Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем трудности?






Как обучать малыша

Культурно-гигиеническим навыкам

Это следует делать постепенно: по мере овла­дения простыми действиями вводить новые, бо­лее сложные составляющие навыка. При обуче­нии использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимание ребенка на «секретах» того или иного действия. Например, главный «секрет» приема пищи - брать еду с ложки губами, а не языком.

По мере приобретения навыка непосредст­венная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличива­ется. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, под­сказывает правильное действие, направляет по­следующий ход.

Поощрение самостоятельных действий ук­репляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самосто­ятельности.

Ласковый голос, спокойное и доброжела­тельное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования на­выка более привлекательным. Ими можно со­провождать любые действия малыша.

 

Напри­мер, при подготовке ко сну:

Ляг, Галинка, ско­ренько.

Встань, Галинка, с зоренькой!

 

при ку­пании:

С гуся вода,

с лебедя вода,

а с Алешки худоба!

при кормлении:

Будем кашку варить,

будем Сашу кормить!

при утреннем про­буждении:

Вот проснулся петушок,

встала ку­рочка,

пробуждайся, мой дружок,

вставай, Юрочка!

при умывании:

Водичка, водичка,

умой Маше личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки краснели,

чтобсмеялся роток,

чтоб кусался зубок.

Помните: чем меньше ребенок, тем больше иг­ровых элементов надо включать в обучение, в показы, в общение с ним.

Поэтому при мытье рук, например, разрешите малышу немного поиграть с водой: поймать воду рукой, пошлепать себя по мокрым щекам, проделать то же самое с мамой.

Но, чуть-чуть пошалив, пусть займется «делом»: сложив ладони «лодочкой» (как показывала ма­ма), окатывает водой то одну, то другую руку, де­лает обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий, «разученный» прием мытья рук, который останется на всю жизнь.

Как научить ребенка пользоваться ложкой?

В чем трудности?

На втором году жизни ставится задача - на­учить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к 1 году б месяцам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда. Казалось бы, самые простые для взрослых действия в детском ис­полнении приобретают совсем иной «рисунок». И если ребенка не учить пользоваться ложкой, он не овладеет навыком самостоятельного при­ема пищи и к трем годам. Сам процесс пользова­ния ложкой труден для малыша, потому что у не­го не развита мелкая моторика пальцев, а также нет координации движений руки, несущей ко рту ложку, особенно с жидкой пищей (он пере­ворачивает ее раньше, чем прикоснется к ней губами и втянет жидкость, и суп, скорее всего, останется на нагрудничке). Поэтому учить ва­шего ребенка пользоваться ложкой следует на­чинать со вторых блюд.

Прием пищи - это сложный процесс, в кото­ром должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаза и рта. Исследования показали, что в начале второго года малыш пытается действо­вать ложкой как продолжением руки: старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу, не стесняясь, лезет пальцами в ее углуб­ление, т.е. берет ее так, чтобы она «сливалась» с его кулачком.

Вот как известный отечественный психолог П.Я. Гальперин объясняет эти действия малыша: «Нецелесообразность такого намерения стано­вится тотчас очевидной. После того как няня за­ставляет его взяться за ручку ложки и они вмес­те зачерпывают кашу, ребенок резким движени­ем поднимает ложку ко рту косо снизу вверх - и большая часть содержимого вываливается. Ложка с функциональной стороны является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем верней попадает в рот, чем ближе он к самой руке. Простая " орудийная логика" ложки требу­ет, чтобы наполненная ложка все время находи­лась в горизонтальном положении, была сначала поднята вертикально до уровня рта и только по­сле этого по прямой направлена в рот.

Это про­стая логика не выступает перед ребенком. Лож­ка в его руке еще не орудие, а вынужденное за­мещение руки, и, как таковое, плохое замеще­ние. Лишь после довольно длительного обуче­ния ребенок усваивает основные приемы поль­зования ложкой, не прямо в рот, но сначала вверх и все время горизонтально». Кроме того, малыш второго года жизни еще не может удер­живать ложку тремя пальцами (как взрослый) - эта комбинация пальцев еще недоступна ему. Поэтому покажите, как держать ложку за чере­нок, обхватив его ладонью сверху по середине.

Психологический аспект рассматриваемого навыка позволяет заострить внимание родите­лей на следующей последовательности его фор­мирования: сначала следует помочь ребенку выделить общую функцию предмета (ложки), который задает смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе овладевать его тех­нической стороной.

Это значит, что взрослый должен помочь ма­лышу «выстроить» манипуляции с ложкой в ору­дийное действие. «Рисунок» этого действия дол­жен быть отработан до автоматизма, тогда навык перейдет в привычку, которая с самого начала должна складываться на основе правильного по­каза. Обучая ребенка держать ложку и брать ею пищу, используйте следующие приемы.

Показ. Ребенок должен видеть взрослого за приемом пищи.

Метод «пассивных» движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей ру­ке. Не позволяя переворачивать ложку, учит до­носить ее до рта в горизонтальном положении. Так складывается двигательный «рисунок» на­выка приема пищи.

Метод подражания. Подводя руку ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы «тру­бочкой», имитирует втягивание ее содержимо­го. Малыш, подражая взрослому, снимает с лож­ки пищу.

Метод неоднократного повторения. Взрос­лый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя. Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу), можно считать, что обучение дейст­виям приема пищи (техническая сторона) со­стоялось. Далее с каждым приемом пищи уме­ние будет оттачиваться. Однако ребенок этого возраста очень быстро устает сидеть за столом, часто отвлекается, его трудно организовать. По­этому мама может докормить его, взяв другую ложку, при этом ребенок продолжает самостоя­тельно брать пищу своей ложкой.

Итак, взрослый в совместной деятельности с ребенком выполняет сразу несколько функций:

ü дает смысл действий с предметом, его об­щественную функцию;

ü организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществле­ния действия;

ü через поощрения и порицания контролиру­ет ход выполнения действий.

Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребенка за сто­лом. Поэтому для кормления лучше иметь ма­ленькие, по росту ребенка, столы и стулья. Ма­лыша до 1 года 3 месяцев сажают в детское креслице. Сидя в нем, ребенок опирается ступ­нями о пол (ноги не «зависают»). Это важно для формирующейся осанки - опора на ноги позво­ляет выровнить спину и сохранить позу «над та­релкой» для аккуратного приема пищи.

Ребенку повязывают нагрудник из непромокаемого ма­териала, под который можно подложить один угол салфетки, а на другой поставить тарелку. Тогда и рубашка, и штанишки малыша останутся чистыми после еды. Посуда также должна соответствовать возрасту ребенка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточ­ной глубины (наполнять ее следует до внутреннего ободка); тарелка для второго блюда с вы­сокими краями или широкое блюдце, но не миска; чашка (бокал) с прямыми стенками.

Имеет значение и сервировка стола. Жела­тельно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол стелют скатерть (кра­сивую клеенку «под скатерть»), ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоя­тельно), стаканы с бумажными салфетками (ре­бенок будет сам вытирать подбородок, губы), красивую детскую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.

Очень скоро он начнет узнавать свою тарел­ку, свою чашку, свою ложку. А они, действи­тельно, должны быть только его - это требова­ние гигиены раннего детства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал