Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и характеристика актов законодательных источников трудовых прав граждан
В источниках трудового права Республики Беларусь отражаются материальные условия жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники трудового права. Сегодня это происходит в связи с тем, что трудовое законодательство быстро обновляется. С изменением производственных отношений, трансформацией форм собственности, разгосударствлением государственных и коммунальных предприятий изменяются трудовые отношения, поэтому меняется и трудовое законодательство, его источники изменяются в направлении максимального их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются или исправляются, дополняются, появляются новые. Поэтому источники трудового права в материальном смысле замыкаются, прежде всего, на экономической системе нашего государства, в которой детерминирует процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности, результатом которой являются нормативно-правовые акты по трудовому праву. Именно они служат формой выражения государственной воли белорусского народа, опосредствующей экономические и социальные условия жизни народа и необходимость действий государства по защите трудовых и социальных прав своего народа [20, c. 56]. Понимая право как надстройку над базисом, наука объясняет, что силой, создающей право, причиной, вызывающей его к жизни, являются материальные условия жизни, способ производства, экономический строй любого классового общества. Поэтому, в конечном счете, источником права в материальном смысле являются материальные условия жизни общества. С учетом изложенного при раскрытии понятия источников трудового права следует исходить из понимания природы права и диалектического подхода к вопросам создания правовых норм, в основе которых лежат экономический строй и условия материальной жизни народа. Государство, опосредуя через сознание и волю народа материальные условия его жизни, принимает нормативно-правовые акты, выражающие его экономические и политические интересы, обеспечивая их соблюдение своей принудительной силой. Посредством правотворчества государство устанавливает соответствующие нормативно-правовые акты или признает отдельные социальные акты правовыми на основе научного познания законов экономического развития общества. Источником права, в котором выражена воля законодателя, является правотворчество. Следовательно, силой, порождающей нормативно-правовые акты, являются материальные условия жизни общества, а силой, придающей им общеобязательный характер – белорусское государство, осуществляющее правотворчество. Правотворчество понимается как создание права, деятельность, результатом которой является установление в обществе действующих нормативно-правовых актов. Таким образом, возведение в закон воли народа, придание ей государственного характера путем выражения общественных правил-норм в форме нормативно-правовых актов составляют содержание правотворчества. Однако правотворчество как особая форма или вид деятельности государства может состоять не только в установлении новых нормативно-правовых актов, но и в изменении и отмене устаревших. Нормативно-правовые акты о трудовом праве должны действовать активно, подтверждать на практике свою полезность и эффективность. Если же эти нормативно-правовые акты не соответствуют указанным требованиям и бездействуют, они перестают отвечать потребностям общества и подлежат изменению или отмене. При исследовании источников трудового права Республики Беларусь в юридическом смысле следует исходить также из понятия источников этой отрасли права как специфической формы выражения и закрепления норм права, нормативно-правовых актов, которые создают, изменяют или отменяют правовые нормы. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам. В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники, их представители, с одной стороны, и работодатели, их организации или представители – с другой. Поэтому источники трудового права Республики Беларусь можно классифицировать по следующим основаниям: по степени их важности и субординации; по системе трудового права, его институтов; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере их действия и по степени обобщенности. Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются: 1) Конституция Республики Беларусь; 2) ТК и другие акты законодательства о труде; 3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством; 4) трудовые договоры. Источник позитивного права – это форма выражения государственной воли, направленная на признание факта существования права, на его формирование или изменение. В отечественном правоведении под формой (источником) права как способом закрепления правовых велений или способом выражения возведенной в закон воли господствующего класса иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяют внутреннюю форму. Последняя рассматривается как система или структура, внутреннее строение права, как распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и методу правового регулирования [25, c. 7]. Под источником права понимается форма права. Это акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием. Нормы трудового права могут быть закреплены в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права, например государственного. Так, в Конституции Республики Беларусь, которая является юридической базой текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда. Большое значение для источников права имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Не меньшее значение для российского законодательства имеют и конвенции МОТ, акты, принятые этой международной организацией и ратифицированные правительствами отдельных стран, и в том числе Республики Беларусь. Учитывая особенности этих норм, национальное законодательство должно строиться в соответствии с ними, обеспечивать их соблюдение и придавать их исполнению обязательный характер. Нормативный акт является наиболее распространенным источником трудового права. Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его органа в системе органов государства или в политической системе в целом. Нормативный договор также используется как источник трудового права. В качестве примера этого источника во внутринациональном праве можно назвать коллективный договор. Коллективный договор заключается между нанимателями и коллективами наемных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств работодателей и работников в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах предприятий или организаций и имеют локальный характер [9, c.32]. К разновидностям нормативного договора следует отнести и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное) и местном (местное) уровнях. В частности, сторонами генеральных соглашений выступают правительство, федерация профсоюзов и объединения предпринимателей. В этих соглашениях (а также в отраслевых и местных) содержатся согласованные установления, имеющие характер общей нормы, а следовательно, они обладают всеми признаками нормативного договора. Некоторые авторы рассматривают нормативный договор в качестве нормативно-правового акта. Подчеркивая, что, например, коллективный договор обусловлен государственным решением, установившим возможность его заключения, что обязательность его норм гарантируется государством, а установленные в нем положения подкрепляются авторитетом общественной организации и трудового коллектива, сторонники такой позиции делают вывод, что нормативный договор является нормативным юридическим актом [28, с. 57]. Большинство ученых считают, что нормативный договор как источник права обладает такой спецификой, которая дает основания считать его самостоятельной формой права. Эта специфика проявляется, прежде всего, в договорном характере нормативных правоустановлений, в особенностях их действия и реализации. Более того, в настоящее время в связи с процессами формирования рыночных отношений, новыми факторами в различных сферах жизни роль нормативного договора будет повышаться. Таким образом, нормативные договоры в настоящее время получают все более широкое распространение как источники права трудового права в Республике Беларусь. Источники трудового права можно классифицировать: 1) по их юридической силе; 2) по сфере их действия. По юридической силе источники трудового права делятся на законы, которые обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими источниками, и подзаконные акты - указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила (в рамках министерств, ведомств, комитетов) и локальные (местные) акты, значение которых в настоящее время существенно возрастает. Это особенно относится к коллективным договорам и соглашениям. Последние не были известны нашему законодательству последних лет. Среди них имеются генеральные, региональные, отраслевые, профессиональные и территориальные, субъектами их являются объединения предпринимателей и работающих и даже Правительство Республики Беларусь. Все они направлены на решение трудовых и социальных вопросов. Но источниками трудового права они становятся не поэтому, а именно в силу их договорного, согласительного характера, причем только в той их части, в какой они носят характер нормативных условий. По сфере действия источники могут быть республиканскими, отраслевыми и местными (локальными). Разновидностью этой же классификации может быть и классификация по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы трудового законодательства. Важнейшим источником отечественного права в целом, в том числе и трудового, является Конституция Республики Беларусь. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Она является юридической базой текущего трудового законодательства. В ней закреплены права и свободы человека и гражданина, равенство их перед законом и судом. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Труд является свободным, причем каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы [28, c. 66]. Указанные нормы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и порядок применения иных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В систему источников трудового права, кроме Конституции, входят следующие виды нормативных актов: законы, декреты, указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, в первую очередь Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, нормативные акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты. Все нормативно-правовые акты подразделяются на две крупные группы: законы и подзаконные акты. Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативно-правовых актов. В Республике Беларусь понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации определяет и устанавливает Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные, общие положения, которые требуют или допускают их конкретизацию. В условиях перехода к рыночной экономике возрастает значение локальных актов. Господствовавшие ранее административные методы управления экономикой уходят в прошлое, предприятиям предоставляется больший объем прав и ответственности, чем раньше, и локальные нормы в большей мере могут отразить особенности правового регулирования трудовых и социальных отношений на отдельных предприятиях. Единство и дифференциация норм трудового права характеризуется тем, что правовые нормы делятся на две группы: общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда, и специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин, молодежь, лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, временных и сезонных работников и т.п.). Дифференциация норм трудового права по категориям работников выражается в наделении их дополнительными правами, льготами и преимуществами (женщин, молодежи, инвалидов, лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда). В ряде случаев дифференциация связана с необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (работники транспорта, авиации), с установлением более высокой ответственности за правонарушения в сфере труда (руководители организаций и их заместители, работники, обслуживающие материальные ценности, выполняющие воспитательные функции). Дифференциация норм трудового права неразрывно связана с их единством. Она находит отражение в специальных нормах путем конкретизации общих норм, их дополнения, а в некоторых случаях изъятия (лица, для которых не устанавливается испытательный срок). Таким образом, под источником трудового права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение. Источники права характеризуются рядом особенностей. Они призваны нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должны быть обусловлены существующим социально-экономическим базисом; закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы.
|