Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: 36. Общая характеристика и источники мусульманского права.






В Арабском халифате возникла и оформилась одна из наиболее значительных правовых систем средневекового Востока – мусульманское право (шариат). Действие шариата со временем уже не ограничивалось рамками Арабского халифата.

В первые десятилетия Арабского халифата шариат отражал интересы племенной и государственной верхушки. К эпохе правления династии Абассидов (750-1258) он превратился в законченную и сравнительно цельную систему феодального права. В нем оказался законсервированным ряд обычаев и правовых норм, характерных для общинно-патриархального и рабовладельческого укладов.

Шариат – это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Мусульманин, находясь в любой стране, должен был следовать предписаниям ислама и шариата.

В VIII–IX вв. процесс становления шариата как правовой системы в основном завершился. Именно к этому времени относится деятельность мусульманских правоведов: Абу Халифа, получившего титул «великого учителя», Малика ибн Анаса, Мухаммеда ибн Ша-фии, Ахмеда ибн Ханбаля.

К XIV в. завершился раскол ортодоксального (суннитского) направления в шариате. Оформились четыре основных толка (мазхаба) последователями четырех основных мусульманских правоведов, перечисленных выше.

Важнейшим источником шариата считается Коран – священная книга мусульман, составление которой приписывается пророку Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), 6219 стихов (аятов). Вторым обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В IX в. были составлены шесть ортодоксальных сунн. Третье место занимает иджма, рассматривающаяся как «общее согласие мусульманской общины». Иджма создавалась в ходе интерпретации текста Корана или Сунны. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкают фетвы – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права является кияс – решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, содержащееся в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права, путем применения аналогии права.

Источником права в Арабском халифате были также указы и распоряжения халифов – фирманы В более поздних мусульманских государствах ими стали признаваться государственные законы – кануны.

Мусульманское право.Стало основой укрепления арабского государства. Установленное право, или шариат, строится на Коране 650 г., так называемым “божьим откровении”, поведанном Мухаммеду. Пророк Мухаммед и его 4 халифа (халиф- преемник, заместитель) изложили основные заповеди ислама на основе которых и произошло объединение арабских земель в мощное государство Арабский халифат. Коран состоит из 114 сур, 80 из них закрепляют нормы поведения праведного мусульманина и следовательно правовые нормы. Мусульманскому обществу было свойственно отождествлять религиозные и правовые нормы. На этом держались целостность государства и правосознание. Граждане старались не переступать закон не только опасаясь установленного наказания, но и кары божьей. Граждане выступали как объект единственным субъектом арабского права являлся Аллах. Правовая система арабского халифата классифицировала нормы по видам: обязательные, рекомендуемые, дозволительные, предосудительные, запрещенные. Отсутствовали такие понятия как свобода личности, ее незыблемые права, присущие римскому праву. Арабы несли обязанности в отношении Аллаха и неукоснительно должны были выполнять его волю. В процессе формирования феодального общества возникает необходимость создания новой правовой системы путем трансформации исламских религиозных воззрений. Причиной явилась невозможность применить те догмы, которые создавались в рамках родовой общины, к новым условиям. Так появились работы Ахмеда ибн Ханбаля, Абу Ханифа, на основе шариата, разработавших такие нормы, которые можно было применять в отношении института собственности, судебных разбирательств существующих государственных органов. С расширением гос. территории растет число, исповедующих ислам. Разнородность обычаев этих территорий способствует трактовки той или иной нормы. Результатом становится разделение шариата на 2 ветви: шиизм (его приверженцы считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и суннизм (его приверженцы опирались в богословских и правосудных вопросах на Сунну — сборник преданий о словах и поступках пророка). Кроме Корана как источник права применялись Сунна – изложение жизни самого Мухаммеда и иджма – согласие общины. Главы Сунны или хадисы, содержали нормы семейного, судебного права, определяли правовое положение рабов. Иджма (в суннитском исламе одна из основ мусульманского права, согласное мнение исламских авторитетов данной эпохи по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и сунной пророка Мухаммеда. Иджма представлена в комментариях, сведенных в сборники норм, которые восполняют пробелы в религиозном законодательстве. В ходе реализации концепции иджма‘ мусульманской общиной (уммой) были приняты канонический текст Корана, тексты основных сборников хадисов, утверждены основные мусульманские религиозные праздники.) стала результатом совместных трудов общинников, которые были учениками Мухаммеда либо популярными проповедниками. Результатом противодействия различных направлений мусульманства становится кияс “решение правовых дел по аналогии”. На основе норм, установленных шариатом халифы оформляли распорядительные документы – фирманы, ставшие своеобразным источником права. Мусульманское право определяло круг вещей, которые не могли находиться в собственности гражданина – водные пути, пустынная местность, воздух. “Нечистые вещи”, запрещаемые религией – свинина, вино, запрещаемых религией. Понятием вакуф определялась собственность, ставшая пожертвованием храму. Право собственности было незыблемым его никто не мог ограничить. Прямым выражением религиозных догм стало семейное право. Холостое положение не приветствовалось шариатом. При заключении брака обязательным условием было заключение брачного договора. Специфичным стало разрешение многоженства. Система наказаний в Арабском халифате была весьма суровой. Большинство преступлений рассматривались как направленные против Аллаха. Судебный процесс шариата имел обвинительный характер. Процессуальные процедуры производились в устной форме. Клятва на Коране принималась в суде как веское доказательство.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал