудовым делам - низшая инстанция этой системы - рассм. атривают по первой инстанции все трудовые конфликты. В них образуются коллегии в таких же составах, как и в суд ах земли по трудовым делам. В этих суд ах принимаются меры к разрешению конфликтов по возможности путем компромисса.Система суд ов по социальным вопросам создана для рассм. отрения конфликтов, связанных с социальным страхование м, выплатой пособий безработным и " вернувшимся на родину", оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи и т.п. Система этих суд ов возглавляется Федеральным суд ом, также находящимся в Германия Касселе. Он состоит из 12 сенат ов, в которых рассм. атриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих суд ов. В Федеральном суд е по социальным вопросам и в соответствующих суд ах земли дела рассм. атриваются в коллегиях из 3 профессиональных и 2 " почетных суд ей", а в суд ах низшей инстанции - в коллегиях из 1 профессионального и 2 " почетных суд ей". Состав " почетных суд ей" формируется на паритетных началах: по 1 представителю сторон, участвующих в конфликте (от застрахованных работник ов или безработных и от предпринимателей, от больничных касс и от врачей, обслуживающих больных за счет этих касс, и т.п.).Система финансовых суд ов создана главным образом для рассм. отрения споров, связанных с уплатой налог ов и таможенных сборов. Она включала к 1990 Германия Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых суд ов по 1-2 в каждой земле. В Федеральном финансовом суд е образовано 8 сенат ов, где в коллегиях из 5 профессиональных суд ей рассм. атриваются кассационные жалобы на решения финансовых суд ов иск лючительно по вопросам права и только если спор идет о суммах, превышающих Ютыс. марок. В финансовых суд ах, являющихся суд ами первой инстанции, но по рангу соответствующих высшим суд ам земли, дела рассм. атриваются в коллегиях из 3 профессиональных суд ей и 2 " почетных суд ей".Система административной юстиции в ФРГ создана для рассм. отрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных суд ов. Обращение с жалобой в органы административной юстиции, как правило, может последовать лишь после того, как был заявлен протест в орган управления или должностному лицу, на действия которых приносится жалоба, и затем подана, но осталась неудовлетворенной жалоба в вышестоящий для них орган управления.Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в Берлине. В его структуре имеется 12 сенат ов, в основном занятых рассм. отрением в составе 5 профессиональных суд ей кассационных жалоб на решения нижестоящих административных суд ов. В таком же составе сенат ы Федерального административного суд а рассм. атривают в качестве первой и последней инстанции сравнительно небольшое число дел, отнесенных к иск лючительной компетенции этого суд а, - по спорам между землями или между землями и федерацией. по обращениям федерального правительства с требованием признать неконституционной деятельность того или иного объединения лиц, а также по некоторым видам иск ов против федеральных органов.Высшие административные суд ы образованы по 1 во всех землях ФРГ, в том числе общий для 2 земель - Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейна. В их компетенцию входит рассм. отрение апелляционных, а при некоторых условиях и кассационных жалоб на решения и определения административных суд ов, а в иск лючительных случаях - наиболее важных дел по первой инстанции. Дела в высших административных суд ах рассм. атривают коллегии в составе либо 3 профессиональных суд ей и 2 " почетных суд ей", либо (в некоторых землях) в составе только 3 профессиональных суд ей.Административные суд ы рассм. атривают по первой инстанции в составе 3 профессиональных суд ей и 2 " почетных суд ей" подавляющую массу дел, отнесенных к компетенции органов административной юстиции. По их постановлению может быть отменен обжалуемый акт органа государственного управления либо восстановлены права граждан или учреждений, нарушенные действиями должностных лиц.Названные 5 высших суд ебных органов, возглавляющих отдельные системы суд ов (общую, по трудовым делам и др.). являются самостоятельными и независимыми по отношению друг к другу. В случае противоречий между их позициями по каким-либо существенным право вым вопросам созывается согласно Основному закон у Общий сенат высших федеральных суд ов, который и выносит решение, обязательное для суд ов всех систем и тем самым обеспечивающее единство суд ебной практики.В качестве самостоятельных суд ебных учреждений функционируют также некоторые специализированные суд ы, в том числе общефедерального уровня. Это, в частности, Федеральный дисциплинарный суд и дисциплинарные суд ы земель, в которых разбираются жалобы гражданских служащих на действия властей, а также Федеральный патент ный суд, заседающий в Мюнхене.Особое место среди высших государственных и суд ебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 Германия Федеральный конституционный суд. Он находится в Германия Карлсруэ и состоит из 2 сенат ов по 8 членов Федерального конституционного суд а в каждом. Возглавляет работу всего суд а и первого сенат а председатель Федерального конституционного суд а, работу второго сенат а - вице-председатель. Федеральный конституционный суд разрешает спорные вопросы толкования Конституции, споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных закон ов и закон ов, изданных властями земель. Полномочия Федерального конституционного суд а включают в себя возможность отмены по мотивам противоречия Конституции закон ов, принятых парламент ом ФРГ и властями земель, любых постановлений правительства и иных органов управления и, наконец, по тем же мотивам - решений любых суд ебных инстанций, в том числе высших федеральных суд ов. Федеральный конституционный суд вправе признавать неконституционной деятельность различных организаций и объединений граждан. Важная функция этого суд а - рассм. отрение жалоб общин и отдельных граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав. В большинстве земель, входящих в ФРГ, имеются свои конституционные суд ы, компетенция которых ограничена толкованием положений конституций земель и рассм. отрением жалоб на нарушение закрепленных в них прав. Решения этих суд ов не подлежат обжалованию. Судьи федеральных суд ов официально назначаются на свои должности президентом ФРГ, чему предшествует решение соответствующего министр а (при назначении в Верховный федеральный суд - министр а юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам - министр а труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на суд ейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр ФРГ (руководители соответствующих ведомств земель), а также 11 членов комиссии, избранных бундестагом. В комиссия х проводятся выборы, как правило, иа нескольких кандидатур.Замещение суд ейских должностей в суд ах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министр ом, в других - министр ом юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на суд ейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией - выборным комитетом, состоящим из депутат ов парламент а земли, суд ей и адвокат ов. В большинстве земель, кроме того, назначение на суд ейскую должность требует согласования со всеми министр ами - членами кабинет а. Все судьи назначаются на свои должности пожизненно.Непосредственно Федеральным парламент ом ФРГ на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суд а: половина из них избирается бундестагом и половина - бундесратом. Судьи могут быть отстранены от должности только по решению Федерального дисциплинарного суд а для суд ей и прокуроров либо дисциплинарного суд а земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министр ом юстиции ФРГ или одной из земель. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суд а - 68 лет).Расследование уголовных преступлений проводится главным образом полицейскими службами/находящимися вподчинении федеральных властей или министр а внутренних дел соответствующей земли. Предварительное расследование по сравнительно небольшому числу наиболее сложных уголовных дел проводится прокуратурой с участием полицейских служб. В некоторых случаях, в порядке " суд ебного расследования", отдельные следственные действия производятся суд ьями-дознавателями, обязанности которых выполняют обычно участковые судьи. Обвинение предъявляется прокуратурой либо, по частной жалобе, потерпевшим, но судебное разбирательство производится при обязательном участии прокурора. Прокуратура наделена полномочиями в ряде случаев отказаться от передачи дела в суд, в частности, когда обвиняемый или его близкие серьезно пострадали в результате дорожного происшествия. В предусм. отренных закон ом случаях представители прокуратуры принимают участие и в разбирательстве гражданских дел.Органы прокуратуры имеются при общих суд ах всех уровней. При Верховном 4эедеральном суд е эти функции осуществляют Генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры (все они действуют под общим руководством министр а юстиции ФРГ). Генеральный федеральный прокурор назначается президентом ФРГ с согласия бундесрата.При высших суд ах земли, суд ах земли и участковых суд ах действуют соответствующие прокуроры, общее руководство которыми, в свою очередь, осуществляет министр юстиции каждой из земель. Полномочия участковых прокуроров (это их официальное название) ограничены - они могут выступать только в участковых суд ах. Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться закон ными указ аниями вышестоящих прокуроров.Защиту обвиняемых по уголовным делам, а также интересов сторон по иным категориям дел осуществляют адвокат ы. Участие адвокат а при рассм. отрении уголовных и гражданских дел единоличным суд ьей в участковом суд е необязательно. кроме некоторых определенных закон ом случаев. Адвокат ы обязательно представляют интересы сторон в суд ах высших инстанций по трудовым делам и могут выступать в суд ах по социальным вопросам, в финансовых и административных суд ах.Для допуска к адвокат ской деятельности выпускник юридического факультета университета должен в течение3-4 лет пройти стажировку в суд ах, у прокуроров и адвокат ов, сдать серию экзаменов перед комиссией при высшем суд е земли и только после этого получить соответствующее разрешение от ведомства юстиции той земли, при суд е которой он собирается практиковать. Каждый адвокат в ФРГ обязан открыть свое бюро при том определенном высшем суд е земли или суд е земли, в котором он допущен к адвокат ской практике. Адвокат ы, действующие в округе того или иного высшего суд а земли, образуют одну (иногда, если их больше 500, - две) коллегию адвокат ов. Особую коллегию образуют адвокат ы, допущенные к ведению дел в Верховном федеральном суд е (по решению министр а юстиции ФРГ после строжайшего отбора специальной комиссией). Все существующие в ФРГ коллегии адвокат ов объединены в Федеральную ассоциацию. Эта ассоциация, в частности, принимает меры к оказанию бесплатной или льготной юридической помощи малоимущим.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал