Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. (краткое изложение концепции)






ПРЕДИСЛОВИЕ

(краткое изложение концепции)

 

Еще в 60-е гг. прошлого века композитор Д. Б. Кабалевский, художник Б. М. Неменский и историк Л. М. Предтеченская начали работу по обновлению содержания гуманитарного образования, благодаря которой наряду с классическими предметами в образовательной области «Искусство» — «Музыка», «Изобразительное искусство и художественный труд» в образовательном пространстве средней школы занял прочное и вполне устойчивое место учебный предмет «Мировая художественная культура».

Развитие информационных технологий (компьютеризация) в начале XXI в. показало, что «информация о факте» стала вполне доступной и легко получаемой. Однако простое запоминание факта еще не создает образовательную компетентность обучающихся, не воспитывает в них потребность к непрерывному самообразованию, не формирует способность к самостоятельной творческой и созидательной деятельности. Согласно современной концепции модернизации школьного образования необходимо устранить перегруженность предмета, сделав акцент на самостоятельную работу. В применении к учебному предмету «Мировая художественная культура» это означает, что артефакт, изложенный на страницах учебника, всего лишь повод для самостоятельного анализа и размышлений. Современная концепция школьного образования, принятая МО РФ в начале XXI в., рассматривает учебный предмет «Мировая художественная культура» как самостоятельный и независимый предмет, который не только обобщает знания, полученные на уроках музыки, изобразительного искусства и литературы в начальной и средней (неполной) школе, но и создает на их основе целостную картину мира. Чтобы выйти на такой высокий уровень и стать инструментом формирования «мыслящего мировоззрения» (А. Швейцер), потребовалось найти такой методологический подход, который сделал бы учебный предмет «Мировая художественная культура» действительно новым, развивающим и самостоятельным предметом.

При изучении мировой художественной культуры важен не столько сам ее факт, сколько человек, объективировавший себя в этом факте. Именно поэтому содержание программ учебного предмета «Мировая художественная культура», учебников и методология предмета, созданные автором, развивают это положение, закрепленное в формулировке «Человек в мировой художественной культуре». Главный тезис, постоянно отстаиваемый автором в любой из частей учебно-методического комплекта, будь то программы или учебники, или даже методические пособия, сформулирован следующим образом: мировая художественная культура есть специфическая форма познания, результаты которого зафиксированы в произведениях искусства или созданных руками человека артефактах. В этом случае «мировая художественная культура» предстает как история человека в мировой художественной культуре, объективировавшего свое «Я» в созданных им художественных ценностях.

Этот новый теоретико-методологический принцип, объединяющий в единое целое все художественные модели мироздания, автор назвал принципом двоемирия, который позволит более точно обозначить место человека в системе ценностных отношений с окружающей его действительностью. Этот принцип важен еще и потому, что «познание мира», осуществляемое человеком в специфической форме, — вовсе не научная проблема, а проблема ценностная, аксиологическая, проблема борьбы не только между человеком и миром, но и борьбы внутри самого человека, ибо только внутренние, глубинные основания его сущности, реализованные во внешней деятельности, определяют и его собственные человеческие качества и качества окружающего его мира. Художественная модель мироздания и есть тот мир, в котором располагается сам человек. Помня о существовании единого принципа двоемирия, следует сквозь призму мировой художественной культуры еще раз проследить историю духовного развития общества со всеми противоречиями и сомнениями, присущими человеческому познанию.

Прежде чем приступить к изложению основных положений принципа двоемирия, очевидно, стоит вспомнить, что еще софисты древности хорошо понимали, что «мерой всех вещей» мог быть только человек. По мнению А. Боннара, софистов мы плохо знаем. И это подтверждается тем, что знаменитое положение Протагора, как правило, цитируют только частично, отдавая предпочтение началу. Полностью оно звучит так: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют». Первая часть его софизма, благодаря положительному, утверждающему гуманизм смыслу, отделилась от своего несущего сомнение, а вслед за ним и отрицание, продолжения и превратилась в формулу, ставшую универсальной. Многочисленные комментаторы сохранившегося отрывка сходятся на том, что «мерой» философ называл критерий, а под «вещами» подразумевал «то, что делается», и, следовательно, знаменитый афоризм следует понимать так, что «человек есть критерий всех дел». Значительно позднее, уже в самом начале XX в., академик В. И. Вернадский скажет: «Мыслящий человек — мера всему». Следуя принципу реверсивности, или принципу обратной связи, можно предположить, что качество создаваемых человеком вещей, явлений или даже систем, например художественных, тоже может служить мерой, но мерой уже самого человека. И потому исследование вещей и явлений, в данном случае произведений искусства, созданных человеком, есть исследование и самого человека.

А если это так и если под делами понимать не только творения рук человеческих, но и его нравственные поступки, то человек как мера наиболее подходит к той сфере деятельности, где не вещи и явления, его окружающие, а он сам как объект, соотносимый с этими вещами, и как субъект этих явлений, становится главным предметом познания.

Таким образом, не мировые шедевры, а человек, зафиксировавший в них средствами искусства результат процесса познания человеком основ бытия, процесс вечного поиска им ответа на всеобщий вопрос о смысле жизни, процесс неустанного созидания образа мира в себе, и является главным стержнем, главной мыслью, главным нервом, который подобно кровеносным сосудам пронизывает весь учебный материал.

Теоретико-методологической базой созданного учебно-методического комплекта (программа, учебник, методическое пособие) стала «историко-типологическая модель учебного предмета „Мировая художественная культура“». Разработанные на ее основе дидактические принципы организации учебного материала кратко можно сформулировать следующим образом:

• принцип историко-типологического единства (Древний мир);

• принцип территориально-мировоззренческого единства (Средние века);

• принцип рационально-эстетического единства метода и стиля (Новое время);

• принцип субъектно-объектного единства мировой художественной культуры (Новейшее время).

Историко-типологическая модель учебного предмета «Мировая художественная культура» и дидактические принципы организации знания должны быть реализованы содержательно. Следовательно, неизбежно возникают проблемы отбора необходимого материала и его логических взаимосвязей, которые можно разделить на четыре блока или уровня:

• первый уровень взаимосвязей — историко-типологический, осуществляемый между культурами, эпохами, искусствами и внутри отдельных искусств;

• второй уровень взаимосвязей — социологический, осуществляемый между идеями и эпохами, искусствами и эпохой, идеями и искусством;

• третий уровень взаимосвязей — мировоззренческий, осуществляемый между художественной культурой и потребностями времени, уровнем его научного познания, восприятия картины мира и человека, воплощенными в произведениях искусства;

• четвертый уровень взаимосвязей — семиотический, осуществляемый через трансформацию героя и образа, через трансформацию знака, через изменение художественно-образных средств. Этот уровень наиболее сложен, так как знаковая система художественной культуры складывается из языка искусств, его символики, трактовки времени и пространства, характера мышления в ту или иную эпоху.

К сформулированным выше дидактическим принципам организации учебного материала и осуществляемыми внутри его логическими взаимосвязями необходимо добавить еще три особенности выстраиваемой модели учебного предмета «Мировая художественная культура».

Первая особенность заключается в том, что учебно-методический комплект (программы, учебники, методические пособия) построен так, чтобы с наибольшей полнотой и одновременно с наибольшей краткостью доказать, что в мировой художественной культуре через все формы искусства человек познает и мир, в котором он живет, познает и самого себя, живущего в этом мире.

Вторая особенность заключается в том, что распределение материала, идущее от генезиса историко-типологических и культурно-логических связей, определяет постепенную «европеизацию» содержания, изложенного в виде некой закономерности движения от мировой художественной культуры как совокупности локальных очагов культуры, составляющих ее социологический фундамент, к мировой художественной культуре, понимаемой как единство художественно-образного мышления.

Третья особенность заключается в явно просматривающейся визуализации предмета, что означает преобладание изобразительного искусства как наиболее яркого способа материального воплощения художественной картины мира, в которой закреплены итоги познания.

Создавая учебно-методический комплект автор, конечно же, исходил из специфики учебного предмета «Мировая художественная культура» и возможности отбираемого материала раскрыть содержание этого предмета. Поэтому достаточно полная реализация авторской концепции возможна только при соблюдении следующих условий:

• сохранение в качестве содержательного основания предмета эстетической триады «слово — звук — цвет», что означает существование в его образовательном пространстве литературы, музыки, изобразительного искусства;

• выделение в качестве дидактической организации знания данного типа культуры не только его «главной идеи», но и «главного артефакта эпохи» (изобразительное искусство, литература, музыка), в котором эти идеи нашли адекватное отражение;

• выявление взаимосвязей артефактов художественной культуры, участвующих в создании художественной картины мира (синтез искусств), как в родственной им социокультурной среде, так и в последующих культурах (вечные темы, идеи, сюжеты).

Таким образом, учебный предмет «Мировая художественная культура» как необходимая составляющая образовательного пространства средней (полной) школы должен выполнять следующие задачи:

• опора на ранее полученные знания в гуманитарной области (история, литература, искусство, музыка);

• организация условий для систематической самостоятельной образовательно-исследовательской работы (дополнительные задания с выходом в смежные области гуманитарного знания);

• соединение исторического принципа с элементами культурологии и эстетики (художественная картина мира).

 


 

Множество веков и множество раз человек не устает задавать себе четыре главных вопроса: «Что есть мироздание?», «В чем смысл жизни?», «Каков мир, окружающий меня?» и, наконец, «Каков я сам, живущий в этом мире?». Естественно-математические науки, исследующие внешние проявления вещей, не смогли разгадать самую сложную загадку природы — загадку человека. Науки, исследующие самого человека, так называемые гуманитарные и пограничные, а также религия тоже не оценили его со всей определенностью. Но возможна ли вообще разгадка человека? Может быть, достаточно сделать его самого проводником в глубины собственного «Я» и попытаться, не давая окончательных оценок, вместе с ним понять ход его мыслей на пути познания и самопознания?

Но если иметь намерение, исследуя человека, проследить историю познания и самопознания, выраженных средствами искусства, необходимо, очевидно, определить исходные категории, без которых процесс познания не будет понят. К базовым, или основным, понятиям, проходящим через всю мировую художественную культуру, ее типологию и ее исторические виды, следует отнести следующие:

• артефакт, т. е. произведение искусства, созданное в определенном социокультурном мире, в конкретную историческую эпоху, которое должно быть прочитано «глазами самой эпохи» и понято последующими поколениями;

• объект познания, или создаваемая средствами искусства «художественная модель мироздания», проходящая через всю историю человечества и не являющаяся эквивалентом научной картины мира;

• предмет познания, или основная проблема данного исторического периода, «главная идея» или «главный вопрос», на который человек хочет получить ответ;

• форма познания, или «доминанта эпохи», подразумевающая определенный способ мышления, преобладающий на данном историческом этапе;

• субъект познания, или собственно человек в мировой художественной культуре, который объективировал себя в «модели поведения», соответствующей созданной им картине мира.

Таким образом, логика развития культуры внутри себя строится по следующей схеме: природные и социальные условия возникновения социокультурных миров; основы понимания процесса миротворения; воплощение художественной картины мира в произведениях искусства; модель поведения, или нравственно-этические основы бытия в данном типе культуры.

Для определения логики развития культуры во времени необходимо ввести еще одно терминологическое понятие — ступени познания. В процессе исторического развития человек, получив ответ на главный вопрос эпохи, переходил к следующей ступени познания, следующему главному вопросу, что обусловливало качественное преобразование культуры, или, как говорил Николай Рерих, ее «лика», позволяющего даже визуально отличить, например, Античность от художественной стилистики Средних веков.

Теперь, пользуясь выработанным для данной темы понятийным аппаратом и вернувшись к учебно-методическому комплекту по предмету «Мировая художественная культура» для 6—11 классов, рассмотрим основные положения принципа двоемирия и попробуем проследить историю человека в мировой художественной культуре или, иначе говоря, еще раз пройти вместе с ним историю познания и его самопознания.

 

Первые социальные формы бытия обычно называют первобытным обществом или доисторией. Время его возникновения и формирования не поддается точному исчислению; ареной действия практически был весь земной шар. Первобытный человек ощущал свое родство с природой и животным миром, отмечая сакральные места священными знаками: камнем, деревом, пещерой, пытаясь в то же время воздействовать на нее особыми обрядами и заклинаниями. Первобытные люди чтили богиню-мать как Прародительницу, как символ плодородия и уже тогда осознавали мистическую связь жизни и смерти с увяданием и возрождением природы. Наблюдения над реалиями природы — течением рек, движением солнца, сменой времен года, дня и ночи — были отправными точками в построении картины мира. Уже тогда люди поняли главную закономерность космического мироустройства — ориентацию всего сущего в пространстве, регулярность и неизменяемость космического хода вещей. Художественным воплощением этой концепции явился Стонхендж, выдающийся памятник мегалитической эпохи, обозначивший конец так называемой каменной цивилизации. Форму мышления первобытного человека называют синкретической, так как для него не существовало понятия двоемирия как противопоставления чего-то одного другому, приводящего к столкновениям и конфликтам.

Древний мир открывает собственно историю в ее классическом понимании. В этот период сформировались три типа культуры: древнейшие цивилизации, Античность, Восток. Главным вопросом, или «главной идеей эпохи», в этот период было познание мира, т. е. законов миротворения. Первичную основу космоса составляли всемирный океан, пустота, ничто, из которых возникают космические первоначала — хаос, эрос, порождающие богов, самостоятельно начинающих процесс миротворения. Причем если первые опыты были, как правило, неудачными, то после их уничтожения (тема Всемирного потопа) начинался новый этап, приводящий к более качественному результату. Двоемирия так, как его стал понимать человек позднее, еще нет, хотя им уже было осознано, что основным принципом созидания мира становится принцип борьбы между хтонизмом и героизмом, добром и злом, человеком и судьбой как неизбежной предопределенностью конца жизни. Процесс миротворения в этот период был осмыслен в мифопоэтической форме. Появляется так называемый культурный герой, самостоятельно формирующий собственную модель поведения: подчинение воле богов (Древний Египет), попытка сравняться с богами, бросив вызов судьбе (Античность), право самостоятельного выбора между добром и злом (религия Авесты).

Таким образом, главным итогом первой ступени познания был вывод о том, что человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат и качество мира. Нравственно-этические законы модели поведения в Древнем мире были впервые отчетливо сформулированы в памятнике художественной культуры Древнего Египта — в главе 125-й «Книги мертвых», названной впоследствии «Исповедью отрицания». Художественной моделью мироздания в его завершенном виде становятся пирамида и храм, где все искусства были подчинены идее горизонтального движения в пространстве, называемого дорогой восхождений.

Средневековый мир не был похож на мир древний. Исчезли некогда могущественные цивилизации, вместе с которыми погибли и их многочисленные боги. Варвары, грубые северные народы завладевали опустошенными территориями и основывали новые государства. Языческое поклонение идолам уже не имело смысла. Нужны были новые ориентиры и новая вера. Их смогли определить не мифические боги, а вполне реальные личности, для которых главным вопросом стал вопрос о смысле жизни. В Древнем мире это были Будда и Христос, в Средние века таким человеком стал Мухаммед. Их взгляды настолько отличались от общепринятых, что сумели преодолеть не только государственные границы, но и само историческое время. Мироздание Средневековья представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».

Появившиеся три мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые пришли на смену язычеству, полностью изменили «лицо» эпохи. Началась вторая ступень познания — познание высшей реальности, проявившееся в период Средневековья как «главная идея эпохи». Во всех трех религиях признается существование Единого Бога, который создал совершенный мир и поместил в него человека. Но человек не принял Бога, отошел от него, стал греховным и тем самым нарушил созданную Богом гармонию. Мировые религии предлагают путь возвращения к Богу, создавая соответствующую модель поведения. В буддизме это познание четырех истин и восьми ступеней совершенствования для достижения нирваны как абсолютно независимого состояния от всего мирского. В христианстве это соблюдение десяти законов, записанных на каменных скрижалях Моисея, и девяти заповедей блаженства, провозглашенных Иисусом Христом. В исламе это абсолютная вера в Аллаха, его пророка Мухаммеда и исполнение священных для каждого мусульманина предписаний Корана.

Доминантой эпохи в Средние века становится религиозно-мистическая форма познания, отчего все искусство Средневековья приобретает религиозно-дидактическую направленность. Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего). Картина мира дополнена в православном христианстве иконостасом, в котором цвет, свет, плоскость, время и пространство проникнуты символикой и особым значением. Догматические основы мировых религий закреплены в Буддийском каноне, Библии, Коране, которые не требуют художественной интерпретации, ибо они так же каноничны и полны религиозно-мистического смысла. Как известно, Коран вообще запрещал изображение человека и украшался только орнаментальной вязью, а многочисленные миниатюры Библии не могут рассматриваться как интерпретация текста, они лишь повторяют живописный канон.

Таким образом, главным итогом второй ступени познания был вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира. Художественная модель мироздания, созданная средневековым искусством, и есть тот образ, та высота, тот идеал, с которым человек Средневековья соизмерял себя и к которому стремился всю свою жизнь.

Однако грандиозная задача, поставленная мировыми религиями в эпоху Средневековья, оказалась нерешенной. Может быть поэтому, перестав быть доминантой эпохи, мировые религии в новых исторических условиях продолжают существовать как сумма взглядов, как определенная идеология и модель поведения части общества, уже не оказывая существенного влияния на весь ход мировой истории. Эпоха Возрождения была «величайшим переворотом» именно потому, что, по выражению А. Ф. Лосева, сумела взглянуть на окружающий мир как на эстетическую данность. Титаны Возрождения, иначе никак не назовешь тех, кто творил в это великое время, во всю любовались открывшимися в пространстве далями, с удовольствием изображали вещи и предметы, обретшие материальность, они вновь вернулись к обнаженному телу, так надолго и прочно забытому в Средние века. Впечатления реального мира хлынули таким бурным потоком в их религиозные картины, что от былой мистики и аскетизма ничего не осталось. Религиозное мышление сменилось светским, и уже человек, а не Бог стал центром художественной модели мироздания. Конечно, все начиналось исподволь, шло постепенно, но контраст был настолько разительным, что в итоге эпоха Возрождения, всеми корнями уходящая в Средневековье, стала восприниматься как самостоятельный, ни на что не похожий исторический тип культуры.

Наступившее вслед за Возрождением Новое время было третьей ступенью, в которой главной идеей эпохи становится познание окружающей действительности. Теперь не церкви и храмы, окруженные мрачными стенами, а грандиозные дворцы и роскошные площади украшают пространство городов. Их населяют чуждые средневековым предрассудкам свободные и образованные люди, увидевшие в самих себе неограниченные возможности. Теперь доминирует не религиозно-мистическая, а рационально-эстетическая форма познания. Все подвергается анализу и строгому математическому расчету. Даже в тайнах творчества ищут научно обоснованные закономерности.

Но время ускорило свой бег, и былое единство утратило свою цельность. Искусства разделились и стали самостоятельными, стили и направления сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой, национальные школы зачастую знают лишь краткий период расцвета и успеха. Перед изумленным взором рационально мыслящего человека вдруг явственно обнажилось несовершенство реального мира. Человек попытался изменить его, сначала веря в просветительскую мощь разума и искусства, затем с помощью критического анализа и, наконец, в насильственных социальных переворотах. Появился новый герой и новая модель поведения — борец за справедливость. Эпоху захлестнули революции, во имя идеи гибли целые династии и сословия, кровь и насилие оправдывались высокими целями. И если культурный герой античной мифологии ценою собственной гибели утверждал более совершенный мир, то герой Нового времени, герой-революционер, никогда не достигал поставленной им перед собой благородной цели. В конечном итоге все возвращалось на круги своя. Идеал и действительность вступили в противоречие. Создалось особое двоемирие Нового времени, двоемирие как противопоставление мира идеального, живущего внутри человека, и мира реального, в котором должен жить этот человек, но против которого восстает вся его внутренняя сущность. Искусство Нового времени отразило эту двойственность. Почувствовав разочарование в окружающем мире, романтики XIX в. впервые обратили взоры внутрь себя и попытались серьезно исследовать тайные пружины всех совершаемых «преступлений и наказаний».

XX век в истории человека оказался самым сложным. Им всерьез занялись философия и психология, рождается собственно «человековедение» — новая наука, исследующая весь комплекс проблем, связанных с теми его тайнами, которые уже относятся к подсознательному, иррациональному, сохранившемуся еще от древней сущности хтонических сил природы. Только в XX в. человек по-настоящему становится «главной идеей эпохи» и всеми силами — наукой и искусствами — познает самого себя. Герою создаются так называемые экстремальные ситуации, часто невоспроизводимые в реальной действительности, как, например, в романах Джона Фаулза или КобоАбэ. Внутренний мир человека предстает в искусстве как художественная модель мироздания, воссозданная через личность, через субъект культуры.

Так были подготовлены последняя четвертая ступень во всемирной истории развития человечества и новая, родившаяся лишь в XX в. субъектно-объектная форма познания, исследующая существующее двоемирие внутри человека, суть которого — в его терзаниях, в борьбе между иррациональным и рациональным, между осознанными действиями и бессознательными, немотивированными поступками. Очевидно, конечной целью этой ступени познания должно быть достижение внутренней гармонии между самим собой, гармонии внутри себя и гармонии со всем внешним миром.

 

Конспективно проследив историю художественной культуры, очевидно, следует вернуться к изначальному тезису и сделать итоговый вывод: «двоемирие» и есть тот принцип, проходящий через все ступени познания и самопознания человека, субъективно проявляющийся как «созидание образа мира в себе» и объективирующийся через искусство в его художественных моделях. Именно в этом смысле мировая художественная культура формирует человека, и именно в этом смысле человек является ее конечной целью.

Развивая свою концепцию понимания культуры, А. Швейцер, например, главным ее содержанием считал этическое начало и в этом смысле различал этическую и неэтическую культуру или этическую и неэтическую цивилизацию. Причины духовного состояния XX в. как века всеобщего упадка культуры он видел в утрате ее этического начала, вернуть которое, по его мысли, возможно только через формирование «мыслящего мировоззрения», что «должно в конечном счете вылиться в осмысленное переживание жизни». Глубоко убежденный в том, что возрождение культуры невозможно без возрождения личности, А. Швейцер писал: «Призвание каждого человеческого существа состоит в том, чтобы, выработав собственное, мыслящее мировоззрение, стать подлинной личностью». (Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. — М., 1993. — С. 270.)

Начало нового тысячелетия подводит итог классической фазе человеческой истории. Начинается новый, неклассический ее период. «Осмысленное переживание жизни» в новых условиях прогнозируемого постиндустриального общества, интеллектно-информационного пространства, как никогда востребует подлинную личность, готовую принять художественно-нравственный опыт человечества от его истоков до XX в.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выбор данной программы связан с тем, что предмет «Мировая художественная культура» в ГОУ СОШ №794 вводится с 8 по 11 класс.

Предлагаемая программа «Мировая художественная культура. 6—9 классы» создана на основе программы автора «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в 2001 г. (М.: Владос) в сборниках программ для общеобразовательных учреждений наряду с программой Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура. 9—11 классы», которые были первыми программами нового тогда учебного предмета «Мировая художественная культура», и в отличие от других программ, появившихся за последнее время, эти программы проверены экспериментально и в достаточной степени научно обоснованы и методически оснащены.

В настоящей программе «Мировая художественная культура. 6—9 классы» по сравнению с ранее изданными программами значительной переработке подверглась та часть программы, которая охватывает Древний мир, Средние века и эпоху Возрождения. Раздел Нового и Новейшего времени является новым необходимым дополнением. Содержание программы соответствует современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения) и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» для 6—9 классов.

Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебных планах.

Программа рассчитана на первичное знакомство учащихся 6—9 классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры. Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Класс


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал