Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В чем трудности?Стр 1 из 3Следующая ⇒
Как обучать малыша Культурно-гигиеническим навыкам Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимание ребенка на «секретах» того или иного действия. Например, главный «секрет» приема пищи - брать еду с ложки губами, а не языком. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, подсказывает правильное действие, направляет последующий ход. Поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самостоятельности. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.
Например, при подготовке ко сну: Ляг, Галинка, скоренько. Встань, Галинка, с зоренькой!
при купании: С гуся вода, с лебедя вода, а с Алешки худоба! при кормлении: Будем кашку варить, будем Сашу кормить! при утреннем пробуждении: Вот проснулся петушок, встала курочка, пробуждайся, мой дружок, вставай, Юрочка! при умывании: Водичка, водичка, умой Маше личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтобсмеялся роток, чтоб кусался зубок. Помните: чем меньше ребенок, тем больше игровых элементов надо включать в обучение, в показы, в общение с ним. Поэтому при мытье рук, например, разрешите малышу немного поиграть с водой: поймать воду рукой, пошлепать себя по мокрым щекам, проделать то же самое с мамой. Но, чуть-чуть пошалив, пусть займется «делом»: сложив ладони «лодочкой» (как показывала мама), окатывает водой то одну, то другую руку, делает обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий, «разученный» прием мытья рук, который останется на всю жизнь. Как научить ребенка пользоваться ложкой? В чем трудности? На втором году жизни ставится задача - научить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к 1 году б месяцам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда. Казалось бы, самые простые для взрослых действия в детском исполнении приобретают совсем иной «рисунок». И если ребенка не учить пользоваться ложкой, он не овладеет навыком самостоятельного приема пищи и к трем годам. Сам процесс пользования ложкой труден для малыша, потому что у него не развита мелкая моторика пальцев, а также нет координации движений руки, несущей ко рту ложку, особенно с жидкой пищей (он переворачивает ее раньше, чем прикоснется к ней губами и втянет жидкость, и суп, скорее всего, останется на нагрудничке). Поэтому учить вашего ребенка пользоваться ложкой следует начинать со вторых блюд. Прием пищи - это сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаза и рта. Исследования показали, что в начале второго года малыш пытается действовать ложкой как продолжением руки: старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу, не стесняясь, лезет пальцами в ее углубление, т.е. берет ее так, чтобы она «сливалась» с его кулачком. Вот как известный отечественный психолог П.Я. Гальперин объясняет эти действия малыша: «Нецелесообразность такого намерения становится тотчас очевидной. После того как няня заставляет его взяться за ручку ложки и они вместе зачерпывают кашу, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо снизу вверх - и большая часть содержимого вываливается. Ложка с функциональной стороны является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем верней попадает в рот, чем ближе он к самой руке. Простая " орудийная логика" ложки требует, чтобы наполненная ложка все время находилась в горизонтальном положении, была сначала поднята вертикально до уровня рта и только после этого по прямой направлена в рот. Это простая логика не выступает перед ребенком. Ложка в его руке еще не орудие, а вынужденное замещение руки, и, как таковое, плохое замещение. Лишь после довольно длительного обучения ребенок усваивает основные приемы пользования ложкой, не прямо в рот, но сначала вверх и все время горизонтально». Кроме того, малыш второго года жизни еще не может удерживать ложку тремя пальцами (как взрослый) - эта комбинация пальцев еще недоступна ему. Поэтому покажите, как держать ложку за черенок, обхватив его ладонью сверху по середине. Психологический аспект рассматриваемого навыка позволяет заострить внимание родителей на следующей последовательности его формирования: сначала следует помочь ребенку выделить общую функцию предмета (ложки), который задает смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе овладевать его технической стороной. Это значит, что взрослый должен помочь малышу «выстроить» манипуляции с ложкой в орудийное действие. «Рисунок» этого действия должен быть отработан до автоматизма, тогда навык перейдет в привычку, которая с самого начала должна складываться на основе правильного показа. Обучая ребенка держать ложку и брать ею пищу, используйте следующие приемы. Показ. Ребенок должен видеть взрослого за приемом пищи. Метод «пассивных» движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей руке. Не позволяя переворачивать ложку, учит доносить ее до рта в горизонтальном положении. Так складывается двигательный «рисунок» навыка приема пищи. Метод подражания. Подводя руку ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы «трубочкой», имитирует втягивание ее содержимого. Малыш, подражая взрослому, снимает с ложки пищу. Метод неоднократного повторения. Взрослый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя. Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу), можно считать, что обучение действиям приема пищи (техническая сторона) состоялось. Далее с каждым приемом пищи умение будет оттачиваться. Однако ребенок этого возраста очень быстро устает сидеть за столом, часто отвлекается, его трудно организовать. Поэтому мама может докормить его, взяв другую ложку, при этом ребенок продолжает самостоятельно брать пищу своей ложкой. Итак, взрослый в совместной деятельности с ребенком выполняет сразу несколько функций: ü дает смысл действий с предметом, его общественную функцию; ü организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия; ü через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий. Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребенка за столом. Поэтому для кормления лучше иметь маленькие, по росту ребенка, столы и стулья. Малыша до 1 года 3 месяцев сажают в детское креслице. Сидя в нем, ребенок опирается ступнями о пол (ноги не «зависают»). Это важно для формирующейся осанки - опора на ноги позволяет выровнить спину и сохранить позу «над тарелкой» для аккуратного приема пищи. Ребенку повязывают нагрудник из непромокаемого материала, под который можно подложить один угол салфетки, а на другой поставить тарелку. Тогда и рубашка, и штанишки малыша останутся чистыми после еды. Посуда также должна соответствовать возрасту ребенка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять ее следует до внутреннего ободка); тарелка для второго блюда с высокими краями или широкое блюдце, но не миска; чашка (бокал) с прямыми стенками. Имеет значение и сервировка стола. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол стелют скатерть (красивую клеенку «под скатерть»), ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно), стаканы с бумажными салфетками (ребенок будет сам вытирать подбородок, губы), красивую детскую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит. Очень скоро он начнет узнавать свою тарелку, свою чашку, свою ложку. А они, действительно, должны быть только его - это требование гигиены раннего детства.
|