Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право Франции в период Пятой республики






В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Проект новой конституции 1958 г. был одобрен на референдуме.

С 1958 г. в стране был установлен новый конституционный режим – с сильной президентской властью. Формально-юридически республика относится к «смешанным», т.е. президентско-парламентарным. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием. Одновременно он – глава государства и глава исполнительной власти. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть – требует контрассигнации. Президент Франции может распустить Национальное собрание, ввести чрезвычайное положение, провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент; главнокомандующий вооруженными силами; право издания собственных декретов.

Премьер-министр – назначается президентом с учетом партийного большинства в нижней палате парламента – национальном собрании. Премьер руководит деятельностью Совета министров, в составе которого несколько десятков министров.

Правительство подотчетно парламенту Франции: оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом.

Парламент Пятой республики – это сенат (320 депутатов, избранных на 9 лет трехстепенными выборами, с обновлением одной трети каждые 3 года) и Национальное собрание (550 депутатов, избранных прямым голосованием на 5 лет по мажоритарной системе абсолютного большинства). Конституцией 5 республики во Франции и ордонансом от 7 ноября 1958г. был введен Конституционный совет (предварительный контроль над законопроектами). Он осуществляет факультативный и обязательный конституционный контроль над законопроектами, следит за правильностью проведения президентских выборов и референдумов, объявляя их результаты. Состоит из 9 человек (по назначению: 3 президентом, 3- председателем сената, 3- председателем Нац. собрания) на 9 лет. Ротация 1/3 состава происходит каждые 3 года. По должности в составе Конст. Совета числятся все бывшие президенты пятой республики.

По Конституции, государственная система – это неделимая, светская, демократическая и социальная республика. Для нее характерен партийный плюрализм, разработанная доктрина прав человека и осуществление конституционного надзора Конст. советом страны. Политический режим 5 республики конца 50-60-х гг. (эпоха «жесткого голлизма»)

Подчиненность парламента президенту.

Сосредоточение правительственной власти в руках президента.

Зависимость судебной власти от правительственных чиновников.

1968 г. – выступления студентов с требованием демократизации системы высшего образования, их массовые демонстрации, строительство баррикад, всеобщая забастовка.

1969 г. – политический кризис 5 республики, Отставка Шарля де Голля с поста президента и конец эпохи «жесткого голлизма».

Президент Жорж Помпиду (1969-1974), Валери-Жискар д’Эстен (1974-1981).

1981 г. – впервые в 5 республике убедительная победа левых сил на президентских и парламентских выборах. Президент – социалист Франсуа Миттеран(1981-1995).

1995г. – парламентские выборы – победа ОПР (правая партия).

Президент – Жак Ширак («Объединение в поддержку республики»)

2000г. – сокращение срока президентских полномочий до 5 лет.

2002г. – Ж.Ширак переизбран на 5-летний срок.

Иерархия НПА в 5 республике основана на Конституции 1958 г., которая признается основным источником конституционного, уголовного и гражданского права. Декларация прав человека и гражданина 1789г. как конституционный закон также является источником уголовного и гражданского права.

Уголовный кодекс Франции 1994г. заменил УК Наполеона 1810г.

Гражданский кодекс Наполеона 1804г. с многочисленными поправками действует поныне. Судебная практика признается фактическим источником, но не юридическим

63.Дзяржава і права ФРГ (1945 – 1990 г.)

Под контролем оккупационных властей небольшая группа экспертов разработала проект Конституции для Западной Германии. Для принятия Конституции был сформирован особый Парламентский совет из 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель. 8 мая 1949 г. большинством голосов Совет принял конституцию Федеративной республики Германия (ФРГ). Затем она была утверждена ландтагами земель и западными военными губернаторами. 23 мая 1949 г. Конституция ФРГ вступила в силу. ФРГ - демократическое и социально-правовое государство, построенное на началах федерализма. 14 земель пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство. По ст. 31 " федеральное право имеет перевес над правом земель". За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные. Из старого германского конституционализма сохранился институт экзекуции - принуждения федерации в отношении какой-либо земли.

Правительство каждой из земель назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента - будесрат (союзный совет). Нижняя палата - бундестаг - избиралась населением на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года.

Главой государства является президент, избираемый сроком на пять лет федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа делегатов земель, избранных ландтагами. По сравнению с Веймарской конституцией полномочия президента были небольшими.

Федеральные министры несут ответственность перед канцлером, ибо назначаются и увольняются президентом по представлению канцлера. Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае " состояния законодательной необходимости" оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов. Основной закон учреждает Конституционный суд ФРГ, члены которого избираются поровну бундестагом и бундесратом. Он выносит решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по спорам земель, о конституционности или неконституционности действий и законов органов власти.

Основной закон ФРГ фиксирует права и свободы граждан, известные с 1919 г. по Веймарской конституции. Но в конституции ФРГ более обстоятельно представлен блок социальных прав. Как социальное государство ФРГ должно осуществлять политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан.

Конституция ФРГ действует более продолжительное время, чем предшествующие германские основные законы. Конституционный строй ФРГ получил дополнительную правовую защиту посредством чрезвычайного законодательства 60-70 гг., которое предусматривало насильственные меры в отношении лиц и организаций, пытающихся изменить существующий порядок, введения бундестагом особых состояний " напряженности" и " обороны".

Номинально Основной закон ФРГ распространял свое действие и на восточную зону. Он адресовался ко всему германскому народу в целях осуществления " единства и свободы Германии".

Система источников права на федеральном уровне Германии включает в себя следующие нормативные правовые акты:

1) Основной закон;

2) федеральные законы;

3) нормативные акты федерального президента (приказания, распоряжения);

4) нормативные акты федерального правительства (федеральные предписания).

Дополнительный характер носит правовой обычай. Судебная практика не признается официальным (доктринальным) источником права Германии.

В отрасли уголовного права можно специально отметить ст.102 Основного закона 1949 г., отменившую смертную казнь. Уголовный кодекс ФРГ действует в редакции 1987 г. Помимо УК существуют несколько десятков дополнительных законов в уголовно-правовой отрасли, часть из которых является своего рода «малыми кодексами». Таков, например, Закон 1968 г. (в редакции 1975 г.) о нарушениях порядка.

В гражданско-правовой отрасли, например, ст.14 Основного закона ФРГ, посвященная собственности и наследованию, является прямым источником гражданского права. Гражданский кодекс ФРГ, принятый в 1900 г., с многочисленными поправками действует и в наши дни. Отдельные федеральные законы, например, Закон 1961 г. о сделках с землей или Закон 1974 г. о возрасте брачного совершеннолетия, также источники гражданского права Германии в новейший период истории. Правовой обычай был предусмотрен целым рядом статей ГК 1900 г. (ст.157), поэтому он выполняет роль дополнительного источника гражданского права современной Германии.

65. Дзяржаўна-прававое развіццё Кітая (1911 – 1949 г.)

В начале XX века Китай остаётся, как и в XIX в. типичной полуколониальной страной. В следствии коррумпированности местных властей, иностранцы контролируют некоторые поселения, отдельные районы Китая, гос. таможню. Это вызывает недовольство населения и подталкивает революционные события.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал