Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВОПРОС 32. Конституция США 1787 года
Конституция Соединенных Штатов Америки представляет собой старейшую из ныне действующих конституций. До ее вступления в силу Соединенные Штаты являлись конфедерацией, которая была образована бывшими колониями Великобритании в ходе их борьбы за независимость. 6 конфедерации взаимоотношения между штатами (т.е. государствами) строились в соответствии со Статьями Конфедерации, вступившими в силу в 1781 г. после ратификации их всеми бывшими колониями. Молодые государства (штаты) не могли справиться в одиночку со многими вставшими перед ними проблемами, но конфедеративное объединение было недостаточно сплоченным, чтобы реально обеспечить сотрудничество между штатами и единство их действий. Поэтому встал вопрос о совершенствовании конфедеративных отношений. Собственно, первоначально предполагалось, что в Статьи Конфедерации достаточно внести поправки, чтобы решить назревшие проблемы. Однако попытки усовершенствования конфедеративного механизма привели принятию конституции федеративного государства. Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. в Филадельфии конституционным конвентом, в работе которого приняли участие 55 делегатов (на регулярной основе в заседаниях участвовало порядка 30 человек), представлявших 12 штатов, поскольку Род-Айленд отказался участвовать в его работе. Целью Конституции было юридическое оформление нового государства — Соединенных Штатов Америки. Конституция вступила в силу 4 марта 1789 г. после ратификации ее необходимым большинством штатов.
Основные черты Конституции США Конституция США представляет собой отнюдь не объемный документ, она состоит из преамбулы и семи статей. В преамбуле указывается, что целью принятия американским народом Конституции выступает задача «образовать более совершенный союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию», а также закрепить блага свободы как за народом США, так и его потомством. Статьи конституции, большинство из которых делятся на разделы, обозначаются римскими цифрами. Статья I регулирует статус парламента США — Конгресса. В ст. II определяется правовое положение президента. Статья III посвящена деральной судебной власти. Статья IV регламентирует некоторые вопросы федерализма. Статья V устанавливает процедуру внесения поправок в Конституцию. Статьи VI и VII содержат преимущественно переходные и заключительные положения Конституции. Конституция США впервые ввела пост выборного президента, установила президентскую республику в качестве формы правления, закрепила федеративную форму государственного устройства. Конституция предусматривает достаточно жесткую систему разделения власти, при которой законодательной властью наделяется Конгресс, исполнительной — президент, а судебной — Верховный суд США и другие суды. Принцип разделения власти дополняется системой «сдержек и противовесов» (англ. «checks and balances»), что предполагает сочетание самостоятельного функционирования ветвей власти с их взаимозависимостью и взаимным контролем. Так, президент и Верховный суд США действуют на основе законов, принимаемых Конгрессом. В то же время глава американского государства имеет право отлагательного вето на такие законы, а Верховный суд США может признавать акты Конгресса и президента противоречащими Конституции. Президент производит назначения членов Верховного суда США, которые утверждаются верхней палатой Конгресса — Сенатом. При этом президент может быть отстранен от должности Конгрессом в случае совершения им какого-либо тяжкого преступления. Конституция США оказала заметное влияние на основные законы многих стран мира. Под ее воздействием стала получать признание и все большее распространение доктрина конституционализма, т.е. демократии, базирующейся на наличии конституции как фундаментальном юридическом акте, ее неукоснительном соблюдении государством и всеми гражданами.
Процедура изменения Конституции
Конституция США относится к числу «жестких», поскольку изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки к ней могут быть приняты либо 2/3, голосов членов каждой из палат Конгресса, что обычно и имело место, либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва на практике пока не встречалось). Поправки вступают в силу после того, как будут ратифицированы (утверждены) законодательными собраниями или специально созываемыми конвентами 3/4штатов. Обычно ратификацию осуществляли легислатуры, но были случаи созыва конвентов штатов. Например, XXI поправка (отменяла сухой закон) была ратифицирована конвентами штатов. За время, прошедшее с момента принятия Конституции, были приняты и вступили в силу лишь 27 поправок. Первые десять поправок именуются Биллем о правах. Они были приняты в 1789 с и ратифицированы требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепил важнейшие права и свободы человека, которые практически отсутствовали в первоначальном тексте Конституции. Последующие поправки касались вопросов избирательного права, расового и национального равноправия граждан, преемственности власти в случае досрочного прекращения полномочий президента, отдельных вопросов правосудия и т.д. В обшей сложности Конгрессом было принято около 40 поправок, но не все из них были ратифицированы штатами. Так, в 1972 г. Конгресс принял поправку о закреплении равноправия по признаку пола и праве Конгресса законодательствовать для обеспечения этого равноправия. Первоначально срок, до которого должны были быть получены необходимые ратификации, истекал 22 марта 1979 г., но затем Конгресс продлил его до 30 июня 1982 г. Однако и к новому сроку так и не удалось собрать необходимый для вступления поправки в силу минимум в 38 штатов, которые бы ратифицировали эту поправку. В 1978 г. Конгресс одобрил поправку, согласно которой Федеральный округ Колумбия уравнивался бы в правах со штатами в отношении представительства в Конгрессе, в коллегии выбощиков Президента США и в ратификации конституционных поправок. Был установлен крайний срок окончания принятия ратификаций: 22 августа 1985 г. Но к этому сроку не хватило необходимого количества ратификаций, и поправка не вступила в силу. Однако раньше предельных сроков для сбора необходимого числа ратификаций не устанавливалось. Поправки могли (и некоторые из них до сих пор могут) длительное время рассматриваться законодательными собраниями субъектов американской федерации. В данном отношении показательна судьба конституционной поправки, принятой Конгрессом еше в 1789 г.: «Ни один закон, изменяющий размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей, не должен вступать в силу до проведения следующих выборов в Палату представителей». Данная поправка находилась на стадии ратификации 203 года. Лишь в 1992 г. она была ратифицирована 38-м штатом (Мичиган) и, соответственно, вступила в силу как поправка XXVII к Конституции США. В отличие от конституционной практики большинства других стран, поправки, принятые к Конституции США, не включаются непосредственно в ее текст, а публикуются дополнительно к первоначальному тексту. Содержание Конституции во многом дополняется и даже модифицируется законами Конгресса, актами президента, судебными прецедентами (весьма показательно высказывание одного из видных судебных деятелей США о том, что «Конституция есть то, что скажут о ней судьи»), конституционными обычаями. Это дает определенное основание говорить о так называемой «живой конституции», отличающейся от юридической конституции и в большей степени соответствующей современным общественным отношениям.
ВОПРОС 33. Декларация прав человека и гражданина 1789 года
Декларация прав человека и гражданина 1789 г. С первых же дней революции Национальное, а затем Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии. Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования ре-волюционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом. На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами (" люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" - ст. 1). Именно " забвение прав человека", пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, " причинами общественных бедствий и пороков правительств". В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: " Свобода и собственность - вот крик природы". В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, но и специфические интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения формирующегося капиталистического общества. Так, свобода, сформулированная в ст. 4 в духе господствовавших в то время индивидуалистических концепций, переводилась на юридический язык как возможность " делать все, что не приносит вреда другому". Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным правом, которое объявлялось в этом документе " неприкосновенным и священным". Незыблемость частной собственности была гарантирована: " Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости", причем лишь на условиях " справедливого и предварительного возмещения" (ст. 17). Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В декларации была осуществлена своеобразная " национализация" государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на " собственном праве короля", а трактовалась как выражение национального суверенитета (" источник суверенитета зиждется по существу в нации" - ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по " вверенной ему части управления" (ст. 15). Закон рассматривался как " выражение общей воли" (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам " сообразно их способностям" в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости госу-дарственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей " ввиду их равенства перед законом". Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан (" право высказываться, писать и печатать свободно" - ст. 11; " право выражать свои мнения, в том числе религиозные" - ст. 10). Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на " твердой основе закона". В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: " Только то дозволено, что раз-решается". Согласно же ст. 5 Декларации, все, " что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: " Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения". Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания без указания на то в законе), " закон не имеет обратной силы". Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, " задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться". Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность. Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 " общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ " для всех народов и на все времена". При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения декларации и используя оказавшуюся в их руках государст-венную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований. В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4-11 августа 1789 г. торжественно заявило, что оно " окончательно упраздняет феодальный порядок". Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях. Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей (вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами. Предвидя вероятную неудовлетворенность крестьянства и бедноты Франции слишком умеренным подходом к решению аграрной проблемы, ставшей в ходе революции ключевой, Учредительное собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось " наблюдать за сохранением общественного спокойствия" и " разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах". Последовавшими за принятием декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало церковное имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии. Французская католическая церковь, получившая новое гражданское устройство, выводилась из подчинения Ватикану. Священники приносили присягу на верность французскому государству и переходили на его содержание. Церковь потеряла свое традиционное право регистрировать акты гражданского состояния. Учредительное собрание отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Оно упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны). Однако конституционалисты, настроенные на компромисс с королем Людовиком XVI и дворянством, исповедовавшие политическую умеренность и осмотрительность, не останавливались перед принятием жестких законодательных мер, направленных против революционно настроенных масс. Так, была продолжена серия декретов против " беспорядка и анархии", а также против подстрекательства к не-повиновению законам (Декрет от 18 июня 1791 г.). Еще в большей степени недоверие конституционалистов к простому народу, особенно к низам общества, проявилось в Декрете от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось вопреки провозглашенной идее равенства деление французов на активных и пассивных граждан. Только первым предоставлялось право голоса, вторые этого права были лишены. Согласно закону активные граждане должны были удовлетворять следующим условиям: 1) быть французом, 2) достичь двадцатипятилетнего возраста, 3) проживать в определенном кантоне не менее 1 года, 4) уплачивать прямой налог в размере не меньше трехдневной заработной платы для данной местности, 5) не быть слугой " на жалованье". Подавляющая часть французов не удовлетворяла этим квалификационным требованиям и попадала в разряд пассивных граждан. Антидемократические положения были включены и в закон Ле Шапелье 1791 г., формально направленный против феодальных корпораций и цеховых объединений, но практически запрещавший рабочие союзы, собрания и стачки. Нарушители закона подвергались штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному заключению.
ВОПРОС 34. Конституционное законодательство Англии в период буржуазной революции. Английская буржуазная революция ХVII в. была началом новой эпохи. Она впервые провозгласила принципы нового буржуазного общественно-политического порядка. Сделала необратимым процесс его становления не только в Англии, но и в Европе в целом. Движущие силы революции. Перед революцией в Англии сосуществовали два хозяйственных уклада: старый - феодальный и новый - капиталистический. Особенность развития страны заключалась в том, что буржуазные отношения в сельском хозяйстве стали развиваться намного раньше, чем в промышленности. По этой причине именно английская деревня стала центром социального конфликта. Здесь происходит обезземеливание крестьянства и формирование капиталистического класса арендаторов. Особенности революции: 1. Раскол дворянского сословия на два антагонистических класса: а) старое феодальное, б) новое обуржуазившееся дворянство - джентри. 2. Своеобразное идеологическое оформление социально-классовых и политических целей революции. Роль боевой теории восставшей буржуазии играет пуританство - религиозное течение, возникшее еще в 20-е годы XVI в. В ходе революции пуританство подвергается расколу на умеренное и радикальное течения: пресвитерианство и индепенденство. Оба эти течения проповедовали идею конституционной монархии. Наиболее радикальным было движение левеллеров, объединяющее ремесленников и крестьян. Левеллеры требовали установления республики и равноправия всех граждан. Предпосылки революции. В ХУП в. абсолютная монархия становится тормозом на пути развития капиталистических отношений в Англии. Тогда буржуазия и новое дворянство перестают оказывать поддержку абсолютизму и становятся в оппозицию к нему.
|