Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие наказания
Помимо обязательного денежного возмещения за причиненный ущерб существовали и другие наказания, например связанные с уклонением от явки в суд или от исполнения судебного решения. В этом случае санкция была одна — поставление ослушника вне закона. Он подлежал истреблению как опасный дикий зверь. Из подобной практики возникла санкция в виде смертной казни, причем необходимым следствием поставления вне закона или осуждения на смерть стала конфискация имущества. Телесные наказания вначале применялись для репрессий против непослушных рабов. Затем область их применения расширилась. Например, тот, кто освободит от виселицы еще живого осужденного человека, сам должен быть повешен вместо него. За убийство, совершенное вооруженной шайкой, положен вергельд в 600 солидов. Характерно при этом распределение ответственности между соучастниками преступления. Если жертва получила три раны или больше, то считалось, что в действительности произошло три убийства. Вследствие этого счета из напавшей на человека шайки брали трех человек, каждый из которых должен был уплатить стандартный вергельд, затем еще трех, которые платят по 90 солидов, и еще трех, платящих по 45 солидов. Вопрос 18 Суд и судебный процесс по Салической правде Суд и судопроизводство по Салической правде Процесс по всем делам был исковым, возбуждение жалобы или обвинения было частной инициативой общинника. Вызов в суд происходил при свидетелях. За отказ от явки угрожал штраф. Явка в суд истца и ответчика, обвинителя и обвиняемого должна была быть личной, суть жалобы или обвинения формулировал сам истец. После возражений ответчика собственно вершился суд. Суд шел в две условные стадии: вначале рахинбурги провозглашали обычаи (право) к делу, потом выносили суждение (приговор или решение). На суждение можно было возражать, но тотчас, «не переминая ноги». Собрание народа подтверждало криком суждение. Предполагалось, что это должно быть единогласно, но, разумеется, недовольное меньшинство заставляли умолкнуть. Исполнение судебного решения было делом истца. В случае отказа виноватого добровольно исполнить постановленное судом, можно было обратиться к помощи короля. Крайним средством принуждения было лишение виноватого «королевского покровительства». Решения по имущественным делам (изъятие вещи и т. п.) исполнялись графами, которые также несли личную ответственность за справедливость исполнения. Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказательства, которые не подлежали оспариванию (поличное или королевская грамота при земельных спорах). Были условно-объективные доказательства: жребий или присяга (соприсяжничество). В делах против несвободных или рабов доказательства исчерпывались показаниями под допросом (пыткой). Одним из распространеннейших доказательств был Божий суд – главным образом в виде ордалии. Важное место занимали свидетельские показания.
Основными областями судебного контроля стали:
Отправление правосудия отмечено во времена составления судебника значительной простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей, франков. Сотенное собрание (маль) заседало в отведенном месте с каменными скамьями (мальберг). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), однако высшая власть принадлежала графу — сановнику, назначенному королем для управления пагусом (департаментом), в котором объединялись несколько сотен. Те свободные люди, которые находились в собрании для разрешения дел, именовались рахинбургами. Они восседали на каменных скамьях, поставленных квадратом. Решение выносилось большинством голосов. В каждом суде франков заседали еще особо уполномоченные королевские чиновники, именовавшиеся сацебаронами. В их обязанность входил сбор доли из каждого вознаграждения, которое присуждалось судом. Эта доля причиталась королевской налоговой службе и носила название фредум. Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). Впоследствии, и довольно скоро, эта организация сменилась более централизованной и бюрократизированной. Председательство в суде от тунгина перешло к графу, который отныне обязывался бывать поочередно в разных сотнях своего пагуса. Король сделался высшим судьей, а его двор — судилищем для особо важных персон королевства. Это преобразование шло параллельно преобразованию роли писаного закона, в частности, его дальнейшим уточнениям, изменениям и исправлениям. Вопрос 19 Феодальное право Германии. «Каролина» 1532.
В ХI-ХV в. германское право характеризовалось образованием многочисленных правовых укладов, что отразилось и на деятельности судов, которые применяли разные правовые нормы. «Имперское право» затрагивало лишь отдельные вопросы, к примеру «земский мир» – постановления против распрей феодалов, предоставление привилегий отдельным лицам. Судебные споры между сюзереном и его вассалом и споры вассалов между собой разрешались в феодальном суде по нормам обычного «ленного права». В немецких землях со сложившейся центральной властью для свободных граждан образовалось «земское право». Крепостные судились господином по местному «дворовому» праву, а слуги – по «служилому». Особое развитие получило городское право, возникшее в ХII в. Оно вышло из разбора рыночных споров, но постепенно охватило своей юрисдикцией всех горожан, вытеснив другое право. Широкой известностью пользовалось право городов Любека, Магдебурга и Бремена. Право этих городов заимствовалось другими городами, и В 1220-х годах появляется запись ленного и земского права в виде «Саксонского зерцала», автором которого был Эйке фон Репгау. В 1532 г. появляется первый общегерманский уголовно- процессуальный кодекс «Каролина». В середине ХVIII в. издается Гражданский кодекс Баварии, в Австрии – уголовное уложение «Терезина» (1768 г.), в Австрии – Уголовное уложение (1787 г.), Важнейшим источником германского права стало заимствованное римское частное право. Дигесты Юстиниана признаются важным источником права для Высшего имперского суда, возникшего в 1495 г., а в ХVI в. римское право приобретает авторитет имперского закона и действовует до Германского гражданского уложения 1900 г. До ХVI в. в Германии не существовало единого общегерманского (да и в Европе) законодательства, которое появилось лишь в 1532 г., когда была издана «Уголовная конституция Карла V», названная по латыни «Каролиной». Создание этого уголовно-процессуального памятника связано с проводимой в стране судебной реформой, попыткой унифицировать феодальное право и судопроизводство. Кодекс подразделялся на 2 книги: первая состояла из 103 статей и определяла общий порядок судопроизводства; вторая – из 76 статей и говорила об уголовном праве и наказаниях. Несмотря на вроде бы общегерманский характер «Каролины», тем не менее, она сохранила за каждой феодальной землей свое феодальное уголовное право и судопроизводство. Кодекс имел лишь субсидарное (дополнительное) значение в основном для восполнения пробелов в региональных законах. «Каролина» предусматривала многочисленные преступления: государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира), против религии (богохульство и колдовство), против личности (убийство, отравление, клевета), против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, прелюбодеяние), против собственности (грабеж, поджог, воровство) и др. В кодексе получили точное определение отдельные преступления, некоторые общие понятия уголовного права («покушение», «соучастие», «неосторожность», «необходимая оборона»). Основой карательной политики служили воздаяние, изоляция и, Судебный процесс обуславливался жесткими формальностями. Уголовное дело начиналось по жалобе истца или судом
Вопрос 20 Сословно-представительная монархия во Франции. В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представителъная монархия. Образование сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов. Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк). На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие - римско-католическая церковь. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной. Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий. Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты.
|